Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1. Понятие и сущность СМИ 6
1.2. Политический процесс: сущность, этапы и основные характеристики реализации 15
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РОЛИ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЬЕТНАМА В XXI ВЕКЕ 26
2.1. Общий обзор и характеристика СМИ Вьетнама 26
2.2. Направления участия СМИ в политическом процессе Вьетнама 35
Выводы по второй главе 42
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ УЧАСТИЯ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВЬЕТНАМА 44
3.1. Оценка влияния СМИ Вьетнама на государство и общество 44
3.2. Рекомендации по улучшению участия СМИ в политическом процессе Вьетнама 49
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной выпускной квалификационной работе, связана с тем, что Вьетнам является унитарным государством с выделением на территории 58 провинций и 3 муниципалитетов. Каждое территориальное образование имеет свои органы власти, а потому политический процесс в государстве является достаточно сложным и многообразным.
Большая часть СМИ, которые существуют на сегодняшний день во Вьетнаме, являются сетевыми, что позволяет им иметь большой охват и оказывать немалое влияние на массовое сознание населения страны.
Поэтому от того, каким образом и в какой степени вьетнамские СМИ принимают участие в политическом процессе и контролируют его, зависит общий характер социально-политической обстановки в государстве, а также отношение вьетнамского народа к государственной власти.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросом влияния СМИ на политический процесс занимались многие ученые. Так, интересно рассмотреть исследования таких ученых как: А.П. Аврамова, С.И. Вологдина, М.И. Гуренко, С.И. Коноваленко, И.М. Мануйлова, Т.А. Родченкова, П.А. Яковлева и многих других.
Однако недостаточно исследований, которые были бы посвящены непосредственно вьетнамской картины влияния СМИ на политический процесс в стране.
Цель исследования – провести анализ влияния СМИ на контроль государственной власти во Вьетнаме.
Объект исследования – вьетнамские СМИ.
Предмет исследования – влияние СМИ на контроль государственной власти во Вьетнаме.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и сущность СМИ.
2. Изучить сущность, этапы и основные характеристики реализации политического процесса.
3. Провести общий обзор и дать характеристику СМИ Вьетнама.
4. Определить направления участия СМИ в политическом процессе Вьетнама.
5. Оценить влияние СМИ Вьетнама на государство и общество.
6. Разработать рекомендации по улучшению участия СМИ в политическом процессе Вьетнама.
Гипотеза исследования: роль того или иного СМИ в политическом процессе Вьетнама определяется степенью проникновения в сферу политической информации и наличием достаточного аналитического контента.
Эмпирическая база исследования: материалы СМИ Вьетнама 2020–2022 годов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили такие научные работы как: «СМИ в политическом процессе» под общей редакцией Р.С. Мухаметова (2020) , а также «Средства массовой информации как системообразующий фактор современного политического процесса» С.В. Дюкиной (2005) .
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, исторический, моделирование, проектирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением научной литературы, посвященной проблеме выделения роли СМИ в политическом процессе. Полученные теоретические данные могут быть полезны для проведения дальнейших исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой рекомендаций по улучшению участия СМИ в политическом процессе Вьетнама, которые могут быть полезны как для совершенствования деятельности вьетнамских СМИ, так и для прессы других стран, поскольку эти рекомендации являются универсальными.
Научная новизна исследования заключается в том, что в выпускной квалификационной работе проведен контент-анализ вьетнамских СМИ с точки зрения выявления степени их влияния на политический процесс.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие и сущность СМИ
В научной литературе существует множество различных определений СМИ (средств массовой информации). Кроме того, данное понятие может рассматриваться с двух точек зрения – общей и частной .
С общей точки зрения, СМИ – это социально-политический институт, целью которого является распространение информации среди населения с целью формирования общественного мнения.
С частной точки зрения, СМИ – это определенное издание, которое является стандартной единицей массовой информации и может выражаться в различных видах – печатном и аудиовизуальном.
Кроме того, средства массовой информации могут существовать как в периодической (регулярной) форме, так и функционировать в единичном формате, но такие ситуации встречаются гораздо реже .
Существует также общее определение средств массовой информации, которое звучит следующим образом: это определенный комплекс специальных организаций, основной целью которых является массовое и оперативное распространение то информации, которая является актуальной и значимой для населения и может быть посвящена произошедшим событиям, аналитическим оценкам этих событий и т.д.
Кроме того, здесь важно отметить тот факт, что в большинстве случаев СМИ нацеливают распространение информации на неограниченный круг лиц, вне зависимости от социальной и профессиональной принадлежности целевой аудитории.
Говоря о классификации современных СМИ, можно отметить, что к печатным изданиям относят, прежде всего, газеты и журналы, но данный вид СМИ начинает постепенно устаревать и терять свою актуальность и востребованность.
Аудиовизуальные СМИ – это радио и телевидение. Несмотря на технологические изменения в современном мире, этот вид СМИ еще остается популярным, прежде всего, для людей из старших поколений, а также для тех, чья деятельность напрямую связана с физической занятостью и невозможностью по ряду причин узнавать новости из Интернета .
Конечно, самым популярным источником информации на современном этапе является Интернет, где каждый человек может не просто получить любую интересующую его информацию, но и прочитать любые газеты, журналы, а также посмотреть теле- и радиоэфиры, которые им интересны.
Интернет-СМИ составляют огромную долю объема всех существующих на сегодняшний день СМИ. Кроме того, помимо дублирования существующих в материальной форме изданий, Интернет предлагает собственные СМИ – блоги, интернет-издания и т.д., которые могут быть как авторскими, так и массовыми, и нацелены на конкретную целевую аудиторию в зависимости от тематики и характера издания .
Исторически институт СМИ сложился в тех условиях, когда у государства и общества сформировалась актуальная необходимость передачи населению важной социальной, экономической и политической информации. Основной функцией СМИ фактически является не только прямая передача этой информации, но и обличение ее в такие формы, которые будут максимально воздействовать на целевую аудиторию, манипулировать массовым сознанием .
На рисунке 1.1 представлены основные функции, которые выполняет институт СМИ в современном мире .
Рисунок 1.1. – Основные функции, которые выполняет институт СМИ в современном мире
По мнению по мнению Т.А. Родченковой, Е.В. Березинской и Б.В. Хромченковой, просветительская функция связана с удовлетворением потребностей целевой аудитории в получении важной информации по определенному кругу вопросов. Зачастую изданию приходится подбирать определенные способы передачи информации для конкретных сегментов целевой аудитории, которая не обладает определенной терминологией и нуждается в расшифровке ряда понятий .
По мнению П.А. Яковлевой, И.Т. Головченко и М.И. Васильева, оценочная или сравнительная функция заключается в проведении сравнительного анализа однородных явлений, выявлении их сходств и различий, а также недостатков и достоинств, которыми обладают эти явления. Данная функция крайне важна в той ситуации, когда обществу необходимо сделать важный выбор. СМИ оказывают информационную поддержку и помощь в этом выборе .
Для реализации задачи общественного контроля СМИ, как указывают в своей работе М.И. Гуренко, М.И. Цветков и А.А. Харитонова, применяют контрольно-критическую функцию. В ходе реализации данной функции СМИ обнаруживают слабые места в политическом процессе и социальной системе общества и знакомят со своими выводами целевую аудиторию, зачастую навязывая свое мнение .
Для того, чтобы определить, насколько целевая аудитория правильно воспринимает информацию, которая размещается в СМИ, они проводят мониторинг общественного мнения с помощью различных опросов и анкетирования. Данная функция крайне важна для анализа эффективности работы каждого СМИ и всего института в целом .
Коммуникативная функция, по мнению А.П. Вологдиной и Е.Е. Крайновой, связана с процессом объединения различных сегментов целевой аудитории СМИ для формирования единого общественного мнения и принятия решений в отношении власти и политического процесса .
Наконец, как утверждают А.А. Гавриленко, М.И. Феоктистова и А.А. Щербакова, футурологическая функция, которая иначе называется прогностической, выражается в поиске определенных закономерностей социального и политического развития, на основе которого можно спрогнозировать ближайшие и дальнейшие изменения в обществе и государстве. Ряд аналитических СМИ ставят данную функцию во главу угла своей деятельности .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аврамова, А.П. СМИ в России: практический обзор. – М.: Форпост, 2020. – 288 с.
2. Алексеева, П.А., Чуркова, М.И., Дорецкий, Д.В. Политические институты в Российской Федерации: основные направления, сферы реализации и характер взаимодействия // Сборник статей Костромского государственного университета. Вып. 4. Политология. – Кострома: Костромского государственного университета, 2021. – С. 90–97.
3. Вологдина, А.П., Крайнова, Е.Е. Политическое значение современных СМИ: «институт власти» или «манипулятор сознания» // Проблемы современного общества. Сборник статей. – М.: Парадигма, 2018. – С. 40–46.
4. Гавриленко, А.А., Феоктистова, М.И., Щербакова, А.А. Роль СМИ в формировании общественного мнения на современном этапе развития российского общества // Вестник Тюменского государственного университета. – 2020. – № 6. – С. 38–50.
5. Гуренко, М.И., Цветков, М.И., Харитонова, А.А. Функциональное содержание деятельности современных СМИ: функции российских СМИ на современном этапе // Вестник Омского государственного университета. – 2019. – № 10. – С. 99–114.
6. Гусейнова, И.М., Арманова, А.А., Крюков, И.Т. Структурные элементы политического процесса: история и современность // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2018. – № 8. – С. 40–52.
7. Дюкина, С.В. Средства массовой информации как системообразующий фактор современного политического процесса. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.полит.н. – Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2005. – 32 с.
8. Елисеева, А.Е., Бондаренко, Т.В. Структура процесса принятия политических решений: основные этапы и их характеристика // Вестник Хабаровского государственного университета. – 2020. – № 9. – С. 80–88.
9. Ершов, П.В., Тарасова, А.В. Принципы построения политического процесса в Российской Федерации // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Политика и общество. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2020. – С. 55–71.
10. Каштанова, Е.А., Петрова, А.А. Политический процесс. – Таганрог: Сфера, 2019. – 268 с.
11. Коноваленко, С.И. СМИ и политическая власть. – Хабаровск: Заря, 2021. – 290 с.
12. Куприянова, А.С., Сенцова, И.И. Политический процесс и общество: основы взаимодействия и взаимовлияния // Вестник Кировского государственного университета. – 2021. – № 3. – С. 63–70.
13. Лисова, С.Ю. Политические функции СМИ / С.Ю. Лисова // Вестник Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина. – 2011. – Вып. 2. – С. 1–6.
14. Мануйлова, И.М., Федорова, О.С., Кривошеева, Г.А. Принципы классификации современных СМИ в соответствии с типами влияния на общественное сознание: методологический аспект // Сборник статей Кубанского государственного университета. Вып. 8. Политические науки. – Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 2019. – С. 80–92.
15. Мишина, Т.А., Волебуева, А.П., Щукина, С.М. Проблемы исследования политического процесса: теоретические аспекты изучения характера политических процессов в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 12. – С. 105–113.
16. Нарышкина, А.П., Панкратова, С.И., Володина, Ю.М. Базовые понятия политического процесса: типология и характеристики // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 4. Политические процессы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021. – С. 42–50.
17. Никулина, П.А. Ястребова, А.М., Куликова, А.А. Структура и элементы современного политического процесса: теоретические аспекты исследования // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 3. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2021. – С. 56–68.
18. Пеньковская, А.П., Гаврилов, И.И. Современные подходы к изучению политического процесса как отражения политической стабильности государства: российская и зарубежная практика // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы политологии». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. – С. 100–116.
19. Петунин, А.А., Хлебников, И.С., Городецкий, В.В. Политическое решение как предмет научного исследования: основные характеристики и критерии эффективности // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной политической науки». – Н. Новгород: Нижегородский государственный университет, 2022. – С. 58–70.
20. Пресса Вьетнама // MrTranslate. Переводческий портал. – 2008–2022. – URL: http://mrtranslate.ru/smi/vietnam/ (дата обращения: 04.04.2022).
21. Родченкова, Т.А., Березинская, Е.В., Хромченкова, Б.В. Содержание и специализация современных политических СМИ и их роль в становление политического сознания населения // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 1. Журналистика. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2022. – С. 70–80.
22. СМИ во Вьетнаме // Dima-Tour. Туристический портал. – 2020. – URL: https://ru.dimatourmuine.vn/сми-во-вьетнаме/ (дата обращения: 05.04.2022).
23. СМИ в политическом процессе. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Р.С. Мухаметова. – Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета им. Первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, 2020. – 112 с.
24. Хрисанфова, О.Ю., Заголевская, И.М., Фролова, А.А. История и современное состояние российских СМИ в контексте политической деятельности государства: историографический обзор // Вестник Мурманского педагогического института. – 2019. – № 7. – С. 135–144.
25. Хыонг, Ч.Т.Т. Современная система СМИ Вьетнама / Ч.Т.Т. Хыонг // Вестник Воронежского государственного университета. – 2016. – № 1. Серия «Филология, журналистика». – С. 146–147.
26. Чыонг, Т.Н.К. Формирование системы средств массовой информации Социалистической Республики Вьетнам: опыт периодизации дисс. на соиск. уч. ст. к.филолог.н. / Т.Н.Е. Чыонг. – М.: Российский университет дружбы народов, 2005. – 168 с.
27. Юсупова, М.И., Огорельцева, О.В., Вертков, П.А. Роль политического процесса в формировании гармоничного общества: теоретико-методологические подходы // Вестник Рязанского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 34–42.
28. Яковлева, П.А., Головченко, И.Т., Васильев, М.И. Функциональная характеристика современных СМИ: функции СМИ в российском обществе // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы массовых коммуникаций: российский и зарубежный опыт». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2021. – С. 50–62.
29. Якунина, А.К., Голубев, А.А. Внутриполитический и внешнеполитический процессы: сходства и различия // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации и реализации политического процесса в разных странах». – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2021. – С. 50–59.
30. Nhân Dân. Газета. Официальный сайт. – 2022. – URL: https://nhandan.vn/ (дата обращения: 05.04.2022).
31. NỔI BẬT. Радиостанция. Официальный сайт. – 2022. – URL: https://radio.nhandan.vn/ (дата обращения: 05.04.2022).
32. Sài Gòn Giải Phóng. Газета. Официальный сайт. – 2022. – URL: https://www.sggp.org.vn/ (дата обращения: 05.04.2022).
33. Thanh Niên. Газета. Официальный сайт. – 2022. – URL: https://thanhnien.vn/ (дата обращения: 05.04.2022).
34. Tiền Phong. Газета. Официальный сайт. – 2022. – URL: http://mrtranslate.ru/smi/vietnam/tien-phong/ (дата обращения: 05.04.2022).
35. Tuôi Trѐ. Газета. Официальный сайт. – 2022. – URL: https://tuoitre.vn/ (дата обращения: 05.04.2022).