- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
вам Нужна ВКР ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях
- Готовые работы
- Выпускная квалификационная работа
- Психология и педагогика
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях"?81 страница
50 источников
Добавлена 25.07.2023
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 7
1.1. Детско-родительские отношения как психологический феномен 7
1.2. Характеристика детско-родительские отношения в полных и неполных семьях 24
1.3. Оптимизация детско-родительских отношений в неполных семьях 27
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Разработка программы психологической коррекции детско-родительских отношений 60
Заключение 73
Список использованной литературы 83
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность работы. Семью, где нет одного из родителей, называют неполной. В зарубежных странах давно существует широко используемый термин "материнская семья", который сам говорит за себя, но в то же время исследователи признают социальное и психологическое равноправие родителей. Сам собой термин» не-полная «означает» несовершенная«,» сформированная вне нормы", то есть все-таки ущербная, которой чего-то или чего-то не хватает до совершенства или хотя бы нормы. Норму общественное сознание воспринимает в парадигме треугольника отец-мать-дитя [3]. В общем проблема развода довольно тесно связана с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают некоторые формы избегания родителями друг друга, что приводит к пост-травматического кризиса после развода и является результатом сложных дезадаптивных взаимоотношений в семье.
В последние годы по статистике в нашей стране растет число разводов при условии одновременного сокращения количества браков. По расчетам демографов, более половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадаются два из каждых трех зарегистрированных браков. Более 60% разводов приходятся на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.
Пример средней современной семьи претерпел серьезные изменения: уменьшился их размер, уменьшилось количество воспитываемых детей, уменьшилась роль старшего брата или сестры. А самое главное – резко увеличилось количество разводов, распадается каждый второй брак, возросло количество матерей-одиночек.
Большое количество научных исследований было проведено на тему трудностей в неполной семье. Но полная семья, в то же время, это не гарантия полноценного воспитания, а неполная – это не значит, что это наверняка вызовет большое количество проблем.
Дети из полных и неполных семей развиваются по одним и тем же биологическим и психологическим законам и подчиняются одним и тем же нормам поведения. Известная разница в том, что одна семья имеет более благоприятные условия для развития, чем другая, но это тоже относительно. Жизнь ребенка наедине с матерью или просто с отцом развивает в нем такие качества, которые иногда не встречаются у других детей. Будут ли они давать хорошие или плохие результаты, зависит от целого ряда факторов. Несмотря на большой объем психолого-педагогической литературы и исследований по данной теме, проблема детско-родительских отношений в неполных семьях детей 7-11 лет остается малоизученной и разработанной в настоящее время, что и определяет ее актуальность [23, с. 165].
Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.
Проблема исследования связана с противоречиями, обусловленными:
уменьшением размера семьи и количеством детей в ней, снижением роли старшего брата и сестры, неоднозначностью влияния старшего поколения, с одной стороны, а с другой – возрастанием сложностей социализации;
резким возрастанием количества разводов и беззащитностью детей в ситуациях распада семьи.
Цель исследования: изучение особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
Объект исследования: феномен детско-родительских отношений
Предмет исследования: детско-родительских отношений в полных и неполных семьях
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что в неполных семьях наблюдаются типологические особенности детско-родительских отношений, а именно:
1. Неадекватная родительская позиция;
2. Неконструктивные отношения между родителями и детьми;
3. Нарушения семейного воспитания;
4. Педагогическая и психологическая безграмотность родителей;
5. Личные проблемы и характерологические особенности родителей;
Задачи исследования:
рассмотреть детско-родительские отношения как психологический феномен;
дать характеристику детско-родительские отношения в полных и неполных семьях;
проанализировать оптимизацию детско-родительских отношений в неполных семьях;
охарактеризовать организация и методы исследования;
провести анализ результатов исследования;
разработать программу психологической коррекции детско-родительских отношений.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей, таких как: Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность ребенкаи характер детско-родительского взаимодействия в семье.
По мнению А.Я.Варги, В.В. Столина, детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикующих в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.
Так же использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка.
В ходе исследования в качестве основных психодиагностических процедур использовались следующие методики:
Исследование проводилось с помощью методики диагностики родительского отношения, авторами которой являются Г.Я. Варга, В.В. Столин и опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI), авторами являются Е. Шефер и Г. Белл (адаптирован Т. Нещерет в 1980 году), опросник "Взаимодействие родитель-ребёнок" (И.М.Марковская).
Научная новизна исследования связана с анализом и систематизацей материала по проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях с детьми, отмечены ключевые особенности детско-родительских отношений, свойственные неполным семьям. Полученные в ходе исследования данные можно использовать как педагогам, психологам в практической работе, так и родителям. А так же, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Теоретическая значимость в том, что отношения между родителями и детьми достаточно важный момент в воспитании детей, становления их как личностей в социуме.
Практическая значимость работы состоит в том, что изучение проблемы детско-родительских отношений позволит оптимизировать отношения между родителями и детьми в неполных семьях.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы, заключения и приложений.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений в полных и неполных семьях
1.1. Детско-родительские отношения как психологический феномен
Ребенок взаимодействует с окружающей средой на различных уровнях социального окружения: на уровне микросистемы - семья; на уровне мезосистемы - сверстники, учебные заведения, средства массовой информации и др..; на уровне макросистемы, включающий общественные организации - экономическая, социальная, образовательная, правовая и политическая системы, культурные обычаи и ценности страны. Влияние семьи сохраняется на всех этих уровнях. Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет его потребности в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите, тем самым минимизируя влияние стрессовых факторов социума.
Проблема детско-родительских отношений оставалась актуальной на протяжении всего развития психологической и педагогической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем - это первый опыт взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Эта теория дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Д. Боулби, К. Роджерса [23], Э. Фромма, Э. Эриксона [35] и других [24].
А.Г. Лидерс [28], О.Г. Хайбуллина [31] и многие другие психологи, занимающиеся изучением вопросов семьи, в отечественной психологии и педагогике, на сегодняшний день, указывают на недостаток информации по данной проблеме, в потребности дополнительного изучения методов диагностики детско-родительских отношений.
В отечественной литературе наиболее часто используется термин «родительское отношение».
В традиционном понимании родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
Ю.Б. Гиппенрейтер [10] рассматривает детско-родительские отношения с точки зрения специфики общения. Она отмечает особую значимость стиля общения с ребенком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребенка сильно зависит от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так вредоносным.
Согласно А.Я. Варга и В.В. Столин [7], родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.
А.С. Спиваковская [27] выделяет параметры детско-родительских отношений:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителя - эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
- мотивы воспитания и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Также А.С. Спиваковская [27] выделяет интегративные показатели детско-родительских отношений:
- родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
- тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
- образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение парадигмы воспитания от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, которое произошло в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основанием для пересмотра концепции детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений [27].
Ю.Б. Гиппенрейтер [10] выделяет наиболее существенные характеристики гармоничных детско-родительских отношений:
Во-первых, это удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско-родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; удовлетворение потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия: принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности.
Во-вторых, важен достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально – психологической природы.
И, в-третьих, сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.
Все эти характеристики и условия детско-родительских отношений определяют содержание взаимодействия родителя и ребёнка. Базовой характеристикой эффективных отношений выступает эмоциональная поддержка.
Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения определенных родителей с определенным ребенком, это образ действий родителей по отношению к ребенку [34]. В.В. Ткачева [34] для определения, анализа родительского отношения использует два критерия:
1) Степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (чрезмерная эмоциональная дистанция между родителями и ребенком и слишком большая концентрация внимания на ребенке, а между ними - эмоционально уравновешенное отношение к ребенку)
2) Доминирование и уступчивость в отношении детей, в середине - принятие родителями позиции внутренней независимости ребенка, позволяет проявлять уважение к его индивидуальности.
Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова и Е. В. Зырянова [22]
приводят описанные разными исследователями стили семейного воспитания: варианты названий одного и того же или очень близких стилей воспитания.
Демократический (разумная любовь; принимающе – авторитарный; ценностное отношение с высокой рефлексией). При данном стиле семейного воспитания, эмоциональная близость с ребенком проявляется, как принятие, тепло и любовь. Требования к ребенку справедливые, с обоснованием запретов. Контроль осуществляется на основе заботы. Модель общения с ребенком – личностно-ориентированная. Тип личностного развития ребенка оптимальный (чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение).
Авторитарный (автократический; диктат), эмоциональная близость с ребенком чаще отсутствует, хотя и не исключается. Требования к ребенку жесткие, без объяснения причин. Контроль жесткий, некорректный, наказания. Модель общения с ребенком – дисциплинарная, постоянные окрики и угрозы. Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка), агрессивный (ребенок превращается в тирана, подобно родителю), лицемерный.
Гиперопека (гиперпротекция, доминирующая гиперопека; «жизнь за ребенка») – проявляется излишняя забота за ребенком. Требования к нему отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях. Контроль за ребенком тотальный, порой чрезмерный. Родители стремятся к тесному эмоциональному контакту. Ребенок вырастает несамостоятельным, зависит от родителей, эгоцентричен, усиливаются астенические черты.
Гиперопека (потворствующая гиперопека; «кумир семьи») –при рассматриваемом стиле семейного воспитания, наблюдается обожание и любование ребенком. Какие-либо требования отсутствуют, контроль за ребенком слабый, вседозволенность. Модель общения – «жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей и прихотей ребенка).
Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) – высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием. Родители чрезмерно озабоченны будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами. При таком стиле семейного воспитания, ребенок вырастает тревожным и мнительным.
Анархический (потворствующий; либерально – попустительский) – требования к ребенку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ним «заискивающая» (некритичное отношение). Ребенок вырастает эгоистичным, приспособленцем.
Гипопротекция (безнадзорность; мирное сосуществование) – проявляется безразличие к ребенку, отсутствие к нему тепла. Требования и контроль за ребенком отсутствуют. Родители не вмешиваются в жизнь ребенка. Он вырастает непредсказуемым, гипертимным, асоциотивным.
Эмоциональное отвержение (отчужденный; «золушка»; «маленький неудачник») – эмоциональная близость с ребенком отсутствует. Наблюдаются высокие требования к ребенку. Наказания жестокие, строгие. Родители не контактируют с ребенком, он вырастает мечтательным, жестоким. У ребенка возникают трудности в общении; невротические расстройства.
Жестокое обращение (агрессивный) – требования к ребенку отсутствуют, контроль жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои. Модель общения с ребенком, враждебная. Он вырастает эгоистичным, жестоким.
Другой подход к классификации детско-родительских отношений предлагает И.В Шевцова [26]. Он предполагает дифференциацию отношений на конструктивные и ошибочные.
Под конструктивными детско-родительскими отношениями понимается система воспитания, которая позволяет вырастить гармоничного ребенка. Ошибочные отношения предполагают неконструктивный подход к воспитанию ребенка. Существует несколько типов ошибочного воспитания: эгоцентрическое, тревожно-мнительное, гиперсоциальное, отвергающее [49].
Данные типы неконструктивных детско-родительских отношений основаны на крайностях воспитания [34]:
Отвергающее воспитание может быть явным и неявным. Явное наблюдается, например, тогда, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным, или в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик и наоборот, т. е., когда ребёнок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее определить неявное неприятие. В таких семьях ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери. Для нее ребёнок - препятствие для развития карьеры, помеха, которую устранить она никогда не сможет и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребёнка, она создаёт эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребёнка на обратное неприятие. Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.
Гиперсоциальное воспитание. Это слишком «правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по «идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован. Гиперсоциальный ребёнок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция или самоагрессия, а может быть, наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком, в семьях, где растёт ослабленный или поздний ребёнок. В результате, ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребёнок может вырасти несамостоятельным, нерешительным, робким, обидчивым, неуверенным в себе.
Эгоцентрический тип воспитания. Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, «смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку. В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.
Э.Г. Эйдемилер [36] выделяет 3 основных типа отношений родителей и их детей:
1.Тип излишней вовлечённости (авторитарный контроль)
2.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение)
3.Оптимальный тип.
Другой отечественный исследователь, Л.Г. Саготовская выделяет шесть типов родительского отношения:
Чрезвычайно пристрастное отношение: дети - главное в жизни.
Безразличное отношение.
Эгоистическое отношение
Отношение к ребенку как к объекту воспитания, без учета особенностей его личности.
Отношение к ребенку как к помехе.
Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него обязанностей.
В исследовании Е.Т. Соколовой [26]основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество.
Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.
Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет по¬спешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.
При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.
Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Амбалова, С. А. Семья как ведущий фактор становления личности : монография / С. А. Амбалова // Вестник Северо-осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хутагурова: научно-теоретический журнал. – 2018. - № 4. – С. 90-93.
2. Антилогова, Л. Н. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений / Л. Н. Антилогова // Гуманитарные исследования. – 2018. - № 4. – С. 101-104.
3. Арапова, П. И. Формирование родительского отношения к выбору ребенка младшего школьного возраста / П. И. Арапова // Воспитание школьников. – 2014. - № 9. – С. 43-48.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва : Академия, 2008. – 205 с.
5. Боулби Дж. Привязанность / под общ. ред. Н. Г. Григорьева, Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 447 с.
6. Валентей, Д. И. Демографический энциклопедический словарь / под ред. Д. И. Валентей. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 1987 с.
7. Варга, А. Я. Тест-опросник родительского отношения / А. Я. Варга, В. В. Столин // Практикум по психодиагностике. – М.: МГУ, 2013. – С. 107-113.
8. Васильева, Е. Л. Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка [Электронный ресурс]. / Е. Л. Васильева // Открытый урок. 1 Первое сентября. – 2012. - № 4. – С. 12-14 – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/673946. 63
9. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
10. Вершинина, Л. В. Детская практическая психология : эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ / под ред. Л. В. Вершининой. – Томск: ТГПУ, 2006. – 290 с.
11. Воронин, Г. Л. Трансформация супружеских и родительских траекторий и новые вызовы социальной работы / Г. Л. Воронин, Н. Ю. Егорова, А. Л. Янак // Отечественный журнал социальной работы. – 2017. - № 1. – С. 93-98.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2004. – 220 с.
13. Вязникова, Т. Г. Типы детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания [Электронный ресурс]. / Т. Г. Вязникова // Официальный сайт: «nsportal.ru». Образовательная социальная сеть. – 2017. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/05/18/tipy-detskoroditel oditelskikh-otnosheniy-stili-semeynogo
14. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2014. – 478 с.
15. Гарбузов, В. И. Детские неврозы / В. И. Гарбузов, Ю. А. Фесенко. – СПб.: КАРО, 2013. – 336 с.
16. Гребенников, И. В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи. Социологические исследования / И. В. Гребенников. – М.: Дело, 2012. – 316 с.
17. Данилова, А. С. Восприятие стиля семейного воспитания подростками с разными типами акцентуаций личности / А. С. Данилова, И. С. Сластён // Альманах современной науки и образования. – 2015. - № 2. – С. 25-28.
18. Дементьева, Н. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / Н. Ф. Дементьева. – М: НИИ семьи, 2019. – 491 с.
19. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2006. – 176 с.
20. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под общ. ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 160 с.
21. Дьяков, Д. Г. Психология и жизнь / Д. Г. Дьяков, А. В. Музыченко // С. 162-163.
22. Забелина, Н. И. Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений [Электронный ресурс]. / Н. И. Забелина // Официальный сайт : «nsportal.ru». Образовательная социальная сеть. - № 8. – С. 10-13. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2014/12/11/detsko-roditelskie-otnosheniya-ponyatie-i-tipy
23. Захарова, Е. И. Психологические проблемы современной семьи / Е. И. Захарова // Вопросы психологии. – 2018. - № 5. – С. 165–166.
24. Иванова, С. Р. Неблагополучная семья: причины и факторы [Электронный ресурс]. / С. Р. Иванова // VI МСК студенческого научного форума – 2014. – С. 23–25. – Режим доступа: https: //scienceforum.ru/2014/article/2014006459.
25. Калашникова, М. Б. Влияние сочетанной коррекции на эмоциональную сферу ребенка раннего возраста / М. Б. Калашникова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2019. - № 3. – С. 46-54.
26. Карачева, К. П. Комплексная программа профилактики семейного неблагополучия для детей и родителей «Рука помощи» / К. П. Карачева. ГБСУ Архангельской области. Котласский СРЦН «Маяк», 2020. – 60 с.
27. Клюева, Н. В. Общение: дети 5-7 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова – Ярославль: Академия развития, 2001. – 156 с.
28. Князева, О. В. Неблагополучная семья – источник проблем ребенка [Электронный ресурс]. / О. В. Князева // Официальный сайт: «nsportal.ru». Образовательная социальная сеть. – 2015. - № 7. – С. 22-25. – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskienauki/library/2014/09/22/neblagopoluchnaya -semya-istochnik-problem-rebenka 65
29. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
30. Леонтьева, А. С. Сущность социализации как педагогическая категория / А. С. Леонтьева // Молодой ученый. – 2020. - № 30. – С. 274-275.
31. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Питер : Айрис Пресс, 2013. – 318 с.
32. Макаренко, А. С. О воспитательной системе [Электронный ресурс]. А. С. Макаренко // Университетская библиотека онлайн: электронная библиотечная система. – 2014. – 475 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271719
33. Мальтиникова, Н. П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н. П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск: Заря, 2009. – С. 122-125.
34. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб.: Питер, 2012. – 366 с.
35. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – 253 с.
36. Немов, Р. С. Психология / Р. В. Немов. – М.: Вильямс, 2018. – 366 с.
37. Николаева, Е. В. Каталог лучших практик родительского просвещения, представленных победителей конкурса [Электронный ресурс]. / Е. В. Николаева // II Всероссийский конкурс центров и программ родительского просвещения. – 2018. - № 25. – С. 5-7. – Режим доступа: https://nrarussia.ru/pic/projects/ 2021/03/20/01/sbornik-cprp.pdf
38. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2005. – 240 с.
39. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А. А. Осипова. – М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2010. – 574 с.
40. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
41. Серякова, И. А. Восстановительный подход в профилактике детского неблагополучия / И. А. Серякова // Социальная работа. – 2016. - № 2. – С. 36-37.
42. Синегина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детскородительских отношений / Н. Ю. Синегина. – М.: Владос, 2005. – 95 с.
43. Солнышкина, М. Г. Семейное неблагополучие как фактор развития девиантного поведения несовершеннолетних / М. Г. Солнышкина, М. М. Лужкова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2020. - № 3. – С. 56-65.
44. Столин, В. В. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В. В. Столин, Е. Т. Соколова, А. Я. Варга // Семья в психологической консультации : Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. – 2015. - № 3. – С. 16-37.
45. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. М.: Аспект Пресс, 2014. – 511 с.
46. Фазлыева, А. Ф. Деятельность социального педагога с семьей по профилактике и разрешению конфликтов в детско-родительских отношениях / А. Ф. Фазлыева, Н. Б. Слюнько // Социальная политика и социальное партнерство. – 2020. - № 3. – С. 66-74.
47. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. - № 2. – С. 704-707.
48. Харчев, А. Г., Мацковский, М. С. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев. – М.: Вильямс, 2013. – 380 с.
49. Штенцель, И. В. Психологический климат в семье [Электронный ресурс]. / И. В. Штенцель // Официальный сайт : «nsportal.ru». Образовательная социальная сеть. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2015/03/22/psiho logicheskiy-klimat-v-seme 68
50. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей : сб. науч. тр. – Москва : Просвещение, 1982. – С. 120-125.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней