Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблема развития зрительной памяти у детей занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Дошкольный возраст можно охарактеризовать как период интенсивного развития способности к запоминанию и воспроизведению. В основном память дошкольников носит непроизвольный характер. У дошкольников еще не сформировано умение ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Материал, который включен в активную деятельность, непроизвольно запечатлевается. Новые знания должны иметь для ребенка-дошкольника какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит. Поэтому запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности.
С раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти. В результате чего объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. В дошкольный период дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации, поэтому память развивается очень интенсивно.
Существует большое количество разнообразных видов памяти, одна из которых одна – зрительная. Она характеризуется легким запоминанием впечатлений, полученные при помощи зрения; посредством многократного повторения информации, так как повторение позволяет ребенку фантазировать и представлять исходную информацию с помощью образов. Предметы окружающей действительности, лица людей и другие элементы жизни, сохраняются в памяти в течение всей жизни. Работе механизмов памяти, различным эффектам ее функционирования посвящено огромное количество психологической литературы.
Мнемические процессы стали предметом многочисленных исследований А.Н. Белоус, Е.В. Гордона, Л.М. Житникова, П.И. Зинченко, Н.В. Захарюта, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьева. А.А. Смирновой и др. Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам является овладение зрительной памятью. Очень важным моментом в развитии зрительной памяти старших дошкольников является обучение приемам запоминания. [20]
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память.
Дидактические игры рассматривается нами как одно из основных средств развития памяти детей. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность
- закрепляет знания и умения.
Одна из главных функций дидактической игры - развитие познавательной деятельности и активности, мыслительных операций детей дошкольного возраста. Именно благодаря развитию игры и под влиянием взрослого на смену непроизвольной памяти, характерной для детей дошкольного возраста, постепенно приходит произвольное, преднамеренное запоминание, которое в будущем станет одним из условий успешного овладения программного материала в школе.
Таким образом, важнейшим моментом в системе развития психической деятельности является развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Отсюда следует, что выбранная нами тема курсового исследования является актуальной.
Объект: Особенности мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Предмет: Развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Цель: на основании теоретического и эмпирического изучения проблемы подобрать и апробировать серию дидактических игр, направленных на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и виды памяти;
2.Изучить особенности развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста;
3.Проанализировать дидактическую игру как средство развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста;
4.Исследовать развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
5. Апробировать игры, направленные на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эмпирического исследования.
Гипотеза заключается в том, что дидактические игры являются эффективным средством развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ и синтез литературы по проблеме исследования);
2. эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент);
3. методы обработки данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, методы математической статистики).
Гипотеза:
Мы предполагаем, что включения в совместную образовательную деятельность серии дидактических игр, будет способствовать повышению уровня развития зрительной и слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА I
ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1 Память как психический процесс: понятия, виды, функции
Память имеет большую историю изучения, которая тесно связана с изучением общей психологии. В течение большого отрезка времени память изучалась различными учеными, в результате чего было сформулировано множество вариантов определений понятия память. Память – это тип психического выражения реальности, способность организма фиксировать, сохранять и воспроизводить информацию о происходящих событиях, явлениях, объектах, окружающих человека.
Черемошкина Л.В. дает следующее определение памяти: память – это система организации опыта, феноменологически описываемая процессами запоминания, сохранения, узнавания, забывания и воспроизведения. Данная система состоит из двух образований: средств запоминания, сохранения и воспроизведения и совокупности той информации, которой человек уже владеет. Средства организации индивидуального опыта представляют собой мнемические способности, которые находятся в непрерывном взаимодействии с системой накопленной человеком информации.
А.Р. Лурия под памятью понимает запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. [22]
Петровский А.В. считал, что память - важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». (Образы прошлого в психологии именуются представлениями.) Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».
Память является базой способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невообразимо полноценное функционирование ни личности, ни общества. Память можно представить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации, которая запечатлена в сознании. Весь опыт, который зафиксирован, передан по наследству или приобретен в процессе индивидуального развития, есть не что иное, как различные инстинкты и механизмы поведения. Также память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, которые выполняют в жизни функции запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации. [32]
Это наиболее важные функции памяти. У многих людей они отличаются по своей структуре, так как память у различных людей развита по-разному.
Память как процесс обладает несколькими функциями. Основа памяти – это ее функции: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Запоминание – это процесс фиксации, в ходе которого происходит запечатление и сохранение, полученной информации. По степени протекания выделяют два вида запоминания: преднамеренное и непреднамеренное. Сохранение – это процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Сохранение может быть динамическим и статическим.
Воспроизведение – это процесс возобновления предметов, явлений, событий, которые воспринимались нашим сознанием не в даннй момент времени, а за некоторое время до этого. Выделяют два вида воспроизведения: преднамеренное и непреднамеренное. Узнавание – это воссоздание объектов, явлений, событий, которые воспринимались человеком ранее и воспринимаются в данный момент. Узнавание какоголибо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний. Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание бывает двух видов: невозможность вспомнить или узнать, неверное воспоминание или узнавание.
Кроме функций памяти, существуют характеристики памяти, которые у всех людей развиты неодинаково. Наиболее значимы следующие характеристики памяти: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Наиболее высокого уровня развития память, по сравнению со всеми живыми существами, достигает у человека. Человек обладает такими мнемическими способностями, которыми не располагает никакое другое живое существо в мире. [26]
Память человека в онтогенезе проходит множество этапов становления. В первые месяцы жизни ребенка появляются условны рефлексы, которые могут значится первыми проявлениями памяти. Важным и значительным проявлением памяти является узнавание ребенком предметов. Первые проявления узнавания появляются к концу первого полугодия жизни ребенка, но в это время он узнает только узкий круг объектов, в основном те, которые его чаще всего его окружают.
Со временем ребенок начинает узнавать и другие объекты, например, к концу второго года жизни ребенок может вспомнить и узнать те объекты или явления, которые видел за несколько недель до этого. К концу третьего года жизни ребенок начинает узнавать то, что видел за несколько месяцев до этого, а к концу четвертого года то, что видел примерно год назад. Сначала у ребенка проявляется узнавание, затем немного позже появляется воспроизведение. Воспроизведение как процесс начинает активизироваться только ко второму году жизни. Возможно, именно поэтому, наше детство мы помним примерно с 4-5-ти летнего возраста.
На ранних этапах развития преобладает непроизвольная память, так как в раннем возрасте у детей нет задачи специально, что-то запомнить. Когда в жизни детей начинает преобладать игровая деятельность, тогда в процессе воспитания начинается развитие произвольной памяти. Наиболее простыми для запоминания детьми являются те объекты и ситуации, которые вызывают у них наибольший интерес. К концу дошкольного возраста у детей появляется осмысленное запоминание, то есть то, что они пытаются запомнить, является для них понятным. Дети в основном опираются на наглядные образы и связи предметов и явлений, но не вычленяют их внутренние логические связи, из-за этого материал запоминаются с трудом и не всегда правильно. [3]
В старшей дошкольном возрасте начинается активное развитие различных характеристик памяти, так как в жизни детей начинается процесс обучения. Развитие произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте определяется усвоением новых знаний, умений и навыков. Перед детьми старшего дошкольного возраста ставится конкретная задача запомнить то, что дает школьная программа, а не то, что вызывает у них большой интерес.
Именно в школе, в процессе обучения все характеристики памяти активизируются и приобретают произвольный характер. В процессе обучения у детей старшего дошкольного возраста определяются способы заучивания и воспроизведения информации, так как перед ними встает задача целенаправленно запомнить что-либо. Таким образом, дети овладевают осмысленным запоминанием. Также существует множество подходов к классификации памяти человека. Все виды памяти разделяются по трем основаниям. Первое основание – время сохранения материала. По времени сохранения материала выделяется мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память.
• мгновенная память – это такой вид памяти, который взаимосвязан с удержанием точной и полной картины, только что воспринятой органами чувств, информации. Она представляет собой полное впечатление, которое появляется в результате прямого восприятия стимулов;
• кратковременная память – это вид памяти, при котором воспринятая информация хранится в памяти небольшой промежуток времени и сохраняются лишь наиболее значимые элементы, воспринятой информации. Она связана с актуальным сознанием человека, то есть из мгновенной памяти в кратковременную память переходит только та информация, которая является значимой для человека;
• оперативная память – это вид памяти, который хранит информацию только определенный промежуток времени. Промежуток времени определяется задачей, для которой человек запоминал ту или иную информацию. Когда эта задача выполняется, тогда эта информация может уходить из оперативной памяти;
• долговременная память – это вид памяти, который способен хранить воспринимаемую информацию в течение неопределенного промежутка времени. Всю информацию, хранящуюся в долговременной памяти, человек может воспроизводить в любое время и неограниченное количество раз. Функционирование этого вида памяти, часто связано с процессами мышления и воли;
• генетическая память – это вид памяти, при котором информация хранится в генотипе и передается по наследству. Основной биологический механизм запоминания – мутации и связанные с ними изменения генов. Второе основание – преобладающий во время запоминания, сохранения и воспроизведения анализатор. Исходя из этого основания, выделяют двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, эмоциональную и другие виды памяти.
• двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, способствующих формированию двигательных умений и навыков;
• зрительная память – это память, которая сохраняет и воспроизводит образы, воспринимаемые зрительным анализатором. При этом виде памяти, у человека, как правило, развита способность к воображению;
• слуховая память – это память, которая сохраняет и с точностью воспроизводит информацию, воспринимаемую слуховым анализатором. Человек, который обладает такой памятью, может быстро и точно запомнить информацию, которую он получает. Также он может передать эту информацию своими словами, с точным смыслом;
• Осязательная, обонятельная и вкусовая память. Роль этих видов памяти не велика, она состоит в удовлетворении потребностей человека.
• Эмоциональная память – это память на чувства и эмоции, которые пережил человек. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, сохраняется в памяти прочнее и на более продолжительный промежуток времени. [11]
Третье основание – степень участия воли. Исходя из этого, выделяют произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память – это такой вид памяти, при котором запоминание происходит автоматически без волевых усилий человека. Лучше всего при таком виде памяти запоминается информация, которая является объектом внимания. Также запоминается информация, с которой связана интересная и тяжелая умственная работа, которая имеет большое значение для человека.
Произвольная память – это такой вид памяти, при котором перед человеком стоит специальная задача, а процесс запоминания и сохранения требует волевых усилий. В этом случае процессы сохранения и запоминания представляют собой специальные мнемические действия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахутина, Т.В. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет [Текст] / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // Школьный психолог. – 2001. – № 15. – С. 8-9.
2. Ахутина, Т.В. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития [Текст] / Т.В. Ахутина, З.А. Меликян // М.: Факультет психологии МГУ, Институт возрастной физиологии РАО, Школьный психолог, 2009. – 12 с.
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева – М.: Аспект-Пресс. -2009. – 168 с
4. Аткинсон, Р.Ш. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / - М. : Сфера, 2011. - 526 с.
5. Афонькина, Ю.Н. Игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников [Текст] / Ю.Н. Афонькина, Г.К. Урунтаева, // Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 2012. - 214 с.
6. Бартлетт, Ф.К. Человек запоминает. Психология памяти [Текст] / - М. : ЧеРо, 2012. - 304 с.
7. Блонский, П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. [Текст] / П.П. Блонский. - М. : Просвещение, 2013. - 286 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / - М. : Просвещение, 2015. - 613 с.
9. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеР, 2009. – 816 с
10. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Л., Топоркова, И.Г., Щербинина С.В. [Текст] / Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника; АСТ, Астрель, Харвест - М. : Просвещение, 2014. - 240 c.
11. Грановская, P. M. Восприятие и модели памяти [Текст] / - М. : Класс, 2013. - 364 с.
12. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психологические исследования) [Текст] / - М. : Педагогика, 2014. - 152 с.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / - М. : Лантерна Вита, 2014. - 150 с.
14. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников. [Текст] / - М. : Феникс, 2014. - 362 с.
15. Джеймс, У.К. Память. Психология памяти. [Текст] / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М., «ЧеРо», 2012. - 348 с.
16. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей [Текст] / Л. Ф. Жировина // Ребенок в детском саду. [Текст] / - М., 2012. - 178 с.
17. Зинц, Р.Т. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. [Текст] / - Мн. : 2013. - 388 с.
18. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. [Текст] / - М. : Просвет, 2015. - 328 с.
19. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. [Текст] / М. : Просвет, 2015. - 612 с.
20. Леонтьев, А.Н. Развитие памяти. [Текст] / - М. : Просвещение, 2014. - 314 с.
21. Лукина, Н.А. Смотрим, видим, запоминаем [Текст]: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти / Н.А. Лукина, М.Г. Борисенко. - М.: Паритет, 2009. – 128 с.
22. Лурия, А.Н. Нейропсихология памяти. [Текст] / - М. ; Просвещение, 2015. - 284 с.
23. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития [Текст] / В.Я. Ляудис – М.: Просвещение. - 2009. – 198 с.
24. Лещенко, Т. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации [Текст] / Т . Лещенко // Ребенок в детском саду. – 2013. - № 4. – С. 7-12.
25. Лещенко, Т. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации [Текст] / Т . Лещенко // Ребенок в детском саду. – 2013. - № 5. – С. 6-10.
26. Лупеко, Е. Дидактические игры [Текст] / Е. Лупеко // Дошкольное воспитание. – 2011. - №8. – С. 20-22.
27. Москвитина, О. Логопедические игры на занятиях со старшими дошкольниками [Текст] / О. Москвитина, С. Еремина / Ребенок в детском саду. – 2011. - № 3. – С.9-11.
28. Немов, Р.С. Психология [Текст]. Учеб. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 2001. - 576 с.
29. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. Е.В. Доценко. - Волгоград: Учитель. – 2010. – 98 с.
30. Психология памяти [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, - М.; Наука, 2000. – 260 с.
31. Романова, В.Я. Психология памяти [Текст] / В.Я. Романова – М.: Лига-Пресс. - 2000. - 312 с.
32. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / А.А. Смирнов - М.: Просвещение, 2007. - с. 300
33. Страшнова, Е. Игра и дошкольник [Текст] / Е. Страшнова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 11. – С .23-26.
34. Селиванова, Л. Игра развивает, обучает, вдохновляет / [Текст] Л. Селиванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С.20-21.
35. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф Талызина : Учеб. - М.: Академия, 2004. - 288 с
36. Ольшанская, Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. [Текст] / - М. : Первое сентября, 2015. - 278 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. [Текст] / - М., «ЧеРо», 2014. - 415 с
38. Стародубцева, И.В., Завьялова, Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. [Текст] / - М. : Аркти, 2014. - 312 с.
39. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика : Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. [Текст] / - М. : Юрайт, 2012. - 671 c.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]. Учебное пособие для студ / Г.А. Урунтаева – М: ИЦ «Академия», 2009. – с. 336