Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность этой работы обусловлена тем фактом, что обращения граждан являются постоянно и очень динамично развивающейся областью гражданских отношений. Обращения граждан в государственные юридические, административные и другие органы являются необходимым условием осуществления их прав. Закрепление прав граждан на подачу жалоб гарантирует юридическую поддержку этой формы взаимодействия граждан со своим государством. Обращение граждан к властным структурам всех уровней - это одно из основных прав, которое действительно и эффективно дает обычному человеку возможность участвовать в делах государства и общества, а также власти – четкий и четкий сигнал к действию. В этой связи следует подчеркнуть, что роль института жалоб граждан огромна. Апелляции действительно выполняют три важные функции. Во-первых, апелляции - это форма защиты гражданских прав, закрепленная в статье 33 Конституции РФ, о которой говорилось выше. Помимо судебной защиты, административная защита, выражающаяся в реакции органов исполнительной власти на обращение гражданина и принятие им соответствующих мер, является важнейшим средством защиты человека, его прав и свобод. Во-вторых, обращение гражданина является формой реализации его конституционного права на участие в управлении государством (часть 1 статьи 32 Конституции РФ) и, следовательно, одним из проявлений демократии. Посредством апелляций гражданин может влиять на принятие решений органами власти и способствовать развитию общественного порядка в различных сферах жизни. В-третьих, обращения граждан являются средством обратной связи, выражением реакции населения на решения государственных органов. В демократическом государстве и демократическом обществе необходимы развитые механизмы обратной связи, такие как воздух и, прежде всего, сами власти.
Обращения граждан - это своего рода информационный канал, «важный источник информации, который позволяет нам уточнить приоритеты законодательной деятельности и использовать новые подходы и идеи для поиска решений наиболее насущных социально-экономических проблем». Часто звонки от граждан могут выявить проблему, которая еще не была замечена. Как правило, они обращаются к гражданам, которые сталкиваются с такими проблемами и имеют конкретные идеи и предложения по улучшению жизни в стране. Своевременное обобщение и анализ больших областей требований позволяет вам получать оперативную и конкретную информацию о существующих проблемах. Изучая обращения граждан и внимательно и чутко реагируя на поднятые в них вопросы, правительство сможет быстрее идти в ногу с изменениями в сегодняшнем чрезвычайно динамичном обществе, что поможет ему стать более эффективным. По этой причине институт жалоб граждан занимает одно из важнейших мест в современной юридической действительности. Обращения граждан к государственным, административным и местным органам власти на всех уровнях - это не просто жалобы или требования. Их мотивация и содержание - это различные аспекты не только деятельности государственных органов, но и совершенствования, совершенствования функционирования государственных структур, гражданского общества.
Работы таких авторов, как Ю. Тимошенко.Н. Алистратов, А. А. Дворжака, М. А. Миронов, Н. А. Рудакова, С. А. Широбоков, А. П. Любимов, М. В. Скрябин посвящают себя изучению Института гражданских проблем. Большая часть исследований была проведена в советское время, а также после принятия Конституции 1993 года, когда новые законы, регулирующие эту область связей с общественностью, еще не были приняты.
В России в настоящее время много говорят о необходимости укрепления доверия к государству, без которого невозможно поступательное развитие. На самом деле получается парадоксальная и пугающая картина: люди возлагают все надежды на правительство, но в то же время не доверяют ему. Таким образом, люди лишаются поддержки извне, и они сомневаются в том, что интересы и потребности простого человека находятся в поле зрения государственных интересов, а тем более тех, кому народ делегировал власть. Причинами этого являются, прежде всего, неэффективность и чрезмерная близость к энергетической системе, то есть граждане часто не могут получить своевременную и качественную защиту от государства без ущерба для политики, проводимой государством. Низкая правовая культура, как со стороны правительственных чиновников, так и со стороны населения. Единственный выход из этой ситуации - совершенствование механизмов реализации и защиты гражданских прав. И наиболее важным из этих механизмов является подача жалоб граждан в органы власти, особенно в исполнительную власть.
Объектом исследования данной работы являются обращения граждан в органы государственной власти.
Предметом исследования – организация работы с обращениями граждан в орган государственной власти Доволенского районного суда Новосибирской области.
Цель исследования – рассмотреть обращения граждан Российской Федерации: понятие, виды, законодательное регулирование.
Задачи исследования:
изучить понятие обращений граждан. Индивидуальные и коллективные обращения граждан;
раскрыть правовое регулирование обращений граждан;
рассмотреть опыт правового регулирования института обращений граждан стран СНГ и города РФ;
дать общую характеристику организации;
изучить анализ работы с обращениями граждан;
определить проблемы и перспективы совершенствования законодательства об обращениях граждан.
Методологической основой исследования стали методы научного познания социальных процессов, сочетание системно-структурного, социологического и историко-правового подходов, методы статистического и математического анализа. Их применение позволило распознавать закономерности, изучать рассматриваемый объект целиком, всесторонне и, по возможности, объективно.
В практической части использовались эмпирические методы, такие как наблюдение и анализ документации Доволенского районного суда Новосибирской области.
Теоретической основой исследования являются научные труды теоретиков государственного и муниципального управления как в. В. Яновский, н. А. Ignatyuk, V. E. Chirkin, V. B. Зотов сформировали и т. д.
Выводы, которые мы сделали на основании результатов исследования, основаны на анализе жалоб граждан в государственные органы Доволенского районного суда Новосибирской области. Использовались годовые отчеты центральных органов исполнительной власти Доволенского районного суда Новосибирской области о работе с гражданскими жалобами.
Результатом исследования являются теоретические выводы и практические предложения по улучшению института жалоб граждан.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретико-правовые основы института обращений граждан
1.1. Понятие обращений граждан. Индивидуальные и коллективные обращения граждан
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также обращаться с индивидуальными и коллективными обращениями в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращение к гражданам - это форма демократии, которая способствует укреплению конституционного верховенства закона, гарантирует права и свободы человека и гражданина и повышает эффективность государственного аппарата. Право граждан на индивидуальное и коллективное обращение в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 33).
В научной литературе ученые имеют и дают различные определения для права обращаться в органы власти, тогда как, по мнению автора, определение Института гражданских жалоб в органы власти В.Г. Румянцевой можно рассматривать как сложное .
По ее мнению, под подаче жалоб граждан в государственные и местные органы власти следует понимать независимое сложное правовое учреждение, регулируемое национальными и международными законами о правах человека, самостоятельно или совместно обращаться к государственным органам в устной или письменной форме в устной или письменной форме. Обратиться в органы местного самоуправления. для обеспечения реализации и защиты ваших прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц, а также участия в управлении государственными делами.
Обращение граждан – это возможность достижения политических свобод личности, которая служит проявлением открытости, доступности и профессионализма органов власти, а также методов общественного контроля, путем стимулирования общественно-развивающей деятельности граждан по защите их прав и свобод. Система обращений граждан регулируется нормативно правовой базой Российской Федерации. Законодательство в сфере обращений содержит множество коллизий и пробелов. Так основной Закон РФ разграничивает права и свободы, принадлежащие гражданам и каждому человеку. На основании статьи 33 основного закона РФ.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (далее – ФЗ № 59) регламентирует процесс обращений граждан. Данный Закон расширяет круг субъектов, имеющих право на обращение в органы государственной власти. Положения ФЗ № 59 так же касаются правоотношений, в том числе юридических лиц.
В данном случае, содержание статей ФЗ № 59 противоречит его названию. С точки зрения юридической техники следующее название было бы более уместным: «О порядке рассмотрения обращений в органах государственной власти, местного самоуправления, организациях, осуществляющих публично значимые функции в Российской Федерации». Далее разберемся с субъектами данного права и их объемом. В Конституции РФ говорится, что обращение как политическое право на управление политической жизнью страны принадлежит гражданам.
Таким образом, полным объемом прав на обращения имеют только граждане. Логично было бы сделать вывод, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут пользоваться правом на обращения с внесением предложений по совершенствованию российского законодательства, деятельности государственных органов или с заявлениями, в которых их критикуют. Иначе это можно рассматривать как нарушение суверенитета российского народа и государства. Эту позицию занимает Ю. Н. Алистратова, которая отмечает, что «в соответствии с российским законодательством любое лицо имеет право обращаться в государственные органы, за исключением случаев, прямо установленных законом или нормами международного права. Ограничение права на подачу жалоб касается апелляций политического характера. При этом субъектами таких обращений являются исключительно граждане Российской Федерации» .
Укрепление основ гражданского общества, усложнение технологий организационного взаимодействия между государственными структурами и модернизация информационного пространства, в свою очередь, требуют постоянной и систематической поддержки процесса подачи жалоб граждан с помощью законодательства и правоохранительных органов.
Классификация призваний как методологический метод исследования позволяет понять динамику развития института призваний граждан и определить руководящие принципы их совершенствования. Право граждан на апелляцию закреплено в законе «О порядке рассмотрения апелляций граждан Российской Федерации» .
В то же время законодательство Российской Федерации в целом уделяет мало внимания классификации жалоб граждан. В частности, в статье 4 указанного закона представлены различные виды жалоб граждан в государственные органы и органы местного самоуправления .
В дополнение к перечисленным выше основным видам апелляций, юриспруденция содержит исчерпывающее количество других видов этой формы демократии. Таким образом, апелляции могут быть классифицированы по критерию субъектов волеизъявления. В зависимости от предмета волеизъявления различают индивидуальные обращения граждан, коллективные обращения граждан и обращения организаций. Индивидуальная жалоба - это жалоба, поданная гражданином самостоятельно или адресованная адресату, независимо от количества лиц, для которых ожидаются юридически значимые последствия. В этом отношении индивидуальность или коллективность призвания зависит не от содержания, а именно от предмета волеизъявления, осуществляемого отдельным гражданином в индивидуальном призвании. Коллективное обращение - это выражение воли двух или более граждан (групп граждан), объединенных общим предметом, целями и задачами. Апелляция организации может быть определена как апелляция общественных объединений с различным организационным и правовым статусом. Это право предоставляется юридическим лицам, за исключением органов власти .
Апелляции могут быть разделены на типы в зависимости от формы их выражения. В то же время письменные жалобы реализуются в классической форме, например, по почте или в электронном виде. Устные жалобы подаются на прием соответствующего должностного лица или по телефону. Средства правовой защиты могут быть классифицированы в зависимости от того, какой государственный орган и, соответственно, должностное лицо выступает в качестве адресата. Таким образом, есть обращения в исполнительные органы, которые включают министерства, службы и агентства как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. - ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - ст. 16.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
8. Федеральный закон от 18.03.2020 N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» (ред. от 30.04.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 12. Ст. 1640.
9. Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 N 78-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 19. Ст. 2305.
10. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.
11. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 06.12.2021) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета. - 1997. - № 210.
12. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. - 1999. - № 26.
13. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6989.
14. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О страховых пенсиях» // Российская газета. – 2013. - № 296.
15. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»// Российская газета. – 1998. - № 18.
16. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 51. - ст. 4831.
17. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета. – 1999. - № 19.
18. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Российская газета. – 2013. - № 20.
19. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О персональных данных»// Российская газета. – 2006. - № 12.
20. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. – 2009. - № 2.
21. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета. – 2010. - № 7.
22. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изм. и доп., вступ. в силу 28.09.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 47. - ст. 5489.
23. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 42. - ст. 5009.
24. Указ Президента РФ от 17.04.2017 N 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций»
25. Указ Президента РФ от 17.02.2010 N 201 (ред. от 25.07.2014) «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» (вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций»)
26. Анпилогов, С. Е. Судебное представительство по гражданским делам / С. Е. Анпилогов. // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 159-161.
27. Асланова, И.В. Государственное и муниципальное управление: учебнометодический комплекс / И.В. Асланова. – Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2017. – 137 с.
28. Бабичев, М. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций / М. Бабичев. – М., Норма, 2017. – 234 с.
29. Безруков, А. В. Роль полиции в реализации конституционного права граждан Российской Федерации на обращение / А.В. Безруков // Проблемы права. 2018. – № 5 (69). – С. 17–22.
30. Безруков, А.В. Рассмотрение обращений граждан как элемент конституционно-правового механизма реализации конституционного права на обращение / А.В. Безруков // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. – № 1. – С. 3–8.
31. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник / И. А.Василенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. :Юрайт, 2016. – 431 с.
32. Володин, А.М. Муниципальная служба. Справочное пособие / А.М. Володин, А.А. Немчинов – М: Дело и сервис, 2016. – 345 с.
33. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление : учебник / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2017 – 560 c.
34. Доволенского районного суда Новосибирской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sudyrf.ru/dovolenskiy-rayonnyi-sud-novosibirskaya-oblast.html#i
35. Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gosuslugi.ru
36. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: учебник для студентов вузов / В.Б. Зотов – СПб.: Питер, 2017. – 611 с.
37. Лихачёва, Д.А. История становления и развития права социального обеспечения / Д.А. Лихачева // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf
38. Лыскова, Е.И. Становление и развитие института обращений граждан / Е.И. Лыскова // Право и политика. – 2017. – № 3. – С. 13.
39. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для СПО. / Е.Е. Мачульская. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 441 с.
40. Миронов, М.А. Обращения граждан. Организация и порядок рассмотрения / М.А.Миронов // М.: Известия – 2016. – С. 100.
41. Мокрый, В.С. Государственное и муниципальное управление. Реализация реформ / В.С. Мокрый, А.А. Сапожников, О.С. Семкина. – М.: КноРус, 2017. – 283 c.
42. Мосягина, О.В. Работа с обращениями граждан: нормативное регулирование / О.В.Мосягина // Справочник секретаря и офис-менеджера – 2016. – №5. – С. 34.
43. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. – 352 c.
44. Тепляшин, И.В. Общественные советы в системе субъектов общественного контроля / И.В. Тепляшин // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 9. – С. 3–7.
45. Тренина, Т. А. Совершенствование законодательства РФ в сфере обращений граждан / Т. А. Тренина. // Молодой ученый. – 2020. – № 42 (332). – С. 256-257.
46. Третьякович, Е. В. Актуальные вопросы рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации / Е.В. Третьякович // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5–2. – С. 281–284.
47. Уваров, А.А. Система местного самоуправления / А.А. Уваров // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – №2. – С. 28–33.
48. Уткин, Э.А. Государственное и муниципальное управление / Э.А Уткин, А.Ф. Денисов.– М.: Экмос, 2016. – 304 с.
49. Холостова, Е. И. История социальной работы: учебное пособие для СПО. / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 137 с.
50. Широков, А.Н. Муниципальное управление / А.Н. Широков, С. Н. Юркова. – М.: КноРус,2016.– 248 c.
51. Якушев, А.В. Государственное и муниципальное управление / А.В. Якушев. – М.: Приор, 2017. – 248 c.
46. Статья 3 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».