Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что современные дети стремятся к получению творческих профессий, поскольку считают, что это достаточно простой способ заработать хорошие деньги и жить в достатке. Кроме того, отмечается тенденция более яркого выражения творческих способностей детей в XXI веке в сравнении с детьми прошлого столетия. Дети стали более открытыми, раскрепощенными, они стремятся выступать на публике, но, к сожалению, мало что готовы делать для того, чтобы добиться успеха.
Детям зачастую кажется, что всему можно научиться без особого труда. Выбирая такое направление музыкального образования как эстрадный вокал, родители должны четко понимать, что для достижения реального успеха недостаточно врожденных музыкальных способностей. Важно для каждого ребенка во многом преодолеть себя, собственную лень и потратить много сил и времени для того, чтобы достичь высоких результатов, стать лучшим.
Цель исследования – разработать программу формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста в классе эстрадного вокала.
Объект исследования – младшие школьники, занимающиеся по программе эстрадного вокала (4-й год обучения).
Предмет исследования – певческие навыки детей младшего школьного возраста, занимающихся эстрадным вокалом (4-й год обучения).
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и виды певческих навыков.
2. Описать принципы организации занятий по эстрадному вокалу.
3. Изучить основные методы формирования певческих навыков.
4. Привести психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
5. Рассмотреть особенности развития певческих навыков у детей младшего школьного возраста
6. Определить специфику построения занятий по эстрадному вокалу для детей младшего школьного возраста
7. Составить выборку и разработать методику для проведения исследования
8. Определить уровень развития певческих навыков у испытуемых.
9. Разработать и апробировать программу формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста в классе эстрадного вокала.
10. Провести контрольное исследование уровня развития певческих навыков у испытуемых после внедрения программы.
11. Определить уровень эффективности программы формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста в классе эстрадного вокала.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение «Школа искусств села Троицкое», класс эстрадного вокала, 4-й год обучения.
Гипотеза исследования: разработанная программа занятий по эстрадному вокалу для учащихся 4-го года обучения является эффективной для повышения уровня развития певческих навыков.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, моделирование, проектирование, тестирование, эксперимент, экспертная оценка, наблюдение, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в составлении обзора научной и методической литературы по проблеме развития певческих навыков младших школьников в рамках занятий по эстрадному вокалу и возможности применения данного обзора для проведения дальнейших научных и практических исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена необходимостью внедрения экспериментального урока по эстрадному вокалу, который был разработан в выпускной квалификационной работе, в основную образовательную программу по эстрадному вокалу 4-го года обучения не только в МБУ ДО «Школа искусств села Троицкое», но в другие подобные образовательные учреждения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Певческие навыки как предмет занятий по эстрадному вокалу
1.1. Понятие и виды певческих навыков
Вокальные навыки — это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта. В их основе лежит создание и упрочение условнорефлекторных связей, образование систем этих связей – динамических стереотипов с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой.
Частичная автоматизация вокальных навыков возникает как снижение контроля сознания за процессом выполнения различных певческих действий. Но результаты этих действий постоянно отражаются в сознании. Автоматизм навыков дает возможность при пении решать более важные – исполнительские, художественные задачи.
Не владея вокальными навыками, певец не может достичь вокального мастерства. Поэтому первостепенной задачей вокального обучения является формирование правильных приемов певческой деятельности, доведение их до автоматизма .
Вокальные навыки принято считать двигательными навыками. Но это не совсем верно. Действительно, в пении всегда присутствует мышечное движение, без него невозможно воспроизвести звук. Но доминирующим в формировании певческих навыков по своей значимости является слух.
При воспроизведении звука нельзя отдельно рассматривать работу слуха в качестве слуховых навыков, а мышечные действия – как моторные вокальные навыки. Слух голосовая моторика, хотя и являются в анатомическом плане разными системами, при пении физиологически неотделимы, ибо раздельно функционировать не могут.
Воспроизведение звука осуществляется через голосовую моторику. Голосовую моторику побуждает к действию и регулирует ее работу слух – главный регулятор двигательной системы, воспроизводящей звук.
Такое сочетание работы слуха и голосовой моторики, при котором двигательные акты выполняются под контролем слуха, классифицируется в психологии как сенсомоторный навык. Уточнение вида вокального навыка дает возможность глубже понять его сущность и более верно определить методику его формирования.
В научной литературе выделяют такие певческие навыки как дикция, артикуляция, звукообразование и певческое дыхание.
Под дикцией понимается ясное и отчетливое произношение всех звуков с их правильной артикуляцией, с ясным и четким произношением слов и фраз. В свою очередь, четкое произношение слов обеспечивается правильной артикуляцией каждого звука. Дикция – это средство передачи текстового контента слушателям и одно из самых важных средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа .
Артикуляция является частью голосовой аппаратуры, которая формирует звуки речи, а органы, составляющие ее состав, имеют название артикуляторных органов. Работа этих органов, направленная на создание речевых звуков (гласных и согласных), называется артикуляцией.
Артикуляторный аппарат на самом деле является главным механизмом настройки голоса. С его помощью певец и создает наиболее благоприятные условия для работы гортани – так называемый оптимальный импеданс, который позволяет значительно повысить эффективность всего голосового устройства, а также контролировать динамику звука голоса. В конечном счете, всякая вокальная техника определяется техникой артикуляции. Интенсивность и последовательность работы артикуляторных органов определяют качество произношения звуков речи, разборчивость слов или диктовку.
Звукообразование – это процесс формирования правильных звуков в процессе пения. Правильное звукообразование способствует расширению певческого диапазона, путем преодоления переходных звуков, а также способствует чистому интонированию, подвижности голоса и филированию звука.
Очень важную роль в процессе пения играет певческое дыхание. Это процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью.
Нужно сказать, что четкости в определении типов дыхания нет. В одних учебниках дыхание разделяется на четыре типа:
1 — ключичное (клавикулярное);
2 — грудное или реберное (костальное);
3 — брюшное (абдоминальное);
4 — грудобрюшное или смешанное (косто-абдоминальное).
А есть разделение на три типа:
1 – грудное (ключичное рассматривается как разновидность грудного типа);
2 – смешанное, или грудобрюшное (косто-абдоминальное);
3 – брюшное, или диафрагмальное.
В пении вдох и выдох тоже играют большую роль. Отличается певческое дыхание от жизненного (речевого) третьей фазой – задержкой дыхания. То есть певческое дыхание составляют: вдох, задержка дыхания, выдох.
В психологическом механизме навыка различают две основные части: ориентировочную и исполнительскую. Первая определяет способы выполнения действия, а вторая их реализует. Успешность выполнения действия зависит от ориентировочной части, так называемого регулировочного образа. Поэтому его формированию придается первостепенное значение при обучении навыку.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Школьная педагогика и психология. – Монография. – Екатеринбург: Альтер эго, 2016. – 243 с.
2. Андреева В.О., Савельева С.И. Музыкальные занятия для детей. – СПБ.: Березка, 2015. – 558 с.
3. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Принципы развития певческих навыков у детей. – Самара: Азимут, 2015. – 459 с.
4. Венедиктова А.М., Шумская И.В. Особенности организации занятий по эстрадному вокалу в условиях музыкальной школы. – Мурманск: Зеркало, 2016. – 290 с.
5. Власова А.О., Ильина Л.П. Развитие певческих умений у детей. Пути решения проблемы. – Мурманск: ИД Арктика, 2016. – 597 с.
6. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы исследования роли и значения эстрадного вокала в современном обществе: психологический, социальный и культурологический анализ // Материалы межвузовской научно-практической конференции «История мировой культуры в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
7. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Эстрадный вокал. Монография. – Воронеж: Альянс, 2016. – 300 с.
8. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование принципов обучения младших школьников эстрадному вокалу // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности музыкальной педагогики: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
9. Ковалев И.В. Младший школьник как объект педагогического исследования // Проблемы педагогики. – 2006. – № 5. – С. 61–69
10. Лаевская И.Т. Методические рекомендации по обучению младших школьников на занятиях по эстрадному вокалу. – Сыктывкар: Смена, 2017. – 128 с.
11. Мануйлова С.В., Никольский Е.К., Граченко О.О. Проблемы реализации образовательных программ по эстрадному вокалу: музыкально-педагогический анализ // Музыкальные исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
12. Медведев А.В. Обучение пению младших школьников // Музыкальная педагогика. Сборник статей. – Красноярск. – 2013 - № 5. – С. 58-64
13. Слуцкая А.П., Алексеева И.Т., Подольская Т.А. Современные проблемы обучения детей музыке и пению // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2012. – С. 107–122
14. Ступина А.А., Мельдер М.И., Нургалеева Ю.А., Золоторев А.В., Верхорубов А.И. Модели музыкальных образовательных программ для детей // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 98-116
15. Терентьева А.В., Орлова В.Д. Музыкальные способности детей. – Калининград: Пальмира, 2017 – 454 с.