Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Познавать мир человек начинает с того, что познаёт природу. Дав-ным-давно сложилось представление о том, что сущность мира сокрыта в сущности природы, что, разгадав тайну природу, человек сможет рас-крыть и сущность мироздания. Это является главной причиной, по кото-рой представители различных искусств обращались и обращаются к вос-созданию образа природы.
Особую роль в познании природы сыграла философская поэзия эпо-хи романтизма. Именно в этот период природа стала изображаться в ли-тературе не как фон человеческой жизни, а как сложная и таинственная вселенная, проникнуть в которую может только поэт.
Одним из представителей философской пейзажной лирики стал Ф. И. Тютчев, продолживший некоторые темы и мотивы поэзии Жуковско-го и Лермонтова, но ставший образцом для поэзии символизма.
Ф. И. Тютчев как певец природы вызывал у своих современников восхищение. Так, например, Н. А. Некрасов утверждал, что главное до-стоинство стихотворений Ф. И. Тютчева состоит в пластически верном изображении природы и способности поэта схватывать характерные черты картин и явлений природы [16, с. 190]. Восхищался его стихотворениями и А. С. Пушкин [10, с. 120].
А. А. Фет отмечал, что практически каждое стихотворение Ф. И. Тютчева проникнуто тайной природы, которая скрыта от глаз непосвя-щенных [14, с. 59].
Ф. И. Тютчева многие считали «отцом» русских пейзажистов, оцени-вая его способность захватывать мгновенное явление природы.
Многие символисты в начале ХХ века пытались осмыслить философ-ское содержание стихотворений великого поэта. Они обращали внимание на образ «хаоса» как начала мироздания [16, с. 415]. Тютчева до сих пор считают певцом «мировой души», сутью которой является ночной хаос. Для символистов было характерно трагическое восприятие реальности, ощущение непрочности жизни. Именно эти мотивы и прослеживаются в творчестве Ф. И. Тютчева.
В своем исследовании мы использовали научные наблюдения и вы-воды Г.Л. Ачкасовой, Т.В. Казачковой, Т.К. Молчановой, С.М. Одинцо-вой, Ф. М. Пашнина, Л.П. Прессмана, В.М. Рудалева, Ю.Н. Усова, A.B. Федорова — авторов современных пособий и научно-методических мате-риалов, в которых рассматриваются проблемы взаимодействия литерату-ры и учебно-воспитательного процесса.
Методике изучения лирики в школе посвящено значительное число исследований (В. П. Медведев, З. Я. Рез, С. Л. Каганович, Е. В. Карсалова, А. М. Лисовский и др.). Вопросы методики работы над лирическими сти-хотворениями рассматриваются в трудах В. Г. Маранцмана и М. П. Воюшиной.
Есть отдельные статьи по проблемам изучения пейзажной лирики в начальной школе как общего характера (например, Литвинова И. Л. «Ра-бота над природной лирикой в начальной школе», 2005), так и специаль-ного, посвященные методике изучения конкретных произведений. Однако нельзя сказать, что проблема изучения лирики в начальной школе являет-ся исчерпанной. Меняются с каждым годом школьники – должны обнов-ляться и методические подходы, проверяться ранее сформулированные методические постулаты.
Методика – наука творческая, требующая от учителя каждый раз поиска эффективных путей воздействия на души и умы школьников, при-зывающая учитывать не только специфику литературного материала, но и индивидуальность учащихся. Неистощимый нравственный и эстетический потенциал содержится в лирике Ф. И. Тютчева.
Во все школьные программы сегодня включаются пейзажные произ-ведения поэта, отличающиеся необыкновенной стройностью и выразитель-ностью, огромной любовью к родной природе. Они изящны, эмоциональ-ны и достаточно легко запоминаются. Всё это делает их обязательным элементом детского чтения.
Знакомство с характерными особенностями поэтики писателя на уро-ках литературного чтения в начальной школе может быть рассмотрено в качестве возможного варианта обновления и повышения качества литера-турного образования в современной школе. Именно поэтому особой зна-чимостью обладают исследования, в которых осуществлен поиск приемов и форм организации учебных занятий, способствующих воспитанию вдум-чивого читателя, чувствующего своеобразие поэтики художественного тек-ста.
Все это обосновывает актуальность выбранной темы и исследова-тельского потенциала.
Проблемой исследования является недостаточное количество систе-матизированной литературы для преподавателей начальной школы в рам-ках изучения творчества лирики Ф.И. Тютчева.
Теоретической основой работы являются научные труды по теории и истории русской литературы (Г. Н. Поспелов, А. Б. Есин, А. А. Торшин, В. Е. Холшевников, В. Е. Хализев, Л. Я. Гинзбург, В. В. Кожинов, Б. О. Корман; Н. Н. Скатов, Л. А. Озеров, В. Н. Касаткина и др.), по методике изучения лирики в школе (З. Я. Рез, В. Г. Маранцман, М. П. Воюшина, В. П. Медведев и др.).
Объект исследования – изучение лирики в рамках урочной и вне-урочной деятельности по предмету «Литературное чтение» в начальной школе.
Предмет исследования – изучение лирики Ф. И. Тютчева в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету «Литературное чтение».
Цель исследования: систематизировать представления о поэзии Ф. И. Тютчева и разработать систему рекомендаций по проектированию урочных и внеурочных форм ее изучения в начальной школе.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. изучить имеющиеся литературоведческие, методические, пси-холого-педагогические источники по проблеме исследования;
2. изучить философские основы лирики Ф. И. Тютчева;
3. проанализировать лирику Ф. И. Тютчева, вошедшую в детское чтение;
4. проанализировать УМК и учебники по литературному чтению, выявить основы методики изучения лирики Тютчева в действующих УМК;
5. предложить методические рекомендации по проектированию учебных материалов.
Поставленные задачи решались при помощи следующих методов ис-следования:
1. методы теоретического исследования: изучение и анализ литера-туроведческой, психологической, педагогической и методической литера-туры, школьных программ, учебных и методических пособий;
2. методы эмпирического исследования: наблюдение учебного про-цесса, беседа с учителями, обобщение педагогического опыта.
Степень разработанности проблемы. Проблема, поднятая в иссле-довании, при всей своей обширности, продолжает оставаться фрагментар-ной. Помимо того, что ещё не до конца изучена философская направлен-ность лирики Ф. И. Тютчева, ей практически не уделяют внимания на уро-ках литературного чтения, из-за чего творчество Ф. И. Тютчева связывают только с природным компонентом.
В основу методологии исследования положены принципы историко-литературного и историко-типологического подходов. Использованы при-емы эстетического и сравнительно-структурного анализа.
Основополагающее значение в исследовании имели труды В. В. Ви-ноградова, М. Л. Гаспарова, Б. М. Эйхенбаума, Ю. М. Лотмана и пр.
Структура выпускного квалификационного исследования под-чинена достижению поставленной в работе цели и решению задач. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Во введении излагаются общие содержательные аспекты исследова-ния, обосновываются актуальность темы, анализируется степень её разра-ботанности, формулируются цель и задачи исследования, определяются методологическая и теоретическая основы, обозначается научно-практическая значимость результатов исследования и характер их апроба-ции.
Первый раздел «Теоретические основы исследования» состоит из двух параграфов и посвящен теоретическим вопросам изучения творче-ства Ф. И. Тютчева.
В параграфе 1.1 «Философские основы лирики Ф. И. Тютчева» рассматривается специфика философской лирики Ф. И. Тютчева как особо-го течения в русской литературе XIX века, возникшего под воздействием различных исторических событий и потрясений столетий, поставившего перед поэтом задачу найти новые художественные методы и формы выра-жения авторского сознания в соответствии с изменившимся пониманием поэзии и философии.
В параграфе 1.2 «Лирика Ф. И. Тютчева, вошедшая в детское чтение» анализируются стихотворения Ф. И. Тютчева, их тематическая принадлежность, идея и средства выразительности.
Второй раздел «Методическая основы исследования» состоит из двух параграфов и посвящен методике изучения творчества Ф. И. Тютчева в начальной школе.
В разделе 2.1 «Анализ УМК и учебников» сравниваются учебные программы в отношении изучения творчества Ф. И. Тютчева: «Школа Рос-сии»; «Планета знаний»; «Гармония»; «Система Занкова»; «Перспектика».
В разделе 2.2 «Система методических рекомендаций по проекти-рованию учебных материалов» представлены методические рекомен-дации по изучению лирики Ф. И. Тютчева в урочной и внеурочной дея-тельности в рамках начального литературного образования.
В заключении подведены итоги исследования, обозначены основные результаты, определено место философской лирики Ф. И. Тютчева в кон-тексте изучения его творчества на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в конкретиза-ции, уточнении и обобщении теоретических сведений, связанных с фило-софской лирикой Ф. И. Тютчева, а также с возможностью применять полу-ченные знания для организации изучения творчества поэта на уроках ли-тературного чтения в начальной школе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Философские основы лирики Ф. И Тютчева
Философское и художественное творчество – это близкие друг к дру-гу направления. Всякое творчество имеет эстетичность. Но мало филосо-фов, которые успешно реализуют себя в художественном творчестве.
Большая часть лирических поэтов, в число которых входит и Ф. И. Тютчев, усвоили чисто философский дух и остались при этом поэта-ми, которые перекинули золотой мост между философией и поэзией, кра-сотой и истиной [7, с. 162]. Б. В. Никольский считает, что поэты столь же самобытны и зависимы от философии, как инженеры и техники – от теоре-тической физики: «Средств и в то же время цель поэтов, при увековечении в образах и слове творческих комбинаций жизненной стороны философ-ских умозрения, — красота» [10, с. 299]. Любой поэт стремится к тому, чтобы в вечном потоке переходящих явлений отразить вечно сущее бытие.
Каждое явление мировой жизни наделяет стихотворения поэтов смыслом, показывая красоту его творчества. «Не только чувство в своей силе и страсти, в бесконечном разнообразии своих цветов и оттенков мо-жет служить предметом лиризма, но и человеческие размышления о мире тоже вдохновенно облекаются в поэтические строфы», — говорит Ю. Ай-хенвальд [1, с. 239].
Ф. И. Тютчев способен считывать знаки, посланные ему миром, и пе-редавать их смысл. Подтверждением этому являются следующие строки:
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
Как по условленному знаку,
Вдруг неба вспыхнет полоса,
И быстро выступят из мраку
Поля и дальние леса.
И вот опять всё потемнело,
Всё стихло в чуткой темноте –
Как бы таинственное дело
Решалось там – на высоте.
18 августа 1865
В данном стихотворении образы «таинственного дела» и «глухоне-мых демонов» олицетворяют начало мировой истории. Космос содержит эту бездну и постепенно преодолевает её.
Идеальное начало в стихотворениях Ф. И. Тютчева становится внут-ренним светом сознания и разума. И человек в своём сознании находит темную сторону мироздания, которую он чувствует во внешней природе [7, с. 164].
Поэты, которые не верят в поэзию, у которых возникает противоре-чие между умом и вдохновением и которые думают, что истина – это ме-ханика, такие поэты неискренние, им приходится воздерживаться от всякой мысли, что не всегда возможно. Когда же они начинают рассуждать, у них выходит «мёртвая» дидактика, не нуждающаяся в поэтическом языке. Ф. И. Тютчев избавился от этого, его ум и вдохновение существовали в един-стве.
Поэзия и искусство – это не просто украшение приятными вымысла-ми действительности, а воплощение в образах самого высшего смысла жизни, которому философ дает определение в разумных понятиях. Худо-жественному чувству открывается совершенное содержание бытия, кото-рое философией добывается как истина мышления.
Ф. И. Тютчев был убеждён в истинности поэтического воззрения на природу и цельность творчества, гармонию между мыслями и чувствами, вдохновением и сознанием. Он осознавал таинственную основу жизни природной и жизни человеческой. Он воспринимает обе стороны действи-тельности: тёмную и светлую стороны.
В воображении Ф. И. Тютчева личность становится причиной разла-да всего мира, хаосом, в результате чего получается, что:
— хаос – все, личность – ничто, лишь форма мгновенная и несуще-ственная;
— личность – фокус хаоса, его центр, его выражение в мироздании [7, с.166].
И человек, сначала испытывающий страх перед этим хаосом, затем соблазняется им. В своих прозрениях Ф. И. Тютчев говорит:
Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покрою воды,
И Божий лик отобразится в них!
<1829>
Пишет он и о смерти:
Как ведать, может быть, и есть в природе звуки,
Благоухания, цвета и голоса –
Предвестники для нас последнего часа
И усладители последней нашей муки, —
И ими-то Судеб посланник роковой,
Когда сынов Земли из жизни вызывает,
Как тканью легкою, свой образ прикрывает…
Да утаит от них приход ужасный свой!..
Хаос привлекает поэта своей дионисийской красотой [7, с.167]. Он уверен в том, что темная основа мира непостижима, но не перестаёт верить в её реальность, стремясь населить природу образами. Он видит и чув-ствует в природу душу, любовь и свободу, которые и отображает в своих стихотворениях.
С. Я. Левит пишет, что личность у Тютчева, его лирический герой, — это временная форма хаоса, бесформенная и безличная, темная, неоргани-зованная и зыбкая, как библейские воды. И личность человека подобна этому хаосу [14, с. 165].
Смысл человеческого существования Тютчев видит в попытке пре-одолеть хаотическое безумие и стать совершенным. Таким образом, смыс-лом человека в стихотворениях Ф. И. Тютчева становится он сам.
Религия Ф. И. Тютчева – это религия отчаяния. Для него характерно стремление к бессмертию, преодолению времени. Это стремление он свя-зывает с верой в Бога, который может даровать победу над бренностью существования. Поэт чувствует неизбежность забвения, страдая от этого. Его волнует непрерывное изменение нашей душевной жизни.
Пантеизм Тютчева исключает индивидуализм, что приближает лич-ность к осознанию своего собственного «я»:
Час тоски невыразимой!
Всё во мне, и я во всем! [24, с. 345]
Тоска возникает из-за того, что человек не может полностью прибли-зиться к миру, отделенный от него собственным телом.
В критической литературе полностью игнорируют религиозные стремления Ф. И. Тютчева. Однако Бог поэта – это русский Бог самоотре-чения, смирение – высшая максима его религии, а гордыня, бунт – траге-дия личности:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры…но о ней не просит [24, с. 378].
Таким образом, Ф. И. Тютчев создает классический образ русского Бога, который терпелив к народу.
Россию Ф. И. Тютчев считает носительницей начала «воссоедине-ния», она способна восстановить нарушенное единство. В связи с этим, в философской лирике прослеживается противоречие между человеческим «я» и политическим консерватизмом. Именно в личностном начале Тютчев видел причину зла жизни и гибель цивилизации.
Поэт считал Россию по природе христианским царством. Живая ду-ша для него была в России, которая призвана внутренне обновить и внешне соединить всё человечество.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айхенвальд Ю. Литературные силуэты / Ю. Айхенвальд // Звучащие смыслы. М. 2019. С.239-262.
2. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев / И.С. Аксаков // Литературная критика, 1981. № 3. С.299-311.
3. Аношкина В. Н. Мировоззрение и слово поэта: современные проблемы изучения поэтического наследия Тютчева / В.Н. Аношкина // Литературоведческий журнал. 2004. С.1-23.
4. Большакова Е. С. Формирование литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е.С. Большакова // Молодой ученый. 2021. С.409-411.
5. Горохова Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности / Ю.В. Горохова // Молодой ученый. М. 2017. С.540-543.
6. Зунделович Я. О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971. С. 63-74.
7. Калашников С. Б. Лирическая модель Тютчева / С.Б. Калашников // Вестник Волгоградского государственного университета. 2003. С.16-22.
8. Кан-Калик В. А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. 255 с.
9. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого воздействия. М.: Рипол классик, 2002. 320 с.
10. Козлик И.В. В поэтическом мире Ф.И. Тютчева / Отв. ред. член-корреспондент НАН Украины Н.Е. Крутикова. Ивано-Франковск: Плай; Коломыя: ВіК, 1997. 238 с.
11. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М, 2001. 336 с.
12. Королёва Н. В. Ф. Тютчев «Silentium!» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 147-159.
13. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. 384с.
14. Левит С. Я. Поэтическая философия Ф. И. Тютчева / С.Я. Левит // Вестник культурология. 2020. С.162-174.
15. Лейбов Р.Г. Телеграф в поэтическом мире Тютчева: тема и жанр // Лотмановский сборник: 3. М., 2004. 349 с.
16. Лингевич О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / О.В. Лингевич // Символ науки. М. 2016. С.1-3.
17. Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева Ю.М. Лотман // О поэтах и поэзии. 1996. 566 с.
18. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. IX т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. 196 c.
19. Никольский Б. В. А. А. Фет / Б.В. Никольский. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 420 с.
20. Олешков М. Ю. Структура информирующего дискурса в дидактической коммуникации: материалы федеральной науч. конференции // Лингвистика XXI века. Екатеринбург, УРГПУ, 2004. С. 125-129.
21. Олешков М. Ю. Сценарий речевой ситуации: прагматический аспект: материалы Всерос. науч. конф. // Актуальные вопросы филологич. исследований. Пермь, 2012. С. 59-64.
22. Пассов Е. И. Сорок лет спустя, или сто и одна методическая идея. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. 237 с.
23. Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева / К. Пигарев. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. 360 с.
24. Пумпянский Л. В. Поэзия Ф. И. Тютчева / Л.В. Пумпянский // Урания: Тютчевский альманах, 1928. 536 с.
25. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, С. А. Леонов и др.; под ред. Ю. И. Лыссого. М., 2000. С. 278-280.
26. Сат Н. Д. Лирика Ф. И. Тютчев в восприятии дошкольников / Н..Д. Сат // Вестник Тувинского государственного университета. 2020. С.72-80.
27. Скрипова Ю. Ю. Проектные задачи во внеурочной деятельности как средство формирования читательской компетентности младших школьников Ю.Ю. Скрипова // Вестник Марийского государственного университета. 2019. С.1-11.
28. Созина, Е. К. Творчество Ф. И. Тютчева в Российском литературоведении / Е.К. Созина // Филология. 2004. С.149-155.
29. Тюпа В. И., Троицкий Ю. Л. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество) // Дискурс: коммуникация, образование, культура. 1997. № 3/4. С. 6-8.
30. Тюпа, В. И. Архитектоника коммуникативного события (к первоосновам коммуникативной риторики) // Дискурс: коммуникация, образование, культура. № 1. Новосибирск: Наука, 1996. С. 30-39.
31. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.
32. Чаплыгина, Ю. А. Огненная стихия в поэзии Ф. И. Тютчева Ю.А. Чаплыгина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. С.50-57.
33. Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 238 с.