Фрагмент для ознакомления
2
Сфера государственных и муниципальных закупок достаточно новая для российской практики организационно-правовая область обеспечения необходимыми ресурсами (товары и услуги) органы местного самоуправления и муниципальные учреждения.
На протяжении длительного времени до внедрения системы государственных и муниципальных закупок процессы обеспечения государственных организаций товарами и услугами осуществлялся на договорной основе без объявления конкурсов и тендеров, что зачастую приводило к неэффективному использованию бюджетных средств, принятию коррупционных решений, лоббированию интересов некоторых субъектов управления. Заказы муниципальных учреждений были доступны только «аффилированным» субъектам предпринимательской деятельности, что изначально отвергало принцип конкуренции в данной сфере [26, С.58].
Начиная с 2010 года, стала формироваться основа для решения данной проблемы и разрабатываться соответствующие законопроекты. Пришло осознание того, что сфера закупок - важная область обеспечения государственных и муниципальных нужд. В данной сфере нужен не только четкий контроль, но и полная регламентация всех процессов взаимодействия субъектов, методическое обоснование нормативов закупок, создание максимальных условий для конкуренции между поставщиками, открытости процедур отбора поставщиков.
Все взаимоотношения между исполнителями и заказчиками, относящимися как к муниципальным, так и к государственным субъектам регулируются одним ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако непосредственно оплата закупок на региональном уровне осуществляется из регионального бюджета, а муниципальных и из местного бюджета. Это во многом определяет специфику организации закупок и масштабы полномочий по использованию бюджетов руководителями органов власти, принимающих решение по закупкам.
Согласно ст. 3 ФЗ №44-ФЗ «закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта [6].Государственные бюджетные учреждения и органы местного самоуправления являются субъектами закупок. В результате на законодательном уровне установлена приоритетная задача по организации данного взаимодействия субъектов государственных и муниципальных закупок таким образом, чтобы достичь двусторонней конкурентоспособности: со стороны власти и со стороны бизнеса (рис.1) [22, С.3].
Рисунок 1. Взаимодействие субъектов государственных и муниципальных закупок [27]
Предметом антимонопольного государственного контроля в сфере закупок является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объекты контроля - это любые субъекты, которые принимают участие в деятельности закупок - то есть, это и Заказчики, и контрактные службы, и управляющие, и комиссии, и органы уполномоченной власти, и спец-организации, и даже операторы ЭТП и прочие лица, непосредственно принимающие участие в закупках.
В 5 главе ФЗ №44-ФЗ есть полное описание контроля в сфере закупок и контроля орган в этой сфере, если быть точнее, то:
- ведомственный контроль,
- общественных контроль,
- внутренний контроль.
В 3 части 99 статьи в Законе о контрактной системе говорится о том, что ведомственный контроль в отношении закупок и каждого Заказчиков должен осуществляться отдельным контрольным органов этой сферы. Однако, даже при таком разнообразие органов контроля, ведущая роль для всех Заказчиков отводится ФАС и Казначейству. Итак, именно Казначейство осуществляет контроль, который предусмотрен 5 частью в статье 99 в 44-ФЗ, который имеет неофициальное название «финансовый контроль». В сферу деятельности данного контроля входит осуществление и сопоставления полученных сведений из самых разных видов документации, для того, чтобы определить соответствует ли закупка той сумме фин-обеспечения которое было установлено. Данный механизм нацелен на цель в виде снижения риска по не целевым расходам средств из бюджета. Главенствующим инструментом фин-контроля служит идентификационный код закупки, в сокращении ИКЗ. Он помогает увидеть всю историю закупки, которая начинается от планирования до исполнения сделки.
Основные положения КоАП России в данной сфере также имеет прямое отношение к деятельности ФАС, поскольку опираясь на них ФАС имеет право на то, чтобы ввести штраф для субъекта закупки. Хотя законодательная база устанавливает и срок в который может быть осуществлена проверка - 1 раз в 6 месяцев, но стоит помнить о том, что у любого правила есть исключения, здесь исключением являются специализированные организации, для которых свой оговоренный срок - не более, чем 1 раз в 1 конкретной закупке. Сведения о планирующихся проверках можно посмотреть на общедоступном портале на сайте ЕИС. Однако, ФАС России может осуществлять не только плановые, но и внеплановые проверки, для последних должны быть веские аргументы - например жалоба конкурсанта участвующего в закупке.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст (по состоянию на 01.06.2016 г.)./ М.: ИНФРА-М, 2021, - 218 с.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2005. - № 30. - ч. 1. - Ст. 3105.
3. ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант-плюс.СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант Плюс».– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
5. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
6. Абросимова О.В. Некоторые проблемы правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд / О.В. Абросимова. // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия: Право. - 2014.- № 2(16). - С. 64-66.
7. Андрианова В.Н. История становления и развития правового регулирования государственных закупок в электронной форме в Российской Федерации / В.Н.Андрианова. // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 27. - С. 23-26.
8. Анчишкина О.В. Особенности ценообразования в закупках // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2015. - №2. - С.56-60.
9. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2014. - № 2. - С. - 160-164.
10. Белов В.Е. Нормирование в системе планирования государственных и муниципальных закупок: экономико-правовые аспекты// Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №4. - С.57-62.
11. Зайцев В. И. К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 438-440
12. Золотарева А.Б. Рациональна ли существующая система централизации закупок? // Юридические исследования. - 2015. - № 12. - С.19-41.
13. Кривенчук Е. О. Формирование системы управления муниципальными закупками в Ленинградской области // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 356-358.
14. Маковлева Е.Е. Актуальные вопросы применения национального режима в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник ОрелГАУ. - 2015. – №3. – С. 54-56.
15. Мамедова Н.А., Щербакова К.С. Оценка результативности деятельности ФАС России по осуществлению контроля в сфере государственных закупок // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право».- 2016. - №2.- С.33-41.
16. Мараев К.Е., Василенко Г.Н. О подходе к контрольной деятельности антимонопольного органа в сфере закупок // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podhode-k-kontrolnoy-deyatelnosti-antimonopolnogo-organa-v-sfere-zakupok (дата обращения: 22.09.2021).
17. Медведева Н. Г. Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками // Инновационная наука. 2015.- № 5–3. С. 115-119.
18. Нестеров Н.В. Эффективность государственных закупок: «экономика должна быть» // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение – 2015 - №40.- С.58-63.
19. Национальный план противодействия коррупции // Российская газета - Федеральный выпуск №4721 (0). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2008/08/05/plan-dok.html (Дата обращения: 22.05.2021)
20. Новый уровень контроля. Интервью начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой // Бюджет.- 2016.- №. 4. – С. 23.
21. Отчет РАНХиГС при Президенте РФ о НИР по теме «Формирование и развитие контрактной системы в сфере закупок в субъектах Российской Федерации» // Москва, РАНХиГС, 2019.- 312 с.
22. Саакян Т.В., Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. Нормирование государственных закупок как инструмент их интеграции с бюджетным процессом // Финансовый журнал. - 2015. - №5. - С. 5-10.
23. Сорокина Н.П. Механизмы и процедуры государственных и муниципальных закупок и особенности их применения // Современные научные исследования и инновации. 2015. - № 7 - [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56664 (дата обращения: 19.05.2021).
24. Официальный сайт Государственной информационной системы. - Электронный источник. Режим доступа: URL: http://zakupki.nso.ru/ (Дата обращения: 22.05.2021)
25. ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ Электронный источник. Режим доступа: URL: https://www.pro-goszakaz.ru /(Дата обращения: 22.05.2021)