Фрагмент для ознакомления
1
Введение ……………………………………………………………………...
1 Литературоведческая и сценическая интерпретации пьеса М. Горького «На дне»:
1.1 Драма как род литературы
1.2 Пьеса М. Горького «На дне» в обзоре литературоведов……
1.3 Театральные трактовки пьесы М. Горького «На дне» ………
1.4 Интерпретация пьесы М. Горького «На дне» в спектакле театра «Современник» 1972 года…………………………………………………..
2 Изучение пьесы М. Горького «На дне» на уроках литературы в школе…………………………………………………
2.1 Обзор программ и методических разработок по литературе в аспекте изучения пьесы М. Горького «На дне
2.3 Методические рекомендации к изучению изучении пьесы «На дне» в 11 классе с использованием сценической интерпретации………………...
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованных источников………………....................................
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пьеса М. Горького «На дне» – одна из самых популярных, что подтверждают многочисленные сценические постановки в разных театрах страны. Интерес к произведению обусловлен, с одной стороны, злободневностью, вечностью вопросов, поднимаемых в произведении, с другой, – мастерством Горького-драматурга. Также, несмотря на свою уже более чем столетнюю историю, пьеса до сих пор вызывает разночтения и споря, связанные с трактовкой образа Луки.
Пьеса М. Горького «На дне» включена в школьную программу по литературе, имеется определенный опыт ее изучения, представленный в работах …….
Научно-методической анализ литературы показал, что конкретные методические рекомендации, посвященные изучению пьесы М. Горького «На дне» с использованием сценических интерпретаций, нет, поэтому тема исследования является актуальной. Художественная природа драмы (ориентированность на театр), сложность в постижении авторской позиции определяет необходимость использования сценической интерпретации на уроках литературы.
Научно-методической анализ литературы показал, что конкретные методические рекомендации, посвященные изучению пьесы М. Горького «На дне» с использованием сценических интерпретаций, нет, поэтому тема исследования является актуальной.
Объект исследования: процесс изучения пьесы М. Горького «На дне» с использованием сценической интерпретации на уроках литературы.
Предмет исследования: методика изучения пьесы М. Горького «На дне» с использованием сценической интерпретации на уроках литературы.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить особенности сценической интерпретации пьесы М. Горького «На дне» и разработать методические рекомендации к изучению пьесы на уроках литературы с использованием сценических трактовок.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать драму как род литературы.
2. Обобщить опыт литературоведов по изучению пьесы М. Горького «На дне».
3. Изучить литературную и сценическую историю пьесы М. Горького «На дне».
4. Выявить особенности интерпретации пьесы М. Горького «На дне» Московским театром «Современник» в спектакле 1972 года.
5. Изучить программы по литературе и методические разработки в аспекте изучения пьесы М. Горького «На дне» в школе.
6. Разработать методические рекомендации по использованию сценической интерпретации при изучении пьесы «На дне» на уроке литературы в 11 классе.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы исследования: сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды В.Е. Хализева, В.Е. Головчинер, посвященные драме; В.Г. Маранцмана, Е.Р. Ядровской, посвященные методике изучения литературы.
Разработанные методические рекомендации могут использовать учителя в своей профессиональной деятельности, а также студенты-практиканты при прохождении педагогической практики в школе.
Апробация работы:
- статья «Изучение «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя с использованием кинематографических трактовок на уроках литературы» [10]
- выступление на научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 22 апреля 2022) с докладом «Изучение повести «Шинель» Н.В. Гоголя на уроках литературы с использованием кинематографической трактовки».
Работа выполнена по заказу МБОУ СОШ №1 г. Лесосибирск.
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного квалификационного сочинения внедрены в учебный процесс МБОУ Боготольская СОШ
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований. Общий объем работы – 50 страниц.
Глава 1 ЛИТЕРАТУРНАЯ И СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИИ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
1.1 Драма как род литературы
Драма является одним из сложных родов литературы. К проблеме драмы обращались еще в античные времена. Аристотель утверждал, что «трагедия представляет собой подражание действию важному и законченному посредством действия, а не рассказа». Аристотель выявил природу воздействия драматического произведения. Трагедия, по мнению Аристотеля, должна была повлиять на возникновение у зрителя бурное эмоциональное переживание, называемое катарсисом что значит «очищение аффектов» [3].
Художественное отражение действительности характерно для драматургии, т.к. на неё действуют общие законы искусства. В связи с тем, что драма является одним из родов литературы, ей свойственны особенности литературного произведения.
Драма реализуется на сцене, потому драматическое произведение во многом подчиняется законам театра. Специфики драмы сопоставляется с другими родами литературы – эпосом и лирикой. Потому – поэтическое произведение является целым миром, складывающимся из художественных образов. Художественная концепция стихотворения направлена, прежде всего, на выражение состояния автора [15].
Художественный образ в драматических произведениях раскрывается на основе своих собственных приёмах, характерных только драме. Самым часто используемом приемом в данном случае являются монологи и диалоги героев. Значимую роль в создании художественного образа играют монологи. Для иллюстрации вышеизложенного обратимся к особенностям создания образа центрального героя в трагедии В. Шекспира «Гамлет». Главный герой – есть фундамент для всего произведения. Персонаж вступает во взаимоотношения с остальными героями. Он испытывает к персонажам определенные чувства, а также имеет своё сложившееся мнение о них. Иногда чувства героя противоречивы, например, по отношению к королеве – нельзя сказать, что он не любит свою мать, однако в то же время, Гамлет не может простить ей предательства памяти его отца. Сложными и неоднозначными являются его отношения с Офелией, что накладывает отпечаток на происходящее между ними взаимоотношении. Гамлета можно назвать философом. Спектр его суждений довольно широкий: от определенной вещи или конкретного поступка, до смысла существования. Таким образом, Гамлет является активным лицом трагедии, и активность героя передается через его монологи и диалоги с другими персонажами.
В эпическом произведении немаловажной является роль монологов и диалогов героев. Потенциал их в создании художественных образов углубляется через использование таких дополнительных приемов, как: письма, дневниковые записи, авторские комментарии, отступления и рассуждения.
В. Г. Белинский [4] не сопоставляет драму и эпопею, т.к. несмотря на то, что в драме, как и в эпопее есть событие, в сущности, они противоположны друг другу. В эпопее главенствует событие, в драме же – человек. Героем эпоса является происшествие, героем драмы – человеческая личность.
В. Е. Хализев [16] акцентирует внимание на различиях в изображении действия в эпосе и драме. В эпическом произведении события представлены как уже произошедшие, как нечто пережитое и осмысленное. Драма же предстает как лишенная универсальности и обладающая в освоении жизни определенной избирательностью. Пропорции между повествованием и речевыми действиями персонажей в драме резко смещены в сторону речевых действий. Хотя элементы повествования присутствуют в драме, они являются вспомогательными. В драме, безусловно, преобладает прямая речь.
В.Е. Хализев отмечает ограничения, которые налагает форма драмы на автора. Прежде всего, это связано с тем, что условиями сцены задан объем драматических произведений. Кроме того, портретно-жестовые, пейзажные характеристики присутствуют, как правило, только в высказываниях персонажей, т.к. ремарки обычно бывают краткими. Наконец, внутренние монологи героев драмы не могут сопровождаться комментариями автора, как в повествовательном произведении. Данное обстоятельство ограничивает применение в драматических произведениях психологического метода. Вместе с тем, несмотря на изложенные выше отличия драмы, и эпоса, исследователь не склонен противопоставлять эти два рода литературы, напротив, он считает их взаимосвязанными и взаимопроникающими.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Анненский, И.Ф. Драма на дне/ И.Ф. Анненский// Книги отражений/ Наука. – Москва, 1979. – С. 71-82.– ISBN 5-280-00082-5.
2.Ариас-Вихиль, М.А. Пьеса М. Горького «На дне» в Италии: постановка труппы Татьяны Павловой 1926 г. (по материалам архива А.М. Горького) / М.А. Ариас-Вихиль // Studia Litterarum. – 2018. – Т. 3, № 1. – С. 266-281.
3.Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии / Аристотель// Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории/ Литература. – Минск, 1998. – С. 1064-1112. – ISBN 985-437-401-7.
4.Белинский, В. Г. Разделение поэзии на роды и виды/ В. Г. Белинский//Lib.ru/Классика. – 2021. – Т. 5.– URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0790.shtml (дата обращения 25.04.2022).
5.Богданова, О.В. Концептуальные основы образа Актера в пьесе Горького «На дне» / О.В. Богданова // Вестник Череповецкого государственного университета. –2016. – №2. – С.54-58.
6.Быков, Д. Л. Был ли Горький?: библиографический очерк/ Д. Л. Быков. – Москва: АСТ, 2008 – 353с. – ISBN 978-5-17-054542-1.
7.Гачев, Г.Д. Логика вещей и человек. Прение о правде и лжи в «На дне» М. Горького / Г.Д. Гачев. – Москва : Высшая школа, 1992. – 95 с. – ISBN 5-06-002485-7.
8.Гачев, Г. Д. Что есть истина? Прения о правде и лжи в «На дне» М. Горького / Г. Д. Гачев//Литература. Первое сентября. – 2018. - №24. – С. 535-554.
9.Гладков, А. К. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде /А. К. Гладков. – Москва : СТД РСФСР, 1990. – 287 с. – ISBN 978-5-91631-277-5.
10.Головчинер, В.Е. Открытия М. Горького в контексте драматургических исканий эпохи. К 100-летию создания пьесы «На дне» / В.Е. Головчинер // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2004. – № 3 (40). – С. 20-26.
11.Демкина, С.М. Пьеса М. Горького «На дне» на немецкой сцене (по материалам музея А.М. Горького ИМЛИ РАН) / С.М. Демкина // Studia Litterarum. –2018. – Т. 3, № 1. – С. 252-265.
12.Добролюбов, Н.А. Избранное./ Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. – Москва : РОССПЭН, 2010. – 231 с. – ISBN 978-2-8243-1184-6.
13.Зайдман, Н.В. Гуманизм творчества М.Горького (Указатель основной литературы за 1968-1977 гг.) / Н. В. Зайдман // М.Горький и вопросы жанра и стиля : сборник статей. – Горьков, 1979. – С.151-154.
14.Зингерман, Б.И. Пикассо, Чаплин, Брехт, Хэмингуэй / Б. И. Зингерман // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века : сборник статей.– Москва, 1984. – С.103-161.
15.Зингерман, Б.И. Школа Горького / Б. И. Зингерман // Театр. –Москва, 1957. – №8. – С.29-50.
16.Зись, А. Я. Интерпретация произведения как феномена культуры / А. Я. Зись, М. П. Стафецкая. – Москва : Искусство, 1985. – 238 с.
17.Катышева, Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр: учебное пособие / Д.Н. Катышева. – Санкт-Петербург : Лань, 2016. – 256 с. – ISBN 978-5-8114-1991-3.
18.Кузин, А.С. «Пустота» и «теснота» – сценические концепты драматургии М. Горького (из опыта интерпретации пьес «На дне» и «Последние») / А. С. Кузин // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 4. – С. 313-320.
19.Лебедева, А.М. Рождение одной из самых загадочных пьес М. Горького в диалоге экспозиции и выставки «“На дне” на вершине успеха» в Музее-квартире А.М. Горького / А.М. Лебедева //Максим Горький: Взгляд из XXI в. : сборник статей / ответственный редактор И. В. Василенко. – Великий Новгород, 2018. – С. 121-129.
20.Луначарский, A.B. Максим Горький. Литературно-общественная характеристика. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 2 / А. В. Луначарский.– Москва: Литература, 1988. – Т. 2. – 197 с.
21.Марков, П. А. Человеческое в человеке «На дне» в театре-студии «Современник» и в Руставском драматическом театре/ П. А. Марков.– URL:https://www.bilettorg.ru/recTheatre/69/id237/ (дата обращения 31.05.2022).
22.Матевосян, Е.Р. Научная конференция «Наследие М.Горького в контексте времени» / Е. Р. Матевосян // Известия российской академии наук. Серия: Литература и язык.– 1993. – Т.52, №5. – С.88-91.
23.Мережковский, Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д. С. Мережковский. – Санкт-Петербург : Типо-литография Б.М. Вольфа, 1994. – 174 с. – ISBN 5-210-02318-4.
24.Мережковский, Д.С.Максим Горький: рrо et contra /Д.С. Мережковский. – Санкт-Петербург : РХГА, 1997. – 880 с. – ISBN 5-88812-014-6.
25.Мильдон, В.И. Открылась бездна. (Образы места и времени в классической русской драме.)/ В. И. Мильдон. – Москва : Артист. Режиссер. Театр, 1992. –351 с. – ISBN 5-87334-068-4.
26.Минералова, И.Г. Философский спор о человеке в драме М.Горького «На дне»/ И. Г. Минералова.– URL:https://ukr-lit.com/filosofskij-spor-o-cheloveke-v-drame-na-dne-2/ (дата обращения 25.03.2022).
27.Миронова, Г. А. 65 лет в репертуаре «На дне» в МХАТе. / Г. А. Миронова //Театр. – Москва, 1968. – №5. – С.106-108.
28.Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого/ Ф. Ницше. – Москва : СП «Интербук», 1990. – 301с. – ISBN 978-5-91181-742-8.
29.Парамонов, Б. М. Горький, белое пятно / Б. М. Парамонов // Октябрь. – Москва, 1992. – №5. – С. 146-167.
30.Перхин, В.В. Дневники К.А.Федина 1920-1921 годов и его книга «Горький среди нас» / В. В. Перхин // Русская литература. – Санкт-Петербург, 1992. – №4. – С.134-139.
31.Премьеры Товстоногова. Статьи о спектаклях Г.Товстоногова разных лет/ сост. Е. И. Горфункель. – Москва :Артист. Режиссер. Театр,1994. – 386 с. – ISBN 5-235-02680-2.
32.Пьяных, М.Ф. М.Горький и суд над Достоевским в советской литературе 30-х гг. (Проблема трагического) /М. Ф. Пьяных //Наследие М.Горького в контексте времени : сборник статей / ответственный редактор Д. К. Богатырёв. – Москва, 1995. – С.136-142.
33. Ренард,Г. Р. Непредсказуемая игра / Г. Р. Ренард // Театральная жизнь. – Москва, 1991. – №21. – С.2-3.
34.Руднев, В. П. «Здесь» «там» - «нигде»: Пространство и сюжет в драматургии / В. П. Руднев // Московский наблюдатель. – Москва, 1994. – № 3 4. – С. 10-17.
35.Савинков, С.В. Аспекты русской литературной характерологии: монография/ С. В. Савинков, А. А. Фаустов. – Москва : Instrada, 2010. – 331с. –ISBN 978-5-87604-223-1.
36.Скобло, Н.В. «На дне» М.Горького в зарубежной критике (1903-1978, на русском языке) / Н. В. Скобло // М.Горький и вопросы жанра и стиля : сборник статей / ответственный редактор Е. В. Семенова.– Горький, 1979. – С.146-150.
37.Соловьева, И. П. Вселенная одного дома. / И. П. Соловьева, В. А. Шитова // Премьеры Товстоногова. Статьи о спектаклях Г.Товстоногова разных лет/ ответственный редактор Е. И. Горфункель.– Москва, 1994. – №5. – С.52-59.
38.Соколов, А.Н. Художественный образ в лирике Лермонтова / А.Н. Соколов // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814-1964: сборник статей / ответственный редактор У.Р. Фохт. – Москва, 1964. – С.177-181.
39.Хализев, В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) / В.Е. Хализев. – Москва : Издательство МГУ, 1986. – 260 с. –
40.Чуковский, К.И. Паки о «Дне». Полное собрание сочинений. Т. 14 /К. И. Чуковский. – Москва : ТЕРРА, 1980. – 550 с.