Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. На протяжении веков семья являлась одним из основных общественных институтов общества, оказывающих большое влияние на развитие и становление личности человека.
Именно в семье индивид усваивает общепризнанные нормы и принципы взаимодействия с окружающими. Это фундаментальное и базовое условие функционирования социума.
Благополучие семьи считается приоритетом внутренней политики страны. Деятельность социального государства на сегодняшний день направлена, в первую очередь, на обеспечение достойного уровня жизни российской семьи, так как семья – это неисчерпаемый ресурс энергии и силы, который дает возможность всем входящим в нее членам жить, совершенствоваться, справляться с трудностями и идти вперед с оптимизмом.
Сегодня можно бесспорно назвать благополучной, как с точки зрения имеющихся у нее потребностей и нужд, так и с точки зрения ее общественного назначения – полную семью.
Несмотря на то, что огромное количество семей с одним родителем успешно проходят все жизненные испытания и воспитывают своих детей, для позитивной социализации ребенка важен вклад в его развитие, как матери, так и отца.
Состояние российской семьи в конце XX века являло собой все признаки второго демографического перехода: рост внебрачных рождений и уровня разводимости, увеличение возраста супругов при рождении первого и второго ребенка, усиление рациональности при планировании семьи и т.д. Радикальные экономические и социальные преобразования 1990 - х гг. внесли свой вклад в то, что перестало обеспечивать простое воспроизводство (количественное замещение) населения России.
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Как правило, семьи бывают совершенно разные. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последние десятилетия растет число семей, состоящих из одного родителя, чаще всего матери – неполных семей. Количество неполных семей в нашей стране с каждым годом только увеличивается. В результате роста числа разводов в России, специалист по социальной работе непременно сталкивается с проблемой поддержки неполных семей с детьми. Ведь отсутствие одного из родителей в семье ведет за собой достаточно много проблем, которые начинаются еще с ранних лет и могут перерасти в проблемы уже взрослого человека.
Все более наглядным становится противоречие между возрастающими социальными и личностными проблемами одиноких отцов и матерей и содержанием деятельности социальных служб, призванных оказывать им помощь и осуществлять социальную защиту.
Неполная семья часто находится во взаимодействии с социальным работником, что обусловлено более сложными жизненными условиями существования, так как все проблемы (от финансовых – до психологических), родитель решает в одиночку. В связи с этим, одной из наиболее важных задач государственной социальной политики на современном этапе является поиск новых методов и форм развития социальной работы с неполными семьями, направленных на обеспечение нормального функционирования данной категории семей
Как указывают специалисты (Ю.П. Азаров, И.С. Кон, Я.Г. Николаева, Л.И. Савинов, Т.И. Шульга и др.), успешная и адекватная социализация детей в семье с одним родителем невозможна. «Для счастливого детства ребёнок нуждается в доме, где есть и отец, и мать», – отмечает известный социолог И.С. Кон. При этом статистические данные показывают, что в России каждый седьмой ребёнок, не достигший восемнадцатилетнего возраста, растет в семье с одним родителем, как правило, с матерью.
Изучением особенностей неполных семей занимались такие исследователи, как: Л.С. Алексеева, Т.Ю. Василькова, М.А. Галагузова, И.Ф. Дементьева, Н.А. Зубарева, С.Л. Калиничева, Т.А. Кокуева, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова, Я.Г. Николаева, И.М. Овчинникова, В.М. Целуйко и др.
Несмотря на изученность проблемы неполных семей в разных областях науки на сегодняшний день данный вопрос остается наиболее релевантным и аттрактивным.
Цель работы: изучение опыта социальной работы с неполными семьями в Центре социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга и разработка программы мероприятий, направленной на оказание помощи неполным семьям для сотрудников Центра.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по основным социальным проблемам неполных семей.
2. Проанализировать нормативно-правовые и организационные основания социальной работы с неполными семьями в системе социального обслуживания населения.
3. Изучить опыт социальной работы с неполными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям Невского района.
4. Разработать для сотрудников Центра социальной помощи семье и детям Невского района программу мероприятий, направленную на оказание помощи неполным семьям.
Объект изучения в рамках ВКР - неполные семьи.
Предмет изучения в рамках ВКР - социальная работа с неполными семьями.
База исследования - Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга.
Структура исследования: работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Основные подходы к организации социальной работы с неполными семьями
1.1. Неполная семья как объект социальной работы
На протяжении веков семья являлась одним из основных общественных институтов общества, оказывающих большое влияние на развитие и становление личности человека.
Именно в семье индивид усваивает общепризнанные нормы и принципы взаимодействия с окружающими. Это фундаментальное и базовое условие функционирования социума.
По статистике с каждым годом число зарегистрированных браков падает. Многие исследователи отмечают, что разница между количеством браков и разводов в России постоянно сокращается.
В контексте рассматриваемой проблемы остановимся на дефиниции и содержании понятия «неполная семья».
Итак, неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [25, с. 34].
По мнению Е.И. Холостовой, неполная семья – это малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, мать – дети и т. д. [41, с. 25]
Исследователи выделяют следующие типы неполных семей: осиротевшая; разведенная (распавшаяся); внебрачная. Кроме того, выделяют материнские и отцовские виды семей.
В связи с этим каждый рассмотренный тип и вид неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что детерминирует как психическое развитие ребенка, так и его личностное становление в целом.
Следовательно, данная категория семей имеет свою специфику, которая обусловлена рядом проблем и трудностей.
Неполная семья в процессе жизнедеятельности, как правило, сталкивается с такими проблемами как: социально-психологические (давление окружающей среды на ребёнка, его восприимчивость и эмоциональность, тревожность, агрессивность, замкнутость; качество здоровья семьи и ребёнка; чувство одиночества, фрустрации у членов семьи; нарушение процесса социализации личности в целом) и социально-экономические (низкий материальный доход; проживание на алименты или детские пособия), а также совмещение социальных и профессиональных ролей родителей, проблема обучения и воспитания детей.
Особенности неполных семей, как правило, определяются типологией неполных семей в целом и спецификой проблем, которые возникают в данных семьях.
В связи с этим неполные семьи как одна из уязвимых категорий семей нуждается в специализированной помощи и поддержке, которая осуществляется в аспекте социально-педагогической деятельности.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики граждане стали реже принимать решения как о вступлении в брак, так и о его расторжении. В 2016 году было зафиксировано пониженное количество 608 336 тыс. разводов.
В 2015 году количество разводов сократилось на 13 % – всего распалось 638 тысяч супружеских пар (в 2014 году – 674 тысячи). При этом количество зарегистрированных пар также сократилось, в 2016 году было зарегистрировано 985 836 тыс. браков, в 2015 году было оформлено 1 161 068 млн. союзов (в 2014 году – 1 225 985 миллионов) [39].
По данным за январь - декабрь 2016 года, «снижение числа зарегистрированных браков заметно ускорилось. Без учета данных по Крыму зарегистрировано 968 тысяч браков, что на 15 % меньше, чем в 2015 году. При этом сокращение разводов было незначительным – их зарегистрировано 608 тысяч, что на 0,5 % меньше, чем в 2015 году (без учета Крыма 600 тысяч, или на 0,7 % меньше, чем в 2015 году)» [32].
Исходя из приведенных выше данных, можно делать вывод, что на сегодняшний день распад семьи стал одной из самых острых проблем современного российского общества.
«Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя, не состоящего в браке, с одним или несколькими детьми» [15, с. 86]. Исследователи так же выделяют отцовскую и материнскую семьи. В связи с этим, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей, т.к. одному родителю приходится решать все материальные и бытовые проблемы семьи, восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей.
Совмещение этих задач весьма затруднительно, поэтому большинство неполных семей испытывают целый ряд трудностей.
Прежде всего, необходимо обозначить причины, вследствие которых может возникнуть неполная семья. Они могут быть следующими:
• рождение ребенка вне брака;
• смерть одного из родителей;
• расторжение брака либо раздельное проживание родителей.
Соответственно принято выделять такие типы неполной семьи, как внебрачная, осиротевшая, разведенная и распавшаяся.
Рассмотрим динамику становления в нашей стране такого явления, как неполная семья. «Современное российское общество относится более терпимо к родителям, воспитывающим ребенка в одиночестве, в то время как в традиционной российской семейной культуре неполная семья являлась скорее исключением» [15, с. 90].
Так, согласно данным Информационно - аналитического центра, между переписями населения 2002 и 2010 годов число полных семей сократилось на 11,2 % , а число неполных семей выросло на 3 % . Так же в Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» зафиксировано, что доля неполных семей составляет 13 % ».
Таким образом, можно сказать, что за 21 год процент неполных семей вырос в 2,5 раза. Каждый 3 - й ребёнок проживает в неполной семье, 88 % из них – это материнские семьи. Сегодня семья без отца становится нормой.
Между тем, «процесс социализации детей из неполных семей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполноценностью. Причиной этого может стать тот факт, что у детей из неполных семей отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который они могли бы ориентироваться в будущем» [44, с. 70].
В исследованиях, проведенных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2014 году, было выявлено, что из общего количества детей, являющихся клиентами социальных служб, 62 % воспитывается в неполной семье, в том числе 47 % – матерями - одиночками.
Таким образом, несомненно, материнские семьи занимают определенное большинство среди неполных семей в России, воспитание и развитие детей в такой семье имеет ряд своих особенностей. Из - за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Так же утрата отца способствует возникновению болезненных переживаний у ребенка, которые влияют на общий психологический климат в семье.
Благополучие семьи считается приоритетом внутренней политики страны. Деятельность социального государства на сегодняшний день направлена, в первую очередь, на обеспечение достойного уровня жизни российской семьи, так как семья – это неисчерпаемый ресурс энергии и силы, который дает возможность всем входящим в нее членам жить, совершенствоваться, справляться с трудностями и идти вперед с оптимизмом.
Сегодня можно бесспорно назвать благополучной, как с точки зрения имеющихся у нее потребностей и нужд, так и с точки зрения ее общественного назначения – полную семью.
Несмотря на то, что огромное количество семей с одним родителем успешно проходят все жизненные испытания и воспитывают своих детей, для позитивной социализации ребенка важен вклад в его развитие, как матери, так и отца.
Состояние российской семьи в конце XX века являло собой все признаки второго демографического перехода: рост внебрачных рождений и уровня разводимости, увеличение возраста супругов при рождении первого и второго ребенка, усиление рациональности при планировании семьи и т.д. Радикальные экономические и социальные преобразования 1990 - х гг. внесли свой вклад в то, что перестало обеспечивать простое воспроизводство (количественное замещение) населения России.
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации (Госкомстат) сформулировала три сценария развития демографической ситуации: низкий (негативный), при котором предполагается, что в 2031 г. в России будут проживать 130,8 млн. человек; средний (нейтральный) – 141,6 млн. человек и высокий (положительный) – 151,6 млн. человек. Несомненно, источником и базой таких сценари
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения. [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.gks.ru / free _ doc / 2012 / demo / orp.doc
2. Аношкина А.И., Антипова А.А. Опыт социальной работы с неполными семьями в республике Мордовия // В сборнике: Социальная работа с различными группами населения: теоретические и прикладные аспекты материалы II Международной заочной научно-практической конференции. МГУ им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт, кафедра социальной работы. - 2011. - С. 56-59.
3. Антипова Е.И. Личность специалиста социальной работы как важнейший ресурс профессиональной деятельности // Социум и власть. - 2013. - № 5(43). - С. 23-27
4. Антипова Е.И. Самостоятельная работа как форма подготовки будущих специалистов социальной работы к профессиональной деятельности // Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования: сборник материалов ежегодной международной конференции. - Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2013. - С. 49
5. Антипова Е.И., Кривых В.С. Технологии социальной работы с семьей//Сервис: экономика, техника, образование: студенческий ежегодник. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. -С. 125-127.
6. Бакулина А.С. Трудные родители -трудные дети: проблемы личностных деформаций у детей в некоторых типах социально дезадаптированных семей//Актуальные проблемы современной науки. -2014. -№ 1. -С. 78-82.
7. Бахуташвили Т.В. Срочная социальная помощь неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов: сущность и технологии // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 2 (35). - С. 126-129.
8. Белогорцев В.Н., Головченко И.А. Этапы работы семейных служб с неполными семьями // В сборнике: Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества социально-гуманитарные проблемы современности: сборник научных трудов. Шахты, - 2005. - С. 5-6.
9. Беляева А.Б. Модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально- культурной деятельности общественной организации // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 1-2(23-24). - С. 310-316
10. Вахиджанова А.Ф. Обязанности социального педагога в работе с неполными семьями // В сборнике: Направления деятельности социального педагога семейного профиля Сборник научных статей участников проекта «Профессиональная Школа родителей». ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО (Москва) ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования; под редакцией И.А. Ахьямовой, М.А. Беляевой. Екатеринбург, - 2013. - С. 69-72.
11. Войтенко, А. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе : Учебник/А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. -М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 255 с.
12. Гернега К.С., Анферова М.Е. Формы и методы социокультурной деятельности как основной инструмент помощи неполным семьям // В сборнике: Всероссийская весенняя психологическая сессия Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 79-82.
13. Грачев В.И., Коновалов О.Е. Организационно-функциональная модель оказания медико-социальной помощи неполным семьям и внебрачным детям // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2006. - № 4. - С. 45-48.
14. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье/И.Ф. Дементьева//Социологические исследования, 2001. № 11.
15. Захаров С.В., Чурилова Е.В. Феномен одинокого материнства в России // Мир России: Социология, этнология. – 2016. – Т. XXII. – № 4. – С. 86 - 117
16. Зинина Г.М., Кузнецова Т.И. Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы к работе с неполными многодетными семьями // В сборнике: инновационные процессы в психологии и педагогике Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 17.
17. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова. – М: Академия, 2004
18. Камышова Е.В. Дифференцированный подход в социальной работе с неполными семьями: теоретические и практические аспекты // Вестник Мордовского университета. - 2007. - Т. 17. - № 2. - С. 127-131.
19. Кантемирова Г. А. Неполная семья как феномен большого города//Социология города. -2015. -№ 2. -С. 32-39.
20. Красненко Е.А., Ефремова Н.А. Программа социальной помощи неполным семьям с детьми младшего школьного возраста // В книге: Молодёжь - будущее России Материалы VI заочной Международной научно-практической конференции с участием студентов и аспирантов. - 2014. - С. 479-484.
21. Кузина К.Ю., Серебрякова Н.Н. Совершенствование социальной работы с неполными семьями // В сборнике: Cоциально-экономические аспекты развития современного общества Сборник статей. Под редакцией Сергея Владимировича Демидова. Рязань, - 2013. - С. 75-81.
22. Кучеренко В.З., Мысяков В.Б. Современные подходы к организации медико-социальной помощи неполным семьям // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2004. - № 1-2. - С. 95-99.
23. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики: коллективная монография / А.В. Андреева и др.; под ред. О.Ф. Морозовой. - Красноярск: СФУ, 2014
24. На защите детей: Детский омбудсмен Анна Кузнецова [Электронный ресурс]. – URL: http: // tass.ru / obschestvo / 4538372
25. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. – М.: Владос, 2006. – с. 34
26. Отравенко О.В. Взаимодействие семьи и общественных организаций при воспитании детей из неполных семей в США // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. -- № 28. - С. 94-98.
27. Пономарёв П.А., Горина О.Ю. Социальная работа с неполными семьями // В сборнике: Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы сборник научных статей. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новочеркасская государственная мелиоративная академия», Кафедра истории и философии.. Новочеркасск; Ростов-на Дону, - 2013. - С. 13-15.
28. Психология социальной работы / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; Под общ. ред. М.А.Гулиной. -СПб.: Питер, 2002. -352 с.
29. Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №96. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ob‐osnovnyh‐formah‐sotsialnoy‐pomoschi‐chlenam‐ nepolnyh‐semey
30. Россбалт. Россиянки выбирают растить детей без мужа [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.rosbalt.ru / moscow / 2017 / 02 / 10 / 1591028.html
31. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие/Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Дашков и Ко, 2014. -260 с.: ил. -Библиогр.: с. 215-233.
32. Семья в цифрах статистики. Официальный портал Информационно - аналитического центра [Электронный ресурс] – URL: http: // inance.ru / 2014 / 07 / semya /
33. Сосновская Н. Трансформация семейных ценностей в современном обществе//Наука и инновации. -2015. -№ 9. -С. 14-19.
34. Социальная работа: учебное пособие/Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др.; под ред. Н.Ф. Басов. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Дашков и Ко, 2015. -352 с.
35. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире/Российская академия наук, Институт психологии, Свято-Сергиевская православная богословская академия; отв. ред. В.А. Кольцова. -М.: Институт психологии РАН, 2013. -960 с.
36. Толстухина О.Ю. Программа работы с неполными семьями «Капелька» // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 156-158.
37. Тюрина Э. И. Технологии социокультурной работы с семьей. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ин-т психологии и социальной работы, 2012. - 155 с.
38. Фалилеев В.В. Социально-педагогическая работа с неполными семьями // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2012. - № 4. - С. 3-12.
39. Федеральная служба государственной статистики // Демография. [Электронный ресурс] – URL:http: // www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat _ main / rosstat / ru / statistics / population / demography / #
40. Фесенко Ю. А. Что необходимо знать педагогам и родителям о неврозах у детей//Дошкольная педагогика. -2013. -№ 9. -С. 4-11.
41. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 25
42. Цаюк А.М. Организация социально-психологической работы с неполными семьями // В книге: Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии Тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 206-208.
43. Чурилова, Е. В. Состав и благосостояние неполных семей в России//Социологические исследования. -2015. -№ 3. -С. 78-81.
44. Шевченко И.О. Ситуация после развода: отцы и дети // Социологические исследования. – 2015. – №3. – С. 70 - 77
45. Шимановская Я.В. Формы и методы социальной работы с неполными семьями // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и социального образования Сборник научных статей преподавателей факультета социальной работы. Москва, - 2016. - С. 105-111.