Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРВЬЮ 6
1.1. Интервью как форма журналистской коммуникации 6
1.2. Виды интервью и их назначение 14
1.3. Коммуникативные и языковые особенности интервью 23
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ «АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ. ЧЕРНОЗЕМЬЕ» 32
2.1. Общая характеристика еженедельника «Аргументы недели. Черноземье» 32
2.2. Стилистические и тематические особенности использования жанра интервью в еженедельнике «Аргументы недели. Черноземье 35
2.3. Результаты опроса читателей 39
2.4. Проект собственного интервью для еженедельника «Аргументы недели. Черноземье 44
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1. Опросник для читателей 55
Приложение 2. Вопросы для собственного интервью 56
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что в сложившейся на сегодняшний день социально-экономической и политической ситуацией в мире очень важно получать большое количество компетентных мнений о происходящем и будущем, которое ждет всю Россию и каждый ее отдельный регион.
Черноземье является одним из регионов, который в большей степени имеет отношение к событиям на Украине, поскольку территориально находится в максимальной приближенности к границе, где происходят военные действия, а, значит, в области, которые относятся к данному региону, ожидается самый большой приток беженцев, формирующий новую экономическую реальность Черноземья.
Для того, чтобы обеспечить население нужной и важной информацией о ситуации в регионе, важно создавать грамотные и содержательные интервью, которые должны быть опубликованы в региональных изданиях и освещать все волнующие читателей общественные темы и острые вопросы.
Степень изученности проблемы. К вопросу изучения интервью в журналистской деятельности обращаются многие ученые: В.В. Ворошилов, А.А. Тертычный, Л.Е. Кройчик, С.М. Гуревич, А.В. Колесниченко, М.М. Лукина, М.И. Шостак, Н.В. Кодола и др. Это обусловлено популярностью данного жанра, его спецификой, потребностью аудитории к диалогу и открытому общению.
Цель исследования – провести анализ особенностей использования интервью в еженедельнике «Аргументы недели. Черноземье».
Объект исследования – интервью в еженедельнике «Аргументы недели. Черноземье».
Предмет исследования – особенности использования интервью в еженедельнике «Аргументы недели. Черноземье».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать интервью как форма журналистской коммуникации.
2. Рассмотреть виды интервью и их назначение.
3. Определить коммуникативные и языковые особенности интервью.
4. Дать общую характеристику еженедельника «Аргументы недели. Черноземье».
5. Проанализировать стилистические и тематические особенности использования жанра интервью в еженедельнике «Аргументы недели. Черноземье.
6. Провести опрос читателей и проанализировать его результаты.
7. Разработать проект собственного интервью для еженедельника «Аргументы недели. Черноземье».
Материал исследования: публикации в газете «Аргументы недели. Чероземье»: «Дело всей жизни» [17],«Настоящего актера профессия не отпускает» [18], «Русское счастье по-итальянски» [19], «Сложная профессия, хобби или призвание» [20], «Травля в Интернете» [21], «Церемониться не будут» [22],«Я не верю ни во вдохновение, ни в творческие кризисы» [23].
Методы исследования: анализ научной литературы и газетных материалов, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, хронологический, моделирование, опрос, контент-анализ, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением подробного анализа научных источников, посвященных теории, методике и практике составления и проведения интервью как одной из самых сложных и интересных форм деятельности современного журналиста, особенно работающего в общественно-политической газете. Полученные теоретические данные можно использовать для продолжения исследований в этом направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой собственного проекта интервью с губернатором Воронежской области для газеты «Аргументы недели. Черноземье», которое позволит донести до читателей важную информацию о будущем региона и области в условиях военного конфликта с Украиной.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРВЬЮ
1.1. Интервью как форма журналистской коммуникации
В современном мире, вступившим в эпоху глобализации, важной составляющей мирного и комфортного существования людей становится межкультурная коммуникация. Коммуникация предполагает собой обмен культурными ценностями, традициями, а также поиск компромиссов для понимания и взаимодействия культур. Один из способов такой коммуникации является диалог.
Диалог может осуществляться различными способами, в данной статье мы рассмотрим коммуникацию через массмедиа, в частности, онлайн-массмедиа. В нашем понимании, возможности СМИ в предоставлении пространства для межкультурной коммуникации намного шире, чем кажется на первый взгляд [30].
Интервью – самая очевидная возможность для межкультурного диалога. Мы можем предполагать, что за кадром была проведена беседа, произошла интеракция между журналистом и интервьюируемым. В данной работе нас интересуют два вида интервью: интервью-портрет, в котором мы узнаем о личности и жизни отдельного человека, и информационное интервью, в котором журналист стремится найти ответ на определенный вопрос, выслушать мнение интервьюируемого по какому-либо событию.
Однако в полной мере диалогом назвать интервью нельзя. Выглядящее как диалог, информационное интервью дает обманчивую возможность непосвященному читателю представить данную беседу как равную. Однако уже в исследованиях Бриггса и Кваль выделяются асимметричные властные отношения во время проведения интервью-исследования, которые мы можем применить и к информационному интервью по сходству целей [15].
1. Интервьюер ведет интервью. Журналист и герой интервью находятся в рамках, установленных автором, который точно знает, на какие вопросы ему нужно получить ответ. Он будет стремиться направить интервью в определенное русло.
2. Интервью – односторонний диалог – несмотря на то что его нельзя назвать монологом, так как журналист участвует в беседе, задавая вопросы. Но на этом его функция как участника «диалога» заканчивается. И этими функциями в журналистском интервью обменяться невозможно.
3. Интервью – инструментальный диалог. В данном случае беседа имеет четкую цель, которую преследует журналист. Часто автор уже точно знает, какое мнение он хочет получить и какую точку зрения защитить.
4. Интервью может быть диалогом с манипуляцией. Это связно с описанной выше целью написания статьи и получения определенного мнения.
5. У интервьюера остается монополия на интерпретацию – это связано больше с интервью, которые имеют результатом цитаты и комментарии, о которых мы поговорим ниже.
В случае с межкультурным диалогом этнические меньшинства часто не ощущают себя частью общества. Беженцы, которые вынуждены были покинуть свою страну, не обязательно желают интегрироваться в социум. Они часто лишь адаптируются к вынужденным обстоятельствам, не принимая новую культуру.
Таким образом, беженцы не живут в стране полноценной жизнью – многие из них большую часть времени проводят в специально оборудованных лагерях. На более сложном уровне данная проблема часто сопровождает и уже живущих в стране долгое время мигрантов. Они не ощущают себя частью общества, отстраняются от него и создают свои изолированные группы в пригородах мегаполисов [4].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арканова, Ю.С. Современные подходы к организации и проведению интервью / Ю.С. Арканова. – Липецк: Гренада, 2018. – 338 с.
2. Богданов, Н.Г., Вяземский, Б.А. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, В.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971. – 420 с.
3. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста. 5 изд. / Н.С. Болотнова. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 521 с.
4. Голикова, В.Н. Журналистика вчера и сегодня / В.Н. Голикова. – Сызрань: Бета, 2020. – 670 с.
5. Гуляева, С.М. Практическая журналистика / С.М. Гуляева. – М.: Перекресток, 2020. – 430 с.
6. Гуревич, С.М. Экономика отечественных СМИ. Учебное пособие для вузов / С.М. Гуревич. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 530 с.
7. Долгина, Е.С. Интервью: понятие, цель, задачи, функции / Е.С. Долгина, М.А. Веснина // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 1109–1111. – [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/87/16897/ (Дата обращения: 08.03.2022).
8. Игонина, С.В. Телекоммуникации в современном мире / С.В. Игонина. – Кемерово: Приоритет, 2019. – 520 с.
9. Ильченко, С.Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие / С.Н. Ильченко. – СПб.: Институт «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций», 2016. – 236 с.
10. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Аспект-Пресс, 2013. – 416 с.
11. Кройчик, Л.Е. Принципы публицистического творчества / Л.Е. Кройчик // Вестник Московского университета. – 2014. – № 5. – С. 130–145.
12. Лукина, М.М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 378 с.
13. Мажура, А.В., Тимофеева, Е.Д. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве / А.В. Мажура, Е.Д. Тимофеева // // КиберЛенинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] – https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanrovoi-klassifikatsii-intervyu-v-zhurnalistskom-tvorchestve (Дата обращения: 07.03.2022).
14. Маратов, И.Г. Современная журналистика / И.Г. Маратов. – Тамбов: Стандарт, 2020. – 470 с.
15. Мартыненко, С.А. Типология работы журналиста / С.А. Мартыненко. – Воронеж: Смена, 2021. – 328 с.
16. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – [Электронный ресурс] https://ozhegov.slovaronline.com/ (Дата обращения: 15.03.2022).
17. Пальчикова, А. Дело всей жизни / А. Пальчикова // Аргументы недели. Черноземье. Информационная газета, № 36 (780) от 15 сентября 2021 года. – С. 13.
18. Пальчикова, А. «Настоящего актера профессия не отпускает» / А. Пальчикова // Аргументы недели. Черноземье. Информационная газета, № 48 (792) от 08–14 декабря 2021 года. – С. 12–13.
19. Пальчикова, А. Русское счастье по-итальянски / А. Пальчикова // // Аргументы недели. Черноземье. Информационная газета, № 33 (777) от 25–31 августа 2021 года. – С. 12.
20. Пальчикова, А. Сложная профессия, хобби или призвание / А. Пальчикова // // Аргументы недели. Черноземье. Информационная газета, № 6 (801) от 16 ноября 2021 года. – С. 12.
21. Пальчикова, А. Травля в Интернете / А. Пальчикова // Аргументы недели. Черноземье. Информационная газета, № 27 (671) от 17 июля 2019 года. – С. 14.
22. Пальчикова, А. Церемониться не будут / А. Пальчикова // Аргументы недели. Черноземье. Информационная газета, № 41 (735) от 21 октября 2020 года. – С. 13.
23. Пальчикова, А. «Я не верю ни во вдохновение, ни в творческие кризисы» / А. Пальчикова // Аргументы недели. Черноземье. Информационная газета, № 5 (800) от 09 февраля 2022 года. – С. 14.
24. Соловьева, И.М. Типология интервью в современной журналистике / И.М. Соловьева // Вопросы журналистики. – 2021. – № 12. – С. 33–46.
25. Сыченков, В.В. Интервью-портрет как тип коммуникации / В.В. Сыченков. – Казань, 2007. – 221 с.
26. Таюпова, О.И. Медиакоммуникация с позиции социальной коммуникации / О.И. Таюпова // Вестник Башкирского университета. – 2017. – № 2. – С. 467–471.
27. Таюпова, О.И. Медиатекст и медиадискурс / О.И. Таюпова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. – 180 с.
28. Таюпова, О.И. Специфика коммуникации в текстах медиа-интервью / О.И. Таюпова // Science of Europe. 2018. – [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kommunikatsii-v-tekstah-media-intervyu (Дата обращения: 05.03.2022).
29. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М.: Аспект-пресс, 2000. – 380 с.
30. Хвальнова, Е.В. Теория и практика массовых коммуникаций / Е.В. Хвальнова. – Саратов: Пламя, 2020. – 366 с.
31. Чурилова, В.Г. Модные тенденции в современной журналистике / В.Г. Чурилова. – Пермь: Обелиск, 2021. – 334 с.
32. Шарапов, Э.Х. Жанр интервью: видовая составляющая / Э.Х. Шарапов // Молодой ученый. – 2017. – № 12 (146). – С. 668–671. – [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/146/41075/ (Дата обращения: 06.03.2022).
33. Шарапова, Е.С. Современные виды журналистской деятельности / Е.С. Шарапова. – Астрахань: АСТ, 2020. – 284 с.
34. Шевченко, П.Е. Интервью как форма осуществления межкультурной коммуникации в массмедиа на примере статей интернет-версии газеты Le monde (2015–2016) / П.Е. Шевченко // Известия Южного Федерального университета. Филологические науки. – [Электронный ресурс] https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1436 (Дата обращения: 05.03.20222).
35. Шостак, М.И. Репортёр: профессионализм и этика / М.И. Шостак. –М.: РИП-холдинг, 2001. – 298 с.
36. Юровский, А.Я. Телевизионная журналистика. 4-е изд. / А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 570 с.
37. Янчева, Н.Ю. Автопортрет в интервью: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / Н.Ю. Янчева. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. – 184 с.