Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения иноязычной коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Кроме того, одной из главных задач, стоящих в наше время перед страной, является расширение связей между странами, сближение культур. Вот почему возрастают требования к знанию иностранных языков и, прежде всего, английского. Это вместе с тем повышает интерес к изучению приемов и средств эффективной организации процесса обучения грамматике английского языка. Все сказанное выше делает нашу работу важной и актуальной.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время преподавателю необходимо выбрать эффективные методы обучения, которые в полной мере соответствуют поставленным целям, помогут сформировать желание для изучения английского языка, обеспечивают формирование элементов целенаправленного внимания, воображения и памяти, первых форм осознанного управления своим поведением, развивают умственную активность и любознательность. Формирование благоприятной и доброжелательной атмосферы на уроке среди детей, способность учеников бережно относиться к своим сверстникам, проявлять доброту и внимание - неотъемлемая часть успешного выполнения любого задания в процессе обучения. Игровой метод может выступать хорошим решением данной проблемы, поскольку в младшем школьном возрасте игра продолжает являться одним из основных видов деятельности ребенка. К тому же, в полной мере раскрываются способности ребенка в ходе игры. Кроме того, игра содержит в себе определенный образовательный потенциал помимо развлекательной функции и способна помогать в ходе обучения детей. Особое место занимает игра при развитии умения говорения младших школьников, так как она может побуждать учащихся к речевым высказываниям, привносить разнообразие в каждый урок и привлекать интерес учеников.
Изучение литературы позволило выявить имеющееся противоречие между потребностью педагогической практики в формировании грамматического навыка школьников и слабой разработанностью вопросов организации и осуществления современных направлений данного процесса в условиях общеобразовательной школы.
Существующее противоречие обусловило проблему исследования: эффективно ли применение игр для формирования грамматического навыка школьников на начальном этапе?
Недостаточная разработка проблемы применения игр на уроках иностранного языка в общеобразовательные школы, и необходимость их внедрения для формирования грамматического навыка учащихся позволили определить тему исследования
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в младшем звене.
Предмет исследования: организация процесса обучения иностранному языку в младшем звене на основе изучения особенностей обучающих игр.
Цель работы: изучение особенностей использования обучающих игр на уроках английского языка в младших классах
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать характеристику методов и средств использования обучающих игр на уроках иностранного языка в младшем звене.
2. Описать технологию использования обучающих игр на уроках иностранного языка в младшем звене;
3. Провести анализ использования обучающих игр на уроках иностранного языка в младшем звене.
4. Описать результат использования обучающих игр на уроках иностранного языка в младшем звене.
Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов; наблюдение за ходом педагогического процесса; анкетирование; проведение экспериментального обучения.
Методологическую основу данного исследования составили труды следующих ученых: Э. Г. Азимова, М.А. Ариян, М.З. Биболетовой Н.Д. Гальсковой, А. Н. Щукина, и других.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании значимости применения игровых упражнений для развития умения говорения на начальном этапе обучения.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс обучающих игр может быть применен на уроках английского языка в начальной школе, в использовании в ВКР, курсовых работах.
Гипотеза исследования – освоение английского языка будет эффективнее, если систематически использовать различные игры на уроках иностранного языка.
Работа включает в себя: введение, две главы (теоретическая и практическая), в каждой из которых по два параграфа; выводы к параграфам и главам, заключение, список использованной литературы и два приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1. Характеристика методов и средств особенностей использования обучающих игр на уроках английского языка в младших классах
Грамматика английского языка представляется одним из сложнейших аспектов при преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения, в частности, в средней школе. На начальном этапе содержание обучения грамматической стороне англоязычной речи занимает довольно большое место. Разница между грамматическим строем родного языка и английского является определенным препятствием, что часто приводит к непониманию грамматических явлений со стороны учащихся, вызывает ряд трудностей. Как известно, мотивация к учебной деятельности формируется в младших классах, поэтому очень важно особенно на начальном этапе преподавания иностранного языка организовать учебный процесс таким образом, чтобы сделать этот предмет интересным, ведь внимание детей непроизвольно и неустойчиво, они обращают внимание на то, что вызывает их непроизвольный интерес. Важно не просто развить познавательный интерес ученика, но и творческую активность.
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации. Это позволяет активизировать мыслительную деятельность обучаемых, сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком. Отбор игр, нацеленных на формирование грамматического навыка, которые были бы, с одной стороны, эффективными, а с другой - практичными и удобными (другими словами - технологичными), остается сложной задачей.
Игровое моделирование учебного процесса понимается как использование игр, являющимися определенными упражнениями, в которых определяются возможности повторения речевого образца с соответствующими ему признаками целенаправленности, неожиданности.
Проблема использования игрового моделирования в образовательном процессе рассматривается в различных аспектах. Такие исследователи как А.С. Дахин, С.Л. Рубенштейн, К. Ушинский изучали ее с позиции педагогики. В трудах Э. Берна, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. игровое моделирование представлено с позиции психологического подхода. В свою очередь, великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, - заложили философские основы метода игрового моделирования. Х. Гадамер, И. Кант, О. Финк также описывали философский подход в применении игры в обучении и воспитании.
Обучающая игра - особым образом организованное на занятиях по языку ситуативное упражнение, при выполнении которого создаются возможности для многократного повторения речевого образца (образцов) в условиях, максимально приближенных к условиям реального речевого общения (с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого акта).
Особенностью игры на уроке английского языка является то, что она может занимать разное количество времени на уроке, захватывать весь урок или объединять несколько занятий. Например, существуют так называемые подготовительные игры, которые направлены на отработку грамматических, фонетических и орфографических навыков речи. Данные игры позволяют отработать произношение незнакомых или трудно произносимых слов, их написание и варианты использования в различных ситуациях. Данный вид игр позволяет настроить учащихся на изучение определенной темы.
Игра – это активный способ достичь многих образовательных целей и задач (например, игры на закрепление пройденного материала). В лингвистике языковая игра сравнительно недавно стала предметом изучения. В контексте теории ассоциативного потенциала слова
Т.А. Гридина рассматривает приемы и механизмы языковой игры и предлагает, следом за Е.А. Земской, классификацию «играм», разнообразных [4]: а) по форме; б) по содержанию; в) по форме и содержанию. Основой данной классификации являются окказиональные образования, представляющие собой не узуальные, не соответствующие общепринятому употреблению лексические единицы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананишнев, В.М. Моделирование в сфере образования / В.М. Ананишнев // Системная психология и социологий, 2019. – № 2. – 20 с.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2004. – 234 с.
3. Апетян М.К. Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте / М.К. Апетян // Молодой ученый, 2014. – №14. – С. 258-260.
4. Ариян М.А. Обучение иностранным языкам и умственное развитие школьника / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 9. – С. 8-13.
5. Афанасьева Е.Ю. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе / Е.Ю. Афанасьева // Обучение и воспитание: методики и практика, 2015. – №23. – С. 87-91.
6. Безлюдный А.И. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе средней общеобразовательной школы: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. Киев, 1988. - 24 с.
7. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А Бернштейн. – М.: Просвещение, 2019. – 256 с.
8. Биболетова М.З. «Enjoy English. 3 класс» / М.З. Биболетова. – М.: Титул, 2018. – 142 с.
9. Биболетова М.З. и др. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Н. Трубанева. – М.: Просвещение, 2019. – 113 с.
10. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 347 с.
11. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – Спб.: Питер, 2000. – 304 с.
12. Бориско Н. Ф. Формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции на практических занятиях по иностранному языку или Сколько методики нужно будущему учителю? / Н. Ф. Бориско // Іноземні мови. – 2010. – № 2. – С. 3–10.
13. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения / Л.П. Бочарова // ИЯ-ИЯШ. – 1996. – 63 с.
14. Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / И.Н. Верещагина, Г.В. Рогова. – М. , 1998. – С. 163.
15. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 22−26.
16. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
17. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Детская психология, 1984. - Т.4. - 415 с.
18. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: «Академия», 2005. – 389 с.
19. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М., 2000. – 44 с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989 – 6 c.
21. Гез Н.И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 6. - С. 29-40.
22. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник /Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Высшая школа, 2018. – 352 с.
23. Деркач А.А. Педагогика: Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком / А.А. Деркач. – М.: Просвещение, 1991. – 82 с.
24. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке / Е.В. Дзюина. – М., Вако, 2007. – 41 с.
25. Еремина С.А. Использование элементов игры на уроках иностранного языка / С.А. Еремина, К.С. Мещеряков // Педагогическое образование в России. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elementov-igry-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 08.04.2022).
26. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. – М. : Живя классика, 2004. – 413 с.
27. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский. М. : Педагогика, 1991. – 310 с.
28. Залевская А. А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. –М.: Просвещение, 2017. – 312 с.
29. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 480 с.
30. Игнатова И.Б. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранных студентов грамматическим основам РКИ / И.Б. Игнатова // IX Международная научная конференция «РУСИСТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ». – Одесса, 2017. – С. 18.
31. Казнина, Т.В. Дифференцированный подход в обучении иностранному языку / Т.В. Казнина //Менделеевские чтения 2007: Материалы 38 региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Тобольск, 8 февр. 2007 г. / ТГПИ им.Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2007. – С. 120 – 122.
32. Казнина, Т.В. Реализация дифференцированного подхода в обучении /Т.В. Казнина // Менделеевские чтения 2008: Материалы 39 региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Тобольск, 28 февр. 2008 г. / ТГПИ им.Д.И. Менделеева. Тобольск, 2008. – С. 122 – 124.
33. Казнина,Т.В. Дифференцированные упражнения по грамматике английского языка: Методическое пособие /Т.В. Казнина, Н.Н. Сергеева / ургпу; Институт иностранных языков. – Екатеринбург, 2008 – 152 с.
34. Камаева Т.П. Функции учителя в осуществлении речевого взаимодействия с обучающимися при обучении иностранному языку» / Т.П. Камаева // Иностранные языки в школе. - М., 2018. - №6. - С. 21-26.
35. Камянова Т.Г. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка / Т.Г. Камянова. – М.: Дом славянской книги, 2008. – 512 с.
36. Кауфман К.И. Счастливый английский.ру. Учебник для 3 кл. Общеобраз. Учрежд. В двух частях./ К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. – Обнинск: Титул, 2012. – 76 с.
37. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы / Е.В. Ковалевская // Экспериментальная учебная авторская программа. – М. МНПИ: 2019. – 34 с.
38. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранным языкам / Я.М. Колкер, Е.С. Устинов, Т.М. Енамеева. - М., 2017. - 326 с.
39. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку/ А.В. Конышева. — СПб. : КАРО ; М. : Четыре четверти, 2006. — 192 с.
40. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева. – Минск : тетрасистемс, 2011. – 304 с.
41. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А. В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 175 с.
42. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку: Пособие для учителя / А.В. Конышева. – СПБ.: КАРО, Четыре четверти, 2006. – 66 с.
43. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии [Текст] / Н.Ф. Коряковцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
44. Кузнецова В. И. Традиционные подходы обучения грамматике иностранного языка Альманах современной науки и образования / В.И. Кузнецова //Тамбов: Грамота, 2012. – № 9 (64). – C. 131-133.
45. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения иностранному языку: учебн. Пособие/ Б.А Лапидус. – М.: Высшая школа, 2017. – 144 с.
46. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2019. – 12 с.
47. Махова, И.Ю. Теоретические вопросы возрастной психологии: учебно-методическое пособие / И.Ю. Махова, М.Ю. Махова; Комсом. –на-Амуре гос. Пед. Ун-т, 2001. – 85 с.
48. Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении языка / Р.П. Мильтруд // Иностранный язык в школе. – 2004. – № 7. – С. 30-36.
49. Миролюбов А.А. Принципы и методы обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов // Методика обучения иностранным языкам. – Обнинск: Титул, 2010. – С. 50 – 62.
50. Миролюбова А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цейтлин. – М.: Просвещение, 2019. – 500 с.
51. Мухиддинова, С.А. Роль игры в процессе изучения английского языка в школе / С.А. Мухиддинова, Д.С. Уралова // Молодой ученый. – 2013. – №7. – С. 397 – 399.
52. Негневицкая Е. И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра / Е.И. Негневицкая // Иностранные языки в школе. – 1987. – №6. – С.57.
53. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ.высш. Пед. / Р.С. Немов – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2018. – 688 с.
54. Пархоменко Е.Н. Особенности методики обучения грамматике английского языка на начальном этапе в контексте классического образования / Е.Н. Пархоменко // Научный альманах, 2016 . – N 6-1(20).
55. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М. : Русский язык, 1989. – 276 с
56. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. – М. : Русский язык, 1977. – 216 с.
57. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе/ Е. И. Пассов. – М., 1989. – С.76-78.
58. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка [Текст] / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М.: Глосса-Пресс, Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 640 с.
59. Петричук, И.И. Еще раз об игре / И.И. Петричук // Образование в современной школе. – 2006. – № 10. – С. 38 – 40.
60. Предко Т. И. Игры в обучении грамматике английского язика/ Т. И. Предко// Вестник Брестского государственного технического университета. – 2012. – №6. – С. 140–145.
61. Рогова Г. В. О некоторых причинах снижения интереса к предмету / Г.В. Рогова, З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 1982. – №2. – С.105.
62. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н. Скаткин. – М. , 1980. – С. 96.
63. Соколова Е.А. Формирование грамматических навыков на уроке иностранного языка / Е.А. Соколова // Среднее профессиональное образование. 2011. – №6 – С.34-35.
64. Соловова Е. Н.Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. Вузов и учителей / Е. Н. Соловова.— 4-е изд.— М. : Просвещение, 2006.— 239 с
65. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс : пособие для студентов пед.вузов и учителей/Е.Н. Соловова. М.: АСТ : Астрель, 2008. 272 с.
66. Степанова Е. А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / / Иностранные языки в школе. — 2004. — № 2. — С. 66-68
67. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. — М. : Просвещение, 1984. — С. 62-78.
68. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 2001. – 370 с.
69. Сурикова-Камю Л.Г. Обучение грамматике английского языка с позиций системного подхода / Л.Г. Сурикова -Камю // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4-2 С. 61-63.
70. Сысоев П. В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая? / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 2. – С. 31–35.
71. Филипова Т. И. Принцип систематизации при обучении граматики / Т. И. Филипова. – М., 2002. – 240 с.
72. Царёв Д.А. Использование обучающих игр на уроках английского языка в школе / Д.А. Царев, А.С. Вражнова // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032109 (дата обращения: 08.04.2022 ).
73. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. , 1978. – С. 45.
74. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Просвящение, 1987. – 350 с.
75. Hadfield J. Elementary Grammar Games / J. Hadfield// – London : Pearson, 2003. – 120 p.
76. Pathan, Mustafa & Aldersi, Zamzam. Using Games in Primary Schools for Effective Grammar Teaching: a Case Study from Sebha / Pathan, Mustafa & Aldersi, Zamzam/ International Journal of English Language & Transla tion Studies. – 2014. – №2(2), р. 211-227.
77. Дахин А.В. Основы социального государства: учеб. пособие/ А.В. Дахин, С.А. Воробьев. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. – 102 с.
78. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
79. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 258 с.
80. Эрик Берн Игры, в которые играют люди - психология человеческих отношений Перевод с английского, предисловие и примечания А. И. Фета/ Философский аркив, Швеция, 2016
81. Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). М.: Мысль, 1975—1983
82. Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. / Пер. А. В. Лебедева. — М.: Наука, 1989. — № 22. — С. 176—257.
83. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. — Л.: Наука, 1970. 664 стр.
84. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. [С приложением фрагментов сочинения Гераклита, поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура]. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). — М.: Художественная литература, 1983. — 384 с.
85. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль. 1990—1994
86. "Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения". Перевод, статьи и комментарии С. И. Соболевского. М.; Л., 1935
87. Гадамер Х. Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с
88. Иммануил Кант. Собрание сочинений в 8 томах. — Издательство: ЧОРО, 1994 г.
89. Финк О. Основные феномены человеческого бытия / О. Финк. - М.: Канон, 2017. - 432 с.
90. Гридина, Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество / Т. А. Гридина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Урал. ГПИ, 1996. - 215 с.
91. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. — М.: Наука; Флинта, 2004. — 240 с.
92. Сталь Шмаков : грани личности / [ред.-сост. Л. П. Шопина]. — Липецк : ЛГПУ, 2005. — 574 с
93. Алексюк, А.Ни. Педагогические основы коммунистического воспитания студентов / А. Н. Алексюк; Под ред. Б. И. Королева. - Киев : Вища шк : Изд-во при Киев. ун-те, 1984. - 32 с
94. Беляева, Л.А. Игра как способ конструирования личной идентичности [Текст] / Л. А. Беляева, О. Н. Новикова // Образование и наука. - 2012. - № 5. - С. 73-82. - Библиогр.: с. 82
95. Голант Е.Я. Организация учебной работы в советской школе, 1957
96. Онищук В.А. Урок в современной школе Текст/ Онищук В.А. - М., Изд-во Просвещение, 2013г., 218 с.
97. Дегтярёв В.И. Алексей Нилович Савченко (1907-1987) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 2013. — № 1. — С. 193—194.
98. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Политиздат,1975. – 272с.
99. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. - М., 1963.
100. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. - Тбилиси, 1966. - С. 49-57.
101. Пенфилд Уайлдер, Ферстер О. (1930). "Структурные основы травматической эпилепсии и результаты радикальной операции". Мозг. 53 (2): 99-119
102. Беспалько В. П. Б 53 Слагаемые педагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.—192 е.
103. Лихачев Б.Т. JI65 Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев ; под ред. В.А. Сластенина. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с.
104. Общая и профессиональная педагогика / Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2006.
105. «Информатизация школьного образования» — монографический сборник под редакцией В. М. Монахова и Д. Штихта, Москва — Берлин, 1990 г.
106. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. - М., 1988. - С. 37-45.
107. П. И. Пидкасистый. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П. И. Пидкасистый . — М. : Педагогика, 1972 . — 183 с.
108. Хайдаров, Ж. С. Теория и практика организации игровой деятельности студентов в учебном процессе: (Дидакт. имитац. игра). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01). - Алма-Ата, 1982. - 24 с.
109.
Словари и энциклопедии:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2019. - 448 с.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин –М.: ИКАР, 2009. – 448 с