Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Особую актуальность в России приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья населения.
В 2013 году руководство страны и региональные руководители выступили с инициативой возрождения комплекса ГТО в России в современном формате.
Комплекс ГТО задает программную основу и государственные требования к уровню физической подготовленности различных возрастных категорий населения, в том числе и студенческой молодежи [1, 3, 4].
На сегодняшний день не все студенты имеют достаточную физическую подготовку, чтобы справиться с нормами ГТО. Также возникла проблема необходимости разработки программ и методик по подготовке к сдаче норм ГТО. В настоящее время общей информации по данному вопросу много, однако более детальной и подробной информации по подготовке к сдаче норм недостаточно. Для предоставления студентам возможности сдачи обязательных и выбранных норм вузы должны располагать необходимой спортивной инфраструктурой, что, в свою очередь, обязывает их арендовать стадионы, бассейны, стрельбища [2].
Внедрение комплекса преследует следующие цели и задачи:
повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения;
увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;
формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
Актуальность исследования.
Для студентов высших учебных заведений (за исключением вузов спортивной направленности) на данный момент не существует системы подготовки к сдаче норм ГТО, что довольно негативно сказывается на общем здоровье студентов в связи с утратой физической формы, приобретенной в школе.
Основными проблемами организации внедрения ВФСК ГТО в вузах являются низкая физическая подготовленность и мотивация студентов, недостаточная материально-техническая база вузов РФ и методическая обеспеченность развития в них физической культуры [5].
Цель исследования: проанализировать физическую подготовленность и мотивацию студентов вузов к выполнению норм ГТО, возраста от 18 до 24 лет.
Материал исследования включает в себя анализ уровня подготовки студентов, а также исследование информационных и методических материалов.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что мотивация студентов высших учебных заведений повысит уровень подготовки для выполнения норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Объект исследования. Результаты муниципального этапа Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в рамках VI ступени.
Предмет исследования. Мотивация как способ подготовки студентов к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в рамках VI ступени.
Задачи исследования:
• изучить нормативно - правовую базу Комплекса ГТО;
• выявить проблемы, связанные с физической подготовкой для выполнения Комплекса ГТО;
• разработать практические рекомендации для подготовки студентов к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в рамках VI ступени.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО 4
1.1. Нормативно-правовая база Комплекса ГТО
Правовая база, регулирующая вопросы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации - это комплексная по своему содержанию часть национального законодательства, включающая нормы конституционного, муниципального, административного, финансового, гражданского, предпринимательского, трудового, уголовного, международного и процессуального права. Она тесно связана с законодательством об образовании, о социальном обеспечении, о здравоохранении и др.
Главным источником, регулирующим Комплекс ГТО, является Конституция Российской Федерации – юридический фундамент всего действующего законодательства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Согласно подп. «е» п.1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном владении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п.2 ст.76 Конституции РФ) [1].
Сердцевину российского законодательства о Комплексе ГТО составляет Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ».
Он создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях, с работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. Данный Закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, развития и укрепления дружбы между народами, он также гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом [11].
Многие вопросы Комплекса ГТО регулируются отдельными нормами следующих кодифицированных федеральных законов:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ;
- Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ;
- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ и так далее.
Существует достаточно широкий круг текущих федеральных законов, входящих в орбиту спортивного законодательства. Они носят комплексный характер и включают в себя нормы разных отраслей права. Эти законы, обеспечивая регулирование отношений в какой-то определенной сфере общественной жизни, в отдельных нормах затрагивают и отношения, складывающиеся в области физической культуры и спорта.
К числу федеральных законов, регулирующих те или иные общественные отношения, складывающиеся в сфере Комплекса ГТО, следует отнести:
- Федеральный закон РФ от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и так далее.
Естественно, нормы, регулирующие Комплекс ГТО, содержатся не только в федеральных законах, но и в подзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании Комплекса ГТО.
Так как РФ по своему государственному устройству является федерацией, то помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих физическую культуру и спорт, входят и акты субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Например, законодательство Республики Марий Эл о физкультуре и спорте включает в себя, в частности, следующие нормативные правовые акты:
- Конституция Республики Марий;
- Закон РМЭ от 30 декабря 2008 г. № 81-З «О физической культуре и спорте в Республике Марий Эл»;
- Постановление Правительства РМЭ от 30 декабря 2012г. №491 «Вопросы Министерства спорта Республики Марий Эл» и так далее.
Сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие Комплекса ГТО, и проблем требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое состояние;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
- утрата традиций российского спорта высших достижений [15].
Решить указанные, и другие проблемы призвано множество федеральных целевых программ.
Если проанализировать данные целевые программы можно сделать вывод о том, что на данный момент в стране делается все, для поддержания Комплекса ГТО. Данные программы приняты для создания условий для укрепления здоровья населения, развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; для создания и внедрения в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, для целевой поддержки научных и методических разработок в области спорта высших достижений [23].
В заключение, исходя из вышеизложенного, можно кратко сформулировать некоторые значимые особенности законодательного регулирования физической культуры и спорта в России:
1. существование системы формально автономных (в силу их статуса общественных объединений) спортивных федераций, фактически находящихся в прямом подчинении у органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ;
2. относительная самостоятельность спортсменов от спортивных объединений;
3. наличие системы организации массового физкультурно-спортивного образования;
4. наличие предпосылок к формированию среди широких масс населения активного участия в физической культуре и спорте, в том числе по месту работы и месту жительства;
5. существенная общая зависимость систем и институтов в области спорта от государства, низкая частная инициатива.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2007, N 50, ст. 6242.
6. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
8. Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте. М.: Изд-во "Спорт-Человек", 2017. 672 с.
9. Алексеев С. В. Спортивное право России: учебник для студентов высш. уч. завед. / С. В. Алексеев ; под ред. П. В. Крашенинникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 695 с.
10. Антонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту// Педиатрическая фармакология, 2016. – №4. – С. 120-122.
11. Березанцева-Низяева Т.В. Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект)// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2017. – №2. – С. 659-660.
12. Волынкина, А.В. Модель внедрения ГТО в высшем учебном заведении в Свердловской области: введение поощрений / А.В. Волынкина, В.А. Шематихин // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 22-25.
13. Волкова, Е.Г. Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов / Е.Г. Волкова, И.В. Григорьева, Е.Н. Петров // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020. № 1 (32). С. 65-67.
14. Васильева Н. Ю. Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова, 2016. №4. С.103-108.
15. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни// Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2016. – №1. – С. 58-61.
16. Головина В. А., Акулова Т. Н. Методика организации, проведения и сдачи норматива комплекса ГТО «Кросс» в РХТУ им. Д. И. Менделеева // Материалы Всероссийской студенческой конференции: «ГТО: практика реализации» в рамках Всероссийского молодёжного проекта «Студенты ГТО». Москва: Изд-во РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 30 –31 октября 2015 г.
17. Григорьева И.В. Учет индивидуальных особенностей в различных видах спорта / И.В. Григорьева, Е.Г. Волкова, Е.Н. Петров // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2016. № 4 (19). С. 125-126.
18. Лубышева, Л.И. Всероссийский комплекс ГТО как фактор развития физкультурноспортивной деятельности вуза / Л.И. Лубышева // Сб. науч.-практ. конференции «Физическая культура и спорт, туризм : научно-методическое сопровождение». 15-16 мая 2014 г. – Пермь, 2014. – С. 184-189.
19. Кабышева, М.И. О внедрении комплекса «Готов к труду и обороне» на кафедре физического воспитании ОГУ / М.И. Кабышева, Т.А. Глазина, О.В. Подкапаева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 7 (182). – С. 105-110.
20. Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник для студентов сред. мед. учеб. заведений/ А.А. Кожин, В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
21. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицлин. – Волгоград: издательство ВолГМУ, 2017. – 48 с.
22. Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 144 с.
23. Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2016. – №7 (43). – С. 244-246.
24. Мустафин С.А. Роль спорта для развития личности при осуществлении образовательно-воспитательного процесса в вузе / С.К. Мустафин, И.Ф. Андрущишин, К.М. Карменов, Ю.П. Денисенко, А.А. Гераськин // Теория и методика физической культуры. 2018. № 2 (52). С. 88-91.
25. Приходько В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни// Ярославский педагогический вестник, 2016. – №2. – С. 105.
26. Петрова Е. И., Куренцов В. А., Голубев В. П., Егорычева Э. В. Физическое состояние и готовность студенческой молодёжи к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года // Вестник спортивной науки. 2014. № 2. С. 55–60.
27. Суанов С.В. О значении комплекса «Готов к труду и обороне» в профессиональной подготовке студентов – будущих учителей / С.В. Суанов, К.А. Калустьянц, И.Ю. Кокаева // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С.82-88.
28. Скворцова Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни// Концепт, 2016. – №2. – С. 41-45.
29. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2016. – №5. – С. 792.
30. Янбухтин Т.А. К проблеме формирования здорового образа жизни подростков и включенности их в досуговую спортивно-оздоровительную деятельность в условиях мегаполиса// Педагогика и психология образования, 2017. – №2. – С. 43-50.