Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Радикально-правые партии стали активными участниками политического процесса большинства западноевропейских государств с 1980-х годов, но Германия (далее – ФРГ) сопротивлялась этой тенденции на протяжении десятилетий. Пока правые партии христианских демократов и либералов иногда находили поддержку на местных выборах, крайне правые политики столкнулись с очень высокими политическими и социальными барьерами в Германии, и успех на выборах на национальном уровне оставался недостижимым.
Однако в 2013 году, всего за несколько месяцев до всеобщих выборов, была сформирована новая партия, выступавшая за роспуск еврозоны и радикальное изменение внешней политики ФРГ. Эта новая «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland или AfD для краткости)(далее по тексту – АдГ) оказалась невероятно близка к преодолению избирательного порога в пять процентов. Девять месяцев спустя партия набрала семь процентов голосов на выборах в Европейский парламент 2014 года и в конечном итоге была принята в Европейскую группу консерваторов и реформистов (ECR), что еще больше испортило отношения между канцлером Германии Ангелой Меркель и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. На парламентских выборах в трех (восточных) землях, состоявшихся в августе-сентябре 2014 года, АдГ добилась еще большего успеха, набрав от 9,7 (Саксония) до 12,2 (Бранденбург) процентов голосов.
Электоральные успехи вышли на совершенно новый уровень в 2017 году, когда АдГ набрала 12,6% голосов и стала первой новой партией, вошедшей в верхнюю палату немецкого парламента – Бундестаг с 1990-х годов.
Политические оппоненты и средства массовой информации описывают АдГ как евроскептиков и правых популистов. Если бы это описание было правильным, это означало бы качественный сдвиг в структуре партийной конкуренции в ФРГ. Более того, из-за того, что такая партия может шантажировать умеренных правых, это стало бы серьезным потрясением для немецкой партийной системы, что имело бы серьезные последствия для будущей позиции ФРГ в отношении европейской интеграции и для иммиграционной политики ФРГ. Однако совершенно неясно, оправдана ли и в какой степени такая классификация АдГ, поскольку эти термины используются в опосредованных дискурсах довольно часто и без разбора.
Два фактора могут помочь развить эту мысль, ответить на принадлежность АдГ к крайне правому политическому флангу и оценить в целом неожиданное появление АдГ на политической арене и ее успешное развитие к сегодняшнему дню. Во-первых, АдГ начиналась не как праворадикальная партия, а как организация, объединившая мягкий евроскептицизм с экономическим либерализмом и социально консервативной повесткой. Хотя АдГ с самого начала привлекала крайне правых в качестве своих членов, ее руководство первоначально состояло в основном из разочарованных представители немецкой элиты, в том числе многих представителей академической среды, юристов, врачей и бывших правоцентристских политиков, старательно избегавших любых ассоциаций с традиционным немецким правым экстремизмом или современными праворадикальными партиями в других странах Европы. Эта стратегия позволила партии добиться доступа к основным средствам массовой информации и получить политическое представительство на субнациональном уровне в первые годы своего существования.
Только в 2015 году, когда тогдашний лидер АдГ и многие из его сторонников вышли из партии, АдГ заняла популистскую позицию и начала
фокусироваться на вопросах миграции, беженцах и исламе в качестве своих новых основных вопросов, в то время как политика Еврозоны отошла на второй план.
Во-вторых, за трансформацией партии последовало неожиданное решение Ангелы Меркель временно приостановить действие Дублинского регламента, что, в свою очередь, привело к беспорядочному прибытию сотен тысяч беженцев и нелегальных мигрантов в ФРГ. В результате чего в немецком обществе возросла значимость проблемы убежища/миграции, и изменение позиции АдГ с тех пор оказалось очень успешным.
Более конкретно, идеологический сдвиг АдГ в условиях фундаментально изменившейся среды, вызванный желанием избирателей отреагировать на миграционный кризис 2015 года. Проверяя это предположение в дальнейшем тексте работы, необходимо выяснить, является ли АдГ в каком-либо смысле особым случаем, или их поддержка обусловлена одним и тем же представлением об этнической угрозе, которых придерживаются праворадикальные избиратели в других странах.
Таким образом, цель этой работы состоит в том, чтобы оценить АдГ, как новый фактор немецкой партийной и политической жизни. Ответить на вопрос, относиться ли данная политическая сила к ультраправому спектру аналогичных движений в других странах и оценить ее дальнейшие перспективы особенно в контексте роста популистских политических сил в Европе, начиная со второго десятилетия этого столетия. Особенно это важно в контексте, набирающего обороты движения т.н. евроскептицизма, кульминацией которого стал выход Великобритании из Европейского Союза (далее – ЕС), по итогам референдума 2016 года.
Евроскептицизм в широком смысле означает негативное отношение к европейской интеграции. Как область научных исследований она получила развитие только в конце 1990-х годов. Можно выделить два основных подхода в этой области научных исследований – «жесткий» и «мягкий» евроскептицизмом. «Жесткий» евроскептицизм относится к принципиальному отказу от европейской интеграции, что в конечном итоге несовместимо с членством в ЕС. «Мягкий» евроскептицизм не выступает против интеграции как таковой, но отвергает сложившееся состояние европейской политики, а также движение к «все более тесному союзу». В виду размытости критерием и относительной новизны указанных идей довольно трудно определить, является ли партия мягким евроскептиком, жестким евроскептиком или не является евроскептиком вообще. Однако в случае с АдГ, которая возникла как партия, выступающая против, в частности, Еврозоны; и опубликовала свой первый полноценный манифест в контексте европейских выборов 2014 года – все равно остается довольно трудно определить степень ее евроскептических настроений. Таким образом, различие по шаблону «жесткое/мягкое» является полезным для анализа идеологии АдГ и характеристики указанной политической силы, в частности под углом евроскептицизма. Но исследование не будет ограничиваться фокусом только на этой проблематике.
Степень изученности данной темы в немецком научном сообществе можно оценить как достаточно высокую, учитывая то, что исключительно феномену данной партии посвящены множество монографии после ее электоральных успехов на федеральных выборах 2017 и 2021 гг. и на региональных выборах в этот же период.
Объектом данного исследования является партия АдГ, которая за достаточно короткий срок добилась уверенной поддержки части населения, прошла с начала в местные законодательные органы, а затем дважды попала в федеральный парламент, сформировав устойчивый электорат на правом политическом фланге.
Предмет исследования – роль данной партии в современной политической системе ФРГ.
Цель работы – выявить особенности политической партии АдГ как новый фактор партийной системы ФРГ, выявить ее основные черты в вопросах идеологии и ее позицию на основные проблемы современного времени.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить этапы формирования политической системы современной ФРГ;
- охарактеризовать партийную систему современной ФРГ;
- проанализировать становление и развитие партии АдГ;
- оценить идеологическую составляющую АдГ;
- исследовать результаты АдГ в электоральных кампаниях в 2013 - 2021 гг. и оценить перспективы ее развития.
Теоретико-методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных наиболее актуальным новостным материалам. Ключевыми источниками для получения наиболее новой информации о партии послужили электронные ресурсы, такие как официальный сайт партии АдГ, где размещена информация о ее текущей деятельности, уставные и программные документы, а также аналогичные официальные сайты движений ПЕГИДА, Патриотическая платформа и других немецких партий и организаций.
Методы исследования – анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Новизна работы заключается в представлении систематизированного анализа политического пути и программных документов партии АдГ, включая наиболее актуальную информацию, касающуюся итогов выборов, проблематики, по которой партия инициирует дискуссию в обществе, а также публикаций как новостного, так и аналитического характера в германском медиа-пространстве, посвященных АдГ.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Специфика партийной и политической системы современной Германии
1.1. Политическая и партийная система Германии и этапы их формирования
В этой главе будет рассмотрена историческая составляющая немецкой политической системы и то, каковой она является сегодня.
История является важной частью становления любых политических институтов в стране, а в ФРГ это носит особое значение, ведь сегодня, политическая система в ФРГ сформирована и является именно такой – какая она из-за большого количества исторических событий, ошибок и удачно принимаемых решений. Также важно понимать, почему эта система имеет определенные отдельные положения и почему ее не стоит просто «копировать» для использования в любой другой стране, оценивая немецкую политическую систему и государство в целом – как успешные.
Жизнеспособность германского федерализма, непременно, может быть объяснена только в прагматичном плане. Как было сказано ранее, постоянное тяготение немецкого народа к федерализму является результатом бурной истории страны . Немецкая политическая система не формировалась «очевидным» путем, исключительно в сложные для страны времена, ведь он получил некоторые свои особенности во времена немецкой истории, которые воспринимаются как относительно беспроблемные. После анти федеральной политики диктатур середины ХХ века, федерализм само-реабилитируется как идея. исторической легитимности современным демократическим институтам.
Германия – федеративное государство, в составе которого 16 федеральных земель со своими конституциями, парламентами и правительствами. Высшая власть принадлежит общегосударственным институтам. Законодательная ветвь власти имеет двухпалатную систему: в государстве наряду с германским Бундестагом в принятии законов участвует Бундесрат, который образуют представители, делегированные от земельных правительств. Согласно Основному закону власть Президента ограничена, гораздо больше властных полномочий предоставлено Федеральному канцлеру, т.е. руководителю Правительства ФРГ. Федеральный канцлер – это полноправный лидер государства и единственный, кого выбирают во время первого заседания ново сформированного немецкого Бундестага. Его статус, объем полномочий и возможностей влиять на политику страны определяет соответствующий термин – «канцлерская демократия» .
Современная политическая система ФРГ возникла по итогам Второй мировой войны после сокрушительного поражения нацистского режима и установлении в стране внешней оккупации. В становлении новой политической системы и возникновению новых партий активное участие приняли немецкие антифашисты и представители оккупационных властей. Были созданы условия, подвергшие нацистский период остракизму и полному забвению, а сама нацистская пропаганда была объявлена вне закона. Новыми властями был учтен трагический опыт и внедрены в жизнь демократические идеалы, политического плюрализма. На этой основе и принципах функционирует немецкая политическая система по сегодняшний день.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антропов Р.В. Оcобенности и современные тенденции развития избирательной системы Германии (на примере выборов в немецкий Бундестаг 2013 года) //Зарубежное избирательное право. – 2016. №2(52) - С. 36.
2. Ахтамзян А.А. Федеративная Республика Германия в конце XX в. Новая и новейшая история. М., 1999,№5, с.35-50.
3. Белов В.Б. Германия. Вызовы XXI века /М.: Весь мир, 2009. С. 117–121.
4. Варнавский В. Системный кризис Еврозоны: экономика или политика? //Мировая экономика и международные отношения, 2012, № 11, С. 43-49.
5. Гуляков А, Малько А, Саломатин А. Генезис федерализма в странах Европы // Современная Европа. М., 2018. № 1. С. 36 — 46.
6. Захарова Е.А. Факторы электорального успеха «Альтернативы для Германии» // Политическая наука. М., 2019. № 2. С. 219 — 244.
7. Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. Основные черты политической системы, М.,: Букинист, 1996. С. 260.
8. Камкин А. «Альтернатива для Германии» как новый элемент партийного ландшафта/Камкин А. //Современная Европа. – 2015. №2(62) - С. 119
9. Кирьянова В. И., Дмитриева С. И. Альтернатива для Германии: реалии и перспективы // Панорама. 2017. Т. 29. С. 45—58.
10. Княгинин К.Н. Федеративная территориальная структура Германии: от прошлого к настоящему / К.Н. Княгинин // Конституционное и муниципальное право, №7, 2011. С. 66–67.
11. Мелешкина Е.Ю. Исследования электорального поведения: теоретические модели и проблемы их применения //Партии и выборы: Хрестоматия / ИНИОН РАН; МГИМО(У) МИД РФ. – М., 2004. – С. 104-122.
12. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты / Курс лекций. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2002. – 512 с.
13. Павлов Н.В. «Союз 90/Зелёные»: история, состояние, перспективы. Мировая экономика и международные отношения. 2018. №3. С. 37-45.
14. Павлов Н.В. Эволюция партийной системы ФРГ: роль малых партий. Роль малых партий в партийно-политической системе Германии. Под ред. В.Б. Белова, Е.П. Тимошенковой. М.: ИЕ РАН, 2015. С. 28-49.
15. Рубинский Ю.И., Ананьева Е.В., Тимошенкова Е.П. Верников В.Л., Швейцер В.Я., Плева-ко Н.С., Ведерников М.В., Шишелина Л.Н., Кандель П.Е. Об основных партийно-политических процессах в современных государствах. Современная Европа. 2017, №1(73). С. 116-123.
16. Погорельская С.В. «Альтернатива для Германии»: без внутренней альтернативы? Перспективы. 2018. №1(13). С. 40-55.
17. Погорельская С.В. Современный германский популизм: общее и особенное. Перспективы. 2019. №4(20). С. 92-102.
18. Саломатин А.Ю., Наквакина Е.В. Динамика партийно-политического развития федеративных государств Европы (середина XIX – начало XXI в) // Проблемы федеративных отношений в странах Европы / Под ред. А.Ю. Гулякова, Пенза, ПГУ, 2017. С. 42.
19. Свечникова С. В. Альтернатива для Германии»: миграционная проблема партии и политика партии // Культура как фактор цивилизационного развития: достижения и просчеты. Орёл, 2018. С. 9 — 16.
20. Салмин А.М. Современная демократия [Текст]: очерки становления и развития / А. М. Салмин. – М.: Форум, 2009. – 383 с.
21. Синдеев А.А. Новые тенденции в политической системе Германии. Европа 2017: партии, выборы, власть. М., ИЕ РАН, 2018. С. 36-42.
22. Тимошенкова Е. Основные итоги и тенденции земельных выборов в ФРГ в 2014 г./Тимошенкова Е.//Современная Европа. – 2017. №2(62). - С. 113-118
23. Тимошенкова Е.П. Особенности стратегии «народных партий» в избирательной кампании в бундестаг 2017 г. и формирование правительства. Германия. 2017. Под ред. В.Б. Белова. М.: ИЕ РАН, 2018. С. 105-114.
24. Фёдоров В.П. Роль Германии в судьбе европейского проекта. Экономика и политика Германии: через год после выборов. Под ред. Е.П. Тимошенковой. М.: ИЕ РАН, 2019. С. 7-13.
25. Хорольская М.В. Преодоление прошлого и переосмысление истории ГДР в современной Германии. Россия и современный мир. 2019. №1(102). С. 133-147.
26. Штольц, К. Гурков, А. Партия противников евро начинает борьбу за голоса немцев [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. 2013. 15 апреля. URL: http://dw.com/p/18G7u (дата обращения: 28.04.2022)
27. Am Orde, S. Gemeinsame Sache mit den Nazis [Электронный ресурс] // taz.de. 2014. 29 сентября. URL: http://www.taz.de/!5032522/ (дата обращения: 28.04.2022)
28. Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz. September 2017 // Bundeswahlordnung (BWO) [Электронный ресурс]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bwo_1985/ (дата обращения 12.05.2022).
29. Die Alternative für Deutschland. Programmatik, Entwicklung und Politische Verordnung/ A.Häusler [et al.]. - Springer Fachmedien Wiesbaden, 2016. - 251 S.
30. Korte, K. Bundestagswahl 2013. Analysen der Wahl-, Parteien-, Kommunikations-, und Regierungsforschung/ K. Korte - Springer Fachmedien Wiesbaden, 2015. - 541 S.
31. Neuerer, D. Alternative für Deutschland wächst rasant [Электронный ресурс] // Handelsblatt, 2014. 10 июня. URL: http://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/afd-mitglieder-alternative-fuer-deutschland-waechst-rasant/10789344.html (дата обращения: 28.04.2022)
32. Payerhin, Mayek. Nordic, Central, and Southeastern Europe 2017-2018. Rowman & Littlefield. p. 254.
33. Steffen, T. Petrys Chance [Электронный ресурс] // Zeit-Online. 2015. 6 июля. URL: http://www.zeit.de/politik/deutschland/2015-07/frauke-petry-bernd-lucke-afd-parteitag-essen (дата обращения: 21.04.2022)