Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения в современных условиях становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государства в России. Духовность, нравственность – фундаментальная характеристика человека, которая проявляется в деятельности и поведении.
Важность проблемы духовно-нравственного развития связана с тем, что в современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников сильного воздействия на него как положительного, так и отрицательного характера, которые ежедневно обрушиваются на ребенка. . хрупкий интеллект и чувства, на его зарождающуюся сферу нравственности. Одной из основных причин ухудшения нравственного состояния детей является разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также разрушение информационной среды, изменение общей направленности воспитание коллективиста по индивидуалистической модели, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.
На современном этапе развития системы образования общее начальное образование общепризнанно само по себе ценной ступенью, фундаментом российского образования всего последующего образования и духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения являются приоритеты система образования Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования (далее - ФГОС НОО) в образовательной среде современной школы происходит:
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения студентов;
- формирование основ умения учиться и умения организовывать свою деятельность - умение принимать, поддерживать цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности учебный процесс;
- развитие и духовно-нравственное воспитание обучающихся, обеспечивающее усвоение ими нравственных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укреплять физическое и духовное здоровье студентов.
Как видно из основных положений ИЭО ФГОС, разработанного на основе нормативных документов, в том числе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Даниелюк, А.М. Кондакова, В. А. Тишкова, они отражают общую направленность образования на реализацию национального воспитательного идеала, на приобщение школьников к основным национальным ценностям.
Воспитательная составляющая в деятельности общеобразовательной организации становится самостоятельным направлением, которое базируется на ряде принципов и отвечает за формирование «образовательной системы», «образовательной среды», «образовательно-тренингового потенциала», «воспитательной деятельность» и др. В то же время анализ педагогической практики, эффективной реализации образовательного процесса в современной школе позволяет сделать вывод о том, что не все положения ФГОС НОО реализуются в полной мере.
Для решения этой задачи учитель должен не только знать начальные школьные предметы и методы обучения, но и уметь направлять свою деятельность на духовно-нравственное развитие младших школьников, в том числе во взаимодействии с родителями учащихся. В духовно-нравственном развитии и воспитании уже не работает стереотип, согласно которому активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае, через психологические и педагогическое образование родителей учебным заведением. Более того, анализ реальной практики позволяет сделать вывод, что духовному развитию школьника в семье не уделяется должного внимания. Большинство молодых родителей, по мнению ученых, не в полной мере готовы к духовному развитию своих детей. Имеется значительный «перевес» в реализации одних ценностей в ущерб другим.
Научная разработка проблемы. Проблемой нравственного развития и воспитания детей занимались многие известные и авторитетные классики зарубежной и отечественной педагогики, в том числе Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Однако сегодня представляется актуальным переосмысление прошлого опыта в области духовно-нравственного воспитания детей с учетом социально-экономических и духовных изменений в обществе.
Изучаемый процесс духовно-нравственного воспитания нашел отражение в фундаментальных трудах Ю.П. Азарова, О.С. Богданова, Н.М. Болдырева, Е.Н. Бондаревская, О.Д.Калинина, Б.Т.Лихачев, И.Ф. Харламова, А. И. Шемшурина, Н. Е. Щуркова и др., раскрывая сущность теории нравственного воспитания, указывают пути и средства разработки содержания, форм, методов нравственного воспитания. Все авторы отмечают, что именно в младшем школьном возрасте формируются основы духовно-нравственных качеств коллективизма, патриотизма, дисциплинированности, искренности, доброжелательности, любви к труду, принципиальности, сбережения, интереса к профессии и др. . .
Проблемой исследования этические беседы как средство духовно-нравственного развития младших школьников.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс духовно-нравственное развитие младшего школьника посредством этических бесед.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить духовно-нравственное развитие младших школьников посредством этических бесед.
Задачи:
1. Проанализировать понятия «духовно-нравственное развитие» в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьника
3. Изучить роль этические беседы как средство развития духовно-нравственное развитие учащихся 2 класса посредством этических бесед во внеурочной деятельности
4. Выявить уровень духовно-нравственного развития учащихся 2 класса
5. Разработать программу по развитию Духовно-нравственное развитие учащихся 2 класса посредством этических бесед во внеурочной деятельности
6. Провести повторную диагностику
Гипотеза исследования духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста будет происходить эффективнее если:
— в содержание работы учителей будут включены компоненты, направленные на духовно-нравственное развитие младших школьников;
— разработать и внедрить в учебный процесс комплекс этических бесед
Теоретической основой исследования выступили положения, представленные в работах Ю.П. Азарова, Д.В. Григорьева, А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В. А. Тишкова, М.И. Шиловой, А.И. Шемшуриной и других, в которых выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного развития, указываются способы духовно-нравственного развития, формы и методы нравственного воспитания младших школьников.
Практическая значимость исследования представлена в виде программы по развитию Духовно-нравственное развитие учащихся 2 класса посредством этических бесед во внеурочной деятельности
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П.Азаров. — М.: Просвещение, 2015. — 448с.
2. Алексий (Бекорюков). Кризис воспитания в современном обществе / [Текст] / Алексий (Бекорюков) // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений. – Белгород, 2016. – С. 15-20.
3. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. — 624 с.
4. Богданова, О.С. Этические беседы с подростками [Текст] / О.С.Богданова, О.Д.Калинина, М.Б.Рубцова. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.
5. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов- на/Д: Творческий центр «Учитель», 2019. – 560 с.
6. Головушкина, М.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания [Текст] / М.В. Головушкина // Известия высших учебных заведений. – 2012. – № 2 (22). – С. 121-127.
7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В.Григорьев. – М.: Просвещение, 2010. –223. с.
8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2019. — 25 с.
9. Еремкин, А.И. Проблемы духовного воспитания в современной школе [Текст] / А.И. Еремкин // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений. — Белгород, 2016. – С. 5-15.
10. Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников [Текст] / Е.Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010 – № 9. — С. 8 — 11.
11. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою [Текст] / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. — Т. 5. — М., 2016. — 270 с.
12. Ильичева, И. М. Введение в психологию духовности : учеб. пособие [Текст] / И. М. Ильичева. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2016. – 349 с.
13. Каган, М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган. — СПб., 2017. – 544с.
14. Калинина, А.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности [Текст] / А.В. Калинина // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С.46-50.
15. Колодина, Е.М. Духовно-нравственная культура [Текст]: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2019. – 115 с.
16. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. – 2010. – № 10. – С 272-273.
17. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека [Текст] / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. –2012. – № 6. — С. 3.
18. Лихачев, А.Е. Воспитание и духовность [Текст] / А.Е. Лихачев // Педагогика. – 2011. – № 3. – С. 41-43.
19. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Прапор, 2018. – 630 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2019. – 638 с.
21. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности [Текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности. Хрестоматия. – Самара: «БАХРАХ-М, 2010.- С. 223- 227.
22. Николаева, Л.А. Этическая беседа как средство нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Л.А.Николаева. – Режим доступа: http://www.vlivkor.com/2017/
23. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова. – М.: ИМПЭТО, 2017. – 46 с.
24. Потаповская, О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Текст] / О.М. Потаповская. – М.: Издательство «Планета 2010», 2013. – 64 с.
25. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе. [Текст] – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3405/файл/2222/13.05.23-воспитание.pdf/
26. Сухомлинский, В.А. Как воспитывать настоящего человека [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 2019. — 288 с.
27. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании [Текст] / К.Д.Ушинский // Избранные педагогические произведения. – М., 2018. — С. 304-325.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М., 2011. – 42 с.
29. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник [Текст] / И.Ф. Харламов. – Мн., 2018. -372 с.
30. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В 2-х ч. Ч. 1 [Текст] / А.И.Шемшурина. – М.: Школа — Пресс, 2018. — 96с.
31. Шеховская, Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX – первая половина ХХ вв.): автореф. дис. … д-ра пед. наук [Текст] / Н. Л. Шеховская – Белгород, 2016. – 33 с.
32. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания [Текст] / М.И. Шилова // Классный руководитель. – 2011. – № 3. – С.26.
33. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст] / Н.Е.Щуркова. – М.: Пед. общество России, 2010. – 128 с.
34. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская – СПб.: Питер, 2013. – 413с.