Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Представляя собой форму противоречия, конфликты являются важнейшей детерминантой активности человека. Конструктивное разрешение конфликта позволяет достичь качественно новых изменений как во внутриличностном плане, так и в межличностных отношениях.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает активно осваивать опыт разрешения ситуаций, в которых присутствуют конфликтные проявления. Стремление младшего школьника познать окружающий мир часто ограничивается желанием взрослых урегулировать поведение ребенка. В создавшейся ситуации особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем такие же ситуации в отношениях взрослых.
Изучением проблемы диалога в отечественной науке занимались Е.О. Галицких,В.И. Исаев, М.В. Кларин, Е.В. Коротаева, В.В. Поздняков, В.И. Слободчиков и др. Они выявили, что диалог выступает своеобразной формой общения между учащимися и учителем, а также между самими учащимися в условиях проблемной ситуации. В процессе диалога происходит информационный обмен между его участниками, регулируются отношения между ними.
Разработкой проблемы конфликта занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, среди которых необходимо особо отметить вклад А.Я. Анцупова, О.Н. Громовой, Е.М. Дубовской, А.С. Залужского, Д.П. Зеркина, Р.Л. Кричевского, В.А. Кременюка, М.М. Лебедевой, Б.Т. Лихачева, М.И. Могилевского, Л.А. Петровской, И.Ф. Смолянинова, А.И. Шипилова; К.Э. Боулдинга, П.О. Гриффина, Г. Зиммеля, Л. Козера, К. Левина, К. Лоренса, У. Мак Дугласа, К. Маркса, Г. Спенсера, 3. Фрейда и др. В их трудах было показано, что конфликт является особым взаимодействием индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Проблематика конфликта в младшем школьном детстве раскрыта в научных работах таких крупных специалистов как Л.С. Выготский, Б.П. Жизневский, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, А.А. Рояк, Д.Б. Эльконин и др. Они выявили, что причинами конфликтов младших школьников является неудовлетворенность потребностей в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании. В конфликтной ситуации дети сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль разрешения конфликта…. Но тем не менее, на сегодняшний день имеется небольшое количество работ, посвященных особенностям обучения решению конфликтных ситуаций детей.
Несмотря на высокий интерес к конфликтологии, к конфликтам в детском возрасте в целом анализ научной литературы показал, что эта проблема изучена не в полной мерее, пока недостаточно методических разработок по обучению детей навыков решения конфликтных ситуаций.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать алгоритм диалоговой рефлексии с учащимися младшего школьного возраста по решению конфликтных ситуаций .
Задачи исследования:
1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление.
2. Изучить особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть диалог как способ воспитания детей младшего школьного возраста.
4. Выявить учащихся, склонных к конфликтному поведению.
5. Составить и апробировать алгоритм диалоговой рефлексии с учащимися по решению конфликтных ситуаций.
6. Проанализировать результаты контрольной диагностики.
Объект исследования: развитие навыков решения конфликтных ситуаций у младших школьников.
Предмет исследования: диалоговая рефлексия как средство развития навыков решения конфликтных ситуаций у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанный алгоритм проведения диалога с учащимися по анализу конкретной ситуации будет способствовать развитию навыков решения конфликтных ситуаций у младших школьников.
В качестве методов исследования использовались:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- обобщение педагогического опыта по теме;
- педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
- наблюдение (карта наблюдения по выявлению уровня конфликтности);
- тестирование (методика «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной);
- качественный и количественный анализ данных.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
- педагогами начального звена и психологами, работающими с младшими школьниками, с целью оптимизации своей деятельности по обеспечению условий для развития навыков решения конфликтных ситуаций у младших школьников посредством диалоговой рефлексии;
- студентами, обучающимися по психолого-педагогическим направлениям, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
- молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и методических сведений.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития навыков решения конфликтных ситуаций у младших школьников посредством диалоговой рефлексии
1.1 Конфликт как социально-психологическое явление
Научное понятие «конфликт» впервые возникло на рубеже XIX-XX вв. в социологической науке. Представление о конфликте базировалось на установках о его неизбежности для общественной жизни, обусловленности свойствами человеческой природы (например, «инстинктом агрессии»).
Термин «социология конфликта» впервые ввел Г. Зиммель, обосновывая в одноименной работе важность и позитивную ценность конфликта.
Г. Спенсер, рассматривая конфликт социальный с позиций теории социал-дарвинизма, отождествляющей общество с организмом, считает его неизбежным явлением в истории человечества и стимулом социального развития.
М. Вебер, В. Парретто, Дж. Александер, называя конфликт «социальным спором», считают его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.
Л. Козер, Р. Дарендорф и др. предлагают «конфликтную модель общества», где в качестве конфликтующих сторон рассматриваются различные политические силы, классы, социальные группы, государства, преследующие несовместимые цели, борющиеся за свои интересы, власть, перераспределение национального дохода и т.д.
В частности, Р. Дарендорф определяет конфликт как результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям подчинения и господства. Ценность конфликта он усматривает в предотвращении окостенения социальных систем, в становлении различного рода инноваций. Он считает, что подавление социального конфликта ведет к обострению его противоборств, а «рациональная регуляция» к контролируемой эволюции.
Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Дюркгейм рассматривают конфликт как аномалию социального взаимодействия, как своего рода социальную болезнь.
К. Лоренц главной причиной социальных конфликтов определяет агрессивность индивида и толпы. По его мнению, агрессия – постоянное состояние живого организма. Но при этом он не усматривает внутренних особенностей человеческой природы, а объединяет проявления агрессии животных и человека в один разряд.
К. Левин определяет конфликты как противоборство собственных и вынужденных сил, т.е. как противоречие между собственными потребностями и внешней, объективной, вынуждающей силой.
К. Боулдинг предпринимает попытку создания универсальной общей теории конфликта, согласно которой конфликт – всеобщая категория, присущая живому и неживому миру, выступающая базовым понятием для анализа процессов социальной, физической, химической и биологической среды. По его мнению, все конфликты имеют общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения [23].
Множество зарубежных теорий акцентируют внимание на многомерности конфликтных явлений и основной единицей его анализа стремятся выделить социальное взаимодействие, его уровни, характеристики и особенности. Также огромное внимание уделяется внутренней детерминации конфликтных явлений; развивающей роли конфликта в ходе эволюции и возможностям перевода деструктивных конфликтов в конструктивное русло.
В отечественной психологии основное внимание уделяется социальной детерминации конфликта объективными социально-психологическими и экономическими условиями (С.И. Ерина, Ю.Г. Запрудский, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Вересов, Т.С. Сулимова, Н.И. Леонов и др.).
В.И. Брудный, В.А. Семенов, Н.В. Гришина, А.И. Анцупов, Б.И. Хасан и др. рассматривают конфликт как столкновение противоположных интересов, мнений, стремлений, несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе взаимодействия сторон конфликта [37].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авидон, И. Тренинги взаимодействия в конфликте / И. Авидон. – СПб. : Речь, 2018. – 192 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд. исп. и доп. – М. : Эксмо, 2019. – 512 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Проблемы морфологии и словообразования / Н.Д. Арутюнова. – М. : Языки славянских культур, 2017. – 286 с.
4. Бахтин, М.М. Антрополингвистика : избранные труды / М.М. Бахтин. – М. : Лабиринт, 2020. – 256 с.
5. Башмакова, С.Б. Коррекция эмоционального развития конфликтных детей / С.Б. Башмакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 1. – С. 25–30.
6. Библер, В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) / В.С. Библер // Психолого-педагогические основы современных отечественных дидактических систем : хрестомат. / сост. Е.А. Мухортова. – М. : АНО ПЭБ, 2018. – С. 327–331.
7. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н Богданов, В.Г. Зазыкин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2016. – 224 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография : цикл статей / Л.И. Божович. – М. : Питер, 2018. – 400 с.
9. Бубер, М. Я и ты : [философско-антропологическая мысль / М. Бубер. – М. : Высшая школа, 201. – 175 с.
10. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353.
11. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Академия, 2021. – 624 с.
12. Волков, Б.С. Младший школьник : Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М. : Академический Проект, 2018. – 142 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2019. – 1136 с.
14. Гасова, О.В. Теоретико-методические аспекты формирования учебного диалога : монография / О.В. Гасова. – Минск : БНТУ, 2017. – 144 с.
15. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2018. – 544 с.
16. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка : содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Академия, 2021. – С. 91–94.
17. Дидковская, Л.Г. Причины конфликтов и пути их преодоления / Л.Г. Дидковская, Н.В. Яшкина // Менеджмент и кадры : психология управления, соционика и социология. – 2019. – № 7. – С. 7–15.
18. Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. – М. : Академия, 2018. – 192 с.
19. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание : избранные статьи / М.С. Каган. – СПб.. : Издательство СПбГУ, 2021. – 384 с.
20. Кларин, М.В. Технология обучения : идеал и реальность / М.В. Кларин. – Рига : Эксперимент, 2019. – 180 с.
21. Коломинский, Я.Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Развитие сотрудничества дошкольников : хрестоматия / сост. И.В. Маврина. – Москва : Психологическая электронная библиотека, 2018. – С. 174–187.
22. Конфликтология / ред. В.П. Ратников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2021. – 543 с.
23. Конфликтология : хрестоматия / Урал. акад. гос. службы, Каф. упр. персоналом и психологии ; сост. С.В. Аржанухин. – Екатеринбург : Урал. акад. гос. службы, 2019. – 339 с.
24. Королева, Л.П. Диалог, как гуманитарная практика воспитательной деятельности педагога / Л.П. Королева // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 3. – С. 16–17.
25. Коротаева, Е.В. Основы педагогики взаимодействий. Теория и практика / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. – 203 с.
26. Косенко, Т.С. Понятие «диалог» в современной системе образования / Т.С. Косенко, Н.В. Наливайко // Философия образования. – 2021. – № 3 (36). – С. 246–253.
27. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2019. – 176 с.
28. Леонов, Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2017. – 192 с.
29. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2019. – 423 с.
30. Лобанова, А.М. Межличностное взаимодействие, группы, конфликты / А.М. Лобанова // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2019. – № 11. – С. 14–22.
31. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин. – М. : Университет, 2019. – 190 с.
32. Нифонтова, ОВ. Учим детей разрешать конфликт / О.В. Нифонтова. – М. : Сфера, 2021. – 127 с.
33. Павленко, Т. Почему они конфликтуют? / Т. Павленко, // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 72–77.
34. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2016. – 237 с.
35. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 352 с.
36. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 5-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2016. – 512 с.
37. Родионова, Е.А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов / Е.А. Родионова. – СПб. : СПбГИПСР, 2017. – 81 с.
38. Романченко, С.И. Конфликт как продуктивное пространство в развитии личности ребенка / С.И. Романченко // Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1 окт. 2016 г. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2016. – C. 76–81.
39. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. – М. : Педагогика, 2018. – 120 с.
40. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2016. – 395 с.
41. Сомкин А.А. Личностно ориентированный подход в системе современного образования : от монолога к диалогической модели обучения / А.А. Сомкин // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – № 3. – С. 9–28.
42. Степанов, В. Что делать с конфликтами : мнения экспертов / В. Степанов, Д. Шлянчак, И. Ваган // Кадровик. – 2018. – № 7. – С. 42–44.
43. Стюхина, Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста : лекции / Г.А. Стюхина. – М. : Первое сентября, 2020. – 92 с.
44. Сулейманова, Н.И. Диалог как средство становления смысловых структур сознания в учебно-воспитательном процессе / Н.И. Сулейманова // Образование и саморазвитие. – 2018. – № 1 (7). – С. 211–216.
45. Сырицына, С.И. Особенности физического и умственного развития младших школьников / С.И. Сырицына // Директор школы. – 2019. – № 4. – С. 74–80.
46. Фрейд, З. Психика : структура и функционирование / З. Фрейд. – М. : Академический проект, 2017. – 230 с.
47. Фромм, Э. Характер и социальный процесс / Э. Фромм // Психология личности : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. – М.: АСТ : Астрель, 2019. – С. 541–547.
48. Чибаков, А.С. Диалог как способ взаимодействия субъектов образовательного процесса / А.С. Чибаков //Colloquium-journal. – 2020. – № 2–6 (54). – С. 68–70.
49. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 384 с.
50. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М. : Прогресс, 2016. – 344 с.