Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На протяжении всей своей жизни человек живет, испытывая целый спектр всевозможных эмоции. Зачастую, в обыденной жизни мы даже не обращаем на них внимания. Они становятся намного заметнее и ярче в моменты каких-либо переживаний, сложившихся ситуаций, когда в чем-то помогают, либо, напротив, препятствуют наступлению различных событий. Скоординированное выполнение всевозможной деятельности, так и различные нарушения в ходе данного процесса, имеют прямую зависимость от того, какие эмоции сопровождают человека в данный момент.
В настоящее время большинство людей имеют домашних животных. И если поначалу совместное сосуществование человека и животных строилось на взаимовыгодной основе, то сейчас люди больше заводят домашних питомцев для удовольствия. Этому способствует улучшение жизни человека, упрощение питания и содержания питомца. Между тем питомцы дарят человеку множество положительных эмоций. Животные часто воспринимаются человеком как члены семьи и наделяются статусом значимых других. Становление людьми сильных эмоциональных связей со своими домашними питомцами позволяет последним выполнять функцию поддержания и регуляции семейного гомеостаза, стабилизации здоровья и благополучия. Это требует изучения и осмысления, чем и объясняется высокая актуальность исследования психологических аспектов взаимодействия человека с животными.
Западные исследования показали, что один 30-минутный сеанс в неделю общения с животным в группе или индивидуально значительно снижают чувство одиночества у людей, причем при индивидуальное общение с питомцем более эффективно. Контакт с домашними питомцами снижает тревожность. Питомцы могут выступать посредниками в социальном взаимодействии, помогают бороться с депрессией, снижают чувство тревоги и одиночества.
Цель исследования – выявить особенности эмоциональной сферы у владельцев домашних животных.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования.
2. Эмпирическим путем изучить особенности эмоциональной сферы у владельцев домашних животных.
3. Методом сравнительного анализа выявить особенности эмоциональной сферы у владельцев домашних животных.
Объект исследования: особенности эмоциональной сферы.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы у владельцев домашних животных.
Гипотеза исследования: существуют значимые различия эмоциональной сферы у владельцев домашних животных: у владельцев собак больше выражена коммуникативная эмоциональность, управление своими эмоциями и самомотивация; у владельцев кошек больше выражена интеллектуальная эмоциональность.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Психологическое тестирование с использованием следующих методик:
- самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин);
- методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (В.В. Бойко);
- методика диагностики эмоциональности по В. М. Русалову;
- методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла.
3. Методы статистической обработки данных:
- анализ достоверности различий независимых выборок с использованием U-критерия Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования – ВлГУ.
Выборка исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 человек в возрасте 20–25 лет, которые составили две группы:
- 1-я группа – владельцы собак – 20 человек;
- 2-я группа – владельцы кошек – 20 человек.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общенаучные принципы объективности (С.Л. Рубинштейн), детерминизма (С.Л. Рубинштейн), развития (Э. Клапаред, П.П. Блонский);
- принципы комплексности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и системности (Б.Ф. Ломов);
- труды об особенностях эмоциональной сферы личности таких авторов как: Е.П. Ильин, В.М. Русалов И.С. Кон, О.В. Селеткова, Н.С. Бастракова, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ж.А. Левшунова. Н.В. Уварина, А.В. Савченков, И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Н. Холл, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков и др.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении двунаправленного взаимодействия человека и домашних животных, что необходимо для повышения психологического благополучия человека животных, правильного выбора питомца, коррекции поведения животных, содержащихся в неблагополучных условиях.
Структуры работы. ВКР состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
1.1. Особенности эмоциональной сферы личности
Эмоциональные состояния и процессы непосредственно касаются эмоций, которые человек переживает в определенных ситуациях. На сегодняшний день нет четкого определения понятия эмоций. И в основном, при характеристике эмоциональной сферы используют понятия «эмоции» и «чувства», «эмоциональные состояния» рассматривая их как тождественные.
Эмоции — это особый класс психических состояний и процессов, которые отражают в форме прямого предвзятого переживания значимость событий и явлений, действующих на индивида в их связи с реальными потребностями; кроме того, это прямое временное переживание чувства [45].
Все системы жизнеобеспечения человека участвуют в производстве эмоций:
1. Нейрофизиологические, а именно электрохимическая активность нервной системы, биохимические сдвиги в организме, связанные с выбросом адреналина, глюкозы в кровь.
2. Нервно-мышечная, а именно мимическая (выразительные движения лицевых мышц) и пантомимическая (выразительные движения конечностей, изменение положения тела в пространстве) активность, голосовые реакции (например, изменение тона голоса) и висцерально-эндокринные реакции (частота сердечных сокращений, частота дыхания, потоотделение и другие вегетативные функции).
3. Мотивационный, а именно: актуализация системы потребностей, мотивов, целей.
4. Когнитивные, а именно: мыслительные процессы, обеспечивающие восприятие, обработку и оценку поступающей информации.
5. Механизмы социальной адаптации, обеспечивающие речевое поведение и соблюдение социально сформированных правил [12].
Следовательно, существенными признаками эмоциональной реакции являются:
1. Определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, двигательных и вегетативных процессов).
2. Объективность (сосредоточенность на чем-то или ком-то, нацеленность на отношения).
3. Знак отношения (положительный или отрицательный).
4. Модальность или содержание эмоции (например, удивление, боль, тревога, печаль и т. д.) [61].
Большинство исследователей признают следующие функции эмоций:
1. Оценочно - ориентировочная функция: благодаря эмоциям осуществляется обобщенная оценка тех факторов, которые влияют на человека. В отличие от мышления, эмоциональная оценка указывает не на связи и зависимости между факторами, явлениями или объектами, а на отношение человека к ним. Другими словами, эмоции сообщают организму, является ли то или иное влияние опасным, желательным или необходимым для избавления от него, что в результате приводит к выбору соответствующей модели поведения, в том числе и в межличностных отношениях.
Е.П. Ильин отмечает, что эмоция обеспечивает тонкую, а главное, психологическую дифференциацию ситуаций, событий, явлений, показывая их значимость для организма и человека как личности [21].
Влияние эмоций на физиологическое состояние организма так же получило отражение в выделении активационной или, в интерпретации Е.П. Ильина, активационно-энергетической функции. Вызывая возбуждение нервных центров, эмоции обеспечивают изменения в работе внутренних органов и организма в целом, что означает мобилизацию энергии, например защитных механизмов, или в благоприятных условиях – демобилизацию с целью сохранения и накопления энергетических ресурсов [21].
2. Регулятивно - мотивирующая функция: эмоциональное возбуждение становится энергетической детерминантой поведения, мобилизуя умственную и физическую энергию и направляя силы и внимание человека на определенный объект. Из оценки происходящего вытекает стремление присвоить, освоить полезное или избавиться от вредного. Все эмоции усиливают или ослабляют различные мотивации.
Например, эмоции отвращения, страха или горя могут подавлять сексуальное влечение. Возмущение, гордость, обида, ревность могут "навязать" человеку действия, о которых он впоследствии может пожалеть. Эмоциональные состояния высокой интенсивности (например, ужас, отчаяние, ярость и т. д.) часто провоцируют использование чрезмерно упрощенных форм поведения - бегство, ступор, агрессия и т. д.
Частным случаем регулирующего действия эмоций является их роль в консолидации положительных и отрицательных переживаний: человек стремится повторить действие, которое вызвало положительную эмоцию в прошлом, и избегает того, что связано с негативным опытом.
3. Информационно-сигнальная функция: эмоции — это система сигналов, язык, с помощью которого раскрывается внутреннее состояние человека и значимость происходящего для него. Эта информация доступна не только самому субъекту опыта, но и тем, кто наблюдает за ним или имеет с ним дело. К основным формам эмоционального выражения относятся следующие: выразительные движения, эмоциональные действия, речевые высказывания о пережитых эмоциональных состояниях.
Выразительные движения, как правило, носят реактивный характер, являются результатом эмоционального возбуждения и проявляются в изменениях выражения лица, тела, голоса и внешнего вида в целом.
Эмоциональные действия выражают эмоциональное состояние через определенный способ организованной деятельности. Итак, рыдания человека, получившего известие о смерти своего близкого человека, — это форма экспрессивной эмоциональной реакции. Когда этот человек участвует в похоронной церемонии, он совершает определенные эмоциональные действия, то есть действия, направленные на выражение и "разрядку" эмоций, которые им владеют.
Эмоциональные высказывания или словесное выражение эмоций означают, что эмоция представлена в сознании человека. Человек начинает воспринимать себя как субъект переживания благодаря тому, что он может сказать о том, что он чувствует. Вербализация эмоций становится важным средством управления эмоциями и чувствами [37].
Каждая из выделенных функций эмоций помогает во взаимодействии людей: оценка одним человеком другого как приятного или пугающего побуждает индивидов выбирать соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, представляется участникам общения сигнальной системой, которая возобновляет активную работу эмоций.
А.А. Ланге пишет, что эмоции порождаются взаимодействием какого-либо объекта с жизненной энергией человека. Сам объект, с которым взаимодействует энергия человека, может быть чем угодно - мыслями, материальным объектом, фантазией, вдохновением, ситуацией и так далее. И именно с близости взаимодействия начинается процесс появления эмоции [32].
В.В. Бойко говорит о том, что эмоции – это генетические программы поведения, обладающие энергетическими свойствами – способностью воспроизведения, трансформации, динамикой, интенсивностью, побуждающим влиянием. Психика потенциально готова в любой момент реализовать ту или иную программу – эмоциональный опыт, эмоциональный репертуар человека как вида. И совершая эмоциональное действие, мы чаше всего не размышляем о его целесообразности [6].
Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб считают, что, выражая любое психофизиологическое состояние, эмоции развертываются во времени и существуют как процесс. Этапы процесса:
1. Восприятие событий, которые сравниваются с неотложными потребностями. Происходит реакция организма (выброс гормонов, изменения пульса, дыхания, скованность и т. д.).
2. Готовность к действию (быстрое и эффективное реагирование в случае непредвиденных событий).
3. Переживание возникших чувств (радость, тревога и т. д.), во время которых появляются воспоминания о подобных событиях, произошедших ранее, и их последствиях. Именно это приспособление может либо усилить, либо ослабить возникший опыт [19].
Согласно Е.П. Ильину, эмоциональные свойства — это характеристики эмоционального реагирования, которые постоянно и ярко проявляются у конкретного человека. Этими свойствами являются: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность - ригидность, эмоциональная отзывчивость, экспрессивность, эмоциональная устойчивость, оптимизм – пессимизм [21].
В.М. Русалов рассматривает эмоции в структуре формально-динамических свойств индивидуальности. Ученый выделяет три типа эмоциональности: психомоторную, коммуникативную и интеллектуальную. Психомоторная эмоциональность – чувство спокойствия, уверенности в себе, чувственность к неудачам. Интеллектуальная эмоциональность – это эмоциональность переживаний, уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. Коммуникативная эмоциональность — это чувствительность к неудачам в общении, уверенность, раздражительность в ситуации общения [46].
С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов называют эмоциональные процессы собственно аффектами, эмоциями и чувствами.
Аффекты – это кратковременные, эмоционально окрашенные переживания, сопровождающиеся резкими двигательными реакциями. Они появляются на уже возникшей ситуации, как реакция на ее прекращение. Возникновение повторяющихся ситуаций, сопровождающих появление аффективного состояния, может привести к неконтролируемому поведению и породить так называемый взрыв – насильственное поведение, иногда приводящее к обмороку. Они воспринимаются как человеческие состояния.
Сами эмоции — это долгосрочное состояние, которое выражает восприятие человеком текущей ситуации. Их особенностью является обобщение и коммуникация, что приводит к расширению эмоционального опыта. Они воспринимаются как состояния, происходящие в человеке.
Чувства имеют определенный выраженный объективный характер, в процессе синтеза эмоций, по отношению к определенному объекту. Они имеют определенную степень, от чувств до объектов, до ценностей, взаимосвязаны образами, доступными в человеческом представлении [60].
Т. Н. Березина дает следующее определение: подлинные эмоции — это эмоции, которые изменяют физиологическое состояние организма, независимо от степени их осознания человеком [5].
Подлинные эмоции возникают крайне редко и несколько опасны из-за того, что их проживание может привести к формированию психосоматических реакций. Поэтому желательно испытывать подлинные положительные эмоции, чтобы свести к минимуму любые проблемные ситуации, которые могут вызвать негативные эмоции. Ведь положительные эмоции способствуют высвобождению резервных возможностей организма, повышая общее самочувствие.
Е. А. Пырьев выделяет следующие особенности эмоций:
1. Эмоция зависит от предмета и показывает состояние связи человека с ним. Разрыв связи — это негативная эмоция, сильная связь — это позитивная эмоция.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина, А.В., Шабанов, С.Т. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. – СПб.: Речь, 2012. – 336 с.
2. Аллен, К. Сердечно-сосудистая реактивность и присутствие домашних животных, друзей и супругов: Правда о кошках и собаках // Психосоматическая медицина. – 2002. – №64. – С. 727-739.
3. Аристова, И.Л.Общая психология. Мотивация, эмоции, воля [Текст] / И.Л. Аристова. – Владивосток: ДВГУ, 2003. – 105 с.
4. Бек, А.М. Животные и здоровье и развитие детей. Животные в нашей жизни: взаимодействие человека и животного в семье, сообществе и терапевтических условиях. – Балтимор, Мэриленд: Издательская компания Пола Х. Брукса, 2011. – С. 43-52.
5. Березина, Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательный среды [Текст] / Т.Н. Березина // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 41-50.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Филинъ, 1996. – 472 с.
7. Бокова, О.А. Теоретические основы изучения личностной ригидности как показателя открытости психологической системы [Текст] / О.А. Бокова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №4 (47). – С. 40 – 43.
8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст]. 4-е изд. переработанное / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
9. Валиев, И.Н. Стереотипы социального взаимодействия. – М.: Прометей, 2016. – 126с.
10. Варга А.Я., Федорович Е.Ю. Участие домашнего питомца в жизненном цикле семейной системы // Вопросы психологии. — 2010. — № 1. — С. 56-65.
11. Вестгарт, С. Владение собакой во время беременности, материнская активность и ожирение: перекрестное исследование // Плюс один. – 2012. – №7(2). – С. 31315.
12. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст]: учебное пособие / В.К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
13. Выготский, Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. – 2017. – № 2. – С.157 159.
14. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
15. Демина, Л.Д. Эмоциональный интеллект в организации психологической культуры личности и ее информационно-психологической защищенности [Текст] / Л.Д. Демина, Т.В. Манянина // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 17-21.
16. Доэрти, Н.А., и Фини, Дж.А. Состав сетей привязанности на протяжении взрослой жизни // Личные отношения. – 2004. – Т. 11. – С. 469-488.
17. Ефремова, Г.И. Виды эмоциональных переживаний, специфичные для возникновения психосоматического риска [Текст] / Г.И. Ефремова, Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко, И.А. Бочковская, Н.С. Булгакова // Вестник СевероКавказского федерального университета. – 2014. – № 6. – С. 256-260.
18. Ефремова, М.В. Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современных исследований [Текст] / М.В. Ефремова, Л.К. Григорян // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 4. – С. 71-88.
19. Звягина, Н.В. Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмоциями на функциональное состояние организма [Текст] / Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб // Естественные и математические науки в современном мире. – 2016. – № 7. – С. 7-13.
20. Зильча-Мано, С., Микулинцера, М., Шаверб, П. Домашнее животное в терапевтическом кабинете: взгляд на привязанность к терапии с помощью животных // Привязанность и развитие человека. – 2011. – Т. 13 (6). – С. 541-561.
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2011. – 752 с.
22. Кабрюшкина, З.В. Гендерные различия в эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З.В. Кабрюшкина, В.П. Стрильчук // Перспективы науки. – 2014. – № 3. – С. 15 – 18.
23. Карпов, А.А. Зоопсихология [Текст]: учебное пособие / А. А. Карпов. – М.: Изд-во МПСУ, 2017. – 467 с.
24. Кистанова, О.А. Концепции эмоциональных состояний с точки зрения когнитивной психологии (на материале английского языка) [Текст] / О.А. Кистанова // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2016. – № 1. – С. 42-47.
25. Коверт, А. Домашние животные, ранние подростки и семьи. Обзор брака и семьи. – 1985. – №8. – С. 95-108.
26. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст]: монография / О.А. Конопкин. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.
27. Константинова, М.Н. Психология эмоциональных состояний [Текст] / М.Н. Константинова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95.
28. Кузнецов, В. А. Психологические особенности поведения животных / В. А. Кузнецов. // Молодой ученый. – 2021. – № 40 (382). – С. 163-164.
29. Курдек, Л. Домашние собаки как фигуры привязанности // Журнал социальных и личных отношений . – 2009. – Т. 25(2). – С. 247-266.
30. Лозинская, М. Кошку под мышку, или Что такое зоотерапия? – Здоровье. – 2002. – №2. – С. 14-16.
31. Лоренц, К. Человек находит друга – М.,1997. – 175с.
32. Лэнге, А.А. Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика [Текст] / А.А. Лэнге // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1. – С. 26-38.
33. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 585 с.
34. Макниколас, Дж. Представления детей о домашних животных в их социальных сетях. Ребенок: Забота, Здоровье и развитие. – 2001. – №27(3). – С. 279-294.
35. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. – М., 1988. – 240 с.
36. Маслов, С.И. Эмоциональное развитие младших школьников [Текст] / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-6. – С. 250-260.
37. Межличностная коммуникация: теория и жизнь [Текст] / О.И. Матьяш, В.М. Погольша, Н.В. Казаринова, С. Биби, Ж В. Зарицкая. Под науч. ред. О. И. Матьяш. – СПб.: Речь, 2011. – 560 с.
38. Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития [Текст]: учебник / С.А. Минюрова. – М.: Флинта, 2016. – 480 c.
39. Нагасава, М., Охта, М. Влияние владения собакой в детстве на социальность пожилых японских мужчин // Журнал о животных. – 2010. – №81. – 377-383.
40. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2012. – 510 с.
41. Оуэн, К.Г. Семейное владение собакой и уровень физической активности в детстве: результаты исследования детского здоровья в Англии // Американский журнал общественного здравоохранения. – 2010. – №100(9). – С. 1669-1671.
42. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности [Текст] / А. О. Прохоров. – М.: Пер Сэ, 2005. – 352 с.
43. Пырьев, Е.А. Эмоции в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ВУЗа [Текст] / Е.А. Пырьев // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – № 1 – С. 107-110.
44. Рой, М. М., Миттен, С. Т., Кристенфельд, Н. Дж. С. Коррекция памяти повышает точность прогнозируемой продолжительности задачи // Журнал экспериментальной психологии. – 2008. – №14(3). – С. 266-275.
45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
46. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов. – М.: Наука, 2009. – 352 с.
47. Рыжов, Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний [Текст] / Д. М. Рыжов // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4. – С. 87 – 89.
48. Смолькович И., Файфар М., Млинарич В. Привязанность к домашним животным и межличностные отношения // Журнал европейских студентов-психологов. – 2012. – Т. 3. – С. 15-24.
49. Собо, Э.Дж. Терапия с посещением собак (ПЭТ): Экспериментальные данные о снижении восприятия боли у детей // Журнал холистического сестринского дела. – 2006. – №24(1). – С. 51-57.
50. Сотская, М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология: в 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / М.Н. Сотская. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 323 с.
51. Тарасов, Е. Наши домашние целители // Спортивная жизнь России. – 2009. – №4. – С. 22-24.
52. Тимперио, А. Связано ли владение собакой или выгул собак со статусом веса у детей и их родителей? // Австралийский журнал по укреплению здоровья. – 2008. – №19. – С. 60-63.
53. Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1993. — 5 с. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1993. — 20 с.
54. Увнас-Моберг, К. Обещания и подводные камни исследований гормонов во взаимодействии человека и животных / Как животные влияют на нас: Изучение влияния взаимодействия человека и животного на развитие ребенка и здоровье человека. – Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2011. – С. 53-81.
55. Федорович Е.Ю., Варга А.Я., Митина О.В. Появление домашних питомцев в семье в зависимости от возраста детей // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2015. — № 2. — С. 77-92.
56. Федорович Е.Ю., Емельянова С.А. Функции животных-домашних питомцев в поддержании гомеостаза семейной системы в зависимости от этапа жизненного цикла семьи (по результатам контент-анализа описаний хозяевами своих питомцев) // Семейная психология и семейная терапия. — 2014. — № 3. — С. 88-108.
57. Филимонова, А.В. Восприятие феномена тревоги в зависимости от степени фрустрации взаимоотношений с окружающими [Текст] / А.В. Филимонова // Образование и наука. – 2009. – №6 (63). – С. 77 – 86.
58. Фридман, Э. и др. Физиологические корреляты пользы для здоровья от домашних животных / Как животные влияют на нас: Изучение влияния взаимодействия человека и животных на развитие ребенка и здоровье человека. – Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2011. – С. 163-182.
59. Холл, Н. Эмоциональный интеллект: учебное пособие // Новости позитивной психологии. – 2007. – №11. – 14с.
60. Шуткин, С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения [Текст] / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2014. – № 1. – С. 309-314.
61. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях [Текст] / Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука. – Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2012. – 494 с.