Фрагмент для ознакомления
2
Введение
О Мартине Лютере написано много книг. И это не является удиви-тельным. Именно Мартин Лютер был тем первым реформатором, который смог сломать господствующую на протяжении более чем тысячи лет като-лическую церковь и основать новое протестантское учение - лютеранство, которое и в наши дни поддерживает большое число сторонников по всему миру. В 2017 году в Германии прошло празднование 500-летия со дня начала движения Реформации на немецкой земле. В городе Виттенберге, который сейчас называется Лютерштадтом, был заложен так называемый сад Лютера. Именно здесь Лютер основал свои знаменитые тезисы. Этот сад овальной формы, длиной 250 метров, на его территории были посаже-ны 500 деревьев, которые привезли верующие в город из лютеранских церквей со всей земли мира. Центром же этого сада стала площадь Роза Лютера, на которой прошло открытие Сада Лютера. Это еще раз показы-вает актуальность итогов деятельности реформатора и неординарную личность Мартина Лютера, который смог привнести свой ценный вклад в развитие культуры и религии.
Появление церкви и лютеранского вероучения, которое быстро распространилось по странам Европы в XVI веке, оказало влияние на все развитие христианства как такового, а также на культуру Европы в общем. Переоценка социально-этических норм, формирование национальных церквей, создание протестантской трудовой этики - эти все события в ми-ровой истории имеют тесное переплетение с деятельностью Лютера и исто-рией Реформации. Помимо того, значение Реформации не ограничено только религиозной областью. Она смогла оказать влияние на становление новой общественно-культурной парадигмы в период Нового времени. Как считает Макс Вебер, лютеранская проповедь не только привела Реформа-ции, но и явилась поворотным пунктом в создания нового типа личности и развитии капитализма.
Изучению творчества Мартина Лютера посвящается много работ в зарубежной историографии, где можно видеть противоречивое толкование и оценки его деятельности. Еще в XIX веке всестороннюю и глубокую оценку деятельности немецкого Мартина Лютера представил Фридрих Эн-гельс, который отметил как негативные, так и позитивные последствия движения реформации в Европе. Немецким автором XIX века В. Циммер-маном показана объективность появления Лютера на исторической сцене Германии и важность появления лютеранства в роли протестантского уче-ния.
Исследователями-католиками подвергнута серьезной критике как деятельность, так и учение Мартина Лютера, видя только негативные ре-зультаты. Они говорят о пагубности реформаторской деятельности Люте-ра, которая привела к подрыву авторитета римско- католической церкви и религиозному расколу европейских стран. Исследователи-протестанты так же являются необъективными в собственном анализе деятельности рефор-матора. Они превозносят его личность, доказывая его неповторимость - это А.Макграт, Р.Бейнтон, Г. Фаусель и др.
Нацистская историография Лютера называла "пророком Герма-нии", полагая, что Гитлер, после того, как пришел к власти, верил в «народные деяния Лютера». А его учение о «двух властях» они смогли присовокупить к националистической пропаганде.
Немецкий исследователь Г.Брандлер6 акцент сделал на изучении религиозной концепции реформатора. Среди последних исследований за-служивает интереса книга католика И. Гобри о Мартине Лютере. При изу-чении биографии реформатора, Гобри делал попытку разобраться в при-чинах кризиса, который поразил католическую церковь в XVI веке, и вда-вался в объяснение феномена Лютера, в первую очередь обращаясь к осо-бенностям психологического склада личности великого Лютера. Отметим, что в этом скрупулезном исследовании, которое основано на критическом и тщательном изучении всех сохранившихся источников, была сделана по-пытка взглянуть на реформатора не как на легенду, а как на простого че-ловека со всеми его достоинствами и слабостями.
Деятельность и личность Лютера являлась широко известной и в России. Так, Петр I в 1712 году посетил библиотеку и могилу немецкого реформатора, а Лев Толстой 19 июля 1860 года оставляет в Киссингене запись: «Читал историю педагогики. Лютер велик». В дореволюционной России в середине XIX века либерально-демократический историк, извест-ный медиевист Тимофей Николаевич Грановский говорил в своих лекциях о двойственном назначении реформаторской работы Мартина Лютера, ко-торый разорвал «великое единство Европы на две половины, посеял семя смуты и недовольства и на этом успокоился». Им было подвергнуто кри-тике отсутствие у Лютера активной революционной позиции.
Б.Д. Позоровской было посвящено исследование изучению биогра-фии Мартина Лютера, в котором она показала суть его личности и слож-ные пути прихода к новым реформационным идеям.
В числе советских историков первым, кто смог дать глубокую оцен-ку Реформации и деятельности Мартина Лютера, был М.М. Смирин. В своих трудах он приходит к выводам, что в Германии появление Лютера явилось закономерным явлением, а его политические и религиозные взгля-ды в процессе Реформации претерпевали эволюцию в сторону реакцион-ности. Но, он не смог освободиться от тенденциозности, полагая, что Лю-тер перешел во время крестьянской войны на сторону князей, пережив эволюцию от консервативно-бюргерской реформации к княжеско- реакци-онной. Резко отрицательное отношение М.Лютера к мятежу было воспри-нято им как отход от прежних довольно "революционных" взглядов, при-чем не был учтен и другая точка зрения, согласно которой Лютер всегда был довольно последовательным в своем неприятии насильственного свержения власти.
Внимания заслуживает статья В.Г. Павленко, которая посвящена изучению «Застольных речей» Мартина Лютера. В ней автором сделан анализ социальных взглядов Мартина Лютера на общество, делает выводы об их умеренности. При проведении анализа политических идей историк так же подчеркнул их эволюцию в сторону княжеской власти и умерен-ность. В своих работах Ю.К. Некрасовым была рассмотрена Реформация в Германии в роли раннебуржуазной революции, в которой реформатор имел противоречию роль.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить взгляды Мар-тина Лютера и истоки реформации в Германии. Освещение проблемы в школьном курсе истории.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить зарождение внутреннего протеста.
- рассмотреть 95 тезисов как отправную точку противостояния с папским Римом.
- изучить столкновение с папством и начало реформ.
- описать реформационное движение в Германии 16 века как пред-мет изучения на школьных уроках истории.
- изучить исторические документы о Лютеровской реформации на уроках истории.
- разработать урок по теме «Лютеровская реформация».
- привести методические рекомендации для учителей и обучающих-ся общеобразовательных школ по изучению темы: «Мартин Лютер и исто-ки реформации в Германии».
Источниковой базой в целях раскрытия темы данной работы яви-лось большое число трактатов Мартина Лютера, которые были написаны в различные годы. Это трактаты: «95 тезисов», «О вавилонском пленении церкви», «Свобода Христианина», «К христианскому дворянству немец-кой нации», Открытое увещевание ..», «О светской власти»; речи «Речь на Вормском Рейхстаге», «К советникам всех городов земли немецкой», от-рывки из автобиографии Лютера.
Методология, которая используется в работе, ориентирована на принцип историзма.
Структура работы вытекает из поставленных задач. Работа включа-ет в себя введение, три главы, заключения, списка используемых источни-ков и литературы.
Глава 1 Истоки лютеранской реформации
1.1 Зарождение внутреннего протеста
Германия на рубеже XV-XVI вв. являлась собой политически раз-дробленным государством, имеющим слабую императорскую власть. Ве-дущими политическими позициями в нем обладали князья-курфурстам, которые являлись крупными землевладельцами. Роль ландтагов и рейстага на местах была значительно уменьшена. эта ситуация вызвала недоволь-ство у разных слоев общества Германии, но в первую очередь, всего ры-царства, которое активно выступало с идеей объединения страны.
Германия в экономическом аспекте переживала, как и другие госу-дарства развитие и подъем в отдельных сферах экономики раннекапитали-стических отношений, проявлявшие себя в первую очередь в судострое-нии, горнодобывающей промышленности, книгопечатании. Но в большом числе традиционных отраслей все так же господствовало цеховое произ-водство. В сельском хозяйстве можно было наблюдать сохранение фео-дального землевладения, неравномерность развития, усиление закрепоще-ния крестьян, в особенности на Юго-Западе Германии. Процесс усиление угнетения и разорения крестьянства вызвал обострение городских и кре-стьянских противоречий, что вызвало локальное недовольство по всей Германии, вело к созданию тайных обществ. Но объединение всего немец-кого общества происходило только на основе недовольства римско- като-лической церковью.
Объяснение появления Реформации заключено в том, что она про-изошла в роли реакции на произвол работы католической церкви. Цер-ковные структуры являлись полностью коррумпированными, вызывая со-противление и гнев у здравомыслящих людей. Реформация явилась итогом доктринальных отклонений. Незадолго от Реформации Церковь находи-лась в теологической неопределенности, допускала многие теологические положения, которые по сути уже не являлись католическими по причинам несоответствия литургии и римскому уставу.
Была развита торговля индульгенциями, которая была организова-на, для подготовки крестовых походов против турок и строительства церквей, но чаще помогала погашению долгов папы и высшего духовен-ства. Сами факты продаж индульгенций в больших объемах говорили о том, насколько благочестие было смешано с предрассудками, и явились поводом для взрыва.
Глубокое раздражение в Германии было, в первую очередь вызва-но финансовым давлением со стороны папской канцелярии. Поколение за поколением друг от друга принимали в наследство старые жалобы, а рим-ский престол даже не задумывался их исправить, а период больших собо-ров прошло практически бесследным образом. Немецкая церковь была подвергнута большим поборам со стороны папы.
Здесь были в первую очередь, конфирмационные деньги аббатств и епископов, также архиепископы кроме папского утверждения в Риме обя-заны были покупать для себя паллиум. Он являлся узкой шерстяной лен-той, в которой якобы была заключена вся мощь первосвященнической власти, и стоила больших денег. Курия с низших церковных приходов брала при каждом новом назначении так называемые аннаты, то есть «плоды первого года», являвшихся половиной доходов первого года. По-мимо данных поборов происходила настоящая торговля духовными ме-стами. Торговали приходами, которые напоминали игру на биржах. В обход существующих законов папские чиновники разными способами могли обойти запрещение на концентрацию в одних руках более чем од-ного прихода: они могли соединить два прихода в единое целое при по-мощи соединения, или один из приходов передавали как комменду.
Отметим тот факт, что на священническом сане часто находились люди, которые не имели никакого отношения к церковной организации: конюхи, шуты, повара, которые получили опеку со стороны духовных лиц. Данное явление подтверждалось самим папой Адрианом VI. В служе-нии Богу многие видели только способы для обогащения.
В среде белого духовенства, несмотря на все это, выступали также резко, как и в других классах. Часть белого духовенства на самом деле влачило жалкое существование. Самыми опасными противниками низшего духовенства являлись нищие монахи, которые будучи снабжены широки-ми привилегиями и поставленными папами вне компетенции епископов, смогли перетянуть на себя дело попечения о душах со всеми вытекающими из этого последствиями. Кроме своих путешествий с нищенской сумой, они владели несколькими более сильными мери, как, к примеру, обладали правом устроения собственных мест погребения, чтобы привлечь щедрые кошельки мирян. Они отбивали паству с большим успехом у приходских священников и, соответственно, эти две стороны находились во вражде.
Другое объяснение появления Реформации имеет связь с ее соци-альными корнями. В Европе в 1500 г. жило 65-80 миллионов жителей и, очевидно, шестьдесят или более архиепископов, королей, князей, иных высших правителей. Новые социальные факторы - новые технологии в до-быче руды, книгопечатании, кораблестроении, других сферах, рост горо-дов - меняли реальные зависимости и векторы власти. Некоторые классы, к примеру, мелкое дворянство, потеряли свой традиционный статус и были устранены, за исключением малого числа людей, имевших высокую при-способляемость. Церковь очень хорошо смогла адаптироваться к феода-лизму – некоторые из епископов, к примеру, немногим превосходили фео-далов, увидела необходимость для овладения новыми капиталистическими навыками для поддержки своей бюрократии и иерархии, которая разви-лась из потребностях в церковном управлении. Безуспешные и отчаянные попытки пап - начиная от Авиньонского пленения, вплоть до Возрождения - увеличивать свои доходы вызывали у церкви вид жадных хищников, что повлекло за собой потерю нравственного авторитета и престижа, вызыва-ло гнев у гуманистических критиков, моралистов, реформаторов.
Что касается гуманистов, то их идеи имели уже огромное влияние в Европе. Их деятельность вызывала еще большее недовольство католиче-ской церковью. Гуманизм в Германии распространился в середине XV в., охватив широкие круги интеллигенции, группировавшейся вокруг универ-ситетов. Здесь были выдающиеся ученые-философы, естествоиспытатели, лингвисты; литераторы, странствующие поэты и проповедники. В своих произведениях радикально настроенные гуманисты боролись против схо-ластики, за научное мировоззрение и откликались на волновавшие широ-кие оппозиционные круги вопросы национального развития Германии. Литераторы и философы обличали невежество богословов и монахов, пропагандировали свободное развитие человеческого духа. В немецкой гуманистической литературе широкое распространение получил сатириче-ский-обличительный жанр. Их деятельность вызывала еще большее недо-вольство католической церковью.
Наибольшей известностью среди немецких гуманистов в начале XVI в. Пользовался Эразм Роттердамский. Эразм не щадил ни князей, ни ко-ролей, ни прелатов, ни самого папы. По его словам, у Церкви нет более зловредных врагов, нежели ее нечестивые первосвященники, «которые убивают Христа своей гнусной жизнью». Но он не отвергал католическую религию и Церковь, а только хотел очистить их от пороков.
В 1515 и 1517 гг. появляется анонимно изданная в Германии книга в двух частях под названием «Письма темных людей». Авторами книги считаются гуманисты Ульрих Фон Гуттен, Крот Рубеан, Муциан Руф, Герман Буш. В книге пародировалась переписка невежественных, ум-ственно и морально убогих монахов и теологов того времени. Анонимная форма выступлений гуманистов либо использование псевдонимов были довольно частым явлением того времени, поскольку, помня об инквизи-ции, с открытым забралом против церковных устоев осмеливались дей-ствовать немногие.
В Германии, как и во всей Европе, разлагаются феодальные отно-шения и зарождаются капиталистические. Происхождение, родовитость теряют свою силу, теперь предпринимательская деятельность выше под-нимает человека, чем фамилия и наследство.
Еретические учения Виклифа и Гуса, подавленные католической церковью, оставили свой отпечаток в умах европейцев, теперь люди не имеющие отношения к духовенству понимают, что религия - это не соб-ственность папства, а дело каждого человека лично. Этому способствовало распространение книгопечатания: к концу XV в. в Германии было свыше 50 типографий, а печатников - свыше 200. Следовательно, росла грамот-ность населения.
Эти причины затрагивают всю Европу, а не только Германию. Сей-час мы попытаемся выделить особенности положения немецкой нации пе-ред началом Реформации.
На протяжении XV-XVI вв. Священная Римская Империя герман-ской нации двигалась в направлении прямо противоположном западноев-ропейским процессам. В то время как Англия, Франция, и Испания разви-вались в направлении национальной консолидации под сильной династи-ческой монархией, Империя переживала укрепление удельных княжеств, и дальнейшее ослабление позиции императора. Общее положение династии Габсбургов не позволяло им концентрировать свои усилия на Священной Римского Империи как таковой. Карл V стал испанских Карлосом I, но его родным языком оставался французский, будучи частью его бургундского наследия и воспитания. В результате его избрания императором в 1519 г. обеспеченного займами в доме Фуггеров и подтасовкой голосов, ему до-сталось децентрализированное государство, в котором ни один из офици-альных рычагов власти не мог реально способствовать централизации. В вопросах доходов и военной силы он целиком зависел от своих фамиль-ных земель. Рейхстаг, или Сейм, состоял из трех обычных сословий, в ко-тором, однако доминировало дворянство с уступающим ему по влиянию высшим духовенством и князьями-епископами с большими поместными владениями, тремя архиепископами - Майнцским, Трирским и Кельнским. Города же практически не имели власти. В таких делах как война против турок император зависел от добровольных единовременных взносов, ко-торые редко обращались из слов в деньги, когда наступал установленный срок.
Имперские города обладали такими же правами, что и удельные княжества. В ходе переписи 1521 г. было зарегистрировано восемьдесят пять городов, шестьдесят пять из которых напрямую подчинялись импера-тору.
Показать больше