Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху цифровизации и демократизации, а также активного влияния СМИ на детей и подростков, несовершеннолетние получили свободный доступ ко многим запрещенным информационным ресурсам. Подростковые аддикции являются одной из центральных социально-психологических проблем современности, приводящей зачастую к трагическим последствиям.
Подростки страдают различными формами компьютерной зависимости, которая стала краеугольным камнем системы проблем подростков на современном этапе. Как показывает статистика, около 70% современных российских подростков страдают компьютерной зависимостью. Кроме того, большое количество подростков имеют наркотическую (8%), табачную (15%) и алкогольную (62%) зависимость [35].
Существующие на сегодняшний день методы профилактики подростковых зависимостей нельзя назвать эффективными, т.к. количество подростков, имеющих эту проблему, постоянно растет.
Именно поэтому необходимо постоянно разрабатывать новые методы и формы профилактики и коррекции даже минимальной склонности к зависимому поведению подростков, т.к. чем раньше начинается подобная работа, тем больше вероятности положительного исхода решения проблемы.
Степень изученности проблемы. К проблеме зависимого поведения подростков обращалось в различные периоды множество исследователей, в частности, такие ученые как У.Д. Москаленко [18], О.В. Кузина [10], Л.Б. Филонов [36] и многие другие.
Однако до сих пор не был сформирован единый подход к профилактике и коррекции зависимого поведения у подростков, который можно было бы назвать универсальным, что является проблемой исследования.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования – изучение профилактики зависимого поведения у старших подростков.
Объект исследования – зависимое поведение как психологический феномен.
Предмет исследования – профилактика зависимого поведения у старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме склонности к зависимому поведению у старших подростков и выделить основные понятия.
2. Охарактеризовать причины и проявления зависимого поведения у старших подростков.
3. Описать специфику профилактики зависимого поведения у старших подростков.
4. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к формированию зависимого поведения у подростков.
5. Разработать и апробировать систему профилактической работы аддиктивного поведения у старших подростков.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (опросник «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» (автор – Г. В. Лозовая); методика «Склонность к зависимому поведению» (автор – В. Д. Менделевич); констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких исследователей как Е.В. Змановская [7], Л.И. Максименкова [12], а также Н.Н. Мехтиханова [14].
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «СОШ № 1» города Лесосибирска. Исследование проводилось в декабре 2021 г. – мае 2022 г. Выборка представлена учащимися 11 «Б» и 11 «В» классов. Возраст испытуемых – 17 лет. Количество старших подростков, принявших участие в исследовании – 27 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь – декабрь 2021 г.) – изучение теоретических аспектов проблемы аддиктивного поведения старших подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики склонности к зависимому поведению у старших подростков.
2 этап (январь – апрель 2022г.) – разработка и реализация системы профилактической работы аддиктивного поведения у старших подростков.
3 этап (май 2022г.) – проведение повторной диагностики зависимого поведения старших подростков, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности профилактической работы со старшими подростками, склонными к зависимому поведению, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены на IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021). По теме работы опубликовано две статьи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в ней проанализирован и систематизирован материал по проблеме зависимого поведения у старших подростков. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологам, социальным педагогам, в практической работе со старшими подростками, имеющими зависимое поведение, а также материал, представленный в работе, может быть использован студентами при подготовке к занятиям, написании докладов, курсовых и дипломных работ. Разработанная система занятий может быть использована при работе со старшими подростками имеющими аддикции.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источника и 2 приложений. Общий объём работы составляет … страниц.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Зависимое поведение: понятие, характеристика
Зависимое поведение довольно часто является предметом исследования и подробно описывается в психолого-педагогической литературе, формируя различные подходы к данной проблеме.
Под зависимым поведением Н.В. Середина определяет стереотипные поведенческие паттерны, которые используются человеком для достижения психологического комфорта: снижения уровня стресса, тревожности или фрустрации. Если личность в какой-то момент становится зависимой, то ее жизнь значительно усложняется, ведь те поведенческие паттерны, к которым она привыкла в прошлой жизни, значительно усложняются.
Как утверждает указанный автор, человеку приходится постоянно искать способы реализации новых, более сложных поведенческих моделей, зачастую находясь в противодействии с окружающим миром, поскольку в процессе удовлетворения насущных потребностей зависимых людей часто встречаются различные препятствия и барьеры [29].
В момент появления у человека зависимости все его сознательное и подсознательное начинает подчиняться новым моделям поведения. Человек чаще всего меняется, некоторые черты его характера акцентуируются в сторону удовлетворения своей потребности, лежащей в основе зависимости [33].
По мнению Н.Н. Метихановой, в основе любой зависимости лежит рефлексивно-обусловленное поведение, которое повышает уровень стресса у человека. Это психологический парадокс, ведь поведение, основанное на рефлексии, не дает человеку необходимости осмысливать происходящие события, использовать сознание и разумные объяснения. Рефлексия возникает на основе эмоций, которые впоследствии и рождают стресс и фрустрации [16].
В тот момент, когда у здорового человека возникает стресс, он старается выбрать те формы поведения и типы принятий решений, которые будут эффективны для борьбы со стрессом. Это позволяет человеку адаптироваться в сложной эмоциональной среде [12].
С точки зрения Л.Б. Филимонова, зависимый человек не будет искать сложные способы победить стрессовые ситуации. У него есть «лекарство» – та самая зависимость, с помощью которой он уходит от реальности несмотря на то, что является объектом его зависимости – запрещенные вещества или конкретный человек, или работа [36].
Особенностью зависимости является то, что она проникает во все сферы не только сознания, но и жизни человека. Именно поэтому зависимость нельзя отнести к категории нормы, она всегда характеризует ряд психических отклонений, которые негативно влияют на личность, разрушают ее, ведут к деформации и деградации, а также к смещению ценностей, нравственных моделей, разрушению нормального представления о поведении и функционировании в обществе [23].
Как показывает исследование Н.П. Барковой, зависимость не всегда сопровождается выраженными эмоциональными реакциями и навязчивыми желаниями. Однако в абсолютном большинстве случаев при невозможности контактировать с объектом зависимости у человека формируются неадекватные реакции – агрессия, депрессия, девиантное или делинквентное поведение, суицид и т.д. [2].
По мере удовлетворения потребности в контакте с объектом зависимости человек может меняться на глазах – если этот контакт обеспечивается постоянно, то человек выглядит вполне нормальным, он позитивен, имеет нормальные социальные связи, ничем не выдает своих психических отклонений. Но существует ряд зависимостей, которые разрушают его физически (наркотики, алкоголь), а потому постоянный контакт с объектом в данном случае может привести к тяжелой болезни и даже смерти [21].
С точки зрения О.В. Кузиной, зависимость, в первую очередь, имеет эмоциональную природу. Люди пытаются бороться со своими зависимостями – по собственной воле или по рекомендации или принуждению других людей. Но сам процесс избавления от зависимости имеет спорный характер [10].
Это связано с тем, что в ходе коррекции аддиктивного поведения у личности вырабатываются определенные механизмы мышления, нормы поведения, стандарты, запреты, которые оказывают ограничивающее влияние на психику, заставляя человека жить так, как ему не хочется, как он не привык [25].
Отсюда возникает новая фрустрация, которая, как уже было сказано, является одним из основополагающих факторов возникновения у человека разного рода зависимостей. Получается замкнутый круг, в котором человек вынужден выбирать наименьшее зло – получить новую фрустрацию и потерять себя как личность или вернуться к своей зависимости, которая зачастую не приносит человеку выраженного психологического дискомфорта, а обычно мешает другим людям [17].
По мнению Е.П. Ченосовой, формирование зависимости делает человека максимально уязвимым, он становится слабым, безвольным, его настроение зависит исключительно от того, имеет ли он возможность в данный момент осуществить контакт с объектом зависимости или нет [39].
Чаще всего зависимые люди фактически «выпадают» из общественных отношений, выполняя только формальные функции. Их мучает одиночество, они часто находятся в состоянии депрессии, которая. при отсутствии своевременного лечения, разрушает и деформирует личность зависимого, доводя его до крайних мер, например, до суицидального поведения [20].
Как считает П.А. Титоренко, человек, имеющий зависимость, постепенно, ощущает опустошение, теряет интерес к жизни, выполняет действия автоматически, осуществляя примитивную жизнедеятельность. Нравственные ценности не представляют для зависимых людей никакой важности, социальные связи перестают быть значимыми и интересными [35].
Важно и значимо становится только то, что прямо или косвенно связано с удовлетворением потребности в контакте с объектом зависимости, отсюда формируются определенные негативные социальные связи, происходит вступление в неформальные группы, которые могут оказать содействие в достижении данного контакта [8].
Говоря о зависимостях, важно определить основные их виды, которые в научной литературе дифференцируются на две большие группы – химические и нехимические. Надо отметить, что обе группы зависимостей очень тяжело поддаются коррекции несмотря на то, что на физическом уровне химические зависимости считаются более опасными для здоровья и, даже, приводящими к смерти.
Итак, к химическим зависимостям Е.И. Сухаревская относит [31]:
– наркотики и алкоголь;
– табак и электронные сигареты;
– психотропные препараты, антидепрессанты и нейролептики.
Нехимические зависимости, по мнению А.П. Осьминой, включают в себя:
– компьютерную зависимость: зависимость от компьютерных игр, интернета и социальных сетей;
– пищевую зависимость – патологическое пристрастие к вредным продуктам или перееданию;
– кибер-секс – зависимость от порносайтов и виртуального секса, которая разрушает возможность человека построить нормальное гармоничные отношения, в том числе и сексуальные [23].
Все виды зависимостей формируются примерно с помощью одного алгоритма и механизма, однако выбор человеком конкретного пристрастия определяется рядом фактором, к которым относятся [35]:
– социальное окружение;
– модель родительского воспитания;
– уровень личностной зрелости и интеллекта;
– состояние здоровья;
– тип фрустрации, который приводит к зависимости;
– профессиональная направленность личности;
– коммуникативные способности и социальная компетентность личности.
Таким образом, вслед за Н.В. Середина и Н.Н. Метихановой, в своей работе мы определяем зависимое поведение как один из типов девиантного поведения с формированием при этом стремления к уходу от реальности с помощью искусственного изменения индивидом своего психического состояния через прием отдельных веществ либо же постоянной фиксацией своего внимания на конкретных видах деятельности для развития интенсивных эмоций. Выделяют 2 вида зависимостей, такие как: химические и нехимические.
1.2 Причины и проявление зависимого поведения у старших подростков
Старшие подростки являются той возрастной категорией, которая наиболее психологически уязвима и восприимчива к сложностям окружающей среды. Старшим подросткам, в силу своих физиологических и психических особенностей, сложно справляться со стрессом, различными жизненными ситуациями, которые могут вызвать негативные эмоциональные реакции [14].
С.А. Потапова определяет возраст 15-17 лет как период постепенного перехода от детства к юности, когда личность еще соответствует модели детского поведения, но уже воспринимает взрослый мир как свой, пытаясь адаптироваться. С этим связано большое количество стрессов и фрустраций, которые могут стать основной причиной формирования зависимого поведения – поиска легких путей справиться с неожиданно нахлынувшим на старшего подростка стрессом [26].
Современная молодежь старается облегчить свою жизнь различными способами, но получается иначе, жизнь оказывается гораздо более сложной, требования – более высокими, а это не входит в планы старших подростков, и на этом фоне у них формируются серьезные эмоциональные проблемы, которые сначала создают стресс, потом фрустрацию, а, в итоге, в процессе поиска выхода из фрустрации – зависимость [5].
Как отмечает С.В. Гарганеев, возникновение зависимости у старшего подростка происходит также в тех ситуациях, когда модель воспитания, принятая в родительской семье, не требует от ребенка ответственности. В таких условиях ребёнок растет и развивается не как полноценная личность, к которой предъявляются определенные, достаточно строгие требования [6].
В современном мире такая манера воспитания детей становится очень популярной. Это связано с тем, что родители постоянно заняты, стараются максимально заработать, чтобы обеспечить безбедную жизнь, а также будущее своему ребенку [19].
Поэтому на ребенка (а особенно когда он достигает подросткового возраста) родители не обращают достаточного внимания, и он начинает социализироваться самостоятельно [38].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова, И. М. Принципы классификации подростковых зависимостей в современной клинической психологии: теоретические аспекты исследования / И. М. Александрова, Ю. А. Фролова, М. А. Щербаков // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 4. – С. 60–72.
2. Баркова, Н. П. Зависимое поведение: клинико-психологические аспекты профилактики и коррекции : учеб. пособие / Н. П. Баркова, И. В. Ярославцева. – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2014. – 249 с.
3. Битенбаева, С. Р. Зависимое поведение школьников в организациях образования [Электронный ресурс] / С. Р. Битенбаева. – Режим доступа : http://www.rusnauka.com/18_NPN_2016/Pedagogica/6_213497.doc.htm.
4. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде [Электронный ресурс] / А. Е. Бойков // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/62/9308/.
5. Братко, В. С. Подростковые зависимости и их классификация / В. С. Братко. – Липецк: Медицина, 2019. – 380 с.
6. Гарганеев, С. В. Современный подросток с зависимым поведением: профилактика, вопросы превенции и психотерапии [Электронный ресурс] / С. В. Гарганеев. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podrostok-s-zavisimym-povedeniem-problematika-voprosy-preventsii-i-psihoterapii/viewer.
7. Задкова, О. В. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / О. В. Задкова; под общ. ред. О.В. Иониной. – Тула : Региональный центр «Развитие», 2019. – 39 с.
8. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. – Москва : Академия, 2013. – 218 с.
9. Ивченко, Г. И. Математическая статистика : учебник / Г. И. Ивченко, Ю. И. Медведев. – Москва : Книжный дом, 2014. – 352 с.
10. Кузина, О. В. Профилактика зависимого поведения учащихся [Электронный ресурс] / О. В. Кузина. – Режим доступа : https://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/statya-quot-profilaktika-zavisimogo-povedeniya-uchaschihsya-quot-782242%.
11. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков : монография / С. А. Кулаков. – Москва : Фолиум, 1998. – 70 с.
12. Кулешова, И. С. Профилактика зависимостей у подростков в современном мире: проблемы и перспективы / И. С. Кулешова // Вестник клинической психологии. – 2021. – № 8. – С. 66–79.
13. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте : учеб. пособие / Л. Г. Леонова, Н. Я. Бочкарева. – Новосибирск : Новосибирский медицинский институт, 1998. – 260 с.
14. Максименкова, Л. И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л. И. Максименкова // Вестн. Псковского гос. ун-та. Сер. Социально-гуманитарные науки. – 2008. – № 2. – С. 126–131.
15. Масленкина, А. А. Зависимое поведение у подростков [Электронный ресурс] / А. А. Масленкина. – Режим доступа : https://www.b17.ru/article/160874/.
16. Мехтиханова, Н. Н. Психология зависимого поведения : учеб. пособие / Н. Н. Мехтиханова. – Ярославль : Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2005. – 124 с.
17. Митина, Е. В. Зависимое поведение: точка выхода [Электронный ресурс] / Е. В. Митина. – Режим доступа : https://psy.su/feed/6213/.
18. Москаленко, У. Д. Зависимость – семейная болезнь : монография / У. Д. Москаленко. – Москва : ПЕРСЭ, 2009. – 129 с.
19. Насыров, Ю. Г. Аддикции в подростковом возрасте / Ю. Г. Насыров. – Хабаровск: Смена, 2019. – 238 с.
20. Николаева, А. В. Теории аддитивного поведения / А.В. Николаева. – Магнитогорск: Первое издательство, 2020. – 340 с.
21. Обручев, Б. В. Психология подросткового возраста / Б. В. Обручев. – Рязань: Зеркало, 2017. – 400 с.
22. Озерцковская, Ю. Н. Методические рекомендации по профилактике и коррекции зависимостей у подростков / Ю. Н. Озерцковская. – М.: Медицинское издательство, 2018. – 184 с.
23. Осьмина, А. П. Принципы диагностики зависимостей личности : проблемы теории и методологии / А. П. Осьмина, Е. Н. Навадкина, И. М. Голованова // Сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современной психопатологии: теория и практика». – Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2021. – С. 154–168.
24. Погорельцев, М. И. Профилактика аддиктивного поведения подростков: история и современное состояние проблемы / М. И. Погорельцев, В. В. Шкурко, Г. А. Санников // Вестн. Казанского гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина. Сер. Психология и педагогика. – 2017. – С. 95–106.
25. Порувай, Л. В. Психологические и социальные аспекты формирования зависимостей у подростков / Л. В. Порувай // Вопросы возрастной психологии. – 2021. – № 4. – С. 19–28.
26. Потапова, С. А. Зависимости в современном мире / С. А. Потапова. – Воронеж: Перспектива, 2022. – 256 с.
27. Расников, В. Г. Принципы и методы коррекции подростковых зависимостей / В. Г. Расников. – Ярославль: Правда, 2020. – 198 с.
28. Ревенко, А. Ю. Нарушение системы жизненных ценностей личности как фактор формирования зависимости / А. Ю. Ревенко // Вопросы психологии. – 2020. – № 10. – С. 40–53.
29. Середина, Н. В. Психологические особенности зависимого поведения / Н. В. Середина, И. В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6/3. – С. 28–31.
30. Скубий, И. В. Зависимое поведение подростков и его особенности / И. В. Скубий // Вопросы клинической психологии. – 2019. – № 10. – С. 90–95.
31. Скугаревская, Е. И. Зависимое поведение: варианты нехимической аддикции, психологические аспекты, последствия / Е. И. Скугаревская // Медицинская панорама. – 2007. – № 8. – С. 36–49.
32. Сухоруков, Д. В. Социологические методы исследования аддиктивного поведения / Д. В. Сухоруков, А. А. Богданов // Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. – № 3. – С. 61–70.
33. Сысоева, В.А. Дети и подростки / В. А. Сысоева. – Омск: Звезда, 2020. – 356 с.
34. Тетюхин, Г. Б. Подростки в современном мире / Г. Б. Тетюхин. – Ейск: Сфера, 2021. – 380 с.
35. Титоренко, П. А. Химические и нехимические зависимости человека: проблема диагностики, профилактики и коррекции / П. А. Титоренко, Н. В. Заврагина, О. А. Кутайсова // Сборник статей Тюменского государственного университета «Психология». – Тюмень, 2020. – С. 18–30.
36. Филонов, Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Л. Б. Филонов. – Москва : Наука, 2011. – 400 с.
37. Христофорова, Е. Н. Профилактические мероприятия в области комплексной работы по устранению зависимостей у подростков / Е. Н. Христофорова, И. Т. Ольшанская, Н. К. Зуева // Сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы психолого-педагогической работы с подростками в России и за рубежом». – Хабаровск : Хабаровский гос. ун-т, 2021. – С. 111–119.
38. Челбогашева, Е. А. Зависимое поведение и его особенности [Электронный ресурс] / Е. А. Челбогашева. – Режим доступа : https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/04/29/statya-zavisimoe-povedenie-i-ego-osobennosti.
39. Ченосова, Е. П. Психологический портал аддикта [Электронный ресурс] / Е. П. Ченосова // Молодой ученый. – 2019. – № 45 (283). – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/283/63806/.
40. Шабалина, В. В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / В. В. Шабалина. – Липецк : Сфера, 2018. – 320 с.