Фрагмент для ознакомления
2
Главное в стратегическом направлении организации самостоятельной работы школьников — не оптимизация отдельных ее видов, а создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности, учащихся на уроках и за их пределами во всех направлениях образовательной деятельности.
Самый простой способ — сокращение количества аудиторных занятий в пользу самозанятости — не решает проблемы повышения или даже сохранения качества образования на прежнем уровне, потому что уменьшение объема классной работы не обязательно сопровождается реальный рост самостоятельной работы, который можно реализовать в пассивном варианте.
По словам А. Вербицкого, специальная подготовка обучающегося включает в себя практические занятия [5]. Здесь тоже важны резервы развития навыков самостоятельной работы. Одно из направлений — профессиональная организация этих занятий. Насколько актуально это направление, можно увидеть по важности процесса передачи методологии в целом. Опыт показывает, что профессиональная ориентация должна быть такой, чтобы источником активности на занятиях становились профессиональные потребности: необходимость организовать общение, проявление лидерства в общении, необходимость контроля деятельности. Все это определяет конструктивную планировочную деятельность, которая является одной из важнейших воспитательных функций учителя. Если эта деятельность изначально выполняется под непосредственным руководством учителя, в будущем она должна быть в значительной степени независимой.
Профессиональная направленность практического обучения позволяет развивать еще одну педагогическую функцию учителя — коммуникативную. Эта функция реализуется в основном в период педагогической практики во время урока, и до этого времени она развивается, как правило, без присмотра учителя. За это время развитие социальных и коммуникативных навыков может стать содержанием самостоятельной работы студента. Здесь предлагается определенная последовательность рабочих шагов, что связано с необходимостью развития навыков преподносить материал ребенку и предсказывать содержание следующего урока.
По мнению П. Г. Пшебельского, решение педагогических задач на уроках активизирует рефлексию воспитанников, повышает профессиональный уровень, пробуждает интерес к различным жизненным ситуациям детского сада [24].
Как отмечает Г. А. Зборовский, самостоятельная занятость — важный способ развития познавательных способностей студентов [9].
Студенты, по мнению Л. Д.Воеводиной, должны знать свои сильные и слабые стороны, чтобы, соотнося их с личностными особенностями дошкольника, сознательно выполнять работу над собой [6].
Самостоятельная работа в рамках предмета «Организация самостоятельной работы учащихся среднего профессионального образования» охватывает различные типы задач. Учебные, производственные и исследовательские задачи направлены на усвоение теоретических и практических знаний, усвоение и обобщение передового практического опыта и использование творческого потенциала студентов. Их реализация в самостоятельной деятельности студентов происходит через различные формы и виды работ, выбор которых зависит от стадии изучения предмета.
Самостоятельную работу студентов (СРС) можно рассматривать как организационную форму обучения — систему педагогических условий, обеспечивающих руководство учебной деятельностью студентов или деятельностью студентов с целью овладения знаниями и навыками учебно-исследовательской деятельности без посторонней помощи. Проанализируем основные положения курса «Организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа».
Самостоятельная работа студентов осуществляется с целью:
- систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование навыков пользования нормативной, правовой, справочной и специальной литературой;
- развитие у студентов познавательных навыков и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мысли, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие практических (общих и профессиональных) навыков и умений;
- развитие исследовательских навыков;
- развитие навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.
В учебном процессе среднего профильного учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:
класс;
внеклассные.
Самостоятельная работа на занятиях по дисциплинам осуществляется на занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его команде.
Самостоятельная внеаудиторная работа — это плановая учебная, дидактическая и исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеклассной деятельности по запросу и под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа обучающихся в соответствии с национальными образовательными стандартами должна составлять не менее 30% времени (очная форма обучения), отводимого на реализацию основной образовательной программы, с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ от количества часов очных занятий в неделю.
Самостоятельная работа студентов включает:
- подготовка к аудиторной деятельности (лекции, упражнения, семинары, лаборатории, интернет-конференции и др.) и выполнение соответствующих задач;
- самостоятельная работа по отдельным темам научных дисциплин в соответствии с программой и тематическими планами;
- подготовка к стажировке и выполнение задач, предусмотренных стажировкой;
- выполнение письменных тестов и занятий, электронных презентаций;
- подготовка ко всем видам контрольных тестов, включая экзамены и предметные, циклические и комплексные тесты;
- подготовка к итоговой государственной аттестации, включая выполнение выпускных квалификационных работ;
- работа в студенческих исследовательских клубах, семинарах и др.;
- участие в элективных курсах, специальных семинарах и др.;
- участие в научной и научно-методической работе колледжа;
- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, съездах и др.;
- другие мероприятия, организованные и проводимые университетом и студенческим советом.
Для организации СРС необходимы следующие условия:
- Готовность студентов работать самостоятельно.
- Мотив приобретения знаний.
- Наличие и доступность всех необходимых печатных и электронных учебных, методических и справочных материалов, методических рекомендаций по внедрению, технологических карт индивидуального образовательного маршрута обучающегося, доступ к сети Интернет.
- Система регулярного контроля качества выполняемой самостоятельной работы.
- Наличие комнат для самостоятельной работы в группе.
Самостоятельная деятельность возникает из способности строить логику. Логические ориентиры — путеводная звезда для самостоятельной работы. Четкая логика представления, строгие классификации, методы рационального поиска необходимых источников, формулировка правильных выводов и т. д. — вот что, по мнению Трофимова Н. М. направляет и усиливает движение мысли [30]. Аналитическое начало возникает в деятельности студента именно благодаря наличию этих факторов. Своеобразие принимаемых решений, динамизм мысли, широта имеют в своей основе именно их.
Э. Н. Фаустова считает, что самостоятельная работа лучше всего выполняет свою задачу и служит своей цели, если она стимулирует самообразование будущих профессионалов [32]. Студент сталкивается с четким пониманием того, что не только увлекательно, но и в принципе возможно придать определенной деятельности аналитический характер, проблематизировать ее, открывать все новые и новые ее аспекты и создавать ее все более глубокие «слои» с помощью соответствующий опыт непреодолимых трудностей.
Начиная моделировать, размышлять, задавать все больше и больше «тонких» вопросов, ученик, так сказать, «впитывает», переводит в структуры внутреннего плана содержание проблемных контактов с другими. Такая работа также выражает рост профессионализма, компетентности ученика, именно так учитель развивает ученика, приближает меру его компетентности к своей. Вовлекая ученика в процесс постановки целей будущей самостоятельной работы, сформулированных на основе исходных учебных задач, обращая его внимание на хорошие манеры ее выполнения и вместе с ним в оценке результатов, учитель активно способствует прогрессу студента, накоплению необходимого опыта.
Организация самостоятельной работы с увеличением доли отводимого на нее учебного времени должна, по мнению Г.А. Зборовского, серьезным и видимым для самого студента положительным сдвигам в его способности эффективно действовать в определенных проблемных ситуациях [9].
1.2 Особенности практико-ориентированных заданий для формирования и оценки умения организовывать самостоятельную работу обучающихся колледжей
В Концепции модернизации российского образования говорится, что «основная цель профессионального образования — подготовить квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в своей специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующей подготовки» [2].
Современный рынок труда диктует необходимость усиления практической составляющей образовательного процесса, чтобы у выпускников были реальные возможности для достойного трудоустройства. Рынок труда требует не просто теоретически подготовленного специалиста, а человека, способного решать практические задачи. Относительно большой процент студентов по окончании учебы не занимается той профессией, которую они получили. Иногда у них просто нет возможности найти работу по профессии. Основная причина кроется в постоянно растущих требованиях работодателя, которому нужны люди с профессиональным опытом. Часто после окончания среднего специального образования выпускник его не имеет.
Интерес к практико-ориентированным подходам к обучению заключается в их значительно более высокой эффективности по сравнению с другими учебными материалами.
В системе современного образования важно разработать и внедрить в учебный процесс педагогические технологии, повышающие интенсивность, качество, уровень мотивации и привлекательность познавательного процесса [7]. Целью обучения на практике является развитие познавательных потребностей, обеспечение функционирования знаний в мышлении учащихся, организация поиска новых знаний и повышение эффективности учебного процесса. Суть практико-ориентированного обучения состоит в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образной и логической содержательной составляющих; получение новых знаний и получение практического опыта их использования при решении важных задач и задач.
Правила организации практических занятий:
мотивационная поддержка учебного процесса;
связь между обучением и практикой;
осведомленность и активность студентов в обучении.
В рамках практико-ориентированного обучения по специальным дисциплинам развивается внутренняя учебная мотивация, поскольку студенты могут свободно выбирать способ решения обсуждаемой проблемы, сами студенты чувствуют себя компетентными. В системе практико-ориентированного обучения формируются следующие практические опыты:
сравнения, оценки явлений, процессов;
выявление причинно-следственных связей;
ставить задачи;
необходимость дальнейшего пополнения специальных знаний.
Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника знаний, как объекта познания с комплексным подходом к анализу фактов. Практическое обучение влияет на оформление содержания всех составляющих образовательного процесса: учебных дисциплин, учебно-производственной практики, внеучебной самостоятельной работы студентов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авторизация через сети https://getcourse.ru/blog/275849
2. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.
3. Байлук В. В. Самостоятельная деятельность студентов как система // Педагогическое образование в России. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-deyatelnost-studentov-kak-sistema (дата обращения: 07.12.2021).
4. Баяндин Д. В. О структуре виртуальной среды обучения и об одном подходе к классификации программно-педагогических средств обеспечения предметного обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-virtualnoy-sredy-obucheniya-i-ob-odnom-podhode-k-klassifikatsii-programmno-pedagogicheskih-sredstv-obespecheniya (дата обращения: 27.12.2021).
5. Вербицкий А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт. //Высш. образование в России 2013, №2. - С. 137-145.
6. Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками-эффективное средство самообразования. //Вест. Моск. ун-та. Сер. И, Право, - 2010, №4. - С. 49-62.
7. Довгяло В. К. Использование учебно-методического кабинета в организации внеучебной самостоятельной работы студентов образовательных организаций ВПО // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-uchebno-metodicheskogo-kabineta-v-organizatsii-vneuchebnoy-samostoyatelnoy-raboty-studentov-obrazovatelnyh (дата обращения: 07.12.2021).
8. Журавлев В. В. Дидактические особенности организации практических занятий в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-osobennosti-organizatsii-prakticheskih-zanyatiy-v-vuze (дата обращения: 27.12.2021).
9. Зборовский Г.А. Самообразование - парадигма XXI века / Г.А. Зборовский, Е.А. Щуклина // Высшее образование в России, 2013, № 5. - С. 25-32.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
11. Зимина О.В., А.И. Кириллов Рекомендации по созданию электронного учебника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm (дата обращения: 28.10.2021).
12. Игнатова И.Б., Покровская Е.А. Теоретические основы организации дуального обучения / И.Б. Игнатова, Е.А. Покровская // Теория и история культуры. 2016. № 3(62). С. 23-26.
13. Илюшин Л. С. Использование «Конструктора задач» в разработке современного урока // Школьные технологии. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-konstruktora-zadach-v-razrabotke-sovremennogo-uroka (дата обращения: 07.12.2021).
14. Как создать курс и урок https://goo.su/9o70
15. Качаева Г.И. Опыт проведения контрольно-самостоятельной работы студентов. //Современные технологии образования Красноярск, 2011. -С. 65-67.
16. Левченко И. Е. Особенности организации самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС // Научные исследования в образовании. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pri-realizatsii-fgos (дата обращения: 07.12.2021).
17. Михалищева М. А. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/72/4050/ (дата обращения: 28.10.2021).
18. О нас - Stepik https://welcome.stepik.org/ru/about
19. Основные требования, предъявляемые к разработке электронных средств обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t5.html (дата обращения28.10.2021).
20. Разработка документации по ГОСТ 34, 19, РД-50 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rugost.com/index.php?catid=22&id=95 (дата обращения28.10.2021).
21. Разработка электронного пособия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/razrabotkaelektronnogoposobia.ru (дата обращения: 28.10.2021).
22. Разработка электронного учебного пособия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/685699/# (дата обращения: 28.10.2021).
23. Полянских О. В. Использование некоторых видов самостоятельной работы в образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 241-243
24. Пшебельский П.Г. Сущность и основные принципы педагогического самообразования // Содержание и самообразования педагогов-воспитателей: Сб, науч. тр. / Отв. Ред. Л.Г. Пшебельский. М.: АПН СССР, 1984. - С.4-8.
25. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2005. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 07.12.2021).
26. Смольникова И.А. Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orenedu.ru/files/koncept/obraz_vzr/didakt.doc (дата обращения: 28.10.2021).
27. Стрельников В.А. Дипломная работа: подготовка, оформление [Текст] / В.А. Стрельников. – СПб.: СпецЛит, 2010. – 96 с.
28. Стрекалова Н.Б., Руднева Т.И., Соловова Н.В. Средства электронного обучения: учебное пособие. Самара: «Самарский университет», 2013. 32 с.
29. Титова С. В. Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-rossiyskom-obrazovanii-mif-ili-realnost (дата обращения: 27.12.2021).
30. Трофимова Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика, 2011, № 2. - С. 42-50.
31. Условия использования https://welcome.stepik.org/ru/terms
32. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. — М., 2004. — 72 с. (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования НИИВО. Вып.4).
33. Челнокова Е.А., Храбан Г.С. Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С.28
34. Что нужно знать начинающему онлайн преподавателю? https://goo.su/pup
35. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
36. Эльконин, Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. – Красноярск, 2002.