Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Право на социальное обеспечение, в том числе по случаю потери кормильца, является одним из гарантированных российским гражданам Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 39). Согласимся с позицией ученых , что в государстве, если оно провозглашает себя правовым, социальным и демократическим, вопросы о защите прав и свобод граждан, о поддержке нуждающихся категорий граждан выступают индикатором уровня его правового развития. Политика России как правового и социального государства - выходя из ответственности перед существующими и последующими поколениями нацелена на формирование условий, которые бы обеспечивали как достойную жизнь, так и свободное становление человека; в нашей стране делается все для поддержки государством детства, предоставляются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты каждому предоставляются гарантии в социальном обеспечении .
Актуальность данной темы работы состоит в том, что, в связи с недавним изменением пенсионного законодательства в РФ, еще не до конца изучен новый правовой институт формирования пенсий в общем, и в частности страхования пенсионного обеспечения в связи с потерей кормильца. В пенсионное законодательство продолжают вноситься различные изменения, которые вызывают только путаницу у граждан.
Цель данной работы заключается в изучении юридического механизма формирования страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Для достижения указанной цели требуется установить следующие задачи:
- рассмотреть понятие страховой пенсии по случаю потери кормильца в пенсионной системе;
- выделить получателей пенсии по случаю потери кормильца;
- обозначить условия назначения пенсии по случаю потери кормильца ;
- исследовать порядок исчисления и основания прекращения страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Объектом дипломной работы выступают общественные правоотношения, которые возникают при возникновении права на пенсию по случаю потери кормильца.
Предметом дипломной работы являются правовые нормы действующего пенсионного законодательства РФ, а также материалы судебной практики.
Вопросами пенсионного обеспечения в общем и пенсии по поводу потери кормильца занимались многие правоведы, среди которых можно обозначить С.В. Барулина, К.Н. Гусова, Л.А. Дробозину, Т.М. Ковалеву, Н.П. Кондракова, В.Н. Лапина, В.Г. Пав¬лю¬ченко, Е.В. Пономаренко, Н.М. Сабитову, В.М. Родионову, В.Д. Роика, А.К. Соловьева, Т.А. Федорову, Л.П. Якушева и многих других.
Некоторые положения пенсионного законодательства выступали предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ .
Научная новизна исследования заключается в том, что оно является актуальным исследованием в данной области, так как учитывает последние изменения и практику страховой пенсии по случаю потери кормильца, кроме того в работе есть предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Практическая значимость работы состоит в более детальном и полном усвоении положений законодательства в отношении пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, полученные выводы могут быть использованы в качестве основы для внесения дополнений в гражданское законодательство.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучные методы познания (анализ, синтез, моделирование, классификация, дедукция, обобщение) и частнонаучные методы (исторический и статистический).
Структура работы отвечает поставленной цели и представленным задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА И УСЛОВИЯ ЕЕ НАЗНАЧЕНИЯ
1.1 Понятие страховой пенсии по случаю потери кормильца в пенсионной системе
Мерами социальной поддержки населения в РФ являются выплата пенсий, пособий, компенсаций, предоставление субсидий, налоговых льгот, оказание социально-бытовых услуг.
История пенсионного обеспечения уходит корнями в древность. Первоначально государственные пенсии имели наградной и привилегированный характер. Предполагалось, что лицо, получающее пенсию, отмечено за заслуги особым расположением. В качестве примера пользования такой привилегией следует отметить легионеров Рима. Со временем в связи с развитием государственной власти стало изменяться назначение пенсии. На первое место стал выходить социальный характер, а не избранность лица.
Впервые государственные пенсии появились больше ста лет назад. В 1889 году в Германии был введен такой институт. В 1908 году такие пенсии стали выплачиваться в Австралии и Великобритании, в 30-е годы прошлого века пенсионная система появилась в США.
В России пенсии по старости выплачивались морским офицерам. Следует отметить, что на пенсии имели право вдовы и дети умершего морского офицера. СССР стали выплачивать своему населению пенсии по старости только в 1956 году, на 21 год позднее, чем в США. Однако колхозники смогли воспользоваться правом на пенсию только с 1964 года.
С латинского языка слово «pension» означает платеж. Это дает основания ученым, используя данное определение, определять пенсию как регулярную, ежемесячную, периодическую выплату, которая предоставляется в денежной форме нетрудоспособным гражданам. Следует отметить, что это не любой платеж, а платеж, выплачиваемый физическому лицу в связи с возникновением конкретных обстоятельств в жизни – наступление оговоренного в законодательстве возраста, инвалидности, в результате смерти кормильца или с длительной соответствующей профессиональной деятельностью.
Пенсия является выплатой алиментарного характера. Среди ученых данный признак пенсии вызвал неоднозначные суждения. Некоторые исследователи считают, что алиментация свойственна только семейному праву и не может распространяться на другие правоотношения . Таким образом, указывается на четкое соблюдение в алиментарных правоотношениях субъектного состава, точнее - в семейных рамках. Другая группа ученых (В.С. Андреев, В.Ш. Шайхатдинов, А.А. Карцхия, В.С. Аракчеев) полагает, что пенсионному обеспечению свойственна социальная алиментация.
В некоторой степени, действительно, пенсионное обеспечение обладает алиментарным характером, т.к. у государства существует обязанность по содержанию некоторых категорий граждан в соответствии со ст. 7, 39 Конституции РФ.
Следует указать, что, как правило, граждане путем отчисления части своих доходов в Пенсионный фонд РФ сами формируют себе пенсию. В таких случаях не имеют место алиментарные притязания, т.к. пенсионера нельзя признать находящимся на иждивении у государства, т.к. всю жизнь он трудился, выплачивал страховые взносы, тем самым формируя себе пенсионный капитал. Именно поэтому большая часть людей в таких случаях не находятся в алиментарных отношениях с государством, которое будет брать на себя только функцию гаранта.
Правовед Орлова-Карба В.А. под пенсией понимает определенную часть заработной платы работника, которая в период его работы на обязательной (либо добровольной) основе должна отчисляться как страховой взнос в Пенсионный фонд для формирования будущих пенсионных выплат, чтобы при наступлении нетрудоспособности по старости либо иным причинам, которые предусмотрены законодательством .
Тем не менее, незначительная часть в связи с определенными обстоятельствами находится в алиментарной зависимости у государства, как правило, в случае получениями ими социальной пенсии.
Другой признак пенсии – это достижение лицом установленного законом конкретного возраста, возникновение нетрудоспособности в связи с инвалидностью, потеря кормильца либо иные причины, которые закреплены в законодательстве.
Правовед В.С. Аракчеев на базе признаков, которые вытекают из современного законодательства, предлагает такое определение, как: пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится государством непосредственно из Пенсионного фонда при возникновении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, а также в случае потери кормильца или выслуги лет и при наличии иных условий, которые закреплены в законодательстве .
Правовед М. Л. Захаров подразумевает под пенсией исключительно ежемесячную денежную выплату, предназначенную для материального обеспечения граждан, которые достигли пенсионного возраста, являющихся инвалидами либо продолжительное время занимавшихся конкретной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособные граждане, которые потеряли кормильца .
Пенсия обладает несколькими функциями. Следует рассмотреть основные, подчеркнув особенности.
1. Воспроизводственная. Воспроизводство представляет собой общественное производство, которое рассматривается как повторяющийся, непрерывный процесс в тесной взаимосвязи с обменом, распределением и потреблением. Жизненный цикл воспроизводства человеческого капитала подразумевает, что ежегодно человек в себя инвестирует. Меры социальной защиты являются наиболее подходящим инструментом, который позволяет улучшить характер воспроизводства рабочей силы, исходя из потребностей экономики.
2. Стимулирующая функция, которая достаточно тесно взаимосвязана с мотивационной (стимулирующей) функцией заработной платы. В связи с тем, что пенсия является частью цены труда, как правило, пропорциональной заработной плате, следовательно, и затраченному труду, то ее стимулирующее воздействие на развитие общественного производства можно охарактеризовать как определяющим. Стимулирующая функция зарплаты состоит в направлении непосредственно интересов работников на достижение необходимых результатов производительности из-за связи размеров вознаграждения (и, следовательно, социальных расходов) с трудовым вкладом.
Иными словами, пенсия, как и другие социальные выплаты, совмещает стимулирующую и воспроизводственную функцию, чем увеличивают производительность труда, т.к. у работников появляется уверенность в экономической обеспеченности после окончания трудовой деятельности. Социальная пенсия не обладает рассматриваемой функцией, т.к. данный вид пенсии назначается лицам, не имеющим трудового стажа.
3. Социальная функция, которая направлена на реализацию принципа социальной справедливости.
Социальное положение населения образуется как конечный результат действия системы факторов, которые формируют общественные условия его существования и формирования. Нельзя рассуждать о формировании цивилизованного общества, когда отсутствуют предпосылки формирования и поддержания стабильно развивающейся системы социального обеспечения и, как следствие, социального устойчивого положения людей. Повышение качества жизни людей, особенно детей, потерявших кормильца, и инвалидов влияет на демографическую и любую другую жизненную ситуацию в стране. Следует отметить, что каждый тип общества предполагает свой тип социального положения, которое будет зависеть от социальной защищенности, предполагающей минимизацию опасностей, рисков, неустойчивостей, происходящими в результате изменений в экономике страны и жизненной ситуации человека. Таким образом, смысл социальной функции пенсии заключается в обеспечении необходимых условий существования любого гражданина и устойчивости общества как целостного образования. Данная функция является основной у социальной пенсии.
В России действует единая государственная информационная система по социальному обеспечению, которая, к примеру, имеет информацию о мерах социальной защиты (поддержки), а также социальных услугах в границах социального обслуживания и государственной социальной помощи, о других социальных гарантиях и выплатах, которые предоставляются гражданам в РФ из бюджетных средств (ч. 1 ст. 6.9 Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ ; Состав информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 ).
Реализуемый в РФ комплекс мер социальной поддержки населения представлен следующими группами (Классификатор ; Рекомендации, утв. Минтрудом России).
1.Обязательное социальное страхование:
- обязательное пенсионное страхование (в том числе выплата пенсий по старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца);
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
2.Государственное пенсионное обеспечение (в частности, выплата пенсий за выслугу лет, социальных пенсий).
3.Социальная помощь (поддержка).
4.Социальное обслуживание, в рамках которого гражданам оказываются социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические услуги.
В рамках пенсионной модели России выделяется четыре вида пенсий:
1) страховая пенсия;
2) пенсия по государственному пенсионному обеспечению;
3) накопительная пенсия;
4) пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» под страховой пенсией понимается денежная выплата, которая выплачивается ежемесячно для того, чтобы компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 15.03.2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - № 1. - Ст. 16.
4. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ. - 24.11.1997. - № 47. - Ст. 5340.
5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4832.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
8. Федеральный закон от 05.06.2012 № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» // Собрание законодательства РФ. - 11.06.2012. - № 24. - Ст. 3067.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть II). - Ст. 6965.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6989.
11. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 21. - Ст. 699.
12. Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 (ред. от 01.12.2021) «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (вместе с «Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения») // Собрание законодательства РФ. - 30.08.2021. - № 35. - Ст. 6282.
13. Классификатор мер социальной защиты (поддержки) (утв. Минтрудом России) // Электронный ресурс: http://www.pfrf.ru по состоянию на 02.03.2022.
Научная и учебная литература
14. Азарова Е.Г. Дети как приоритет государственного регулирования социального обеспечения // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 106 - 119.
15. Азарова Е.Г. Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 97 - 112.
16. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. С. 21.
17. Дети 10 пропавших томичей вместо алиментов получили пенсии. 9 февр. 2017 г. // Электронный ресурс: URL: http://www.niatomsk.ru/more.php?UID=58421, дата обращения 17.03.2022.
18. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 1088 с.
19. Кувшинова О. Пенсионная реформа: взносы повысить, выплаты сократить // Электронный ресурс: www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/04/28/639428-pensionnoi-reformi, дата обращения 02.04.2022.
20. Орлов-Карба П.А. Пенсионное обеспечение как составляющая системы социальной защиты // Аналитический портал. Пенсионный консультант. Режим доступа: http://www.pension.ru/pr_rf_1.htm, дата обращения 01.05.2020.
21. Российское гражданское право: В 2 т. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 5-е изд. М., 2021.
22. Рыбаков О.Ю., Рыбакова О.С. Ребенок и интернет-пространство: вопросы правового обеспечения безопасности // Информационное право. 2018. № 1. С. 27 – 31; Атагимова Э.И. Правовая культура общества как основа правового государства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. № 3. С. 78.
23. Рыбакова О.С. Безопасность ребенка в контексте конституционных ценностей Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 3. С. 103 - 111.
24. Фогель Я.М. Право на пенсию и его гарантии. М.: Юридическая литература, С. 39 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 03.05.2020.
25. Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие. М., 2019. С. 156.
Судебная практика
26. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.04.2018 № 16-КГ18-1 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 19.04.2022.
27. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.02.2018 № 58-КГ17-23 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 19.04.2022.
28. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2020 № 88-18287/2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.
29. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2020 по делу № 88-7446/2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.
30. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2020 по делу № 88-3464/2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.
31. Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2019 по делу № 88-350/2019 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.
32. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2020 № 88-14472/2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.
33. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.02.2020 по делу № 88-2089/2020, 2-4815/2018 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.
34. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.04.2020 по делу № 88-12012/2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.
35. Определение Становлянского районного суда Липецкой области от 18.02.2022 по делу № 2-115/2022 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.
36. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.12.2019 № 33-51635/2019 по делу « 02-0094/2019 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.11.2021.
37. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2019 № 33-6486/2019 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 19.04.2022.
38. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 16.04.2019 по делу № 33-3362/2019 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 24.11.2021.
39. Определение Московского городского суда от 15.02.2019 № 4г-1574/19 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 19.04.2022.
40. Решение Советского районного суда города Воронежа от 07.12.2021 по делу № 2-2420/2021 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 24.11.2021.