Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, она связана с вниманием и интересом, проявляемым современным читателем и зрителем к феномену научной фантастики. Во-вторых, актуальность исследования определили существенные трансформации в сфере научной фантастики, произошедшие в XXI веке. В настоящее время актуализировались популяризаторские функции научной фантастики, выражающиеся в подробных разъяснениях научных идей в произведениях научной фантастики. Необходимость в подобных разъяснениях обусловлена ростом заинтересованности читательской и зрительской аудитории. В основе сюжетов многих современных научно-фантастических фильмов лежат идеи, над которыми работают реальные ученые. Многие голливудские режиссеры, сценаристы и продюсеры постоянно следят за научными открытиями и достижениями и транслируют новые идеи обществу.
Произошло также изменение статуса жанра научной фантастики в плане обратной связи с аудиторией. Многие современные научно-фантастические фильмы становятся культовыми, т.е. востребованными определенным сегментом зрителей. В связи с этим их сопровождают многочисленные продолжения, видеоигры, компьютерные игры, тематические фестивали, музыкальные клипы. Таким образом, зритель в настоящее время принимает активное участие в развитии темы фильма.
Наконец, актуальность темы обусловлена высоким уровнем технологий в области современного киноискусства. Компьютерная графика, спецэффекты позволяют сегодня создавать настоящие чудеса научной фантастики.
Степень изученности темы. Научно-фантастические фильмы привлекают внимание многих исследователей. Особенно данная тема популярна в зарубежной кинокритике. Однако проблема, связанная с определением ключевых черт культовых научно-фантастических фильмов, которые отличают их как от фильмов других жанров, так и от «некультовых» фильмов того же жанра, остается в настоящее время недостаточно изученной. В связи с этим повышается актуальность исследований, содержащих анализ, проведенный на основе конкретных культовых научно-фантастических фильмов.
Проблема данного исследования заключается в поиске ответа на исследовательский вопрос: характерны ли для культового научно-фантастического фильма особенности реализации элементов драматургии, отличающие его от других фильмов.
Научная новизна данного исследования заключается в проведении драматургического анализа культовых научно-фантастических фильмов и сопоставлении их драматургических особенностей с драматургическими особенностями научно-фантастических фильмов, не относящихся к культовым.
В качестве объекта исследования выступают научно-фантастические фильмы. Предмет исследования – драматургические особенности культовых научно-фантастических фильмов.
Цель исследования – проанализировать современные культовые научно-фантастические фильмы, определить их своеобразие и особенности реализации в них элементов драматургии, отличающие их от некультовых научно-фантастических фильмов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие «научная фантастика»;
2) рассмотреть исторические аспекты жанра научной фантастики;
3) охарактеризовать особенности реализации научной фантастики в современном кинематографе;
4) раскрыть сущность культового кино и проследить тенденции его развития;
5) проанализировать идеологию и признаки культового кино;
6) дать характеристику драматургии как рода искусства;
7) охарактеризовать основные этапы драматургического анализа на примере научно-фантастических фильмов;
8) выявить специфику реализации драматургии в культовых научно-фантастических фильмах, сопоставив их драматургические особенности с драматургическими особенностями научно-фантастических фильмов, не относящихся к разряду культовых.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что особенности реализации элементов драматургии в культовых научно-фантастических фильмах обусловлены их спецификой, отличающей их как от фильмов других жанров, так и от «некультовых» фильмов того же жанра.
Эмпирической базой исследования стали современные культовые научно-фантастические фильмы: «Чужой» (1979 г.), «Бегущий по лезвию» (1982 г.), «Начало» (2010 г.), «Интерстеллар» (2014 г.)
Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний о научной фантастике в кинематографе, репрезентации наглядных особенностей данного жанра, выявлении конкретных признаков для отождествления кинокартины с понятием культа.
Практическая значимость работы заключается в возможности представления данного исследования представителям профессий из сферы киноиндустрии.
Методы исследования. В работе использовались следующие методы исследования: сравнительный, системный, теоретический анализ, контекстуальный анализ.
Теоретическую основу исследования составляют три группы научных источников. Первая группа источников посвящена истории и тенденциям развития научно-фантастического жанра. В качестве примера могут быть приведены: работа И.Д. Винтерле, посвященная исследованию роли кинематографа в развитии современной литературы фэнтези; научные труды А. Вяткина, Е.Н. Ковтун, В.Н. Кожевникова и В.С. Данилова и др.
Вторая группа источников посвящена исследованию феномена культовости фильма. К данной группе относятся преимущественно исследования зарубежных киноведов и кинокритиков, в числе которых: B. Scott, T. Corrigan, U. Eco и др. Среди отечественных исследователей, посвятивших свои работы проблемам культового кино, необходимо выделить А. Павлова и Н. Самутину, позиции которых по многим аспектам рассматриваемой проблемы не совпадают.
Третья группа источников посвящена исследованию особенностей драматургии и драматургического анализа произведения искусства. Базовыми в данной группе являются научные труды С.И. Походни, В.Е. Хализева, Н.П. Худаведровой, И. Шатуновского, в которых отражены особенности драмы и драматургии как рода литературы, а также рассмотрен ряд вопросов, связанных с драматургическим анализом произведения.
Четвертая группа источников посвящена анализу конкретных культовых научно-фантастических фильмов. Например, К. Торн анализирует историю создания и художественные особенности культового научно-фантастического фильма «Интерстеллар». Статья А. Гагинского посвящена обзору главных фантастических фильмов 2010 г.
Структура исследования включает введение, три главы, которые завершаются выводами, заключение, список использованной литературы и источников. Во введении обоснованы актуальность, теоретическая значимость и практическая ценность исследования; указаны объект, предмет исследования, его теоретическая основа, методы исследования, эмпирическая база исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе дана характеристика научно-фантастического жанра в кино. Во второй главе исследован феномен культовости фильма. В третьей главе систематизированы и проанализированы результаты драматургического анализа культовых и некультовых научно-фантастических фильмов, проведено их сопоставление. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
1 Научно-фантастический жанр в кино
1.1 Определение понятия «научная фантастика»
Жанр научной фантастики получил широкое распространение в современной литературе, а также во взаимосвязанных с нею телевидении и киноиндустрии. Приступая к рассмотрению особенностей реализации этого жанра в кино, необходимо, прежде всего, определить сущность феномена «научная фантастика» и ряд понятий, связанных с ним.
Р.И. Нудельман приводит в своей тематической литературной энциклопедии следующее определение: фантастика (от греч. – искусство воображать) – специфический метод художественного отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным ей в принципе способом, – невероятно, чудесно, сверхъестественно».
Таким образом, фантазийный метод художественного изображения действительности основывается на способности мышления человека к воображению, к созданию придуманных образов. Подходы исследователей к определению понятия «научная фантастика» отличаются разнообразием. Данное определение должно быть достаточно широким и должно быть применительно по отношению как к литературе, относящейся к рассматриваемому жанру, так и к другим видам искусства, в частности, к кино. Также определение должно отвечать требованиям критериев актуальности и объективности.
Ряд авторов занимают по этому вопросу позицию, согласно которой, разнообразие форм и тем научной фантастики не позволяет выработать в отношении данного понятия единообразного определения.
Такой точки зрения придерживается, в частности, Д. Хартвелл. Иных воззрений придерживается Д. Сувин. В своей научной работе «Метаморфозы научной фантастики» он подчеркивает, что научная фантастика является полноценным литературным жанром, имеющим собственные функции и иные жанровые характеристики.
Некоторые определения отличаются субъективностью. Так, например, писатель Теодор Стерджен делает попытку определить сущность «хорошего научно-фантастического произведения». По его мнению, это произведение о человеческой проблеме и человеческом решении, которое не могло бы произойти без научного содержания.
Juddith Merril выделяет три категории в научно-фантастическом жанре: обучающее произведение, функция которого заключается в популяризации науки и технологий; проповедь, которая предупреждает и прогнозирует; спекулятивная фантастика, где главной является природа Вселенной и человека.
Стремясь к определению сущности понятия «научная фантастика», исследователи разграничивают отдельные разновидности в рамках данного жанра. Так, по мнению кинорежиссера Джона Бакстера, научно-фантастическая литература и научно-фантастический фильм имеют мало общего. Литература опирается на оптимистическую основу, поддерживаемую мистическими технологиями, верой в определенную математическую систематизацию во всем, в том числе, в действиях человека. Кинокартина же основана на предрассудках, ужасе и страхе перед научными явлениями. Таким образом, по мнению специалиста киноиндустрии, если научно-фантастическая литература поддерживает логику и порядок, то научно-фантастический фильм порождает нелогичность и хаос. Приведенное определение также субъективно по своей сути.
Учитывая вышеизложенные позиции, американский кинокритик Вивиан Собчак следующим образом определяет сущность одной из разновидностей жанра многообразной и многогранной научной фантастики – сущность научно-фантастического фильма. С точки зрения теоретика современного киноискусства, это жанр фильма, в котором упор делается на актуальную, спекулятивную науку и эмпирический метод, в социальном контексте с менее подчеркнутыми, но все еще присутствующими, например, магией, религией, в попытке примирить человека с неизвестным.
Это определение предполагает отграничение научно-фантастического фильма, базирующегося на почве реализма, от фильмов ужасов, а также иных фантастических фильмов, основанных на сверхъестественных, мистических представлениях.
Л.М. Рыльщикова представляет в своей статье типологию жанров современного научно-фантастического дискурса. Эти направления объединены общим термином «таймпанк» и имеют следующие наименования:
стоунпанк, клокпанк, стимпанк, дизельпанк, киберпанк, биопанк, нанопанк.
Стоунпанк (англ. Stonepunk) является стилизацией технологий каменного века. Однако в произведениях, как правило, отражаются современные технологические реалии. Поэтому данное направление научной фантастики не особенно востребовано.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Араб-Оглы Э. Утопия / Философская энциклопедия в 5 т. Т. 5. – М.: Советская энциклопедия,1970. – С. 295-296.
2. Араб-Оглы Э.А. Утопия и антиутопия / Философская энциклопедия в 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 2001. – С. 152-153.
3. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. –Минск: Литература, 1998. – 1194 с.
4. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов / И.В. Арнольд. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта, 2002. – 389 с.
5. Арутюнян С.М. Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств: дис. ... канд. филос. наук. 09.00.04 / С.М. Арутюнян. – М.: 2003. – 228 с.
6. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М.: 1954. Т. 5. – 434 с.
7. Брандис Е.П. Рядом с Жюлем Верном: Документальные очерки – 3-е изд./ Е.П. Брандис. – Л.: Детская литература, 1991. – 207 с.
8. Винтерле И.Д. Роль кинематографа в развитии современной литературы фэнтези / И.Д. Винтерле // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. №4 (2). – С.827-829.
9. Вяткин А. История фэнтези в кино / А. Вяткин // Мир фантастики. – 2003. – № 1. – С.122-127.
10. Гагинский А. Главные фантастические фильмы 2010-х / А. Гагинский // Мир фантастики. Спецвыпуск №3: «Фантастические 2010-е»: журнал. – 2020. – С. 81.
11. Гладков А. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде /А. Гладков. – М.: 1975. – 421 с.
12. Карелин А. История кино. Проблема экранизации / А. Карелин // Мир фантастики. – 2004. – № 15. – С.69-73.
13. Катышева Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / Д.Н. Катышева. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. – 256 с.
14. Ковтун Е. Н. Мир будущего в современной фантастике / Е.Н. Ковтун // Фантастика и технологии. – Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2016. – 118-135.
15. Кожевников В.Н., Данилова В.С. Философский взгляд на научную фантастику и фантазийные жанры / В.Н. Кожевников, В.С. Данилова // Вестник СВФУ. – 2017. . – № 4 (08). – С.129-137.
16. Кожевников В.Н., Данилова В.С. Феномены и горизонты в литературных произведениях / В.Н. Кожевников, В.С. Данилова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. – 2017. – № 2 (58). – С. 101-108.
17. Куделина Е.А. Новые тенденции в современном кинематографе / Е.А. Куделина // Власть. – 2017. – № 8. –С.206-208.
18. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 271 с.
19. Литературный энциклопедический сло¬варь. – М.: 1987. – 739 с.
20. Невский Б. История кино. Экранизации фэнтези-литературы / Б. Невский // Мир фантастики. – 2004. – № 9. – С.31-36.
21. Николаев А.И. Основы литературоведения: учеб. пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. – Иваново: Листос, 2011. – 205 с.
22. Нудельман Р.И. Фантастика / Краткая литературная энциклопедия в 9 т. Т. 7 / Р.И. Нудельман. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – С. 887-895.
23. Павлов А. Расскажите вашим детям. Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе / А. Павлов. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики. 2016. – 424 с.
24. Петрова О.Г. Типы иронии в художественном тексте: концептуальная и контекстуальная ирония / О.Г. Петрова // Известия Саратовского университета. – 2011. – Т. 11. Сер. Филология. Журналистика, вып. 3. – С.25-30.
25. Походня С.И. Языковые средства и виды реализации иронии. – Киев, 1989. – 191 с.
26. Рыльщикова Л.М. Типология жанров современного научно-фантастического дискурса / Л.М. Рыльщикова // Известия Самарского научного центра российской академии наук. – 2011. – Том 13. – № 2. – С.193-196.
27. Рыльщикова Л.М. Реальная, фикциональная, псевдофикциональная и ретрочасти научно-фантастического дискурса / Л.М. Рыльщикова // Lingua Mobilis. научный журнал. – Челябинск: – 2008. – №3. – С. 20-27.
28. Рыльщикова Л.М. «Мифы» и «ожидания» как концепты научно-фантастического дискурса / Л.М. Рыльщикова // Вестник Московского государственного областного ун-та. Серия «Лингвистика». – 2007. – №2. – С. 75-80.
29. Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований / Н.В. Тишунина // Методология гуманитарного знания в перспективе ХХI в. – 2001. – № 12. – С.21-25.
30. Торн К. Интерстеллар: Наука за кадром / К. Торн. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 336 с.
31. Федотова М.Э. Проблема становления и формирования концепта интермедиальности (обзор) / М.Э. Федотова. – М.: 2018. – 94 с.
32. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) / В.Е. Хализев. – М.: Издательство МГУ, 1986. – 260 с.
33. Хализев В.Е. Драма как явление искусства / В.Е. Хализев. – М.: Искусство, 1978. – 240 с.
34. Хаминова А.А., Зильберман Н.Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки / А.А. Хаминова, Н.Н. Зильберман // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 389. – С.38-45.
35. Хансен-Леве А.А. Интермедиальность и интертекстуальность. Проблема корреляции между словесным и изобразительным искусствами – на примере русского модерна / А.А. Хансен-Леве. – М.: 2017. – 68 с.
36. Худаведрова Н.П. Комическое и смех в истории мировой эстетической мысли / Н.П. Худаведрова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2012. – №2-3. – С.95-112.
37. Чужой. Легендарное коллекционное издание Alien the Archive: The Ultimate Guide to the Classic Movies. – Эксмо, 2017. – 320 с.
38. Шатуновский И. Ирония и ее виды / И. Шатуновский // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. – М.: 2007. – 205 с.
39. Эко У. «Касабланка», или Воскрешение богов / У. Эко //Киноведческие записки. – 2000 – №45. – С. 53-56.
40. Матис Э. Культовое кино и сексуальное насилие / Э. Матис //Философско-литературный журнал Логос. – 2012. – №. 6. [Электронный ресурс] URL: http://www.intelros.ru/pdf/logos/2012_06/11.pdf
41. Самутина Н. Культовое кино: даже зритель имеет право на свободу //Логос. – 2002. – №. 5-6. [Электронный ресурс] URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/13.pdf
42. Scott B. Blade runner / Bukatman Scott. – British Film Institute, 1997. – 96 с.
43. Culhane J. Special Effects in the Movies: How They Do It / John Culhane. – Ballantine Books, 1986. – 192 с.
44. The cult film experience. Beyond all reason/ Ed. by J. P. Telotte. – Univ. of Texas Press, Austin, 1991. – 218 p.
45. Corrigan Timothy. Film and the culture of cult. In: The cult film experience. Beyond all reason / Самутина Н. Культовое кино: даже зритель имеет право на свободу //Логос. – 2002. – №. 5-6. [Электронный ресурс] URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/13.pdf
46. Eco Umberto. Casablanca: cult movies and intertextual collage. In: Eco U. Travels in Hyperreality. Picador, 1987. – 186 p.
47. Sobchack V. C. The American Science Fiction Film / Vivian Carol Sobchack [Электронный ресурс] URL: https://books.google.com/books?id=8PPmqt_YLkC&printsec=frontcover&hl=ru&vq=%22Science+Fiction+in+the+Cinema%22&source=gbs_citations_module_r&cad=7#v=onepage&q=%22Science%20Fiction%20in%20the%20Cinema%22&f=false (Дата обращения 27.03.2022)