Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Реализация федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в профессиональных организациях среднего профессионального образования предполагает изменение, прежде всего, результата обучения. Результаты обучения в соответствии с ФГОС СПО представляют собой освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Сегодня одним из важных условий присвоения квалификации является непосредственное участие работодателя в разработке основной профессиональной образовательной программы и/или программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и в оценке качества образования. Главным отличием стандартов третьего поколения от стандартов второго поколения является их ориентированность не столько на цель образования, сколько на его результат. Оценивание результатов обучения в соответствии с ФГОС СПО происходит в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся.
В процессе обучения каждый студент в сравнительно небольшой промежуток своей жизни должен получить представление о выбранной профессии, базовые знания, умения и навыки, найти свое место в обществе. Уровень получаемых знаний, умений и навыков определяется разнообразными видами и формами контроля.
Успешное развитие профессионального образования во многом будет зависеть от того, насколько оно сумеет вписаться в общемировые образовательные процессы и играть в них роль, соответствующую его потенциальным возможностям. С этих позиций, исследование основных тенденций использования контрольно-измерительных материалов для выявления уровня подготовки специалистов на теоретических занятиях для обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, способствующую повышению эффективности образовательного процесса представляется весьма актуальным.
Проблема исследования: какова специфика использования контрольно-измерительных материалов на теоретических занятиях для обучающихся в УСПО.
Цель исследования – изучить и проанализировать специфику использования контрольно-измерительных материалов на теоретических занятиях для обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую документацию, литературу, интернет-источники с целью выявления требований и стандартов к контрольно-измерительным материалам.
2. Провести опытно-экспериментальное исследование по разработке планов - конспектов занятий с учетом специфики использования контрольно-измерительных материалов.
3. Выполнить анализ опытно-экспериментального исследования.
Объект исследования — Применение контрольно-измерительных материалов на теоретических занятиях в условиях УСПО.
Предмет исследования — Специфика использования контрольно-измерительных материалов на теоретических занятиях для обучающихся в УСПО.
Методы исследования – изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Теоретико-методологическая основа исследования: научные труды, книги, издания периодической печати, интернет источники.
База исследования: методические разработки педагогов профессионального обучения, учебно-методические комплексы по дисциплинам профессионального цикла учебных заведений среднего профессионального образования.
Структура работы включает введение, основную часть (две главы), заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Сущность и содержание контрольно-измерительных материалов
Успешное развитие профессионального образования во многом зависит от того, насколько оно сумеет вписаться в общемировые образовательные процессы и занять в них позицию, соответствующую его современным образовательным требованиям и возможностям. С этой точки зрения исследование основных тенденций разработки контрольно-измерительных материалов, способствующих качественной подготовке специалистов в области высшего профессионального образования, повышает эффективность образовательного процесса и является весьма актуальной на сегодняшний день. В современной отечественной науке проблемы образования как социального института изучаются специалистами разных отраслей знания – педагогами, психологами, философами, социологами. Многоаспектность поставленной проблемы требует привлечения к ее решению положений различных научных направлений: экономической теории, менеджмента, профильных научно-технических направлений, социологии и общей педагогики .
Особый интерес представляют работы, которые системно рассматривают положения качества образования, затрагивающие вопросы управления образованием, технологического аппарата, а также использования базовых положений и методов всеобщего управления качеством образования (А. Аганбегян, В. Байденко, В.Я. Белобрагин, С. Богомолов, Г.Л. Бордовский, Ю.В. Васильев, Т. Воронина, Г.Г. Габдуллин, О.А. Горленко и др.) Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки. Отношение к выбранной профессии, умение увидеть ее со стороны и себя в ней играет большую роль в становлении человека как профессионала.
В процессе обучения каждый студент должен не только получить представление о выбранной профессии, но и основные знания, умения и практический опыт, предполагаемые при освоении дисциплины. Уровень освоения полученного материала проверяется с помощью текущей аттестации, или контрольно-измерительных материалов. Контрольно-измерительные материалы – это совокупность оценочных средств и процедур, которые применяются для контроля и измерения уровня сформированности образовательных результатов.
Цель контроля – установление состояния усвоения знаний, контролируемых на различных этапах учебного процесса и для локальных элементов предметной сферы, соответствия выявленного уровня планируемым целям подготовки специалиста на данном этапе, использование полученных данных для управления дальнейшим обучением .
Важную роль в управлении личностью свой деятельностью и поведением играет самоконтроль – это «сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения, своих действий, поступков, движений с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям», которые личность предъявляет к себе.
Процесс подготовки студентов предполагает разные формы контроля, которые характеризуют разные уровни и объемы знаний, и, следовательно, вносят разный вклад в итоговую оценку.
Применительно к обучению в научной литературе по управлению, психологии и педагогике указывается множество разновидностей контроля. В.А. Якунин в зависимости от основания классификации выделяет следующие виды контроля:
– по масштабам целей – стратегический, тактический, оперативный;
– по этапам обучения – начальный, промежуточный, итоговый;
– по временной направленности – ретроспективный, предупредительный;
– по частоте контроля – разовый, периодический, систематический;
– по широте контролируемой области – локальный, выборочный, сплошной;
– по организационным формам обучения – индивидуальный, групповой, фронтальный;
– по формам социальной опосредованности – внешний или социальный, взаимоконтроль, самоконтроль;
– по видам учебных занятий – на лекциях, практических занятиях, семинарах, зачетах, экзаменах;
– по способам осуществления – письменный, устный, машинный, матричный, стандартизированный и т.д .
Названные выше виды контроля обусловлены социальными и психолого-педагогическими закономерностями обучения и выступают как элементы целостной системы, обеспечивающей эффективное управление ходом учебного процесса.
В образовательном процессе чаще всего используют различные виды контроля по видам учебных занятий: экзамен, курсовая работа, дифференцированный зачет по итогам семестра, доклад, реферат, зачет по теме, письменная контрольная работа, выступление на семинаре, компьютерный тест, устный ответ на вопрос.
Также в педагогической практике выделяют виды контроля по этапам обучения: предварительный (входной), текущий, рубежный, итоговый, заключительный и по способам осуществления: письменный, устный, компьютерное тестирование.
Цель контрольно-измерительных материалов – проверить достижения студентов и выявить их пробелы по изучаемой дисциплине. Комплект контрольно-измерительных материалов разрабатывается на основе требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки и может быть использован в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках укрупненной группы профессий). Контрольно-измерительные материалы позволяют проводить оценку актуальных на рынке труда знаний, умений и профессиональных навыков.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение .
Задачи КИМ:
- Возможность квалифицированной «обратной связи» относительно образовательных достижений и пробелов студентов.
- Повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки.
- «Доказательность» достижения заявленных образовательных результатов.
Основные требования к КИМ:
- Валидность (пригодность) – качество КИМ, отражающее способность получать результат, соответствующий поставленной цели.
- Надежность – качество КИМ, отражающее способность во всех сходных случаях получать сходные результаты и меру доверия к полученной оценке.
- Системность - качество КИМ, предполагающее подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой образовательных результатов.
- Значимость - в оценочные материалы должны включаться наиболее значимые элементы содержания, отражающие запланированные результаты.
- Объективность – качество оценочных процедур, исключающее, насколько возможно, субъективные погрешности в оценке и измерении; обеспечивается максимальной стандартизацией проведения таких процедур .
Установление контроля над знаниями особенно актуально в данный период времени, когда вся система образования на несколько месяцев переходила в режим дистанционного обучения и может вернуться в этот режим в любой момент. Практически весь материал в такой удаленной форме осваивается самостоятельно учениками, контролировать процесс освоения материала становится труднее . Контрольно-измерительные материалы способствуют эффективному оцениванию, насколько полно каждый из учеников освоил тот или иной аспект изучаемого материала. Система контроля освоения программы учащимися позволяет выявить степень освоения темы каждым ребенком индивидуально и скорректировать учебный план под каждого ученика по отдельности, если это необходимо. Разнообразие форм и методов этого контроля повышает интерес обучающихся к процессу оценивания своих же собственных результатов.
Итак, мы можем сказать, что контрольно-измерительные материалы значительно упрощают систему оценивания в условиях работы на расстоянии. Исходя из всего вышеуказанного и вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что контрольно-измерительные материалы достаточно востребованы для оценки знаний, полученных во время дистанционного обучения. С их помощью очень удобно собирать отчет о степени изученности материала, корректировать учебные задания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бойченко Г. Н. Распределенное образование и обучение: основные тенденции и перспективы [Электронный ресурс]. / Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова. // Высшее образование сегодня, 2015. – № 7. – С. 20-24
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическок пособие ФГОС. – М.: Высшая школа, 2015. - 259 c.
3. Есешкин К. И. Перспективы использования результатов неформального образования в колледже: SWOT-анализ / К. И. Есешкин // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Т. 12. – № 1(45). – С. 18-25. – DOI 10.51609/2079-3499_2021_12_01_18.
4. Зубцов, И. А. Использование онлайн сервисов в образовательной практике преподавателей учреждений среднего профессионального образования [Текст]. / И. А. Зубцов, Г. Н. Бойченко. // Modern informatics and its teaching methods (MITM2020) [Electronic resource]: collection of materials of the international scientific-practical conference. – Andijan, Uzbekistan. May 20, 2020 Section I. Modern methods of teaching computer science in higher and general secondary education DOI 10.26739/conf_20/05/2020_1. pp. 62-66.
5. Иванченко В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей / В.Н. Иванченко. - М.: Феникс, 2016. - 352 c.
6. Кузнецова Л.С. Технология модульного обучения. Деятельностный модуль в организации педагогического контроля / Л. С. Кузнецова // Развитие и достижения в учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности : 69-ая региональная учебно-методическая конференция, Пятигорск, 03–04 декабря 2015 года. – Пятигорск: ООО «Рекламно-информационное агентство на КМВ», 2015. – С. 115-126.
7. Лазукина З. Ю. Психолого-педагогическая характеристика студентов вуза как социально-возрастной категории / З. Ю. Лазукина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-1. – С. 253-256.
8. Мартишина Н.В., Еремкина О.В., Гребенкина Л.К. /Профессионально-личностное развитие студентов в высшей школе: Учебно-методическое пособие / Н. В. Мартишина, О. В. Еремкина, Л. К. Гребенкина [и др.]. - Рязань: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Концепция», 2016. - 172 с
9. Мишурина О.А. Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки учебных достижений студентов в условиях реализации компетентностного подхода // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-5. – С. 909-91
10. Путинцева, И. К. Использование контрольно-измерительных материалов в условиях дистанционного обучения / И. К. Путинцева // Человек и природа : сборник материалов студенческой научно-практической конференции, Омск, 15 апреля 2021 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2021. – С. 195-197.
11. Развитие и достижения в учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности: материалы 69-й региональной учебно-методической конференции. – Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2015.– 364 с
12. Суворов В. В. Информационные технологии дистанционного обучения по дисциплине "история" / В. В. Суворов, Ю. С. Пинчук // Базис. – 2018. – № 2(4). – С. 56-59.
13. Уткина О. С. Виды и формы контроля развития речевой деятельности учащихся основной школы / О. С. Уткина // Филологический класс. – 2016. – № 2(44). – С. 48-51.
14. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб.: Учебная литература, 2017. – 190 с.
15. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 344 с.
16. Яковлева Т. П. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине "теория и технология развития математических представлений у детей" / Т. П. Яковлева // Вестник КРАУНЦ. Физико-математические науки. – 2019. – Т. 26. – № 1. – С. 110-122. – DOI 10.26117/2079-6641-2019-26-1-110-122.
17. Контрольно-измерительные материалы в учреждении дополнительного образования. – URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/09/14/kontrolno-izmeritelnye-materialy-v-uchrezhdenii#h.2et92p0
18. Контрольно-измерительные материалы как средство качественной подготовки специалистов высшего профессионального образования. - URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/19726/1/ppo_2014_008.pdf
19. Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных материалов для выявления уровня подготовки студентов. - URL: https://spbmoda.ru/wp-content/uploads/2021/03/mr_kim_veselova.pdf
20. Методические рекомендации по проведению оценочных процедур в образовательных организациях СПО и определению результатов освоения профессиональных и общих (универсальных) компетенций [Электронный ресурс]. // Сопровождение деятельности ФУМО СПО по внедрению новых и актуализированных ФГОС СПО. – URL : http://www.spoedu.ru/uploadedfiles/guideline_5af537ebf1fff.pdf
21. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]. // КонсультантПлюс : справочная правовая система – компания «КонсультантПлюс». – Москва, 1997. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/
22. Социально-психологические характеристики студенческого возраста. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-studencheskogo-vozrasta