Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Детство – это важнейший период развития личности. Усвоенные в этот период ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека. Глубинные причины, личностная предрасположенность к деструктивному поведению закладываются в детстве. Советский психиатр и физиолог В.М. Бехтерев указывал на фундаментальное значение раннего возраста, говоря о том, что в этом возрасте кладутся первые устои для создания будущей личности, и в зависимости от того, как заложены эти устои, будет зависеть и развитие наиболее важных сторон будущей личности . Основным условием развития ребёнка в этот период является общение с близким взрослым, именно в этот период современные родители сталкиваются с рядом проблем, которые не всегда могут разрешить самостоятельно. Поэтому возникает необходимость в специальной организации помощи родителям, создании условий для понимания ими потребностей и переживаний ребёнка в кризисный период, готовности к освоению конструктивных моделей взаимодействия с ребёнком, что будет способствовать созданию не только психологического комфорта в семье, но и позитивному развитию личности. Несмотря на то, что проблема кризиса трёх лет достаточно глубоко исследована в психологии (возрастная психология, психология развития) и педагогике (педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика), нас в большей степени интересует вопрос об особенностях проживания кризиса трёх лет современным ребёнком и его успешном преодолении.
Цель исследования: в теоретическом и эмпирическом аспектах изучить кризис трех лет и определить его роль в развитии личности.
Объект исследования: процесс протекания кризиса трех лет.
Предмет исследования: роль кризиса трех лет в развитии личности.
Гипотеза исследования:
- стихийно протекающий кризис трех лет оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка и требует педагогической направленности;
- методически обоснованные психолого-педагогические мероприятия позволят минимизировать негативные поведенческие реакции у детей, находящихся в кризисе трех лет.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) изучить отечественные и зарубежные подходы к понятию кризиса в психологии и педагогике;
2) охарактеризовать психологические особенности детей трех лет;
3) описать особенности кризиса трех лет и его значение в личностном развитии ребенка;
4) организовать исследование психологических особенностей протекания кризиса трех лет у детей;
5) проанализировать и интерпретировать результаты исследования;
6) провести психолого-педагогические мероприятия с детьми, педагогами и родителями, способствующих эффективному преодолению кризиса трех лет детьми;
7) проанализировать и интерпретировать результаты экспериментального исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: психологическая теория кризиса Л.Ф. Мирзаяновой, Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, А. Фрейда, Е.А. Климова, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, В.И. Лебедева, И.С. Кона; теория возрастных психологических особенностей личности ребенка трех лет И.Ю. Хитриной, Л.С. Выготского, Г.В. Лосик; теория кризиса трех лет Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, Ю.Ю. Улановой и В.Е. Василенко, З.И. Власовой, А. Адлер, К. Юнг, Г. Олпорт.
Эмпирическая база исследования: город Пыть-Ях, Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия».
В ходе исследования используются следующие методы: теоретического характера – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, а так же законодательной базы из области образования; эмпирического характера – психологическая диагностика, методы описательной математической статистики, количественный и качественный анализ эмпирически полученных данных.
Методики исследования: методика №1 «Опросник выраженности симптомов кризиса трех лет В.Е. Василенко для родителей детей в возрасте 3 лет»; методика №2 опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса для родителей детей в возрасте 3-10 лет.
Этапы исследования:
1) констатирующий эксперимент по выявлению наличия психологических признаков кризиса трех лет у испытуемых;
2) формирующий эксперимент, направленный на преодоление кризиса трех лет;
3) контрольный эксперимент по выявлению динамики психологических признаков кризиса трех лет у испытуемых.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования эмпирические результаты могут быть использованы действующими педагогами и психологами в работе с детьми раннего возраста с целью предупреждения негативных симптомов кризиса трех лет, а так же в работе с родителями. Предлагаемая нами психолого-педагогическая работа с детьми и родителями может быть взята педагогами и психологами за основу при составлении собственных методических разработок.
Структура и объём работы: исследование состоит из 105 страниц, включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, содержащий 53 пункта, приложения. Так же в работе содержится 13 таблиц и 6 рисунков.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ У ДЕТЕЙ
1.1. Отечественные и зарубежные подходы к понятию кризиса в психологии и педагогике
В переводе с греческого «кризис» означает «решение, поворотный пункт, исход». В словаре иностранных слов Т.В. Шкляровой дается следующее толкование этого термина: а) резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние; б) острый недостаток, нехватка чего-либо . В качестве синонима к словосочетанию «находящийся в состоянии кризиса» используют термин «критический». Различные подходы к трактовке понятия «кризис» в педагогике и психологии представим в таблице 1.
Таблица 1. Трактовки понятия «кризис»
Подходя к анализу понятия «кризис», следует отличить его от родственных понятий, использующихся в психологии для описания критических жизненных ситуаций (рисунок 1).
Рисунок 1 - Родственные понятия, использующиеся для описания критических жизненных ситуаций
В зависимости от того, какую возможность составляет кризис для человека в реализации последующей жизни, Л.Ф. Мирзаянова выделяет два типа кризисных ситуаций: серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни, и собственно кризис, окончательно перечеркивающий имеющиеся жизненные замыслы, требующий модификации самой личности и ее смысла жизни .
Психологи Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Первые имеют относительно выраженный возрастной характер, не всегда приобретают характер конфликта. Их преобладающая тенденция – развивающаяся личность. Вторые носят вероятностный характер, выход из них проблематичен, может быть деструктивным. В группу ненормативных кризисов включают невротические, жизненные и критические кризисы. Кризисы невротического характера традиционно являются предметом исследования психоаналитических школ. С позиций психоанализа А. Фрейда в процессе адаптации к внешнему миру у личности возникают болезненные или невыносимые мысли и аффекты, вызванные столкновением конфликтующих импульсов. В борьбе против них личностное «Я» использует механизмы защиты, направленные на обеспечение его безопасности, недопущение отрицательных эмоций .
Жизненные кризисы детерминированы важными событиями и сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью и перестройкой сознания и поведения. Разновидностью жизненных кризисов выступают биографические кризисы (кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности), которые носят последовательный характер и проявляются в периоды завершения одной жизненной программы и формирования другой – в юношеском возрасте, в 26-45 лет и в период ухода на пенсию. Названные кризисы могут встречаться в разных вариантах, возникать и протекать индивидуально. Климов Е.А., рассматривая кризисные ситуации личности в момент профессионального самоопределения, отмечает, что для субъекта, переживающего биографический кризис характерны следующие свойства :
1) неумение оптимально сочетать процессы целеполагания и целеосуществления;
2) односторонне суженное восприятие возможностей самореализации;
3) большая категоричность суждений о межсобытийных связях и неспособность отражать негативные межсобытийные связи.
Важно своевременно определять биографические кризисы и рациональный выход из них, что выступает как развитие.
Э.Ф. Зеер описывает критические кризисы как кризисы, обусловленные трагическими обстоятельствами жизни, протекающие на грани человеческих возможностей, окончательно перечеркивающие имеющиеся жизненные замыслы, чреватые кардинальной перестройкой сознания, пересмотром смысла жизни и ценностных ориентаций . К критическим относят ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями (война, стихийные бедствия, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга). В этих ситуациях потребность в безопасности побуждает человека мобилизовать силы для борьбы с угрозой. Отмечая характерную для самоактуализированных людей способность адаптироваться к любой среде, А. Маслоу пишет, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи: у юношей и девушек отсутствует собственная система ценностей, недостает жизненного опыта переживания неудачи и поражения . Переживание критических ситуаций, считает ученый, человеку необходимо. Более того, именно в критические моменты, равно как и в моменты наивысшей радости, успешного решения задачи, человек достигает наибольшей степени интеграции.
Наряду с ненормативными кризисами, выделяют кризисы нормативного характера, к числу которых относят возрастные кризисы, кризисы развития и кризисы профессионального становления. Рассмотрим их сущность и специфику. Согласно аналитической теории К.-Г. Юнга, проблемный характер переходов от одной возрастной ступени к другой определяется не столько внешними преградами, сколько их преобразованием во внутренние, возникновением внутреннего конфликта. Проблемный характер переходов ученый объясняет действием ряда факторов: неподготовленностью к ним индивида, несоответствием субъективных ожиданий внешним условиям, недооценкой внешних трудностей, необоснованным оптимизмом негативизмом. Проблемы могут так же порождать внутренние и душевные трудности (чувство неполноценности, нарушение душевного равновесия), связанные с предыдущими этапами развития. Более того, внутренние конфликты могут существовать даже при благоприятном приспособлении к внешним условиям. Разрешаются проблемы посредством приспособления того, что усвоено в прошлом, к возможностям и требованиям будущего. В связи с этим встает важная проблема: как, адаптируясь к новой реальности, не утратить «часть ценного прошлого» и «не менее ценного будущего». Постановка проблемы не случайна: каждое продвижение в развитии личности приносит в одно и то же время, как новые адаптивные возможности, так и утрату каких-то прежних возможностей и способностей. Проблемы сопровождают человека всю жизнь, отсюда смысл их существования состоит в непрерывной работе над ними .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Гаудеамус. – 2015. – 290 с.
2) Белоусова И.В. Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи и фрукты». – Социальная сеть работников образования. – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/kartoteka-podvizhnyh-igr-i-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-ovoshchi
3) Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. – 2010. – 41 с.
4) Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. – М.: Юрайт. – 2016. – 453 с.
5) Богданова В.В., Желтикова Н.Ф. Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду // Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования. – М.: Перо. – 2016. – С. 179-183. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26479112
6) Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) // Культурно-историческая психология. – 2006. – №1. – С. 65-76. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=13976934
7) Боровик Я.И., Любичева Е.К. Изобразительная деятельность как средство развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников // Педагогический опыт: от теории к практике. – Чебоксары: Интерактив-плюс. – 2019. – C. 72-76. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41303052
8) Василенко В.Е., Уланова Ю.Ю. Опросник выраженности симптомов кризиса трех лет: психометрические характеристики // Психологическая наука и образование. – 2016. - №4. – С. 185-198. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27686308_76493050.pdf
9) Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ. – 2018. – 375 с.
10) Власова З.И. Роль кризиса трех лет в познавательном развитии дошкольника // Психологическая наука и образование. – 2007. – №5. – С. 138-151. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13623078
11) Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. – 2006. – 135 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://didacts.ru/slovari/slovar-terminov-po-obschei-i-socialnoi-pedagogike.html
12) Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.: АСТ. – 2019. – 380 с.
13) Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Питер. – 2020. – 437 с.
14) Выготский Л.С. Психология. Кризис третьего года. – М.: ЭКСМО-Пресс. – 2000. – С. 984-989.
15) Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-пресс. – 2007. – 472 с.
16) Джегистаева Л.И. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2019. - № 2(26). – С. 150-154. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38566526
17) Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Том 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика. – 2018. – 386 с.
18) Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. – 1997. – №6. – С. 35-44.
19) Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. – Ярославль.: Академия развития. – 2008. – 143 с.
20) Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону.: Феникс. – 2017. – 425 с.
21) Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука. – 2019. – 269 с.
22) Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: АСТ. – 2019. – 305 с.
23) Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ. – 2017. – 372 с.
24) Лосик Г.В. Развитие схемы социализации ребенка по Л.С. Выготскому // Ярославский психологический вестник. – 2019. – № 1(43). – С. 64-77. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41370153
25) Львова О.С. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием элементов су-джок терапии // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – Чебоксары.: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. – 2021. – С. 108-110. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46213723
26) Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия. – 2018. – 478 с.
27) Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак. – 2007. – 1009 с.
28) Мирзаянова Л.Ф. Анализ понятия «кризис» как важной детерминанты адаптационного процесса // Вестник. – 2009. – №1. – С. 27-37.
29) Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл. – 2002. – 277 с.
30) Островская Г.И. Взаимодействие взрослых и детей: основы, позиции, проблемы / Учебное пособие. – Тамбов.: ТОГБОУ ВПО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова». – 2011. – 92 с.
31) Резинова А.Н. Осенняя пальчиковая гимнастика. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/osenja-palchikovaja-gimnastika.html
32) Рындина Е.А. Особенности общения современных, здоровых детей со сверстниками трехлетнего возраста // Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века. – Кишенев.: Мир науки. – 2016. – С. 136-138. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27713347
33) Рябкова И.А. Особенности принятия дошкольниками игровой роли в разных предметных средах // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – М.: Мозаика-синтез. – 2017. – № 7. – С.12-13. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35185746
34) Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Педагогика. – 2017. – 502 с.
35) Старовойтова Е.А. Пальчиковая гимнастика к лексической теме «Дом и его части». – 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://drujhnaia.blogspot.ru/2012/11/blog-post_21.html
36) Суворова О.В., Панкратова Е.А., Юдина Е.А. Привязанность к матери и эмоциональное переживание ребенком кризиса трех лет // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – №1. – С. 9-18. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44598860
37) Тихомиров С.Н. Педагогическая антропология. Словарь. – М.: Кафедра педагогики МУ МВД России. – 2006. – 77 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://didacts.ru/slovari/slovar-po-pedagogicheskoi-antropologii.html
38) Трошина О.Н. Пальчиковые игры по тематическим разделам. – Социальная сеть работников образования. – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/02/palchikovye-igry-po-tematicheskim-razdelam
39) Уланова Ю.Ю., Василенко В.Е. Протекание кризиса трех лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребенка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2016. – №3(27). – С. 75-85. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27318615
40) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
41) Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Институт практической психологии. – 1996. – 304 с.
42) Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика. – 2018. – 145 с.
43) Фрондзей С.Н., Ефремова С.Н. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте: обзор методик // Проблемы образования, экономики, развития личности. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. – 2017. – С. 171-176. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32655958
44) Хитрина И.Ю. Особенности семейного взаимодействия и кризис трех лет // Омский научный вестник. – 2007. – №6 (62). – С. 126-128. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12515371
45) Чумичева Р.М., Штайдо Т.С., Беспалая В.А. Интегративный подход в укреплении здоровья детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Мир университетской науки: культура, образование. – 2021. – №5. – С. 28-34. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46380244
46) Шклярова Т.В. Словарь иностранных слов. – М.: Вако. – 2021. – 96 с.
47) Щербакова Н.Е. Экопсихологический подход и здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве детского сада // Экопсихологические исследования. – Пермь.: Пермский государственный национальный исследовательский институт. – 2018. – С. 295-304. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36992412
48) Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М.: Фолиум. – 2020. – 48 с.
49) Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия. – 2006. – 406 с.
50) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс. – 2009. – 379 с.
51) Юзикеева А.Р. О некоторых особенностях адаптации ребенка в детском саду // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. – 2018. – С. 333-337. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34873906
52) Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс. – 2019. – 336 с.
53) Юнг К.-Г. Психология бессознательного. – М.: Канон+. – 2020. – 413 с.