Фрагмент для ознакомления
2
Предпосылки к зарождению «милицейского» спецназа в Удмуртии появились еще в 1986 году, когда в рамках мобильного батальона патрульно-постовой службы МВД по Удмуртской Республике был организован спецвзвод. Позднее, в 1991 году взвод преобразовался в роту специального назначения, однако официальный отчет своей истории ОМОН Управления Росгвардии по Удмуртской Республике ведет с 24 апреля 1993 года. Практически с первых дней существования отряда, его сотрудники были вовлечены в круговорот борьбы «лихих девяностых», одними из первых встав на пути бандитизма. Однако, уже в 1994 году «заполыхал Кавказ» и для ОМОН началась череда боевых командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Участие в контртеррористических операциях на территории Северного Кавказа стало поистине героической строкой в истории Удмуртского отряда мобильного особого назначения. Входящий в состав Управления Росгвардии по Удмуртской Республике ОМОН успешно выполняет задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, как на территории региона, так и страны в целом, продолжает выполнять задачи в Северо-Кавказском регионе. Задачи, возложенные на отряд, выполняются качественно и в полном объеме, что обеспечивается слаженной работой коллектива, а также оперативностью и профессионализмом личного состава. Сотрудники инженерно-технического подразделения отряда круглосуточно выполняют особые задачи по обследованию опасных предметов на наличие взрывчатых веществ.
В 2011–2015 гг. ОМОН входил в состав Центра специального назначения сил оперативного реагирования ГУ МВД России по Удмуртской Республике, на который возлагалась реализация следующих функций:
1) силовая поддержка подразделений при осуществлении следственных, оперативно-разыскных и других мероприятий;
2) освобождение заложников, задержание преступников, обезвреживание вооруженных групп (банд);
3) участие в обеспечении общественного порядка в местах пребывания объектов государственной охраны;
4) пресечение и локализация групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков и связанных с этим противоправных деяний.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ специальные подразделения территориальных органов Министерства внутренних дел были включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии). 1 октября 2016 г. ижевский ОМОН был передан в состав Управления Росгвардии по Удмуртской Республике. Он продолжает выполнять поставленные перед ним задачи не только в Ижевске и Удмуртской Республике, но и, в случае необходимости, на территории других регионов Российской Федерации. Так, летом 2018 г. сотрудники ОМОН принимали участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период проведения XXI Чемпионата мира по футболу в Саранске, где на стадионе «Мордовия Арена» проходили матчи группового этапа.
ОМОН регулярно задействуют в качестве силовой составляющей при проведении специальных мероприятий сотрудниками оперативных служб МВД, ФСБ и других правоохранительных органов. Только в 2018 г. личный состав ОМОН обеспечил силовое сопровождение 570 оперативно-розыскных и следственных мероприятий, в ходе которых было задержано 236 правонарушителей, изъяты из незаконного оборота денежные средства и другие материальные ценности на общую сумму 24,6 млн руб., 35 единиц оружия и свыше 3 кг наркотических средств.
Таким образом, с момента своего образования ОМОН вносит существенный вклад в обеспечение государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а его личный состав способен успешно решать поставленные перед ним специальные задачи. Ограниченный объем статьи не позволяет подробно рассмотреть все сюжеты 25-летней истории ОМОН (Ижевск) Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, в связи с чем исторический опыт его создания и функционирования представляется заслуживающим дальнейшего изучения.
В настоящее время на сотрудников Отряда мобильного особого назначения ОМОН (Ижевск) Управления Росгвардии по Удмуртской Республике возлагаются следующие задачи:
- участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
- охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
- участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
- участие в территориальной обороне Российской Федерации;
- оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;
- федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
- охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;
- обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.
В соответствии с межведомственным соглашением, а также планом совместных мероприятий инспекторами охотнадзора Управления совместно с инспекторами ЦЛРР Росгвардии и сотрудниками полиции, при силовой поддержке сотрудников ОМОН в 2020 году проведено 6 массовых совместных рейдовых мероприятий, направленных на пресечение и выявление нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, законодательства об оружии, приуроченных к срокам охоты на массовые виды охотничьих животных, а также контроля охот на копытных. Результатами таких ежегодных совместных рейдов по выявлению правонарушений в области охоты является снижение количества браконьерства за три последних года более чем в 2 раза. Так, в результате незаконной добычи в 2018 году была зарегистрирована гибель 101 лося, в 2019 году – 62 лосей, в 2020 году – 48 лосей .
В соответствии с Соглашением о взаимодействии между Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике и ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский», государственными инспекторами отдела охраны совместно с сотрудниками ОМОН Росгвардии РФ было проведено 4 рейда с целью выявления и пресечения правонарушений в области природоохранного законодательства .
На протяжении своей службы отряд выезжал в различные служебные командировки более 60 раз, это не только Северо-Кавказский регион, это и поддержание общественного порядка в других регионах страны. Это участие в поддержании порядка при проведении различных культурно-массовых мероприятий.
Сотрудники ОМОН не только обеспечивают общественный порядок на массовых мероприятиях, но и вместе с МВД и ФСБ задерживают вооруженных преступников, сопровождают оперативные мероприятия и охраняют важные государственные объекты.
В отряде существует инженерно-техническая служба, в которую входят саперы, кинологи и водолазная служба. В республике она единственная, инженерная служба, которая находится в нашем подразделении, и на все выезды, сигналы, будь то 02 или какие-либо другие, выезжают наши специалисты
В обязанности сотрудников спецподразделения Росгвардии входит обнаружение и ликвидация взрывчатых веществ и устройств. По словам командира ОМОН, бывали случаи, когда взрывоопасные предметы находили в частном секторе и в городских многоэтажных домах.
Еще одним подразделением Росгвардии является вневедомственная охрана. Главной частью этой структуры является пункт централизованной охраны, где служат инженерно-технические работники. В их задачи входит прием сигнала, обнаружение случаев проникновения и передача тревожного сигнала непосредственно группам задержания, которые выезжают на тот или иной объект.
После того, как сигнал поступает в пункт, он автоматически обрабатывается и отображается на экране монитора. Дежурные проверяют поступившую информацию, так как это может быть целенаправленное снятие объекта с охраны. Если же этого не произошло, включается режим тревоги, после чего росгвардейцы выезжают на объект.
Участие сотрудников (военнослужащих) Росгвардии ОМОН Управления Росгвардии по Удмуртской Республике в охране правопорядка на массовых и публичных мероприятиях реализовано в тесном взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) в порядке, прописанном в совместных ведомственных нормативных правовых актах. Согласимся, что «прямая цель взаимодействия – это создание кооперационного состояния исполнителей» . Указанные выше задачи решаются посредством выполнения ряда согласованных действий.
1. Разработка планов совместных действий по обеспечению правопорядка. Межведомственный план разрабатывается, как правило, на год и предусматривает все направления взаимодействия территориальных органов МВД и Росгвардии России. В рамках подготовки к конкретной массовой акции издается такой управленческий документ, как перечень мероприятий, с требованиями по оформлению и содержанию, аналогичными межведомственным планам. Перечень мероприятий охраны правопорядка при проведении массовой акции в зависимости от её масштаба готовится исходя из предложений такого временного органа управления, как оперативный штаб, и утверждается руководителем территориального органа МВД России соответствующего уровня. Оперативный штаб является органом оперативного управления силами и средствами территориальных подразделений МВД России и приданных служб иных федеральных органов исполнительной власти . Так, в него входят представители различных ведомств, ответственных за состояние правопорядка, в частности МВД и Росгвардии.
2. Подготовка личного состава к выполнению задач по обеспечению правопорядка в рамках единых учений и инструктажей. Отметим, что качественная подготовка личного состава к несению службы по охране правопорядка на массовом мероприятии является залогом эффективности их деятельности. Такая подготовка традиционно включает в себя совещания руководящего и рядового состава МВД и Росгвардии, инструктажи нарядов, штабные тренировки и тренировки на местности
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157
3. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
4. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ
5. Об объявлении дня отрядов мобильных особого назначения: приказ МВД России от 1 марта 2002 г. № 190
6. Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 октября 2020 г. № 683.
7. Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах: приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
9. Асеев, А. Г. Национальная гвардия России: вчера, сегодня, завтра / А. Г. Асеев, В. Н. Буряков, И. В. Шевченко // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства: сборник статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции. — Новосибирск, 2016. — С. 22—28.
10. Асеев, А. Г., Буряков, Б. Н., Шевченко, И. Б. Национальная гвардия России: историко-правовой аспект // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей VIII Межвузовской научно-практической конференции с между-народным участием. - Новосибирск : Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. - С. 60-65.
11. Бачурин, А. Г. Взаимодействие полиции и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по охране правопорядка на массовых и публичных мероприятиях / А. Г. Бачурин // Алтайский юридический вестник. – 2021. – № 4(36). – С. 34-39.
12. Горошко, В.В., Нестеренко, А.Н. Применение инженерно-технических подразделений ОМОН при обеспечении безопасности массовых мероприятий // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. - 2019. - № 2 (2). - С. 6-9
13. Горяинов, К.К., Косоногов, Д.А. Взаимодействие подразделений собственной безопасности ФСИН России с иными правоохранительными органами // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2017.- № 3. - С. 9-12
14. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Удмуртской Республики в 2020 году» [Электронное издание] / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики; АУ «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики». – Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2021. – 239с.
15. Дмитриев, Ю. А. Административное право : учеб. для юрид. вузов / Ю. А. Дмитриев, А. А. Евтеева, С. М. Петров. — М.: ЭКСМО, 2015. — 1007 с.
16. Киреева, А. Ю., Попов, А. М. Национальная гвардия в системе правоохранительных органов России / А. Ю. Киреева, // Обеспечение безопасности в международном и национальном пространстве : материалы международной научно-практической конференции. - Тамбов : ТГТУ, 2017. - С. 205-211.
17. Коваленко, C. B., Сараев, Ю. В. Задачи, возлагаемые на войска национальной гвардии // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научной студенческой VIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск : Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. – С. 420-426.
18. Конин, Н. М. Некоторые вопросы административно-правового статуса войск национальной гвардии Российской Федерации / Н. М. Конин, И. В. Шевченко, С. В. Полунин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 6 (113). — С. 76—81
19. Коротких, Д. Е. Перспективы развития профессионального обучения военнослужащих и сотрудников Росгвардии / Д. Е. Коротких // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : Сборник научных статей X Межвузовской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией С.А. Куценко : Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2019. – С. 154-159.
20. Полицейская педагогика: теория и практика: монография / Душкин А.С., Гейжан Н.Ф., Кочин А.А. [и др.]. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. 168 с
21. Руководство по организации учебного процесса в учебных воинских частях (центрах, учебных подразделениях) войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации - 2018.
22. Самойленко, Е. С. Нормативное правовое обеспечение деятельности отрядов мобильных особого назначения и специальных отрядов быстрого реагирования в составе войск национальной гвардии Российской Федерации / Е. С. Самойленко // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. – 2018. – № 4. – С. 21-23.
23. Федотов, В. В. Проблемы методологии обучения военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии Российской Федерации на этапе становления и формирования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации / В. В. Федотов // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 23 июля 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. – С. 37-39.
24. Хмелев Ю.В., Дубровин А.К. Организация исполнения управленческих решений и обеспечение взаимодействия в подразделениях полиции и Росгвардии // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности: мат-лы межвузовской научно-практ. конф-ции. Иркутск, 2017. С. 229- 231.
25. Шарухин, А.П. Военная педагогика: учебник.- СПб.: Изд-во «Питер», 2017. - 576 с.
26. Шарухин, А.П. Воспитание военнослужащих и сотрудников подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации: учебное пособие. - СПб.: СПВИ войск национальной гвардии, 2020. - 240 с.
27. Шарухин А.П., Шимко С.Ю. Инновационная направленность педагогического мышления офицеров подразделений Росгвардии: понятие и особенности // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2. - С. 51–54.
28. Шеншин, В. М. Некоторые особенности социальной защиты военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации / В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах. — военно-правовое обозрение. — 2021. — № 3 (284). — С. 13—21.
29. Шеншин, В. М. Виды государственной службы в войсках национальной гвардии / В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Военное право. – 2021. – № 3(67). – С. 140-146.
30. Шеншин, В. М. Особенности реализации функции государственного принуждения в виде задержания при осуществлении Росгвардией административно-юрисдикционной деятельности // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2020. — № 2 (271). — С. 77—84
31. Путин объявил о создании Национальной гвардии. URL : https://ria.ru/20160405/1402927891.html