Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Общее недоразвитие речи (ОНР) сложное речевое нарушение, при каком у ребенка с стандартным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало формирования речи, скромный резерв слов, аграмматизм, недостатки произношения и фонемообразования. Данные проявления в совокупности ориентируют на расстройство всех компонентов вербальной деятельности.
Своеобразие формирования фразовой речи при общем недоразвитии речи продемонстрировано в изысканиях М.В.Богданова-Березовского, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, О. В. Правдиной, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, С. Н. Шаховской, Б. М. Гриншпуна и прочих. Большой интерес представляют труды Р.Е.Левиной, в коих применяется комплексный подход к рассмотрению речевых патологий у ребенка, на основании какого показана периодизация ОНР.
Формирование фразовой речи считается истоком для последующего становления умения воспользоваться монологической речью, грамматически её оформлять, четного и ясного произнесения звуков и слов. Только лишь овладев законами построения разного вида фраз, дошкольник способен благополучно контактировать и узнавать реальность. Для того чтобы у детей возникла и верно формировалась фразовая речь, требуется речевая среда и необходимость воспользоваться информацией как главным методом общения с родными людьми и ровесниками.
Одним из основных течений коррекционного обучения ребенка с ОНР считается формирование фразовой речи с помощью сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра может помочь в работе логопедов по развитию фразовой речи у ребенка с ОНР. В согласовании с лексическими вопросами применяются комплексы игр, имеющие огромный спектр вариативности и многофункциональности. Сюжетно-ролевые игры выбираются в согласовании с действиями и степенями патологий речевой деятельности у детей дошкольников с ОНР.
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью использования игр для эффективной коррекции формирования фразовой речи детей с ОНР.
Цель: Изучить особенности развития фразовой речи посредством сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие фразовой речи и её развитие в онтогенезе;
2.Изучить особенности развития фразового компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3.Проанализировать сюжетно-ролевую игру как средство развития фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи;
4. Разработать и апробировать методику по развитию фразовой речи посредством сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи.
Объект: Фразовая речь у детей с ОНР.
Предмет: Применение сюжетно-ролевой игры как средства развития фразовой речи у детей с ОНР.
Гипотеза: развитие фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи будет происходить успешнее, если соблюдать следующие условия:
1) Производить учет имеющихся у дошкольников с общим недоразвитием речи особенностей формирования фразовой речи в коррекционной работе;
2) Учитывать первоначальный уровень развития фразовой речи дошкольника в коррекционной работе;
3) Использовать в коррекционной работе сюжетно-ролевые игры как ведущую для старших дошкольников деятельность.
Теоретико-методологические основы исследования: Проблемой ОНР занимались Р.Е. Левина. С. Волкова, Р.И. Лалаева, Т. А. Ткаченко, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных исследований подобной тематики. Результаты проведенного исследования могут также послужить материалами для подготовки к семинарским и практическим занятиям в процессе обучения. Материалы исследования также могут быть использованы в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования.
База эмпирического исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида».
Структура ВКР: ВКР состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие фразовой речи и её развитие в онтогенезе
В лингвистике существует два основных подхода к определению понятия «фраза». Т.А. Ладыженской был предложен первый подход, фраза – является наименьшей самостоятельной единицей речи, выступающей в качестве единицы общения. В этом смысле термин «фраза» совпадает с термином «предложение». А.С. Герасимовой был предложен второй подход, в рамках которого фраза считается самой большой фонетической единицей, полным предложением, объединенным со специальной интонацией и отделенными паузами от других подобных единиц.
Фразовая речь – является особой и сложной формой коммуникативной деятельности. В нее входят: длинна речевых высказываний, разнообразие в использовании разных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логическую и смысловую организацию. Особая роль в формировании фразовой речи отводится грамматическим средствам. Грамматический строй речи состоит из: законов и правил образования слов; законов и правил изменения слов; законов и правил соединения слов, образования на основе данных соединений элементарных синтаксических единиц - словосочетаний; законов и правил построения предложений; законов и правил объединения предложений в более сложные грамматические организации. [4]
Синтаксис русского языка является частью грамматики русского языка, указывая правила объединения слов в фразы и предложения. Простые и сложные предложения являются синтаксическими единицами. Н.С Валгина, дает следующее определение предложению. Предложение считается минимальной единицей человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованную комбинацию слов (или слово), с известной семантической и интонационной полнотой.
Основной признак предложения считается предикативность. Под предикативностью исследователи понимают отнесение содержания предложения к объективной реальности (ее реальности или нереальности, возможности или невозможности, необходимости или вероятности и т. д.). Грамматические средства выражения предикативности считаются: категория времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и т.д.).
Таким образом, говоря о фразовой речи, мы рассматриваем продукт речевой деятельности, составляющими которого являются – предложения. Характерной чертой фразовой речи является грамматическое оформление произведения речевой деятельности.
Самостоятельная речь является высказыванием, сформулированным без посторонней помощи и которое отражает мысль, отношение или намерение говорящего. Самостоятельная речь может быть вызвана разными жизненными обстоятельствами, внутренним переживанием, внешним впечатлением и даже вопросами от собеседника, если ответы на вопросы не подсказаны другим человеком, не сформулированы заранее и прямо не содержатся в вопросе [25].
Речь в ответ на побуждения также можно назвать самостоятельной речью. В тоже время самостоятельную речь, которая выражается сама по себе, без особых заданий или вопросов от другого человека, относится к инициативной речи. Если между детьми идет разговор, то этот разговор можно отнести к их инициативной речи [3, 7].
Как считает Г.В. Чиркина, в норме у дошкольников формирование фразовой речи происходит по мере развития мышления, активности и общения детей (50). Таким образом, самостоятельная фразовая речь «впитывает» все достижения детей в овладении родным языком, его звуковую структуру, словарный запас и грамматический строй. Главный источник формирования фразовой речи дошкольников – это ежедневное общение детей с близким взрослым, совместная деятельность с ним.
В младшем дошкольном возрасте – это ситуативно-деловое общение, в старшем – внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и развивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важным считается формирование у дошкольников элементарное представление о структуре предложений и о правильном использовании словарного запаса в предложениях разного типа. Для этого ребенок должен овладеть различным способом объединения слов в предложении, овладеть некоторыми смысловыми и грамматическими связями между словами, уметь составлять предложение интонационным способом. На общее развитие детей большое влияние оказывает овладение фразовой речью, которая обеспечивает им переход к изучению языка в школе [21].
Первый год жизни характеризуется тем, что в данный период развития закладываются основы будущей фразовой речи. К концу второго года жизни происходит становление элементарной фразовой речи. Элементарная фразовая речь обычно включает в себя 2-3 слова, выражающих требования. Важным условием становления речи на этом этапе считается общение детей со взрослыми, причем важно не только эмоциональное «присутствие» взрослых в жизни детей, но и способность детей видеть лицо говорящего. На третьем году жизни понимание речи быстро расширяется, растет потребность детей в общении, развивается их собственная активная речь, увеличивается словарный запас.
Формируется словообразование, которое развивается в конце второго года жизни, вначале это явление выглядит как рифмованное, но затем «изобретаются» слова, которые наделены ребенком определенными значениями. Со второй половины третьего года жизни количество прилагательных значительно увеличивается.
В речи трехлетних детей постепенно формируется способность правильно связывать разные слова в предложения. От простой фразы из двух слов дети переходят к использованию сложной фразы с применением союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Ребенок пользует диалогическую форму общения [31].
В дошкольном возрасте появляется функции планирования речи. Она принимает форму монологической речи, контекстной речи. Ребенок осваивает различные виды связных высказываний (описание, повествование, рассуждение) с использованием наглядного материала и без него. Синтаксическая структура рассказов усложняется, количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений увеличивается [15].
Е.И. Тихеева отмечает, что фонематическое восприятие и овладение произношением звуков развивается интенсивно. С 4 лет фразовая речь детей становится более сложной, в среднем предложения состоят из пяти-шести слов. Для детей данного возраста доступно использование предлогов и союзов, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. В возрасте 4 лет дети могут легко запомнить и рассказать стихи, сказки, передать содержание картин. Этот возраст характеризуется тем, что дети начинают «оречевлять» собственные игровые действия, что свидетельствует о развитии регуляторной функции [18].
В пять лет у старших дошкольников полностью усваивается словарь обиходных слов. В возрасте 5-ти – 6-ти лет у старших дошкольников интенсивно развивается монологическая речь, т.к. в данный период времени уже становятся завершенными процессы фонематического развития. В тоже время речь дошкольников начинает напоминать по форме короткий рассказ. Активный словарь характеризуется достаточно большим количеством слов, которые являются сложными с точки зрения лексикологических и фонетических характеристик. Высказывания включают фразы, которые требуют согласования значительного количества слов.
Такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, становятся доступными дошкольникам, на седьмом году жизни – короткие рассуждения. На этот период происходит внеситуативно-познавательное общение со взрослыми, где ребенок расширяет собственные представления об окружающем мире, спрашивая взрослых о различных предметах или явлениях. У старших дошкольников ситуативность речи характерная для младших дошкольников заметно снижается. Но полноценное овладение навыками фразовой речи дошкольниками возможно только в контексте целенаправленного обучения. Необходимые условия для этого включают: формирование особых мотивов, необходимость использования монологических высказываний; формирование разных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения подробного сообщения [24].
Дети старшего дошкольного возраста с нормой в 6 лет свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, обладают навыками словообразования и словоизменения. К этому времени формируется правильное произношение звуков, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н. Г. Андреева. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 182 с.
2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е. Э. Артёмова. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2018. — 123 с.
3. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексикограмматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А. Безрукова // Логопед в детском саду. – 2007. – № 6. – С.5-12.
4. Белякова, Л. И. Логопедия [Текст]: Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М.: ВЛАДОС, 2018. — 287 с.
5. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
6. Бойкова, С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С. В. Бойкова // Логопед в детском саду. – 2006. – № 3. – С. 18-23.
7. Бойченко, Н. А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст] / П. И. Григоренко, Е. И Коваленко, Е. И. Щербакова. – М. : Высш. шк., 1982. – 112 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. – М. : «ВЛАДОС», 2004. – 680 с.
9. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Т. В. Волосовец. – М. : АСТ «Астрель», 2007. – 224 с.
10. Воронкова, JI. В Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей [Текст] / Л.В. Воронкова. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб. : Союз, 2004. – 224 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М.: Детство-Пресс, 2017. — 36 с.
13. Гимадиева, К. А. Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / К. А. Гимадиева // Педагогика: традиции и инновации. – 2016. – № 3. – С. 85-89.
14. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
15. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О. Е. Грибова. – М. : «Айрис-пресс», 2005. – 96 с.
16. Доронова, Т. Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : Пособие для воспитателей детских садов / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва. – М. : Воспитание дошкольника, 2002. – 128 с.
17. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
18. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 320 c.
19. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей [Текст] / Т. И. Исаева // Школьный логопед. – 2006. – № 4. – С. 89-106.
20. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
21. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
22. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи фронтальные и логопедические занятия для детей с ОНР [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. В. Коваленко, С. В. Коваленко. – М. : «ГНОМ и Д», 2000. – 55 с.
23. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 250 с.
24. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2015. – 216с.
25. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
26. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 680 с.
27. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. — СПб.: «Союз», 2015. — 369 с.
28. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателей [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Н. Я. Михайленко, Н. А, Короткова. – М. : «Гном и Д», 2001. – 96 с.
29. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 528 с.
30. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. – М. : Твор. центр «Сфера», 2001. – 448 с.
31. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Сазонова. – М. : «Академия», 2007. – 144 с.
32. Троян, Л. В. Использование сюжетно-ролевой игры в коррекционно-речевых целях с детьми общего недоразвития речи III уровня [Текст] / Л. В. Троян // Логопед. – 2005. – № 3. – С. 32-39.
33. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.