Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отрасль социального обеспечения в настоящее время находится на этапе своего развития. Она постоянно улучшается и дополняется соответственно новым социально-экономическим тенденциям. Система социального обеспечения формируется на основе принятых стратегий и программы. Присутствующие сложности в социально-экономической системе Россия не дают возможность реализовывать процесс социального обеспечения в полной мере и с высокой скоростью. В этой связи, модернизация отрасли идёт поэтапно.
Общественная защита как социальный институт современного государства считается показателем общественной убежденности, залогом успешного развития каждого гражданина и сохранения источника средств к существованию при пришествии социального риска. Приведенная выше ситуация призывает искать теоретические, методологические и методические приемы для разработки долговременных ориентиров, целей, задач, форм, способов и инструментов в общественной жизни.
При выходе в самостоятельную жизнь, у детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях, отсутствует опыт самостоятельной жизни и решения разных задач, поддержки родителей также нет. Часто возникают задачи, которые подростки не могут решить. Следовательно, одной из важнейших задач органов опеки и попечительства является устройство каждого ребёнка в семью и подготовка жизни после выпуска из учреждения тех детей, которых устроить не удалось. Следовательно, изучение темы сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей является актуальным и значимым.
Объектом изучения в выпускной квалификационной работе являются дети, оставшихся без попечения родителей.
Предметом – особенности выявления и осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ деятельности Управления по выявлению и осуществлению учета детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с поставленной целью основными задачами в работе являются:
- изучить обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотреть выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
- описать организацию учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- провести анализ выявления и осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей в Управлении по опеке и попечительству Администрации г. Калининград.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
метод анализа;
метод классификации и синтеза;
метод сравнения и обобщения.
Степень изученности темы выпускной квалификационной работы представлена в трудах следующих авторов: А. Б. Белинская, И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев, Т. Б. Кононова, Л. В. Мардахаев, В. С. Торохтий и др.
Практическая значимость заключается в том, что итоги анализа по выявлению и осуществлению учета детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть полезны студентам для дальнейшего изучения и практического применения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе выпускной квалификационной работы представлены теоретические и правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Во второй – проведен анализ выявления и осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей в Управлении по опеке и попечительству Администрации г. Калининград.
Глава 1. Теоретические и правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Проблема обеспечения защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей является актуальной социальной трудностью в современной реальности. Эту тенденцию можно объяснить тем, что сложившаяся в России социально-экономическая обстановка способствует увеличению детей, оставшихся без попечения родителей. Падение уровня жизни населения вызывает такой процесс как отказ от ребёнка, что происходит из-за отсутствия финансовых средств для его содержания.
В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ выделены следующие определения :
- дети-сироты возрасте 18 лет, у которых умер единственный родитель или оба;
- дети до 18 лет, которые остались без попечения родителей из-за лишения их родительских прав, признания родителей полностью недееспособными или ограниченно дееспособными, ограничения родителей в родительских правах, отбывания родителей в местах лишения свободы, признания родителей без вести пропавшими;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в возрастном периоде от 18 до 23 лет, в возрасте до 18 лет, лишившиеся обоих или единственного родителя.
Защита интересов и прав детей при отсутствии опеки осуществляют органы опеки и попечительства. В стандартных ситуациях опеку и попечительство над ребёнком берут родственники, если они отсутствуют, либо не желают принимать ребёнка, его отправляют в специальное учреждение.
Основные нормативно-правовые аспекты деятельности опеки и попечительства определены в статье 31 Гражданского кодекса РФ, в Семейном кодексе РФ, Федеральном законе № 159-ФЗ . Контрольные функции в области опекунства выполняют должностные лица и соответствующие органы соответственно Административному регламенту № 957. этот законодательный акт приводит то, что проверку работы органов опеки и попечительства реализует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – «Рособрнадзор» .
Ориентиры деятельности органов опеки и попечительства прописаны в статье 7 Федерального закона РФ № 48-ФЗ. Соответственно данному закону органы опеки и попечительства должны :
- обеспечить защиту интересов, нуждающихся в опеке и попечительства граждан или тех, над которыми она уже установлена;
- реализовывать контроль работы лиц, представляющих опекунов и попечителей, организации, предоставляющие содержание недееспособным или ограниченно дееспособных гражданам.
В ситуации если подопечному по итогу бездействия или беззакония со стороны органов опеки и попечительства нанесли вред, его необходимо возместить соответственно Гражданскому кодексу РФ главе 59. В Федеральном законе № 48-ФЗ РФ выделен правовой режим сохранности имущества подопечного.
В России присутствует система органов, работа которых направлена на достижение безопасности детей и помощи тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Среди данных органов выделяют:
- комиссию по делам несовершеннолетних;
- органы опеки и попечительства;
- органы социальной защиты:
- уполномоченного по правам детей.
Для контроля работы данных органов периодически проводят проверки, на основании которых должностные лица, некачественно выполняющие свои обязанности могут быть привлечены к ответственности, проверки организует и проводит прокуратура.
Соответственно гражданскому и семейному кодексу РФ, органы опеки и попечительства реализуют функции по защите прав и интересов детей при возникновении следующих ситуаций:
- смерть родителей;
- лишение, либо ограничение родителей в родительских правах;
- серьёзная болезнь родителей;
- уклонение родителей от выполнения собственных обязанностей по воспитанию детей;
- отказ родителей забрать детей из социальных и прочих организаций;
- создание бездействием или действием родителей ситуаций, которые представляют угрозу для жизни детей или препятствуют их нормальному развитию и воспитанию;
- в ситуациях отсутствия родительского попечения, закреплённых законодательством РФ.
Реализуя работу по защите интересов и прав детей, органы опеки и попечительства решают следующие основные задачи:
- выбирают форму устройства детей на основе определённой ситуации;
- выявляют и ставят на учёт детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществляют учёт, подбор и подготовку граждан, которые выразили желание стать опекунами, попечителями или принять детей в свою семью на воспитание в форме, закрепленной семейным законодательством;
- дальнейший контроль за содержанием, образованием и воспитанием детей.
Для решения приведённых выше задач органам опеки и попечительства необходимо реализовывать полномочия, закреплённые в разных нормативны-правовых актах. В соответствии с чем, органы опеки и попечительства :
- осуществляют работу по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми;
- отправляют заключение в суд по соответствию и обоснованности удочерения (усыновления) интересам детей, либо отмене этого процесса;
- осуществляют работы, направленные на профилактику социального сиротства;
- защищают права и интересы детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- готовят материалы по назначению выплат на содержание подопечных детей в размере и порядке, закрепленных на законодательном уровне РФ;
- реализуют контроль за работой попечителей и опекунов, представляют им помощь при трудоустройстве и медицинском наблюдении подопечных;
- готовят документы для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приёмную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают в специальные учреждения: медицинские, воспитательные социальные;
- разрабатывают заключение о возможности проживания подопечного и попечителя;
- формируют выводы о возможности признания несовершеннолетнего полностью дееспособным;
- занимаются оформлением дел и участвуют в заседании судов по поводу воспитания детей, защиты их личных и имущественных прав;
- обследуют условия жизни детей, а также лиц, которые претендуют на воспитание;
- оформляют заключение в суд по спорным моментам, касающихся воспитания детей.
Опека или попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми-сиротами для их образования, воспитания, содержания, защиты их интересов и прав. Над детьми, которые не достигли 14 лет устанавливают опеку, над детьми от 14 до 18 лет: попечительство .
Попечителя или опекуна назначают уполномоченные органы в сфере попечительства, опеки и патронажа. Оформлением занимается муниципалитет по месту пребывания ребёнка при помощи соответствующего решения. Данный орган также осуществляет контроль опеки и попечительства, анализ условий проживания детей в семье, трату денежных средств в интересах детей.
В качестве опекунов, попечителей могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане. При этом данные граждане не могут быть:
- лишены или ограничены в родительских правах;
- когда-либо отстраняться от обязанностей опекуна попечителя;
- иметь заболевания, которые не позволяют воспитывать детей;
- не иметь постоянного места жительства, соответствующего нормам.
При установлении опеки и попечительства учитывают также:
- нравственные и прочие личные качества кандидатов;
- умение установить взаимоотношения с ребёнком;
- согласие членов семьи кандидатов;
- мнение ребёнка.
Опекуны представляют из себя законных представителей подопечных. У них есть права выступать в защиту прав и интересов подопечных в любых взаимоотношениях.
Одно из ведущих прав ребёнка – возможность проживать и воспитываться в семье. Относительно детей, которые остались без попечения родителей обеспечения права воспитания в семье значит, что в процессе выбора устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей. предпринимают попытки для его устройства именно в семью, либо в организацию деятельность, которой выстроена по типу семейного воспитания.
Соответственно действующему федеральному законодательству, предусмотрены следующие виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот:
- удочерение, усыновление;
- передача ребёнка под попечительство, опеку в приёмную семью, при отсутствии такой возможности детей помещают в специальные учреждения.
Согласно Семейному кодексу РФ, родители которых лишили родительских прав теряют право по факту родства с ребёнком. Сюда же входит право получения содержания от ребёнка, а также право льгот и государственных пособий, установленных для граждан, имеющих детей. При этом, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребёнка.
Соответственно статье 80 Семейного кодекса РФ, родителям необходимо содержать детей до наступления совершеннолетия . В ситуации, если родители не осуществляют содержание детей, средства которые должны быть отправлены на их содержание взыскиваются в судебном порядке. Алименты на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются судом с родителей каждый месяц. Установленный объём алиментов на содержание ребёнка:
- одна четвертая на одного ребенка;
- одна третья на двоих детей;
- на троих и более детей: половина заработка или прочего дохода родителей.
Процентное соотношение алиментов может быть увеличено или уменьшено судом при учёте семейного или материального положения сторон и прочих весомых обстоятельств.
По Федеральному закону № 159-ФЗ дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей, получившие среднее полное общее образование или основное общее, обладают правом обучения на подготовительных курсах для поступления в учреждения высшего и среднего профессионального образования на безвозмездной основе . Кроме того, данные дети могут получить второе образование также бесплатно.
Лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот во всех видах муниципальных или государственных учреждений начального среднего и высшего профессионального образования, а также учащихся, которые потеряли обоих родителей в период обучения или единственного родителя, закрепляют на государственное обеспечение до завершения обучения в учреждении. Учащихся государственных общеобразовательных учреждений из категории детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот, до выпуска обеспечивают одеждой и обувью, а также единовременной денежной выплатой.
Учащихся в государственных федеральных образовательных учреждениях из числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, кроме государственного обеспечения обеспечивают стипендией. Размер стипендии устанавливается для учащихся в конкретном образовательном учреждении. Кроме того, детям оплачивают пособие на приобретение учебной литературы и канцелярии.
Дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты, за исключением лиц, которые продолжили обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются обувью, оборудованием и инвентарём согласно нормам, принятым правительством Российской Федерации за счёт средств образовательных учреждений. Также им выплачивают денежное пособие на единовременной основе. Согласно пожеланию, выпускникам образовательных учреждений может быть выдана денежная компенсация в объёме, который требуется для покупки перечисленных выше средств. Дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты, которые учатся в федеральных государственных образовательных учреждениях обеспечиваются правом бесплатного проезда на пригородном, городском и сельском транспорте.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 02.03.2021 № 4-П): [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982, свободный. (дата обращения: 16.04.2022).
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ред. от 26.10.2021 № 45-П): [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/, свободный. (дата обращения: 16.04.2022).
3. Жилищный Кодекс Российской Федерации (ред. от 01.05.2022 № 124-ФЗ): [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057, свободный. (дата обращения: 23.05.2022).
4. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 30.04.2021 № 114-ФЗ): [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778, свободный. (дата обращения: 16.04.2022).
5. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. 30.04.2021 № 114-ФЗ) [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459, свободный. (дата обращения: 16.04.2022)
6. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 2.08.2019 № 319-ФЗ): [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/, свободный. (дата обращения: 16.04.2022)
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020 № 147-ФЗ): [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/, свободный. (дата обращения: 16.04.2022)
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 января 2010 г. № 23н «Об утверждении формы акта об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов: [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12173325, свободный. (дата обращения: 16.04.2022)
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2010 № 480н «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104182/a023a74f5d5b7a1a04c164f2af65b6388c391b4b/, свободный. (дата обращения: 16.04.2022)
10. Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106817, свободный. (дата обращения: 16.04.2022)
11. Постановление правительства РФ от 1 июля 1995 г. №676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: [Электронный ресурс] // Гарант – законодательство с комментариями. – Режим доступа: https://base.garant.ru/171801/, свободный. (дата обращения: 16.04.2022).
12. Анисимов, А. П. Гражданское право России. Общая часть : учебник для вузов / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с.
13. Белинская, А. Б. Основы социальной работы [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.87.
14. Григорьева, И. А. Теория социальной работы [Текст]: учебник для вузов / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.111
15. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 149 с.
16. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. Б. Кононова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — С.96
17. Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи: учеб. пособие для СПО / Н. А. Коноплева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 254 с.
18. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение детей [Текст]: учебник для вузов / Л. В. Мардахаев. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — С.264
19. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы: учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
20. Николюкин, С. В. Гражданское право. Особенная часть. Практикум : учебное пособие для вузов / С. В. Николюкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 329 с.
21. Основы социальной работы [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.79
22. Приступа, Е. Н. Организация социальной работы в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.42
23. Приступа, Е. Н. Теория и методика социальной работы [Текст]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.67
24. Теория и методика социальной работы [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.78
25. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 288 с.
26. Теория социальной работы [Текст]: учебник для вузов / Е. И. Холостова [и др.] ; под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.74
27. Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение [Текст]: учебное пособие для вузов / В. С. Торохтий. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.98
28. Фирсов, М. В. Теория социальной работы [Текст]: учебник для бакалавров / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — С.47
29. Холостова, Е. И. История социальной работы [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.54
30. Анализ нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / cyberleninka.ru – Режим доступа: analiz-normativno-pravovoy-bazy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley свободный. (дата обращения: 16.04.2022)
31. Диагностика как технология социальной работы с семьей и детьми. [Электронный ресурс] / cyberleninka.ru – Режим доступа: diagnostika-kak-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-semiey-i-detmi, свободный. (дата обращения: 16.04.2022)
32. Педагогическое сопровождение как технология личностного развития ребенка. [Электронный ресурс] / cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-kak-tehnologiya-lichnostnogo-razvitiya-rebenka, свободный. (дата обращения: 16.04.2022).
33. Социальная адаптация детей-сирот [Электронный ресурс] / cyberleninka.ru – Режим доступа: sotsialnaya-adaptatsiya-detey-sirot свободный. (дата обращения: 16.04.2022).
34. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности. [Электронный ресурс] / cyberleninka.ru – Режим доступа: sotsialno-pedagogicheskaya-profilaktika-brodyazhnichestva-i-besprizornosti, свободный. (дата обращения: 16.04.2022).
35. Управление по опеке и попечительству Администрации г. Калининград [Электронный ресурс] / Официальный сайт – Режим доступа: https://www.klgd.ru/administration/phones/14837.php, свободный. (дата обращения: 29.04.2022).