Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Детство – чрезвычайно оптимальный период для интеллектуального развития детей. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников имеет, огромное значение для их общего развития, в том числе, для развития образной речи детей. Сознание ребенка постепенно заполняется отдельными образами и представлениями, целостно воспринимает окружающую его действительность и лучше понимает все происходящее вокруг себя. Проблема исследования уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников остается актуальной, несмотря на то что данной проблеме и практики, и теоретики уделяют достаточно много внимания. Актуальность заключается в том, что изучение наглядно-образного мышления субъекта, в том числе интеллектуальной сферы в целом, может повлиять на выбор дальнейших методов развития мышления на всех последующих этапах образовательной деятельности.
Проблема развития наглядно-образного мышления изучалась многими педагогами и психологами. Это глубоко отражено в работах М. И. Еникеева, А. А. Крылова, В. С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже и др. Исследования Р.С. Немова подтвердили, что наглядно-образное мышление у большинства субъектов доминирует над другими видами мышления.
Достаточно большую роль в развитии наглядно-образного мышления дошкольников играют выразительные средства языка в художественной литературе и устном народном творчестве. На необходимость приобщения детей к красоте родного слова и развитию культуры речи указывали многие ученые. Это К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е.А. Флерина, А. П. Усова, Н.В. Гавриш и др. Проблема формирования образной речи находила отражение в трудах известных советских психологов, таких как Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца и др.
Дошкольники способны глубоко осмысливать содержание художественной литературы, в том случае конечно, если она подобрана сообразно возрасту ребенка. Дети в состоянии давать некоторые оценки действиям и поступкам литературных героев и персонажей. Они могут также оценивать некоторые особенности художественных форм, выражающих содержание. В результате целенаправленного педагогического воздействия дети старшего дошкольного возраста могут в собственном высказывании использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.
Вместе с этим, анализ теоретической и практической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью развития у дошкольников наглядно-образного мышления и недостаточной разработанностью методик и приемов, посвященных воздействию на детей средств художественной литературы. На основании выявленного противоречия была определена проблема исследования: каковы возможности средств художественной литературы в развитии наглядно-образного мышления дошкольников.
Объект исследования: наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство развития наглядно-образного мышления дошкольников.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, на основе проведенной диагностики, используя возможности художественной литературы в развитии интеллектуальной сферы, разработать систему психолого-педагогических мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и понятие наглядно-образного мышления, его развития в дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики диагностики и изучить актуальный уровень развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. На основе качественного и количественного анализа результатов диагностики разработать систему психолого-педагогических мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников средствами художественной литературы.
4. Осуществить оценку эффективности разработанной системы психолого-педагогических мероприятий.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, методической литературы; эксперимент (в единстве трех этапов – констатирующего, формирующего, контрольного), тестирование; качественный и количественный анализ результатов исследования.
База экспериментального исследования: ДОУ № … г. Тулы. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 48 человек.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие наглядно-образное мышление в психолого-педагогической литературе
Традиционная психология интерпретирует мышление как психический процесс, благодаря которому в мозге человека происходит обобщенность и опосредованность отражения, при этом отражаются не только сами предметы, явления, свойства, а отражаются связи и отношения между ними. Фактически это отражение можем назвать понятийным, а, следовательно, самой сложной формой познания мира. В процессе мышления, в отличие от чувственного познания, с помощью косвенных систем средств (мыслительные операции, речь, простые психические процессы, знания, представления и т. д.) происходит обобщенная процедура выделения существенных признаков и отношений в определенные логические структуры, которые, в свою очередь, сегментируются в понятия [7].
Очевидно, что мышление оперирует не только на уровне ощущений и восприятий, но и на уровне процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) на представлениях и, конечно, на эмоциях. Современная психологическая наука принципиально пытается выделить в мышлении именно психологический аспект, абстрагируясь от теоретико-познавательного и логического.
В свое время на выделении психологических аспектов мышления настаивали такие корифеи психологической науки, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюк, Л. Рубинштейн, А. К. Тихомиров, А. В. Скрипченко и т. д. Они выделяли такие обобщающие положения о психологической интерпретации мышления:
Мышление является многофункциональным, и каждую из этих функций должна исследовать соответствующая наука, но для психологии есть специальный аспект изучения мышления.
Мышление является психическим процессом, а, следовательно, проявляется во времени, пространстве и динамике.
Мышление является не только процессуальным, но и деятельностным (ориентировочно-деятельностным) (П. Я. Гальперин) и должно рассматриваться во взаимосвязи этих двух подходов к его определению [13].
Мышление субъективное, как и вся психика человека, а также ориентировочное. И если теоретико-познавательный и логико-философский анализ позволяет абстрагироваться от субъекта мышления (и это необходимо), то на уровне психологии абстрагирование от субъекта мышления теряет свой психологический смысл, ведь мыслит личность, индивид, индивидуальность, человек, и именно они и узнают благодаря этому окружающий мир и активно меняют его. Это своеобразное ядро интеллектуально-творческого потенциала личности, его динамическая составляющая.
Мышление тесно объединяет все психические процессы в единый алгоритм, который мы по праву называем интеллектом. Именно интеллект дает способность человеку сконструировать личностную парадигму мира, что, в свою очередь, отражает его субъективное создание окружающей действительности, возможность реорганизовать и развивать свой индивидуальный личностный опыт, что проявляется в личностном взаимодействии с окружающим миром. Таким образом, мышление — это процессуально-познавательная деятельность, которая дифференцируется в зависимости от видов, уровней и характера обобщения, а также от динамических характеристик самого субъекта, проблемности, новизны и средств отображения. Характерным в мышлении является то, и это, по нашему мнению, самое важное, что этот процесс не является запрограммированным на субъективном уровне, а в процессуальном проявлении детерминация мышления динамизируется, реализуется, творится во время мышления, поэтому сама процедура мышления тоже является процессом [20].
Мышление как процесс реализуется благодаря мыслительным действиям и операциям. Оперирование объектами, предметами и их свойствами — это оперирование образами, представлениями, понятиями. Понятно, что все эти представления, образы, понятия оформлены в определенной речевой категории, ведь субъект не оперирует непосредственно предметами и объектами и не вносит в них реальные предметные изменения, а отражает их идеально, благодаря деятельности мозга.
Процесс формирования мыслительных действий, который является генезисом умственных действий, происходит на основе взаимопереходов реальных, внешних действий (П. Я. Гальперин) во внутренние идеальные и наоборот. Эти процессы происходят путем интериоризации и экстериоризации. Опишем один из вариантов формирования умственных действий (поэтапное формирование) по П. Я. Гальперину. Первое действие — это оперирование с реальными предметами (внешнее воздействие), постепенно материальные предметы заменяются на символы материализованные, а в дальнейшем программируются в вербальные знаки. Интересно, что и сама вербализация также проходит поэтапно (говорение, проговаривание вслух, проговаривание про себя, переход к внутренней речи). Благодаря поэтапной интериоризации действия приобретают внутренний, умственный, мыслительный характер, становятся обобщенными, а значит, постепенно переносятся с одного материала на другой, со временем приобретают свернутый характер и становятся автоматизированными. Между мыслительными действиями и операциями существуют постоянные взаимопереходы, с усложнением деятельности операции приобретают форму действия и с автоматизмом действия становятся операциями. Общепринято считать, что мыслительная задача решается с помощью мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация и систематизация. Некоторые считают, что познание начинается со сравнения, однако существенные признаки все же определяются с помощью предварительного анализа и синтеза [20].
Анализ предполагает синтез и, наоборот, синтез предполагает анализ. Именно это единство и взаимосвязь дали основания С. Л. Рубинштейну ввести понятие «аналитико-синтетическая деятельность мышления», или «анализ через синтез», благодаря чему появляется возможность войти в понимание глубины предмета или явления, понять его все характеристики, раскрыть взаимосвязи и синтезировать эти взаимосвязи с целью дальнейшего познания их сущности. С. Л. Рубинштейн отмечает, что «правильный анализ любого целого всегда является анализом не только частей, элементов, свойств, но и их связей или отношений. Поэтому он ведет не к разрыву целого, а к его преобразованию. Но это превращение целого, новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез.
Следовательно, и анализ, и синтез дают познание элементов и частей, свойств предметов и явлений в их взаимосвязи. Гениальность С. Л. Рубинштейна в том, что он продемонстрировал неразрывность, нерасчлененность, единство процесса познания через анализ и синтез, а, следовательно, реализацию мыслительной процедуры через исчерпывающее содержание объекта познания.
Планирование, содержательная рефлексия и теоретический анализ — это те составляющие, которые были выделены в теоретическом мышлении в психологических исследованиях В. В. Давыдова. Именно теоретический анализ позволяет абстрагироваться от внешних несущественных особенностей предметов и явлений и выделить внутреннюю существенную основу свойств этих предметов и явлений. В учебной деятельности необходимо научиться находить общие принципы (алгоритмы) построения задач и общие способы их решения. Эти обобщенные принципы формируются на примере 1–2 задач и затем переносятся на целый класс таких задач. Собственные действия и поиск их содержательных основ обеспечивает содержательная рефлексия, именно она помогает человеку в поиске и мыслительном анализе собственных действий, при этом решаются средства и способы, соответствующие условиям задачи и особенностям ее структуры.
Мысленный план действий (или его называют внутренним), мысленное экспериментирование и планирование проявляется в способности мысленно проводить поиск, строить систему действий, соответствующих оптимальным действиям и условиям задач. Планирование, без использования внешних условий, обеспечивает умственное изменение условий задачи, чтобы выявить существенные отношения, пути достижения цели, соотношение конечных и промежуточных результатов и целей, в отличие от эмпирического мышления, где осуществляется только пошаговое планирование, и проверяется методом проб и ошибок.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М : Маркетинг, 2020. - 39 с.
II. Учебная и монографическая литература
2. Бабушкина, А.А. Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5–9 лет [Текст]: учеб. - метод. пособие / А. А. Бабушкина, О. А. Умнова. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2011. – 320 с.
3. Белканова, Л. В. Дошкольникам об искусстве. Наглядное пособие [Текст] / Л. В. Белканова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 770 c.
4. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Проверяем знания дошкольника [Текст] / Часть 2. Тесты для детей. 5 лет. - М.: Весна-Дизайн, 2018. - 832 c.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. Просвещение, 1996. – 93с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 2015–187 с.
7. Гавриш, Н.В. Некоторые пути формирования образной речи старших дошкольников [Текст] / Н.В. Гавриш // Собрание научных трудов. – М.,1990, - 189 с.
8. Гогоберидзе, А.Г., Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Спб., - 2013. – 464 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Спб: Питер, 2013. – 464 с.
10. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником художественного произведения [Текст] / А. В. Запорожец. – М: Директ Медиа. – 1985. – 128 с.
11. Игнатьев, Е.И. Психология творческой деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. – М.: Просвещение, 2015.– 223 с.
12. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников для занятий с детьми 4–7 лет [Текст] / Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. - М.: Синтез, 2014. – 96с.
13. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста [Текст] / Л. Д. Короткова // методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. / Л. Д. Короткова. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», - 2004. – 125 с.
14. Лыкова, В.Я. Основы педагогического мастерства: учебное пособие [Текст] / В. Я. Лыкова. - Смоленск: СГИИ, - 2015.- 66 с.
15. Леонтьев, А.Н. Концепция предшкольного образования. Программа «Детсад 2100» [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: БАЛЛАС, - 2016. - 528 с.
16. Макарова, В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. [Текст] / В.Н, Макарова, Е. А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.
17. Макарова, В. Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников [Текст] / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 112 c.
18. Павлова, А.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений /А. Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 67 с.
19. Пaрaмоновa, Л. А. Развивающие занятия с детьми [Текст] /Л. А. Парамонова. – М.: ОЛМА, 2015. – 344 с.
20. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка [Текст]: учеб. пособие. 3-е изд. стер. / С. В. Плотникова. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 224 с.
21. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Римис, 2008. - 448 с.
22. Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст]: методическое пособие / Сост.: Р. Х. Гасанова; Уфа: ИРО РБ, 2015. – 92 с.
23. Савушкина, Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства [Текст] / Е. В. Савушкина. – М.: Просвещение, 1994. – 154 с.
24. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Сост.: Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – М.: 2004. – 59 с.
25. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И. В. Стародубцева. - М.: АРКТИ, 2009. - 836 c.
26. Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей [Текст] /Е.И. Тихеева. - М.: Изд. В. Секачев, 2018.- 103 с.
27. Тарасова, О.И. Реализация жанровых признаков текстов документально-художественного повествования грамматическими средствами языка [Текст] / О. И. Тарасова/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – М., 2003. – 154 с.
28. Тумина, Л.Е. Сказка - школа красноречия: метод. рекомендации. Ч. 1 [Текст] / Под ред. В. Я. Коровиной, Т.А. Ладыженской. М., 1998. – 41с.
29. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2013. - 368 с.
30. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.
31. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Г. А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. –272 с.
32. Филлипс, Ч. Креатив и образное мышление. 50+50 задач для тренировки [Текст] / Ч. Филлипс. - М.: Эксмо, 2010. - 192 c.
33. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет [Текст] / Л. Г. Шадрина, Н. В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
34. Шибицкая, А.Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества [Текст] / А. Е. Шибицкая. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 62 с.
35. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384с.
III. Периодические издания
36. Гавриш, Н.В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве [Текст] / Н.В. Гавриш. // Педагогическое образование в России. – 2013. – No 12. – С. 17–21.
37. Грабовская, Л. В. Образ «Я» ребенка в мире культуры [Текст] / Л. В. Грабовская. Ребенок в мире культуры // под общ. ред. Р. М. Чумичевой. – Ставрополь, 1998. – С. 95–145.
38. Елюкова, А. Е. Понятие «педагогическая поддержка»: современный дискурс [Текст] / Елюкова, А. Е. // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена - 2004. - №171. – С.249 – 250.
39. Захарова, Н.Л. Особенности инновационного знания [Текст] / Н. Л. Захарова, К.П. Ядров, Т. Н. Мельников // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2015. - No 2 (73). - С. 35–37.
40. Звягина, О. Н. Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ [Текст] /О. Н. Звягина // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 871–873.
41. Каталкина, Р.Л. Развитие речи через воображение (у детей 6–7 лет) [Текст] / Р. Л. Каталкина. // Воспитатель. – 2008. – N 9. – С.63-68.
42. Колунова, Л.А. Роль работы над словом и развитие словесного творчества старших дошкольников [Текст] / Л. А. Колунова // Развитие детской речи: традиции и перспективы. – М., 2002. – С. 36–37.
43. Крулехт, М.В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании человека культуры [Текст] / М.В. Крулехт // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - N 4. - С. 289–294.
44. Прудникова, Н.К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. К. Прудникова / /Молодой ученый. - 2017.- №13.- С.590 – 592.
45. Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества в детском саду [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. – 2013. - №4.- С.68-70.
46. Танина, Л.В. Развитие словесного и театрального творчества дошкольников [Текст] / Л. В. Танина// Развитие детской речи: традиции и перспективы. – М., 2002. – С. 52–53.
47. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества у детей [Текст] / О. С. Ушакова, Е.М. Струнина// Дошкольное воспитание. – 2003. – N 2. – С. 17–22.
48. Фоменко, Л.К. Формирование способности к словесному творчеству у старших дошкольников [Текст] / Л. К. Фоменко // Воспитатель ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 106–113.
IV. Интернет-ресурсы
49. Быкова, Н. С. Развитие мыслительной деятельности детей средством художественной литературы /проект «Инфоурок». – дошкольное образование: https://www.art-talant.org/publikacii/8126-razvitie-naglyadno--obraznogo-myshleniya-u-detey-doshkolynogo-vozrasta-posredstvom-skazok (дата обращения: 02.03.2022).
50. Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста / https://cyberleninka.ru/article-dialekticheskogo-myshleniya-u (дата обращения: 02.03.2022).
51. Грачева М. М., Седова И. Г. Художественный образ в развитии художественного мышления у детей / Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16489 (дата обращения: 02.03.2022); https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16489 (дата обращения: 02.03.2022).
52. Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой / https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/naghliadnyiesriedstvaprioznakomlieniidoshkolnikovskhudozhiestviennoilitieraturoi (дата обращения: 02.03.2022).
53. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-naglyadno-obraznogo-myshleniya-u-doshkolnikov-i-opyt-ego-optimizatsii-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo (дата обращения: 02.03.2022).
54. Тумашик, Т. В. Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей / Т. В. Тумашик. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 47.1 (181.1). – С. 153–156. – URL: https://moluch.ru/archive/181/46655/ (дата обращения: 02.03.2022).
55. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника / https://pandia.ru/text/81/234/57336.php (дата обращения: 02.03.2022).