Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Сегодня, вопросы взаимосвязи саморегуляции и эмоционального интеллекта, являются весьма актуальными в контексте тех интенсивных изменений, которые происходят в современном мировом, и, в частности, в российском обществе. Дело в том, что нестабильность и даже непредсказуемость социальных процессов, происходящих в эпоху глобализации и ускорения времени и пространства с помощью цифровых технологий, изменения в системе образования, предъявляет повышенные требования к личности. Индивид сегодня вынужден учитывать внешние, обусловленные социумом требования в изменении, но сохранять при этом базовые собственные внутренние установки, убеждения и оставаться относительно устойчивым. Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и саморегуляции учебной деятельности»
Цель исследования: исследование взаимосвязи сформированности эмоционального интеллекта и умение саморегуляции учебной деятельности.
Объект исследования: эмоционально волевая сфера личности учащихся колледжа КИТП ВлГУ по специальности “Мехатроника и робототехника”.
Предмет исследования: взаимосвязь сформированности эмоционального интеллекта и умение саморегуляции учебной деятельности.
Гипотеза исследования:
1)показатели эмоционального интеллекта:
находятся во взаимосвязи с показателями мотивации и самооценки;
находятся во взаимосвязи с показателями саморегуляции учебной деятельности;
2)смысложизненные ориентации старших школьников развиты на достаточно высоком уровне, подростки готовы взять ответственность за достижения в учебной сфере, социальных отношениях, построении идентичности, ориентированы на будущее, рассматривая свое прошлое как ресурс, готовы самостоятельно «строить свою жизнь».
Эмпирическая база исследования: КИТП ВлГУ, МРсп-121.
Выборочная совокупность: 2 девочки и 20 мальчиков, в возрасте 16-17 лет, всего 22 человека.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
- провести анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи сформированности эмоционального интеллекта и уровнем выраженности умения саморегуляции учебной деятельности студентов КИТП ВлГУ по специальности “Мехатроника и робототехника” (МРсп-121) – 22 испытуемых (2 девочки и 20 мальчиков). Возраст испытуемых от 16 до 17 лет.
Теоретическая значимость исследования обусловлена анализом и приращением теоретического знания в области исследования педагогического управления развитием самоорганизации студентов колледжа в условиях преемственности среднего общего и высшего образования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в преподавательской, исследовательской, консультативной, прикладной работе в педагогическом управлении развитием самоорганизации студентов колледжа в условиях преемственности среднего общего и высшего образования, а также в возможности применить разработанную систему для достижения учебных целей и личностного роста.
Методы исследования:
1) Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (ЭмИн);
2) Исследование мотивации и самооценки (МСО (В.А.Зобкова);
3) Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ (В.И.Моросановой);
4) Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО (Д. А. Леонтьев).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие эмоционального интеллекта в науке
Изучение эмоционального интеллекта является одним из перспективных направлений психологии. Исследования эмоционального интеллекта появились в научном мире в начале 1990-х годов XX века. Этот концепт завоевал заслуженную популярность, причина которой связана как с попытками оценить адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так и с возможностями предсказать успешность поведения и деятельности, а также определить стили их саморегуляции в различных видах социальной активности [15].
Связь интеллекта с индивидуальными параметрами в зарубежной психологии всегда находилась в центре дискуссий. Первую часть обсуждения, посвящённую взаимовлиянию интеллекта и личности, начали Л. Терстоун и Р. Кеттелл [8], обнаружившие тесное переплетение некоторых личностных свойств с интеллектуальными особенностями.
Появление в зарубежной психологии термина «эмоциональный интеллект», не явилось для отечественной психологии открытием, поскольку, ученые поднимали вопрос о единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомиров и др.) [Цит.по 30]. Таким образом, несмотря на то, что понятие «эмоциональный интеллект» введено зарубежными психологами, в отечественной психологии у него есть аналог — термин, введенный О.К. Тихомировым — «эмоциональное мышление».
Интерес к проблеме эмоционального интеллекта привел к разнообразию его трактовок учеными в области психологии. В настоящее время можно встретить трактовки эмоционального интеллекта, определяющие его, как: способность действовать в соответствии с внутренней средой своих чувств и желаний; способность к пониманию отношений личности, представленных эмоциями, к возможности управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуальной аналитико-синтетической деятельности; способность эффективного контроля эмоции и их применения для улучшения мышления; совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, определяющих общую способность успешно справляться с требованиями окружающей среды; эмоционально–интеллектуальная деятельность.
Понятие «эмоциональный интеллект» было введено Дж. Мейером и П. Сэловей в 90–х гг. XX века [3]. Изначально этим термином определялась способность к восприятию и пониманию проявлений личности, которые выражаются с помощью эмоций, а также к управлению собственными эмоциями на основе интеллектуальных процессов.
Эмоциональный интеллект, зачастую включают в структуру социального интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд и др. [2]), поскольку последний раскрывается как сложное структурное образование, включающее спектр способностей, предметом которых выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются сам человек и его социальное окружение, тогда как эмоциональный интеллект — это способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями.
Как пишет Д. Гоулман, эмоциональный интеллект — это способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту [5, С. 73]. Д. Гоулман ассимилировал эмоции и мысли, подчеркнув тем самым возможность их саморегулирования. Так как в современной психологии проблема эмоционального интеллекта привлекает внимание многих исследователей, существует несколько моделей его объяснения. Все существующие модели можно условно можно разделить на три группы: способность, черта личности, совокупность способности и черты.
Понимание эмоционального интеллекта как способности представлено моделью Дж. Мэйера и П. Сэловея. В данной модели эмоциональный интеллект рассматривается как набор иерархически организованных способностей, которые связаны с переработкой эмоциональной информации [11]. В модели Д.В. Люсина эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию и управлению эмоциями, выделяются его виды – внутриличностный (понимание и управление собственными эмоциями) и межличностный (понимание и управление эмоциями другого человека) [30].
Как черта эмоциональный интеллект рассматривается в модели Р. Бар–Она. Данная модель определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентности, с помощью которых человек успешно справляется с разными жизненными ситуациями [11; 29].
Как сочетание способностей и черт эмоциональный интеллект определяется в модели Д. Гоулмана. Автор данной модели рассматривает самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями как составные части эмоционального интеллекта [12].
Несмотря на различие подходов к пониманию эмоционального интеллекта, большинство авторов сходятся во мнении об единстве эмоционального и общего интеллекта. Идея единства эмоционального и интеллектуального отмечалась многими отечественными и зарубежными психологами. С.Л. Рубинштейн отмечал единство и взаимосвязь эмоционального и интеллектуального как внутри эмоций, так и внутри самого интеллекта. То есть, он раскрывал механизм влияния степени осознанности (интеллектуальных процессов) эмоциональных переживаний на полноту и адекватность отношения личности с миром. Осознание собственного чувства, по мнению ученого, это возможность его соотнесения с объектом, которое оно вызывает и на которое направлено [29].
В соответствии с тем, что исследователи по–разному рассматривают модели эмоционального интеллекта, соответственным образом они дают различные определения эмоционального интеллекта как комплексного образования.
Р. Бар–Оном рассматривает эмоциональный интеллект как все не когнитивные способности, знания и компетентности, позволяющие человеку успешно справляется с различными жизненными ситуациями [13]. В интерпретации Д.В. Люсина, эмоциональный интеллект является способностью понимать свои и чужие эмоции и управлять ими [22]. М.А.Манойлова считает, что эмоциональный интеллект – это субъективная характеристика личности, его целью является преобразование и развитие эмоциональной сферы субъекта. Механизм эмоционального интеллекта предполагает осознание собственного внутреннего состояния и состояния другого человека, отражение внешних эмоциональных состояний другого человека, в результате чего формируются психические новообразования личности [25].
Современные исследователи эмоционального интеллекта бесспорно принимают точку зрения о единстве эмоционального и общего интеллекта. М.А. Нгуемн признает эмоциональный интеллект компонентом общего интеллекта, его эмоциональным аналогом [28].
В настоящее время продолжаются научные поиски особенностей феномена эмоционального интеллекта. Д.В. Люсин выделил его внутриличностную и межличностную формы. Для внутриличностного эмоционального интеллекта присущи следующие характеристики: осознание собственных эмоций и чувств, их правильная интерпретация и идентификация, понимание причин возникновения эмоций и возможность точного вербального обозначения; способность к управлению и контролю собственными эмоциями и чувствами. Межличностный эмоциональный интеллект характеризуется следующим: интуитивное понимание эмоций других людей без их вербального обозначения со стороны носителя; понимание эмоций другого человека на основе внешних проявлений (мимики, жестов, пантомимики); способность к управлению эмоциями окружающих, включающая вызывание «нужных» эмоции у людей и устранение нежелательных [30].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. – 464 с.
2. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб.ст.; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Мн.: БГПУ, 2006. – С. 7–11.
3. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «Эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83–95.
4. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57–65.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–87
6. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
7. Выскочил H.A. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта / H.A. Выскочил // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 11–12. –С.123–129.
8. Галузо, П.Р. Осознанная саморегуляция учебной деятельности студентов / П.Р. Галузо. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 138 с.
9. Галузо, П.Р. Разработка опросника осознанной регуляции учебной деятельности студентов (ОРУДС) / П.Р. Галузо // Психологическая диагностика. – 2013. – № 4. – С. 66–109.
10. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, М. Энни. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.
11. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.А. Гребенюк. – Симферополь, 2001. – 81 с.
12. Данелян П.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2015. Спецвыпуск ч 1. С.84-89.
13. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Давыдова Юлия Викторовна; [Место защиты: Рос. ун–т дружбы народов]. – Москва, 2011. – 22 с.
14. Дегтярёв А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением / А.В. Дегтярёв // Психологическая наука и образование. –
15. Дикая, Л.Г.Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.03 / Ин-т психологии РАН. - Москва, 2002. - 49 с.
16. Камышникова, Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Камышникова Любовь Дмитриевна; [Место защиты: Ин–т психологии РАН]. – Москва, 2012. – 20 с.
17. Корнилова, Т.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятия неопределенности / Т.В. Корнилова, Е.В. Новотоцкая–Власова // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 61 – 71.
18. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (Структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-10.
19. Корзинкова, Д.Н. Мотивация достижения и саморегуляция в учебной деятельности студентов / Д.Н. Корзинкова // Вестник кыргызско-российского славянского университета. – 2014. – №1. – С. 118-122.
20. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
21. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – № 4. – 2006. – С. 3–10
22. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
23. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Сб. науч. трудов. «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования»/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
24. Моросанова, В.И. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения / В.И. Моросанова, И.Ю. Цыганов, А.В. Ванин, Е.В. Филиппова // Психологические исследования [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:http://www.psystudy.com/index.php/num/2012v5n24/707-morosanova24.html.
25. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта у студентов педагогических вузов / М.А. Манойлова // Акмеология – 2003 – № 3 – С. 40–41
26. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов психологов в процессе обучения в вузе / И.Н. Мещерякова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2010. – Вып. 1 (81). – С. 157–161
27. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка : Избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская ; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : [МОДЭК], 2004). - 511 с
28. Нгуен М.А. Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента–профессионала / М.А. Нгуен // Профессиональное образование. Столица. – Новые педагогические исследования – 2007. – № 5 – C. 137–140.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с.
30. Социальный и эмоциональный интеллект : от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2009. – 349.
a. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
b. Семеновских Т.В., Дуплянкин В.В. Эмоциональный интеллект и стиль саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/168PVN515.pdf (доступ свободный).
31. Трус В. П. Компоненты эмоционального интеллекта как предикторы мотивации и осознанной саморегуляции учебной деятельности студентов //Интернет-журнал «Науковедение». – Электронный ресурс. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25380985_81434152.pdf
32. Ширинская Н.Е. Специфика профессиональной направленности в структуре эмоционального интеллекта / Н.Е. Ширинская // Мир науки, культуры, образования – 2011 – № 6 (31) – С. 201 – 203.
33. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище// Педиатрия. Т. 86. № 5. С. 69-72.
34. Alimova E.R., PechenkinaT.I. Maturity of communication skills in young people with different types of reflexivity // International Scientific Review. 2016. № 21 (31). С. 97-100.
35. Bertalanffy L. von. General System Theory – A Critical Review // General Systems. Vol. VII. 1962. P. 1-20.
36. Carver C. A control-system approach to behavioral self-regulation / C.Carver, M.Scheier // Review of personality and social psychology / Beverly Hills: Sage, 1981. – P.107-140.
37. Carver C. On the self-regulation of behavior / C.Carver, M.Scheier. – N. Y.: Cambridge University Press, 1998. 460 p.
38. Cooly C.H. Human nature and social order. N.Y., 1922. 309 p.
39. Kanfer F. Self-control: a behavioristic excursion into the lion’s den / F. Kanfer, P. Karoly // Behavioral Therapy. 1972. P. 398-416.
40. Lazarus R.S. Coping theory and research: Past, present, and future // Psychosomatic Medicine. 1993. Vol. 55. P. 234-247.
41. Lazarus, R.S., Folkman, S. Stress, Appraisal and Coping. / R.S.Lazarus. – N.Y: Springer Publishing House, 1984.
42. Morris, W. Toward the self-regulation of mood: Theory and research / W. Morris, N. Reilly // Motivation and Emotion. 1987. Vol. 11(3). P. 215-249.
43. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago. 1934.
44. Raffaelli M. Developmental stability and change in self-regulation from childhood to adolescence / M. Raffaelli, L. Crockett, Y.-L. Shen // The Journal of Genetic Psychology. 2005. Vol. 166 (1). P.54-76.
45. Westenberg P.M., Blasi A., Cohn L.D. Personality Development: Theoretical, Empirical, and Clinical Investigations of Loevinger’s Conception of Ego Development. – Mahwah, NJ: Psychology Press, 2013.