Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Новые потребности общества на подготовку кадров, обладающих метапредметными навыками, стимулировали не только смену парадигмы образования, появление новых образовательных стандартов, но и переход к новым формам обеспечения образовательного процесса. А именно, переход от учебно-методических комплектов, в которых учебники были основным и порой единственным инструментом передачи знаний обучающимся, к учебнометодическим комплексам с преобладанием электронного контента, в которых учебник может являться основным звеном, но далеко не единственным, и выступает скорее, как «навигатор» по всем компонентам комплекса [1-3]. Так, учебно-методический комплекс (УМК) позиционируется как многокомпонентная система обеспечения образовательного процесса по дисциплине или курсу, объединяющая в единое целое нормативную и учебно-методическую документацию, средства обучения и контроля, а также иные образовательные ресурсы, необходимые и достаточные для эффективной организации и осуществления образовательных программ, согласно учебному плану [3]. При этом единства среди специалистов относительно структуры УМК нет.
С одной стороны, основу комплекса может, как и прежде, составлять учебник или учебное пособие с дополняющей его «методической инфраструктурой», аудиовизуальным приложением; с другой – комплекс может представлять собой пакет равнозначных и взаимосвязанных компонентов, в сумме равных учебнику. Так или иначе, но УМК обязательно содержит теоретический материал и практические задания, тесты, инструменты самоконтроля. В настоящем исследовании представляется целесообразным рассматривать УМК как трехкомпонентную образовательную конструкцию – единство нормативного, учебного и методического компонентов с характерными для каждого из них дидактическими элементами, такими как рабочая программа, календарно-тематический план, учебники, пособия, словари и справочные издания, методические указания и рекомендации, интернетресурсы, электронные приложения и т.д. Отметим, что современные образовательные реалии внесли также коррективы в структуру и содержание каждого из вышеперечисленных элементов УМК нового поколения. Так, современное учебное пособие, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, выступает как инструмент успешной организации познавательной деятельности обучающихся, основа формирования навыков самообразования и эффективное средство демонстрации возможностей применения новых технологий, мотивирующих обучающихся на обновление их знаний в соответствии с имеющимися потребностями [4].
Цель исследования – выполнить экономическое обоснование совершенствования материально-технического и учебно-методического обеспечения курса «Основы строительных технологий».
Задачи исследования:
1) выполнить дидактическое обоснование совершенствования материально-технического и учебно-методического обеспечения курса «Основы строительных технологий»;
2) выполнить разработку материально-технического и учебно-методического обеспечения курса «Основы строительных технологий»;
3) выполнить экономическое обоснование совершенствования материально-технического и учебно-методического обеспечения.
Объект исследования – «Основы строительных технологий».
Предмет исследования – совершенствование материально-технического и учебно-методического обеспечения курса.
По структуре работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка литературы.
1 ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
1.1 Анализ рабочей программы дисциплины «Основы строительных технологий»
Цели освоения дисциплины
- познакомить студентов с современными строительными технологиями и передовыми методами производства;
- выработать практические умения и навыки выполнения строительных и ремонтных работ;
- научить студентов безопасным приемам работы по устранению неисправностей сантехнических систем.
Компетенции обучающегося и индикаторы их достижения:
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.3 Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
Знать: педагогические, информационно-коммуникационные и другие технологии, используемые при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
Иметь навыки отбора педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
Знать: методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
Уметь: осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
ПК-1: Способен осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса предметной области «Технология» по образовательным программам основного общего и дополнительного образования
ПК-1.1 Разрабатывает и реализует программы учебной дисциплины «Технология» в рамках основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и дополнительных общеобразовательных программ, участвует в разработке и реализации программы развития образовательной организации
Уметь: разработать и реализовать программы учебной дисциплины «Технология» в рамках основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и дополнительных общеобразовательных программ.
Результаты обучения по дисциплине:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
З.1 - методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
З.2 - педагогические, информационно-коммуникационные и другие технологии, используемые при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
Уметь:
У.1 - разработать и реализовать программы учебной дисциплины «Технология» в рамках основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и дополнительных общеобразовательных программ;
У.2 - осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Владеть:
В.1 - навыки отбора педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
5.3. Перечень видов оценочных средств
Контрольные вопросы по материалам лекций и лабораторных работ;
выполнение лабораторных работ;
индивидуальный учебный проект;
контрольная работа;
экзамен.
5.4. Процедура применения оценочных материалов
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России: Пятый симпозиум. – М.: Исслед. центр, 1996
2. Антропов В.А., Киселева Н.Н., Нестеров В.Л. Управление качеством подготовки специалистов в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта: монография. М.: ГОУ «Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2010. 246 с.
3. Антропов В.А., Морозова Е.Н. Кадровая политика безопасного саморазвития социально-экономических систем // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2011. № 4. С. 126–135.
4. Антропов В.А., Дмитриенко Н.В. Теоретико-методологические основы работы с молодыми специалистами // Вестник УГТУ–УПИ. Серия экономика и управление. 2010. № 6.
5. Бабин Ю. В., Материально-техническая база биотехнологической научной школы университета // Высшее образование в России0869-3617. 2009 .- N 6 .- С. 81-86
6. Болотов В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования / В.А. Болотов // Вопр. образования. – 2005. – № 1. – С. 5-10.
7. Варламова Л.Ф., Варламова С.И. Качество учебно-методического комплекса в формировании компетенций // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 4. - С. 122-122.
8. Вицентий А. В. Мультимедиа технологии. Аппаратные средства и методы отображения визуальной информации: учебное пособие / А. В. Вицентий. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. – 101 с.
9. Комкова А.С., Кобелева Е.П., Стучинская Е.А., Крутько Е.А. Формирование метакомпетенций студентов вуза в процессе научно-исследовательской работы на иностранном языке // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 3718-3725.
10. Комкова А. С. Разработка мультимедийного учебно-методического комплекса по иностранному языку для магистрантов программы "внешнеэкономическая деятельность" / А. С. Комкова, Е. А. Крутько // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. – С. 17.
11. Лебедев В.Г., Красовский В.П., Полторынин В.К. и др. Материально-техническая база производства: стратегия планомерного развития. М.: Мысль, 1980. 276 с
12. Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования: Монография. – М.: 2006.
13. Нестеров В.Л., Радченко В.И. Методологические основы управления высшим учебным заведением. М.: ВИНИТИ РАН, 2004. 152 с.
14. "Основы строительных технологий" в подготовке будущего учителя технологии / А. Н. Сергеев, Ю. С. Дорохин, Д. С. Клементьев, Д. С. Жук // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 20. – С. 36-40.
15. Самотый Р. С., Материально-техническая база библиотеки вуза в ракурсе внедрения инновационных технологий // Научные и технические библиотеки. - 2011. - N 9. - С. 51-59
16. Шалыгина И.В. Учебно-методический комплекс как дидактический объект // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 5 (8). - С. 170-177.
17. Козловский П.В., Грушко Н.В. Психолого-педагогические аспекты применения мультимедийных технологий в оптимизации обучения учащихся вузов системы МВД России // ОмГУ. 2016. №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologopedagogicheskie-aspekty-primeneniya-multimediynyh-tehnologiy-v-optimizatsii-obucheniyauchaschihsya-vuzov-sistemy-mvd
18. Мультимедийный класс. - URL: https://avtechno.ru/resheniya/integraciya/multimedijnye-auditorii/
19. Мультимедийное оборудование в обучении. - URL: https://htm-s.ru/solutions/uchebnye-auditorii/osnashcheneie-uchebnykh-auditoriy-multimediynym-oborudovaniem/
20. Оснащение учебной аудитории. - URL: https://avisual.ru/solutions/uchebnye-auditorii/