Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Начало ХХI века характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования.
Образование, рассчитанное на перспективу, необходимо строить на основе умения быстро ориентироваться в потоке стремительно растущей информации. Из школы ученик должен выносить не просто объем знаний, а умение учиться.
Сегодня для того, чтобы быть профессионалом в любых вопросах, нужно ежедневно перечитывать газеты и журналы, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета и прочее. Наряду со знаниями необходимо иметь навыки отбора, обработки, систематизации и анализа информационного массива. Они являются очень важными, поэтому их можно и нужно формировать еще в школе.
Перед современным образованием встает важная задача – научить молодое поколение понимать медиа-информацию, иметь представление о ее механизмы, последствия влияния на зрителей, читателей и слушателей. Развитие средств массовой информации и их вовлечение в процессы обучения и воспитания значительно активизировали творческий поиск педагогов. Инновационная деятельность учителей ориентирована не только на новизну содержания реализации собственных усилий, а прежде всего на качественно новые результаты. Это повлекло отделение медиа-образования в отдельную отрасль, которая своим содержанием является ориентированной на человека. Ее появление в образовательном процессе-это инновационный образовательный процесс, обусловленный общественной потребностью [ 5, с. 3].
Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Процесс медиа-образования приобретает все большую значимость в ведущих странах мира как одно из направлений педагогики. Его основными задачами являются:
подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях;
обучение восприятию и пониманию различной информации, овладению способами общения с помощью невербальных форм коммуникации и технических средств.
Возрастание информационной активности проявляется в увеличении темпов потребления информации и в появлении все новых способов ее производства. Усиливается роль визуальных образов как средств передачи знаний. Несомненно, в будущем их роль будет возрастать, если учитывать, что визуальные технологии развиваются стремительно. Человечество стоит на пороге информационной цивилизации, первый шаг к которой, заключающийся в создании глобального информационного общества, уже практически совершен. Концепция формирования информационного общества в России в число важнейших задач выдвигает развитие гармоничных информационных потребностей и формирование информационной культуры. Основа информационной культуры – информационная грамотность, которая включает в себя ряд требований ФГОС к результатам изучения биологии: умение работать с разными источниками биологической информации; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую [8]. Широкие возможности доступа к информации не решают проблемы формирования информационной грамотности, а наоборот требуют от учителя владения технологическими основами вовлечения обучающихся в полный цикл информационной деятельности на уроке и во внеурочной работе. Основной задачей внедрения ФГОС в основной школе является формирование универсальных учебных действий, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной информационно-коммуникационной среде. Школьники на уроках биологии должны приобрести опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете [4]. Таким образом, возникают следующие проблемы: каковы психолого-дидактические особенности современных школьников? Как разработать актуальные методы обучения по биологии в условиях информационного общества? Как формировать у обучающихся информационную грамотность?
Развитие школы в условиях инновационных изменений является интересным и многоплановым. Внедрение инноваций помогает всем участникам учебно-воспитательного процесса определить и проанализировать уровень развития ключевых компетенций, направить свою деятельность на путь перспективных преобразований. На современном этапе развития цивилизации, в эпоху глобальной информатизации бурно развивается компьютерная техника и информационные технологии, что стимулирует развитие информационного общества. Поэтому социальным заказом современного общества является воспитание человека, который сможет учиться и работать в условиях постоянного роста информационного потока, человека с высоким интеллектуальным потенциалом. Поиск оптимальных технологий образования школьников — процесс постоянный и динамичный. По мере того, как быстро утверждается информационное общество, спрос на информационно компетентную личность растет, а это, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию наработанных и внедрению новых методик. Привитие вкуса к систематическому применению информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий, мультимедиа и Интернета в повседневной жизни становится первоочередной задачей учебного заведения, а сами педагогические работники становятся ключевыми фигурами, от которых, в первую очередь, зависит дело реального повышения уровня информационной культуры ученика.
Возможности средств мультимедиа позволяют школьникам получить доступ к качественному образованию, поэтому сейчас приоритетными механизмами получение учениками знаний, в том числе и на уроках биологии, является использование информационных ресурсов, умение находить и анализировать нужный материал, а также способность к самообучению, что обеспечит повышение медиаграмотности и обучение в течение всей жизни.
Актуальным сейчас является вопрос внедрения медиаобразования в обучении биологии для улучшения усвоения материала, а также повышение уровня медиаграмотности на уроках биологии, для того чтобы уменьшить негативное воздействие средств масс-медиа на учеников.
Также сегодня наблюдается резкое развитие информационно - коммуникационных технологий в обществе, и игнорировать их невозможно, поэтому стоит задача интеграции медиаобразования в образовательный процесс таким образом, чтобы это давало положительный результат. Актуальность темы заключается в том, что медиа средства обеспечивают обогащения возможностей традиционных средств обучения и позволяют образовании выйти на новый уровень.
Вопросом интеграции медиаобразования в обучении биологии посвящены исследования М.Калиберда, В. Смеловой, И. Соколовой, Г. Гилевой, Л. Зазнобиной, Г Шаламовой, А. Волошенюк, Л. Найденовой и других, однако перевод данной проблемы в практические плоскость нуждается в разработке. Именно поэтому нами выбрана тема исследования «Медиаобразование на уроках биологии».
Объектом исследования является процесс обучения биологии в основной общеобразовательной школе.
Предмет исследования — способы и формы включения медиаресурсов в курс биологии общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в определении путей и способов интеграции медиаобразования с курсом биологии и выявлении условий её эффективной реализации.
Гипотеза исследования: эффективность учебного процесса по биологии будет повышена, если будет достигнуто целесообразное сочетание и соотношение традиционных средств и источников информации нового поколения; найдены организационные формы, методы и технологии обучения, рациональная информационная среда, необходимые и достаточные для её формирования технические средства.
Задачи исследования
1. Проанализировать современное состояние и тенденции развития медиаобразования в Российской Федерации.
2. Определить формы и методы интеграции медиаобразования с курсом биологии.
3. Разработать методику включения средств массовой информации в систему средств обучения биологии,
4. Экспериментально проверить разработанную технологию использования медиаресурсов в учебный процесс по биологии.
1. Сущность понятия «медиаобразование» и его значение в образовательном процессе по биологии
1.1. Место медиаресурсов в системе средств обучения биологии (проблемы и решения)
Становление и развитие медиаобразования начались с шестидесятых годов XX века. Начало ее развития был связан со стремительным распространением средств массовой информации, а также с тем, что для восприятия личностью предоставленной информации и умение ее анализировать и безопасно использовать была необходима целенаправленная подготовка [5].
Термин «медиаобразование» был впервые употреблен в 1973 году на совместном заседании секретаря информации ЮНЕСКО и Международного совета по кино, телевидения и аудиовизуальной коммуникации и имел такую трактовку: «Медиаобразование - это овладение теорией и практическими умениями для того, чтобы владеть современными средствами массовой коммуникации как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; также нужно понимать, что медиаобразование отличается от применения СМИ в качестве элемента, что помогает в преподавании других областей знаний» [12].
Хотя термин был впервые употреблен в 1973 году, понятие о медиаобразование появилось намного раньше, в 1959 году, когда впервые была создана Маршалом МакЛюеном, учебная программа медиаобразования. В своей так называемой «Галактике Гутенберга» ученый пытался определить влияние коммуникационных технологий (на то время это была письменность и книгопечатание) на организацию когнитивных процессов в обществе. По мнению ученого, средства массовой влияли на общество, в первую очередь, своими характеристиками, а уже потом содержанию.
В учебно-воспитательном процессе использования программы Маршала Льюена началось в 60-е гг. ХХ ст. в Великобритании, Канаде, Германии, США, Франции [28].
Специалисты ЮНЕСКО определяют медиаобразование как одну из составных частей прав всех граждан каждой страны в мире на свободное самовыражение, а также имеют право получать информацию. Также они подчеркивают, что медиаобразование должно происходить в течение всей жизни [7].
Для формализации концепции медиаобразования было пройдено четыре этапа.
На первом этапе в 1927 году, согласно принятой Грюнвальдской декларацией, медиаграмотнисть была выделена как отдельная отрасль. Это привлекло внимание на влиянии медиа на образование.
Вторым этапом стала Тулузская конференция в 1990 году, которая служила началом систематизации, а также более точного определения отрасли.
Третий этап (Венская конференция 1999 года) - было предложено новое толкование медиаобразования в контексте достижений в технологии и перехода на новую ступень коммуникации. Все это привело к использованию цифровых технологий.
Семинар Юнеско, состоявшемся в 2002 году в Севилье, стал четвертым этапом в процессе формализации. На этом семинаре произошло обобщение и определение дальнейшего направления программы медиаобразования, который мог развиться четырьмя путями: опыты; преподавания и учения; взаимная работа между учебными и государственными учреждениями и СМИ [14].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андерсен Бент Б., Ван Дер Бринк Катя Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. Москва: Дрофа, 2007. 224 с.
2. Баранов А.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. 87 с.
3. Бондаренко Е.А., Журин А.А. Состояние медиаобразования в мире. Педагогика. 2002. №3. Сек.88-98.
4. Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. Биология в школе. 1998. № 2. C. 36-40.
19. Данилова О., Манако В., Манако Д. Мультимедиа собственноручно. Киев: Школьный мир, 2006. — 119 с.
20. Дементиевская Н. П., Морзе Н. В. Компьютерные технологии для развития учащихся и учителей // Информационные технологии средства обучения: Сборник научных трудов / Под ред. В. Ю. Быкова, Ю. А. Жука. К.: Атака, 2005. С. 76–95.
5. Донец Ы.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования. Педагогические технологии. 2002. №1. Сек. 47-50.
6. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009.
7. Задорожная И Т., Кузнецова Т. В. Медиаобразование // Энциклопедия образования / Акад. пед. наук Украины / Гол. ред. В. Г. Кремень. Киев: Юринком Интер, 2008.
8. Зазнобина Л.С. Медиаобразование. Что это такое? (Возможности медиаобразования при обучении биологии). Биология в школе. 1995. № 5. C. 21-23.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. 3 -е изд., пересмотр. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010 г. 447 с.
10. Иванов В., Волошенюк А., Кульчинская Л., Иванова Т., Мирошниченко Ю. Медиаобразование и медиаграмотнисть: краткий обзор. Киев: АУП, ЦВП, 2012. 58с.
11. Иванов В., Иванова Т., Мирошниченко Ю. Медиаобразование: определение дефиниции. // Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции «Медиаобразование - приоритетное направление в образовании XXI века: проблемы, достижения и перспективы» (г. Харьков, 25-27 октября 2013 года) / За заг. ред. канд. пед. наук Л. Д. Покроевої. Харьков : Харьковская академия непрерывного образования, 2013. C. 34-38.
21. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы : сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / А. В. Федоров [и др.]. — Москва ; Берлин : ДиректМедиа, 2020. — 211 с.
22. Маклюэн М. «Галактика Гутенберга»: становление человека печатающего». Москва: Мир, 2005. 455 с.
23. Медиаграмотность на занятиях по биологии. Методическое пособие для учителя. / М. С. Калиберда, Г. В. Шаламов. Киев: АУП, ЦВП, 2020. 60 с.
24. Медиаобразование: европейский опыт и украинские перспективы в контексте школьного и последипломного образования. // Материалы Всеукраинской научно-практической конференции. Чернигов, 2013. 144 с.
методическое пособие / Л.Д. Покроева, А.Сек. Акименко, С.И. Алферова и др./ за заг. редакцией Л.Д. Покроевой. Харьков: Харьковская академия непрерывного образования, 2014. 236 с.
25. Рыжих Н. П. Использование медиаобразования в воспитании детей / под ред. А. В. Федорова.Таганрог. Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. 232 с.
26. Смелова В. Г. Медиаобразование в школьном курсе биологии // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования. Т. 2 / под общ. ред. Е. Л. Вартановой, Ы. В. Жилавской. Москва: Изд-во МГУ, 2010. 236 с.
27. Соколова И.Сек. Роль медиаобразования в получении и распространении естественнонаучных знаний // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования. Т.1 / Под общ. ред. Е.Л.Вартановой, И.В. Жилавской. Москва: Изд-во МГУ, 2010. 153 с.
28. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-т, 2007.
29. Федоров А. А. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.
30. Федоров А. А. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд - во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
31. Формирование медиаграмотности педагогов: Учебно -
32. Хуторской А. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001. 536 с.
33. Шарко В. Д. Современный урок: технологический аспект / Пособие для учителей и студентов. Киев, 2006. — 220 с.
12. Энциклопедия электронных масс-медиа. В 2 т. / Составитель И.Г.Мащенко. Запорожье: Дикое Поле, 2006.
13. Аниськина А.П., Миндзаева Э.В. Использование учебных задач по биологии для формирования информационной грамотности выпускников медикобиологических классов // Наука и школа. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-uchebnyh-zadach-po-biologii-dlya-formirovaniya-informatsionnoy-gramotnosti-vypusknikov-medikobiologicheskih-klassov (дата обращения: 11.02.2022).
14. Арбузова, Е. Н. Теоретико-методические аспекты формирования информационной грамотности школьников на уроках биологии / Е. Н. Арбузова, Р. В. Опарин // Теоретические и прикладные проблемы науки о человеке и обществе : монография. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2019. – С. 54-77.
15. Бейтсон Г. Некоторые особенности обмена информацией между людьми. - “Концепция информации и биологические системы”. - М., 1966.
16. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. - 1998. - № 6-8. - С. 39-50
17. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. /Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.
18. Журин А.А. Принципы отбора информации СМИ // Электронная публикация Http://mediaeducation.ru/publ/jurin11.htm 5. Зазнобина Л.С. Проект-стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. - М., 1999.
19. Ламекин В.Ф. Окно в мультимедиа и Internet: Курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Зевс, 1997.- 378 с.
20. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании. //ИНФО. - 1994. - №4. С. 89-96.
21. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы // Медиаобразование. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-mediaobrazovaniya-s-kursom-himii-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 11.02.2022).
22. Селевко А.Г. Социально-педагогические условия оптимизации влияния средств массовой коммуникации на социализацию сельских школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.
23. Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.
24. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с. Эльманович Т.В. Образ факта. М.: Искусство, 1975. 152 с.
25. Агафонова М. С., Кунова Е. С. Проблемы медиаобразования и достоверность информации в сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 341–345. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970395.htm.
26. Заболотная Г. А. Организация работы учащихся с источниками информации на уроках биологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – . – URL: http://e-koncept.ru/2019/0.htm.
27. Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 3. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / Сост. и науч. ред. О.М. Скибина, И.В. Жилавская. – Оренбург: Издательство «Оренбургская книга», 2018. – 406 с.
28. Бондаренко Е.А. Технологии медиаобразования в современной школе // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету. Серія: педагогіка . 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-mediaobrazovaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 11.02.2022).
29. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XXI век / В. С. Библер. - М., 1991. - 413 с.
30. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. - М. : Мысль, 2005.
31. Бондаренко Е. А. Медиакультура (учебная программа) / Е. А. Бондаренко // Экранная культура. Медиакультура. - М. : МИОО, 1995. - 70 с.
32. Журин А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе / А. А. Журин. // М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012. - 405 с.
33. Калмыков А. А. E learning как инструмент медиаобразования / А. А. Калмыков. — Высшее образование в России. - 2009. - № 10. - С. 29-34.
34. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. - М., 2005. - 260 с.
35. Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека / М. Маклюэн. - М., 2003. - 340 с.
36. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня / А. В. Федоров. - М. Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - 234 с.
37. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование: Книга для учителя. Курган, 1999, 114 с.
38. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика: Монография. Ростов-н/Д., 2001.
39. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня: Монография. М., 2009.
40. Buckingham D. Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, 2003.
41. Burton G. More then Meets the eye: An introduction to media studies. Third Edition. London, 2002. 9. Hart A. Understanding the media: a practical guide. New York, 1991.
42. Баранов, О.А. Медиобразование в школе и вузе: /учебное пособие/ О.А. Баранов. – Тверь: Тверск.гос.ун-т, 2002.- 87с.
43. Бондаренко, Е.А. Состояние медиаобразования в мире/ Е.А. Бондаренко, А.А. Журин // Педагогика. – 2002. - № 3. – С. 88 – 98.
44. Бондаренко, Е.А. Технологии в сфере медиакультуры6 методическое пособие/ Е.А. Бондаренко. – М., 2001.
45. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну/ Н.Б. Кириллова. – Мю, 2005. – 448с.