Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена задачами психолого-педагогической практики, установленными в связи с возросшими требованиями общества к различным аспектам здоровья детей, включая психологическое. Данный факт находит свое подтверждение и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которой в перечень приоритетов политики государства в области воспитания входит обеспечение условий для физического, психического, социального и духовно-нравственного развития детей.
Младший школьный возраст имеет особое значение в жизни ребенка, поскольку именно в этот период происходит становление его личности, а также складывается и во многом определяется все его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. От уровня тревожности ребенка на этом возрастном этапе во многом зависит успешность его обучения в школе, развитие коммуникативных навыков и процесс социализации в целом.
Дети тяжело переносят смену привычной обстановки, а необходимость установления новых социальных отношений может вызвать у ребенка значительные трудности. Многие из них в период адаптации к школе начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, гиперчувствительными и замкнутыми. Очень важно в это непростое время поддержать ребенка и приложить все усилия для сохранения его эмоционального и психологического состояния на надлежащем уровне. Особое внимание следует уделить своевременной диагностике и профилактике детской тревожности, пока она не стала устойчивым личностным образованием.
На обострение ситуации влияет также введение всероссийских проверочных работ (ВПР) по окончании начальной школы. При этом с проблемой повышенной тревожности сталкиваются не только дети с низкой успеваемостью, или имеющие слабое здоровье, но и отличники.
Одним из современных исследователей тревожности у детей младшего школьного возраста является А.М Прихожан. Именно в младшем школьном возрасте ситуативная тревожность может перейти в устойчивое свойство личности.
Переживания детей и состояния страха и тревожности в детском возрасте описаны многими авторами: Ю. А. Александровским, Ф. Б. Березиным, Ф. Е. Василюк, Е. Н. Игнатовой, Л. В. Куликовым, Л. А. Китаевым-Смыком и др.
Исследования этих авторов показали, что тревожность младших школьников - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Для того что бы ребенок развивался гармонично, возникает вопрос о создании благоприятных условий для обучения, с целью профилактики тревожности младших школьников.
Арт-терапия - это система взаимодействия между участником процесса, результатом творчества и арт-терапевтом в арт-терапевтическом пространстве. Она рассматривается как образец арт-терапевтического процесса на основе изобразительного действия. А также про нее можно сказать, что это здоровье сберегающая технология, которая позволяет применять определенные методы, процедуры и получать ожидаемые результаты.
Но, несмотря на многочисленные исследования тревожности, исследователи настаивают на необходимости диагностики тревожности, как устойчивой характеристики и предлагают использовать для ее коррекции игровую терапию (А.И. Захаров), оптимизацию семейной и педагогической среды (А.М. Прихожан), однако коррекционные возможности арт-терапии в коррекции тревожного поведения детей многими педагогами оставляются без внимания.
Объект исследования – тревожность младших школьников.
Предметом исследования является арт-терапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.
Целью работы является изучение возможностей и эффективности применения арт-терапевтических средств в коррекции тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: коррекция тревожности у младших школьников будет эффективной, если проводить её в рамках специально разработанной программы, основанной на методах арт-терапии, учитывающей возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- описать тревожность как психологическое явление.
-выявить особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- охарактеризовать средства психолого-педагогической коррекции тревожности.
- продиагностировать уровень тревожности учащихся.
- разработать программу, основанную на методах арт-терапии для коррекции тревожности;
- эмпирически изучить эффективность арт-терапии как средство психолого-педагогической помощи тревожным учащимся.
Методы исследования: теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение полученной информации; экспериментальное исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этап, методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ), психодиагностические методики: «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан), основанная по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша и позволяющая определить уровень тревожности согласно оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни.
База исследования: МБОУ «Шубанская основная общеобразовательная школа»
Практическая значимость данной работы определяется возможностью применения приемов и методов измерения и изменения уровня тревожности в процессе работы педагогов-психологов с детьми в ходе школьного обучения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ проблем коррекции тревожности у учащихся младшего школьного возраста
1.1. Тревожность как психологическая проблема
Одним из наиболее распространенных эмоциональных феноменов является тревожность.
В психологической литературе встречается большое количество определений понятию «тревожность». Тревожность различают как эмоциональное состояние, и как устойчивое свойство, черту личности. Но в большинстве исследований это понятие рассматривается дифференцированно – как ситуативное явление с учетом переходного состояния и его динамику.
Р. С. Немов дает такое определение, «тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [19, с. 81].
А. М. Прихожан указывает на то, что тревожностью является эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия, а также предчувствием грозящей опасности [22, с. 11].
Тревожность - это связанное с предчувствием опасности переживание эмоционального неблагополучия, пишет Е.И. Рогов [26, с. 102].
Е. Савина рассматривает тревожность как ожидание неблагополучия со стороны окружающих и устойчивое переживание беспокойства [27, с. 25].
Таким образом, тревожностью является отрицательное эмоциональное состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям и беспокойству.
Первым кто сделал попытку объяснить природу тревоги был З. Фрейд, который в 1925 году дал ей понятие неопределенный страх. Фрейд считал важным разграничить понятие тревожности и страха, т. к. страх - это реакция на определенную опасность, а тревога – это реакция, возникающая при неизвестной угрозе. Его концепция не раз была пересмотрена и уточнялась, особенно в частях, где речь шла о причинах и функциях тревожности. Он считал, что для объяснения психической жизни человека понимание тревожности играет большую роль [33, с. 80]. Фрейд определяет тревожность как переживание, возникающее как сигнал предвидимой опасности, а чувства беспомощности и неопределенности он трактует как ее содержание.
Выделяют три основных признака, характерных для тревожности – это чувство неприятного, осознание переживания и соматические реакции, соответствующие данному состоянию, в первую очередь это усиление сердцебиения. Изначально З. Фрейд предполагал, что существует бессознательная тревожность, но в дальнейшем он стал ее рассматривать в исследованиях посвященных психологической защите. В итоге, Фрейд пришел к заключению, что она является состоянием, которое переживается сознательно, и сопровождается умением справляться с опасностью. Тревожность помещается им в Эго [33, с. 92].
З. Фред считал, испытанные на прошлом опыте ситуации связанные с переживанием беспомощности, проявляются в тревожности, которая в свою очередь выступает повторением данных ситуаций в наших фантазиях. Одним из прообразов такой ситуации является травма рождения. Данная идея активно разрабатывалась в течение продолжительного периода.
Идеи З. Фрейда определили основные направления изучения тревожности.
Дальнейшее развитие проблемы тревожности происходило в рамках неофрейдизма в работах К. Хорни, Э. Фромма и Г. С. Салливана.
Карен Хорни пишет о возникновении при тревожности очевидной иррациональности тревоги и ощущения беспомощности. Особый акцент в своих работах К. Хорни делает на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Хорни оценивает тревогу как основное противодействие к стремлению самореализации, рассматривая ее как главную цель развития человека [14]. В работах К. Хорни можно заметить различия понятия тревожности в ранних и более поздних работах, однако акцент ставился на роль среды в возникновении у ребенка тревожности.
Удовлетворение базовых потребностей ребенка зависит от окружающих его людей, так же, как и межличностные потребности в любви, одобрении со стороны других, заботе.
Тревожность, Ю.К. Бабанский в индивидуальной теории личности рассматривал как симптом невроза. Невроз, по мнению Ю.К. Бабанского – это диагностически неоднозначный термин, который охватывает многочисленные поведенческие нарушения. В основном неврозы появляются у людей по причине неправильно выбранного стиля жизни, в связи с тем, что в раннем детстве их чрезмерно баловали, опекали или отвергали, а также, если они переносили физические страдания [2, с. 192]. В таких условиях, не чувствуя себя в безопасности, у детей повышается уровень тревожности. Для того чтобы справиться с чувством неполноценности они начинают развивать стратегию психологической защиты.
Согласно идеям, Т.В. Гормоза тревожность бывает адекватная и неадекватная. Критерием подлинной тревожности является неадекватность реальному положению человека в какой-либо области, неадекватность реальной успешности [5, с. 112]. В таком случае она может быть рассмотрена как проявление общеличностной тревожности.
По мнению А.И. Захарова тревожностью является индивидуальная психологическая особенность, в связи с которой человек может испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, которые включают в себя и общественные характеристики, не располагающие к этому [7, с. 60].
Р. С. Немов определяет тревожность как свойство человека в неспецифических социальных ситуациях испытывать чувства беспокойства, страха и тревоги [19, с. 31].
Концепция явлений тревожного ряда Е.Ю. Брель приобрела большую популярность. Он выделил сменяющие по мере нарастания состояния тревоги друг друга эмоциональные состояния, такие как раздражительность, внутренняя напряженность, тревога, страх, тревожно-боязливое возбуждение, ощущение неизбежности приближающейся катастрофы [3, с. 70]. Данный подход разграничивает такие понятия как конкретный страх, реакция на объективную угрозу, и иррациональный страх, возникновение которого происходит по причине нарастания тревоги.
Наиболее точно определение тревожности как состояния было описано А. И. Захаровым. Он раскрывает данное понятие как предчувствие опасности, которое выражается в ожидании события, несущего угрозу [7, с. 30]. Из этого следует что тревога, как реакция на состояние неопределенности, возникает в результате предвосхищения неприятности.
Таким образом, в условиях острого и хронического стресса, тревожность может выступать как форма адаптации организма. С другой стороны, при длительной интенсивной и неадекватной ситуации тревоги она может выступать не столько как форма психологической адаптации, сколько сигнал о ее нарушении. Как индивидуальная психологическая особенность, тревожность заключается в предрасположенности индивидом испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, не предполагающих этого.
Состояние тревожности соотносится с признаком слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов.
Существует два основных вида тревожности. Первым является ситуативная тревожность, возникающая при конкретной ситуации, вызывающей беспокойство. Перед возникновением новых неприятностей или жизненных трудностей каждый человек может испытывать состояние тревожности. В данном случае оно является вполне нормальным, и даже играет положительную роль.
При возникновении ситуаций, в которых могут содержаться возможные трудности и препятствия для достижения цели, тревожность выступает как сигнал об опасности и привлекает к ним внимание, позволяет мобилизовать силы, для достижения наилучшего результата [1]. Из этого следует, что нормальный уровень тревожности является необходимым для адаптации к действительности и позволяет человеку подойти к решению возникающих проблем осознанно и ответственно, выполняя роль мобилизующего механизма.
А вот снижение ситуативной тревожности не является нормой, мешает адаптации к окружающему миру, и в свою очередь может свидетельствовать о недостаточной сформированности сознания, инфантильной жизненной позиции. При возникновении серьезных жизненных обстоятельств, человек демонстрирует безответственность. Слишком высокий уровень тревожности говорит о дезадаптивной реакции, которая проявляется в общей дезорганизации поведения и деятельности.
Вторым видом является личностная тревожность. Она выражается в склонности в самых различных жизненных ситуациях переживать чувство тревоги, которые объективно к этому не располагают, и рассматривается как личностная черта. Любое событие может рассматриваться личностью как опасное и неблагоприятное.
Индивид испытывает неопределенное ощущение угрозы. Личностная тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха. Окружающий мир воспринимается ребенком, подверженным такому состоянию как враждебный, пугающий. Он постоянно находится в настороженном подавленном настроении, ему сложно найти контакт с окружающим миром [11].
Устойчивая тревожность, препятствует нормальному развитию и продуктивной деятельности. Все это может привести к формированию заниженной самооценки, закрепляясь в процессе становления характера. В первую очередь необходимо обращать внимание на роль личностных и социальных факторов, таких как особенности общения в возникновении и закреплении тревожности как устойчивой личностной характеристики.
Самооценка тревожного ребенка бывает, как заниженная, так и завышенная, часто противоречивая, конфликтная.
Обычно в общении он испытывает затруднения, в поведении прослеживаются признаки дезадаптации, инициативу проявляют редко, снижен интерес к учебе. Дети, у которых уровень тревожности повышен, относятся к группе риска по неврозам, эмоциональным нарушениям личности, аддитивному поведению.
По мере возрастания и разрядки анализируются этапы возникновения этого состояния и его закономерной смены, возбуждения соответствующих проявлений вегетативной нервной системы, развития, т.е. она изучается как процесс [22].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2010. - 416с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2008. - 438 с.
3. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: дис. ... канд. психол. наук / Брель Е.Ю. - Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. - Томск, 2016. - 120 с.
4. Галимова РР Профилактика тревожности младших школьников средствами арт-терапии. Интеграция науки и практики в современных условиях: материалы VII Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. 2016: 48 - 50.
5. Гормоза, Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. - Мн.: Наука, 2017. - 264 с.
6. Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2012. - 416с.
7. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров. - СПб.: Педагогика, 2015. - 188 с.
8. Зотова, Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа / Ф.Р. Зотова, Л.М. Закирова // Школьные технологии. - 2016. - № 5. - С. 163-168.
9. Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 2019. - 182 с.
10. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей / под ред. О. Юрченко. М.: Речь, 2014. 160 с.
11. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2015. - 992с.
12. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 208 с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО., 2014. - 176 с.
14. Левченко, И.Ю. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Академия, 2013. - С. 20-54
15. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 2005. - 324 с.
16. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование, - 2018. - № 2. - С. 15-19.
17. Малахова А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 208 с.
18. Микляева, А.В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. - 2016. - № 1. - С. 32-53.
19. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. - кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2018. - 632 с.
20. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2016.- 240 с.
21. Подлеснова, Н.Н. Второе рождение / Н.Н. Подлеснова, И.В. Руденко // Семья и школа. - 2008. - № 7. - С.7-9.
22. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. -2008. - №2. - С. 11-17.
23. Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А.М. Прихожан //Активные методы в работе школьного психолога. Киров: Кировский ГПУ, 2011. - С. 26-44.
24. Пургина А.А., Онуфриева В.В. Коррекция тревожности младших школьников. Молодой ученый. 2015; № 7 (87): 700 - 702.
25. Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2012. - 752 с.
26. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2008 - 384с.
27. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. - 2016. - №4. - С. 21-27.
28. Снайдер, М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести / М. Снайдер. - М.: Смысл; СПб.: Гармония, 2014. - 237с.
29. Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Сухова. - Кострома: Изд-во «Кострома», 2007. - 292 с.
30. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. М.: Генезис, 2015. 144 с.
31. Федоренко П. Счастливая жизнь без панических атак и тревог. М.: АСТ, 2017. 256 с.
32. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 512с.
33. Фрейд, А. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / А. Фрейд, З. Фрейд. - СПб.: Наука, 2007. - 354 с.
34. Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа. - 2014. - № 2. - С. 103-107.
35. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2016. - 148 с.
36. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2020. - 608с.
37. Цыганова М.А. Арт-терапия, сказкотерапия как психолого-педагогические технологии коррекции тревожности младших школьников. Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016; № 3 (5): 28 - 30.
38. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Буянов, М.И. Чистякова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. - 160 с.
39. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2019. - 512с.
40. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2016. - 160с.