Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс влечет большие изменения во многих областях человеческих знаний. Это приводит к дальнейшей интенсификации и усложнению процесса обучения в школе. Объем усвоенной информации, который ежегодно увеличивается, требует от учащихся больших психиче-ских напряжений и физических усилий. От эффективности физического вос-питания во многом зависит состояние здоровья, уровень работоспособности и даже профессиональное будущее учеников.
Исследования в области физической культуры свидетельствуют, что у подрастающего поколения сейчас двигательная деятельность значительно снизилась [50]. Так, исследователи установили, что ученики общеобразова-тельных школ на занятиях по физической культуре имеют «двигательный голод», который не удовлетворяет минимальных потребностей организма детей в необходимом объеме выполнение двигательных действий [21].
В связи с вышеизложенным привлечение учащейся молодежи к систе-матическим занятиям физическими упражнениями и спортом является посто-янной и весьма актуальной проблемой. Поэтому решение этой задачи не мо-жет считаться выполненным без знаний об отношении к физической культуре и спорту со стороны учеников [27].
Известно, что каждый урок в общеобразовательной школе должен спо-собствовать развитию познавательных интересов учащихся, приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний. Это также касается уро-ков физического воспитания. Учителям по физической культуре нужно настойчиво и целенаправленно формировать у учащихся навыки и привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, теоретическому самообразованию относительно физической культуры и спорта.
Воспитание у учащихся интереса к занятиям физической культурой яв-ляется предметом особого внимания как в теории педагогики, так и в мето-дике физического воспитания. Это связано с тем, что в школьном возрасте у школьников происходит переход от естественной потребности в движениях к осознанной необходимости занятий физическими упражнениями. А это, как известно, тесно связано с проявлением у учащихся волевых усилий, которые в школьном возрасте еще недостаточно сформированы. Поэтому в практиче-ской работе необходимо опираться на интерес, который является большой движущей силой, может значительно усилить мотив и привлечь учеников к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Вопрос отношения учащихся к занятиям физической культурой изуча-ли А. М. Войлоков [21] и Л.А. Попова [52]. Сравнивая особенности отноше-ния к различным предметам, А. М. Войлоков раскрыл основные причины снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и обнаружил его влияние на их отношение к занятиям физическими упражнениями.
В целом проблема целенаправленного формирования интересов в со-временной психологии еще мало разработана, но ее решение имеет большое значение для практики обучения и воспитания особенно подрастающего по-коления. Следует отметить, что проблема формирования интереса к заняти-ям физической культурой и спортом также недостаточно изучена в связи с малым объемом психолого-педагогических исследований, что и обусловило актуальность нашего исследования.
Цель работы - теоретически и экспериментально обосновать условия формирования интереса у учащихся к различным видам физкультурно-спортивных занятий для повышения объема их двигательной активности и уровня физического здоровья.
Объект исследования - интерес младших школьников к занятиям физи-ческой культурой.
Предмет исследования - Развитие интереса к физической культуре у младших школьников на уроках лыжной подготовки.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие интереса в современной педагогике и психоло-гии
2. Сформулировать особенности интереса к занятиям спортом или фи-зической культурой
3. Указать факторы мотивационной деятельности школьников в про-цессе физического воспитания
4. Организовать и провести экспериментальную работу по исследова-нию особенностей развития интереса к физической культуре у младших школьников на уроках лыжной подготовки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРО-КАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1. Понятие интереса в современной педагогике и психологии
Слово «интерес» происходит от латинского interest, переводится как «важное». В научной литературе есть разные подходы к определению поня-тия «интерес». Так, в энциклопедии интерес рассматривается в трех аспектах - психологическом, социологическом и экономическом. Психологи рассмат-ривают интерес как эмоциональное проявление познавательной потребности личности, социологи - как объективную причину деятельности субъекта, направленной на удовлетворение определенных потребностей, экономисты - с точки зрения экономических отношений между людьми.
Теоретические основы интереса раскрываются в работах психологов (Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Гордона, Л.А., Добрынина М.Ф., Додонова Б.И., Егорова Т., Ковалева А.Г., Левитова Н.Д., Мясищева В.Н., Платонова К.К., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М.), педагогов (Архипова А.П., Беляевой Н.А., Божович Л.И, Иванова В.Г., Морозовой Н.Г., Панкратова Т.К., Фор-тунатова Г.А., Щукиной Г.И.) и социологов (Архангельского Л.М., Здраво-мыслова А.Г., Шарова Ю.В.) и др. [12; 16; 19; 27; 37; 47]
Единого мнения в развитии теории интереса нет из-за многогранности проблемы. С одной точки зрения интерес представляет собой познаватель-ную направленность, а с другой точки зрения интерес рассматривается как потребность личности. Так, например, В.С. Ильин и Д.А. Кикнадзе рассмат-ривают интерес как особую форму или аспект, модификацию определенной социальной потребности. Д.А. Кикнадзе отмечал, что «интерес это моти-вированная необходимость, сознательная направленность личности к удо-влетворению определенной потребности [33; 35].
Интерес - это выборочная направленность социальной потребности [35, с. 60].
Иного мнения придерживались С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А. Ковалев, они утверждали, что интерес является специфической категорией, которая существенно отличается от потребности. Так, А. Ковалев указывал, что интерес и потребность нельзя отождествлять, а следует установить их взаимосвязь и взаимодействие [12, с. 101].
В своих работах Л.А. Гордон рассматривал интересы и потребности как мотивы человеческой деятельности. Он утверждал: «Чем выше степень осознания, тем все больше потребности приближаются к интересам, с одной стороны, а с другой - интересы, которые реализуются через соответствую-щую деятельность человека, приводят к возникновению новых потребно-стей» [24, с. 134]. Таким образом, Л. Гордон подчеркивал, что основу инте-ресов составляют определенные потребности. Интерес является источником активизации и мотивом деятельности человека.
Более подробно раскрывал сущность интересов Б.И. Додонов, указы-вая, что потребность является источником активности интереса и его специ-фики. Интерес есть «потребностью в определенном предмете ради достиже-ния желаемых эмоциональных переживаний» [26, с. 75]. Человек пытается пережить не только определенные эмоции, но и получить определенный ре-зультат. По мнению Б.И. Додонова, понятие интерес содержит, во-первых, эмоциональную окраску, а во-вторых - стремление достичь определенной цели.
Педагогический аспект интереса изучали В. Иванов, Н. Морозова, Г. Щукина. Подробный психологический анализ познавательного интереса провела Н. Морозова [51] .
Автор определяет интерес как непосредственно мотивированную эмо-ционально-познавательную установку, стремящуюся превратиться в эмоцио-нально-познавательную направленность личности. Интерес, по Н. Морозо-вой, отличается от эмоционально-познавательной установки, которая непо-средственно мотивирована наличием эмоционально-познавательной уста-новки, а чувства долга и ответственности - наличием непосредственной при-чины, указывающей на проявление удовольствия от знания. Н. Морозова различает два вида интереса: эпизодический, временный, с одной стороны, и постоянный, личный, с другой. Эпизодический интерес, по мнению автора, характеризуется переживанием радости познания, которая затем обобщается по отношению к дидактическому материалу, изложенному в интересной форме. Эпизодический интерес перестает существовать с исчезновением ак-тивности и восприятия «интересного материала». Наоборот, корысть посто-янно присутствует и становится характеристикой личности.
Познавательный интерес получил разработку и в педагогических ис-следованиях. Концептуальной работой в этом направлении является моно-графия И. Щукиной [51]. Автор рассматривает сущность познавательного интереса, анализирует деятельность как основу активизации обучения и формирования познавательных интересов учащихся, рассматривает пробле-мы соотношения учебного процесса и познавательных интересов.
Научные исследования свидетельствуют о ярко выраженных возраст-ных особенностях мотивов и интересов человека. В период детства, учебы в школе, в вузе физическое воспитание выполняет функцию построения фун-дамента личности: овладение знаниями, умениями, навыками, формирование мировоззрения и культуры, соотносится с улучшением физического разви-тия, физической подготовленности, формирование эстетики тела и культуры движений. Основу мотивации на этом этапе составляет осознание себя как личности.
Интерес к материальным и духовным ценностям физической культуры может влиять как следствие и как одно из неотъемлемых проявлений слож-ных процессов мотивационной сферы. На данный момент мотивация являет-ся основой, источником и заинтересованностью в результате, проявлением происходящих в нем процессов. Однако интерес, возникающий на основе первичной потребности ребенка в движении, новых впечатлениях, новой ин-формации, в процессе развития может превратиться в новую, вторичную (духовную) потребность - физическое совершенствование, на основе которой создаются новые мотивы, возникают интересы [49].
Интерес и мотивация связаны и влияют друг на друга. Внутренняя мо-тивация возникает тогда, когда внешние причины и цель занятий физической культурой соответствуют умениям занимающихся, т. е. являются для них идеальными (не слишком сложными и не слишком легкими), и когда они по-нимают субъективную ответственность за их выполнение. Успешная реализа-ция таких мотивов и целей побуждает учащихся к продолжению обучения по собственной инициативе, то есть с внутренней мотивацией и интересом. Внутренняя мотивация возникает и тогда, когда ученика устраивают сам процесс, условия занятий, характер взаимоотношений с учителем, с участни-ками коллектива этих занятий. Однако внутренние и внешние мотивы долж-ны существовать в диалектическом единстве [32].
В процессе деятельности внешние мотивы должны подкрепляться внутренними (интересом, желанием, личным убеждениям), иначе они не обеспечат максимального эффекта.
С увеличением возраста школьников большую роль в мотивационной сфере играют социально значимые мотивы: быть здоровым, готовым к жиз-ни, труду, военной службе. В то время как учебно-познавательные, резуль-тативные, процессуальные, оценочно-зачетные мотивы, мотивы благополу-чия и избежания неприятностей имеют разную силу на отдельных возраст-ных этапах развития личности ученика и зависят от особенностей воспита-тельных влияний и социально-экономических условий, изменение которых существенно ощущается на протяжении последних лет [42].
Стимулировать физическую культуру человека можно двумя способа-ми: целенаправленно воздействуя на отдельные мотивы, сферу мотивации и на личность занимающегося в целом. Имеет смысл совместить два способа воздействия на мотивацию: «сверху вниз» и «снизу вверх». Сначала уча-щимся разъясняются социально и личностно значимые причины занятия фи-зической культурой (нормы, мотивационные закономерности). При втором методе добровольцы участвуют в различных видах двигательной активно-сти, где получают практический опыт нравственного отношения к личной физической культуре, физическим упражнениям [9; 43].
С целью выяснения, какими мотивами (внешними или внутренними) руководствуются ученики, нужно предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по собственной инициативе, и если они продолжают занятия, - это значит, что в основе этой двигательной дея-тельности лежат внутренние мотивы [43] .
Для образовательной практики наиболее важным является определение средств, путей и средств воспитания у обучающихся мотивации к воспита-нию у них стремления к физической культуре. [12; 47].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт,- М.; Физкультура и спорт, 1980.- 368 с.
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Ученые зап. Ленингр. ун-та. Сер. филос. науки. – 1959. – Вып. 16: Психология. – С. 41-60.
3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности / В.Г. Асеев. - М: Наука, 1974. - С. 122-144.
4. Ахаев А.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. иед. наук / Ахаев А.В.; Барнаульский ГПУ. - Барнаул, 1995. -19с.
5. Бакланова Н.К. Социально-культурная среда как фактор формирования физической культуры детей и подростков / Н.К. Бакланова, Л.П. Лосева // Созидательная миссия культуры: Сб. ст. молодых ученых. — Вып.2. - Часть первая. - М.: МГУКИ, 2002. - С. 110-115.
6. Бакланова Н.К. Социально-культурная среда как фактор формирования физической культуры детей и подростков / Н.К. Бакланова, Л.П. Лосева // Созидательная миссия культуры: Сб. ст. молодых ученых. — Вып.2. - Часть первая. - М.: МГУКИ, 2002. - С. 110-115.
7. Бакурова Т. П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук : 13.00.04 / Татьяна Петровна Бакурова; Сибирская государственная академия физической культуры. — Омск, 2001. - 20 с.
8. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе (монография) / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». — 2006. — 112 с.
9. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995. - №4.-С. 2-8.
10. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры / Под ред. В. К. Бальсевич. – М. : Новое время. – 2009. – № 7. – 120 с.
11. Бальсевич, В. К. Физическая культура : молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры [Текст] / Под ред. В. К. Бальсевич. – М. : Новое время. – 2008. – № 4. – 198 с.
12. Безверхняя В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом школьников 5-11 классов: Дис. на получение наук, степени канд. наук по физическому воспитанию и спорту: спец. 24.00.02 «Физическая культура, физическое воспитание разных групп населения» / Г.В. Безверхняя. - Львов, 2004. - 258 с.
13. Березин, Г. В.Лыжный спорт : учебник для студ. фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Г. В. Березин, И. М. Бутин. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
14. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Сост. М.Г. Данильченко, А.А. Никольская; [Под ред. А.В. Петровского]. – М. : Педагогика, 1979. – Т. 1. – С. 398.
15. Богданов, Г. П. Лыжный спорт в школе : пособие для учителей /- Москва : Просвещение, 1975. - 192 с.
16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Л.И. Божович // АПСН. – М. – Воронеж: Б. и., 1995. – С. 348.
17. Бутин И.М. Лыжный спорт,- М.; «АСАОЕМА», 2000 г
18. Быков В.С. Теория и практика формирования потребности в физическом самовоспитании у школьников / В.С. Быков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. - № 1. -С. 2-7.
19. Виленская Т.Е. Изменения мотивации младших школьников к физкультурно-спортивной деятельности в условиях реализации новой программы но физическому воспитанию / Т.Е. Виленская, А.В. Перков, К.Ю. Чернышенко // Здоровьеобеспечение учащихся в образовательном процессе современной школы: материалы региональной науч.-практич. конференции (9 апреля 2010 г.). - Краснодар: Кубанский гос. ун-т; КРО АПСН, 2010.-С. 163-166.
20. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2-7. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=40374457
21. Войлоков А. М. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и путей воспитания интереса к ней : автореф. дис.... канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / А. М. Войлоков – Л., 1972. – 22 с.
22. Выдрин, В. М. Физическая культура и ее теория [Текст] // Теория и практика физической культуры / М. В. Выдрин. – М. : Новое время. – 2007. – №5. – 139 с.
23. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Академия. – 2009. – 160 с.
24. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон. – К. : Рад. шк., 1940. – С. 254.
25. Давыдова, Л. И. Настроение [Текст] / Л.И. Давыдова. – М. : Начальная школа. – 2004. – №7. – С. 187.
26. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопр. психологии. – 1984. – № 4. – С. 126-130.
27. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Формирование у школьников интереса к физической культуре // Физическая культура в школе. 2016. №1. С. 36-41. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25402658
28. Дуркин, П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования ЗОЖ [Текст] / П.К. Дуркин. – М. : Физическая культура в школе. – 2009. – №2. – С. 206.
29. Дуркин, П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре [Текст] : Автореф. дисс. д-ра наук / П. К. Дуркин // Архангельск : Трикста. – 2007. – С. 43.
30. Евстратов В.Д, Сергеев Б.И. Лыжный спорт.- М.; Физкультура и спорт, 1989.
31. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – С. 221.
32. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Издательство «Питер». - 2006. - 508с.
33. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 486 с. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=21172675
34. Каклимов А.Ф., Бомии В.А., Шохирев В.В. Методика обучения спосо¬бам передвижения на лыжах: Учебно-методическое пособие. - Иркутск: Ирк. фил. РГУФКСиТ, 2010.-157 с.
35. Кикнадзе Д.А. Потребности / Д.А. Кикнадзе. [Под ред. Проф. А.Г. Афанасьева]. – Мысль, 1968. – С. 148.
36. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентации старшеклассников / Е. Киприянова // Экспресс-опыт. - 1999. - №1 (январь-июнь). - С. 34-36.
37. Кисапов, Н. Н. Формирование интереса школьников к физической культуре и спорту : учеб. пособие / Н. Н. Кисапов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун–т, 2009. – 127 с.
38. Круцевич Т.Ю. Мотивация учащихся 6 - 9 классов к урокам физической культуры / Т.Ю. Круцевич, А.С. Ищенко, Т.В. Имасу // Спортивный вестник Приднепровья. - Днепропетровск, 2014. -№2. -С. 68-72.
39. Кудрявцева О.В., Беляев В.С., Соловых М.В. Семантика эмоционально-чувственного состояния психики школьников в результате педагогических воздействий на занятиях физической культурой // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 6. С. 50-53. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22564311
40. Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка: пособие для учителей и методистов. – М. : Просвещение, 2014. – 80 с.
41. Лебедева, Н. Т. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников [Текст] / Н. Т. Лебедева. – Минск : ФИЗО. – 2009. – 249 с.
42. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубыша: Учеб. пособие. - 2-е узд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 240 с.
43. Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / под общ. ред. докт. пед. наук, профессора Л.И. Лубышевой. - М.: Научно издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. -102 с.
44. Лыжный спорт : учеб, для ин-тов и техникумов физ. культуры / Ю. А. Абрамов [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Евстратова [и др.]. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 319 с.: ил. - Библиогр.: с. 316.
45. Лыжный спорт и методика преподавания : курс лекций / сост. : Е.В. Михалёнок, И.Л. Александрович. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. - 73 с.
46. Лыжный спорт: организация, техника и методика обучения : учеб.- метод. пособие / Е. А. Азарова. А. В. Григоров, В. М. Киселев и др. - Минск: БГПУ, 2013.
47. Лысяк В. М. Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом у школьников 6- 11 классов: дис ... канд. наук по физическому. исх. и спорта / Лысяк Валентина Николаевна; 24.00.02 Харьковская гос. академия физической культуры. - X., 2006. -211с.
48. Макаренко В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / В. К. Макаренко // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского 2008 №10 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-molivalsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom
49. Маслоу А. Психология бытия/ А.Маслоу. - М.: "Рефл-бук", К.: Ваклер", 1997.-304 с.
50. Михеев А. И. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков : автореф. дис.... канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / А. И. Михеев. – М., 1969. – 21 с.
51. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе в педагогике / Н.Г. Морозов. – М., 1971. – С. 47.
52. Попова, Л. А. Развитие интереса к физической культуре и спорту у младших школьников посредством народных подвижных игр / Л. А. Попова, В. Е. Летавина // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества : Сборник статей по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, Нижний Новгород, 23 апреля 2019 года / Мининский университет. Под общ. ред. Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной, С.И. Аксенова. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2019. – С. 160-163. – EDN DDHXEG.
53. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – С. 280.
54. Сазонов И.Ю., Тарасевич И.В., Брызгалов И.В. Формирование познавательного интереса у студентов ВУЗа физической культуры // ТиПФК. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-u-studentov-vuza-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 20.04.2022).
55. Столяров В.И Теория и методология современного физического воспитания хостояние разработки и авторская концепция : монография / В.И Столяров. - К.: Олимпийская литература, 2015. - 704с.
56. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 "Физическая культура" по специальности " Физическая культура и спорт" / ред. Ю.Ф. Курамшин. - 4-е изд., стер. - Москва : Советский спорт, 2010.-464 с.
57. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования / Р. И. Цветкова // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 76-81.
58. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2013. -160 с.
59. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина / АПН СССР. – М. : Педагогика, 1988. – С. 203.
60. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 1971. – С. 352.