Фрагмент для ознакомления
1
Введение 7
Глава 1. Теоретические вопросы изучения проблемы профессиональной деформации психолога-консультанта и способов ее преодоления 10
1.1 Профессиональный стандарт и компоненты профессиональной деятельности школьного педагога-психолога 10
1.2 Должностные и профессиональные требования к педагогам-психологам 17
1.3 Понятие и структура профессиональной деформации психолога-консультанта 24
1.4 Способы профилактики и преодоления профессиональной деформации психолога-консультанта 36
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональной деформации психолога-консультанта и способов ее преодоления 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Изучение психологических составляющих профессиональной деформации психолога-консультанта 49
2.3 Рекомендации по преодолению профессиональной деформации психолога-консультанта 58
Выводы по главе 2 64
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 77
Фрагмент для ознакомления
2
Направления деятельности педагога-психолога:
1. Диагностическая деятельность. Диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика); эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, стрессоустойчивость); коммуникативной сферы. По результатам диагностики составляется психологическое заключение и предлагается конкретное решение.
2. Образовательная деятельность. Предоставление психологических методических материалов, включающих в себя популярную психологическую информацию для использования педагогами в организации образовательного процесса. Участие в составлении плана работы школы, в программах работы с молодыми специалистами, психологическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности.
3. Коррекционно-развивающая деятельность. Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и педагогов. Строится психокоррекционная работа в следующих направлениях: эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе; коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье; познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов.
Основные методы коррекционной работы: игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика, релаксационные упражнения, социально – психологический тренинг.
4. Лечебно-восстановительная работа. Участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в образовательном процессе; информирование педагогов об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся. Участие в формировании системы мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья школьников, формирование навыков саморегуляции, профилактика утомляемости.
5. Консультативная деятельность. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Консультация проводится по запросам и результатам диагностики; обзору групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.
6. Культурно-просветительная деятельность. Повышение психологической культуры взрослых и детей, приобщение их к психологическим знаниям, оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями.
7. Социально-педагогическая деятельность. Создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка: отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребенка; предотвращение и преодоление трудностей развития; создание условий развития; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.
8. Научно-методическая работа. Разработка концептуальных подходов к изучению социально-психологических явлений, аналитическая работа с получаемой информацией, адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики, а также участие в НИР [6].
В работе педагог-психолог использует следующую документацию:
1. Законодательно-правовые акты и нормативные документы.
2. Специальная отчетная документация.
- Годовой план работы, в котором раскрыты: основные цели и задачи работы; планирование по месяцам всех направлений профессиональной деятельности педагога-психолога. В плане отражена работа со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, педагогами и родителями.
- График работы педагога-психолога, расписанный на каждый день рабочей недели, с расчетом методического и активного времени на каждый день.
- Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, где регистрируются дети с какими - либо проблемами на основе объективной диагностики.
- Журнал учёта коррекционно-развивающих занятий, где отмечены: групповая коррекционно-развивающая работа (программа / направления работы с группой, дата, номер, тема занятия, динамика); индивидуальная коррекционно-развивающая работа (фамилия ребенка, дата, номер, тема занятия, примечания).
- Индивидуальные карты развития детей, которые содержат: анкетные данные ребенка и родителей; анамнестические сведения; показатели психического развития (в возрастной динамике); проведенная работа с ребенком, с родителями, рекомендации педагогам.
- Результаты мониторинга, где отражен анализ видов работ педагога-психолога (диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение и профилактика, консультации).
- Программы и методы коррекционно-развивающей работы, в том числе диагностической, просветительской, консультационной и других видов деятельности.
- Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательной организации.
3. Специальная рабочая документация.
- Данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы, которые содержат следующие данные: дата и время работы, основания для работы, формы работы, краткий вывод, перспективный план индивидуальной работы.
- Данные о рекомендациях, даваемых другим специалистам и родителям.
- Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой детей.
- Психолого-педагогические характеристики на ребенка по запросу, где отмечаются: анкетные данные ребенка, состав семьи, жилищные условия, тип семейного воспитания, состояние здоровья ребенка (общее развитие, болезни, отклонения), причины запроса, результаты психодиагностики, индивидуальной консультации, рекомендации педагогам, родителям, ребенку, прогноз развития [57].
Таким образом, педагог-психолог в школе – это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Также общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. В обязанности школьного педагога-психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. Также специалист разрабатывает программы для разных классов, учитывая возрастную специфику.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров А.А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2019. - 347 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев – СПб.: «Питер», 2017. – 288с.
3. Антипина У.Д. Синдром профессионального выгорания / У.Д. Антипина, С.А. Алексеева, Г.П. Антипин // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2017. – №1 (106). – С. 99 – 106.
4. Афанасенкова Е.Л. Саморазвитие и самореализация в профессиональной деятельности работников системы образования // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования : материалы III Международной научно-практической конференции 14-15 ноября 2018 г., г. Минск. – Минск : БГПУ, 2018. – С. 474-480.
5. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания / О.И. Бабич // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 9. – С. 48–52.
6. Бачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.: Эксмо,2019. – 464с.
7. Башенкова Л.А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л.А. Башенкова, Е.В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 11. – С. 43–48.
8. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Питер, 2014. – 272с.
9. Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность. – СПб.: Народное образование, 2020. – 156с.
10. Беляева Е.А., Рыжкова И.В. Эмоциональное выгорание: профессия и ее влияние на стрессоустойчивость личности // Специалисты АПК нового поколения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2018. Издательство: ООО «ЦеСАин». – 2018. – С. 66-69.
11. Березенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания / Е.А. Березенцева // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – №4. – С. 162 – 170.
12. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2020. – 138с.
13. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009. – 278 с.
14. Буриш М. Синдром эмоционального выгорания / М. Буриш. – Ярославль : Эксмо-пресс, – 2016. – 214 с.
15. Вараева Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» / Н.В. Вараева. – Москва : ФЛИНТА, – 2017. – 53 с.
16. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание и качество жизни / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности. Сб. научных трудов. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 424 с.
17. Гумерова Л.Р. Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно- исполнительной системы / Л.Р. Гумерова // Концепт. – 2015. – Выпуск 3. – С. 280–286.
18. Душков Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов; Под ред. Б.А. Душкова. – М.: Академический проспект, 2020. – 848с.
19. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2018. – 174с.
20. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2017. - 240 с.
21. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2018. – 428с.
22. Ильин Е.П. Психология делового общения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 233 с.
23. Карнаухова А.О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации / А. О. Карнаухова // Молодой ученый. – 2017. – № 1 (135). – С. 393-399.
24. Когон К. Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания: учебное пособие / К. Когон, Е. Борисов, В. Ионов. – М.: АЛЬПИНА, 2018. – 240 с.
25. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности / Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. – М.: Пер Сэ, 2017. – С. 301-310.
26. Курочкина И.А. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. – 226 с.
27. Лебедев В.И. Экстремальная психология: Учебник. / В.И. Лебедев – М.: ЮНИТИ - Дана, 2020. – 431 с.
28. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11. – С. 2–16.
29. Личность и профессия: развитие и самосохранение психолога: учебное методическое-пособие / О.М. Макушкина. – Уфа, 2017. – 68с.
30. Макушкин Е.В., Осколкова С.Н., Фастовцов Г.А. Психиатрия будущего: обзор мнений зарубежных исследователей о позиции психиатрии в современном мире // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2017. – Т. 117. № 7. – С. 107-111.
31. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 147 с.
32. Махнач А.В., Дикая Л.Г. Мировоззренческая направленность как компонент жизнеспособности человека в социономических профессиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2018. - Т.3. - №1. - С. 62 - 92.
33. Мерзлякова Д.Р. Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений // Психолого-педагогические исследования. 2017 – Т. 9. – № 1. – С. 44 – 53.
34. Немолот Е.В. Ценностно-смысловые характеристики профессиональной самореализации личности педагога-психолога в условиях малого города: дис. … канд. психол. наук. – Кемерово, 2014. – 223 с.
35. Нестерова О.В. Управление стрессами: учебное пособие / О.В. Нестерова. – М.: Синергия, 2019. – 320 с.
36. Ожогова Е.Г. Профессиональное мастерство как фактор, препятствующий развитию профессиональной деформации личности педагога / Е.Г. Ожогова, И.Н. Рассказова// Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58. – Ч. 4. – 380 с., С. 352-357.
37. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2018. – 605 с.
38. Печеркина А.А. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для академического бакалавриата / А.А. Печеркина, М.Г. Синякова, Н.И. Чуракова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с.
39. Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности. М.: МПСИ, 2008. – 304 с.
40. Прилепко Ю.В. Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни и профессионального выгорания педагогов / Man In India, 2017,№97, С. 385-392.
41. Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. (Составители А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов). – Томск: Изд-во ТПУ, 2019. – 90 с.
42. Психология профессионального здоровья / С.М. Шингаев, Г.С. Никифоров, Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2020. – 607 с.
43. Пьянкова Л.А. К вопросу о сущности синдрома профессионального выгорания / Л.А. Пьянкова, В.Е. Хомичева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 4 (60). – С. 90–94.
44. Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания: Учебное пособие / Когон К., Борисов Е., Ионов В. – М.: АЛЬПИНА, 2018. – 240 с.
45. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса. – М.: Прогресс, 2017. – 392 с..
46. Рогов Е.И. и др. Профессиональные деформации в педагогической деятельности (на примере педагогов социального приюта): монография. – Ростов н/Д: КИБИ МЕДИА ЦЕНТР ЮФУ, 2018. – 246 с.
47. Рожков О.А. Мотивация в структуре профессиональных деформаций сотрудников пенитенциарной системы: эмпирическое исследование / О.А. Рожков // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – №2(220). – С. 118–124.
48. Самоукина H.В. Настольная книга менеджера по персоналу / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2020. – 230 с.
49. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб., 2018. – 256 с.
50. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2018. – 336с.
51. Соколова Е.А. Профессиональная деформация и педагогические пути ее предупреждения в образовательном процессе вузов / Е.А. Соколова; под редакцией профессора Н.А. Тюгаевой. – Рязань: Поверенный, 2017. – 127 с.
52. Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека/ Э.Э. Сыманюк // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. – с. 1863 – 1869.
53. Трунов Д.Г. О профессиональной деформации практического психолога / Д.Г. Трунов // Психол. газета. – 1998. – № 1. – С. 19-23.
54. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект / А.В. Филиппов. – М.: Эксмо, 2017. – 114с.
55. Фрейд З. Введение в психоанализ /Зигмунд Фрейд. – М.: «АСТ», 2019. – 544с.
56. Фролова Ю.Г. Психология здоровья: учеб.пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск: Вышэйшая школа, 2020. – 255 с.
57. Хусаинова Р.М. Психологическое сопровождение образовательного процесса: Методическое пособие / Хусаинова Р.М., Захарова И.М., Яшкова А.Н. – Казань.: Издательство «Бриг», 2015. – 128 с.
58. Черемушкина Л. Мотивация труда: факторы влияния / Л. Черемушкина // Человек и труд. – 2004. – №8. – С. 75–79.
59. Черлюнчакевич А.И. Программа по профилактике профессиональной деформации педагога / А.И. Черлюнчакевич // Психология обучения. – 2013. – № 6. – С. 125–142.
60. Шамис В.А. Особенности эмоционального выгорания персонала организации // Лидерство и менеджмент. – 2016. – №2. – С.101-112.
61. Эстерле А.Е. Современные представления о содержании понятия «профессиональное саморазвитие личности» // Самарский научный вестник. – 2014. – № 4 (9). – С. 3 – 8.
62. Яковлева Н.Ф., Осадчая О.Н. Эмоциональное выгорание сотрудников исправительной колонии строгого режима // Педагогика и медицина в служении человеку. Материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции. 2017. Издательство: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск). – 2017. – С. 663-668.
63. Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of social Issues. – 1974. – Vol. 30. P. – 159–165. Р.
64. Langerock H. Professionalism: A Study in Professional Deformation // American Journal of Sociology. 1915, Vol. 21, No. 1, pp. 30–44.
65. Sheard I., Burnett M.E., St Clair-Thompson H. Psychological distress constructs in police with different roles // International journal of emergency services, 2019, 8(3), 264–279.