Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наше время наблюдается разнообразие практических методов психологической помощи личности. Однако, как правило, они не могут решать задачи глубинного исследования психики субъекта в сочетании ее сознательных и бессознательных аспектов. Одним из таких действенных методов является игры - драматизация.
Одной из важных задач психического развития современного ребенка является эмоциональное развитие. Конкретно гармония либо дисгармония развития эмоциональной сферы дошкольника описывает его психическое развитие в целом. Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребенка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из важных условий социальной адаптации ребенка выступает способность выражать и распознавать эмоции.
Эмоции – внутренний регулятор деятельности, однако функция регуляции поведения эмоции выполняется не прямо, а через мотивы, причем нередко мотивы собственного поведения остаются для человека неосознанными. Эта особенность эмоциональных явлений – их тесная связь со сферой бессознательного – также составляет важнейшую специфику эмоций, что существенно отличает ее отличительные процессы, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания.
Проблема специфики развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста остается для педагогической науки актуальной как в теоретическом, так и в чисто прикладном аспектах. Анализ многочисленных научных исследований позволяет констатировать нежелательные отмечаемые тенденции в развитии дошкольников. Среди них: увеличение количества детей, у которых наблюдается рост уровня фрустрации, депрессивности, эмоциональной напряжения. К факторам, влияющим на развитие эмоциональной сферы, данным ученых, принадлежат социально-психологические условия жизнедеятельности ребенка, техногенные и экологичные
Вопросами о развитии эмоций в детском возрасте и их влиянии на жизнедеятельность поднимали в своих студиях многие ученые: О. Запорожец, А. Кононко, А. Кошелева, Я. Неверович и другие, однако анализ педагогического опыта свидетельствует о недостаточном количестве внимания, уделяемом эмоциональному развития детей, несмотря на то, что важность эмоциональных процессов в структуре психической деятельности личности трудно переоценить
В контексте личностно-ориентированной модели современного образования положение о осуществлении психолого-педагогического воздействия через внутренний мир ребенка, в том числе средствами фольклора, есть концептуально важным. Первыми шагами к внутреннему миру дошкольника есть положительные эмоциональные переживания, что при условии целенаправленного и продуманного воспитательного процесса превратятся в высший продукт культурно-эмоционального развития личности – чувство, что является устойчивым отношением к определенным явлениям действительности.
На современном этапе развитию образования в России усиливается внимание общества к решению проблем формирование творческих способностей детей, их своевременное развитие и творческую активность.
Лучшим средством достижения этой цели являются игры драматизации. Особое значение и актуальность они приобретают в системе обучения и воспитания детей именно старшего дошкольного возраста, хотя такие игры проводятся с детьми в каждой возрастной группе, начиная с младшей.
Игра-драматизация, как эффективное средство формирования эмоциональной отзывчивости рассматривается в трудах Л.В. Артемовой, З.М. Богуславской, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, А.И. Матусик, Е.О. Смирновой, Л.П. Стрелковой, А.П. Усовой и др.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что выбранная нами тема является актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования – процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет.
Предмет исследования – использование игр-драматизаций в работе по формированию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет.
Цель исследования: определить эффективность использования игр- драматизаций в качестве средства формирования эмоциональной отзывчивости у детей 5 6 лет.
Гипотеза – формирование эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет, будет проходить эффективнее если в процессе обучения использовать игры – драматизации.
Задачи исследования:
2) Проанализировать понятия «эмоциональная отзывчивость» в психолого-педагогической литературе;
3) Рассмотреть психолого - педагогическая характеристика эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет;
4) Определить роль игр-драматизаций в развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости
5) провести диагностику и выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости у детей с 5 – 6 лет;
6) определить и апробировать содержание работы, направленной на формирование эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет и основанной на использовании игр-драматизаций;
7) определить эффективность использования игр-драматизаций в работе по формированию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования представлена в виде рекомендаций воспитателю по формированию эмоциональной отзывчивости с использованием игр - драматизации.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды В.Г. Баженова, Л.И. Божович, И.А. Васильева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, И.Г. Морозовой, B.JI. Поплужного, O.K. Тихомирова, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона и др.[7,12,16,41]
База исследования. МБДОУ детский сад №110 «Белоснежка»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций
1.1 Психолого - педагогичсекая характеристика эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет
Дошкольный возраст – большой и ответственный этап психического развития ребенка, в отечественной периодизации занимает место между ранним и младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет. В этот период бурно и стремительно развиваются все стороны психики ребенка: формируются основы личности, совершенствуются эмоциональная и когнитивная сферы, во многом определяющая поведение дошкольников. Чтобы правильно взаимодействовать с ребенком, грамотно обучать и воспитывать, необходимо знать его психологические особенности. А для этого нужно владеть специальными инструментами оценки личности [24, с. 26].
Дошкольное детство психологи определяют как период первоначального составления личности, развития активности как фактора познания, усвоения нравственного опыта. Такие возрастные особенности, как эмоциональная чуткость, любознательность, способность к подражанию, уязвимость, создают благоприятные условия для формирования личности как субъекта нравственных отношений. Важной задачей является воспитание культуры человеческих отношений, привитие навыков взаимного уважения в общении и совместной деятельности, умение соблюдать простые нормы сожительства, руководствоваться социально значимыми ценностями [3, с. 87].
Период дошкольного детства характеризуется тем, что у внутренней регуляции детского поведения, говоря на языке В. Сухомлинского, появляются «первые ростки». И если в раннем возрасте поведение ребенка направлялось снаружи взрослыми, то в дошкольном ребенок начинает учиться самостоятельно его регулировать[17].
Основными психическими новообразованиями дошкольного возраста контексте нашей работы можно считать: начало формирования целостного детского мировоззрения; появление первичных этических инстанций и на их основе моральных оценок, начинающих определять эмоциональное отношение ребенка к окружающих; возникновение новых мотивов поступков и действий, связанных с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы сотрудничества, соревнования и т.п.); появляется произвольное поведение и изменения в отношении ребенка к себе и собственным возможностям, что обусловлено возникновением самосознания, пониманием ограниченности собственного места в системе отношений с взрослыми.
В течение дошкольного возраста формируется способность правильно ориентироваться на возможное отношение взрослого к ребенку, проявляется стремление отвечать требованиям взрослых людей, быть признанными ими. Как отмечают психологи, претендуя на признание со стороны взрослого, ребенок стремится подтвердить свою потребность этого признания. Кроме того, к старшему дошкольного возраста осуществляется развитие сознательного отношения к своим правам и обязанностям, формируется интерес к новой социальной информации и желание содействовать с другими людьми на началах нравственных ценностей. Целью воспитания является формирование у детей способности выделения себя как носителя гуманного отношения к миру. Центральным моментом в воспитании человечности является ценностный подход. В его основе лежит положительная направленность на человека, осознание его ценности проявлений человека, ценение индивидуальности каждого [7, с. 34].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 66 с.
2. Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2017. – No5. – С. 40-46.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Мозайка-синтез, 2018. – 120 с
4. Аматьева О.П. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / О.П. Аматьева, Л.М. Макарова. – М.: Образование, 2014. – 146 с.
5. Бех И. Д. Воспитание личности: учебник. К.: Лыбидь, 2018. 818 с
6. Богуш А.М. Речевое развитие детей с рождения до семи лет / А.М. Богуш. – М.: ИД «Слово», 2014. – 376 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2018. – 320 с
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Просвещение, 2019. – 284 с.
9. Вержиховская О.М. Концепция гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности Путь образования. 2010. No3 С. 7-13
10. Воспитываем базовые качества личности старшего дошкольника в условиях ДУЗ : методическое пособие / Г. Беленька, Н. Гавриш, С. Васильева, В. Маршицкая, С. Нечай, Г. Орлова, О. Острянская, О. Полякова, В. Рагозина, О. Рейпольская, Н. Шкляр; под общ. ред. Н. Гавриш. Х.: Мадрид, 2015. 220 с
11. Выготский Л.С. собрание сочинений/л.с. выготский. – м.: педагогика, 2013. – 293 с.
12. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. // Собр. соч., т. 2. – М.: Психология, 2012. – 204 с.
13. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. // Собр.соч., т. 2. – М.: Психология, 2012. – 204 с.
14. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2017. – No7. – С. 45-50
15. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и дошкольника. – М.: Просвещение, 2015. – 395 с.
16. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и дошкольника. – М.: Просвещение, 2015. – 395 с.
17. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного
возраста в игровой деятельности. / Под ред. Т.И. Бабаевой и др. – СПб.:
Детство-Пресс, 2014. – 340 с
18. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. –М.: Академия, 2014. – 180 с.
19. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М., 2014. – 210 с
20. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2015. – 420 с.
21. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Мировая философская мысль. – М.: ЧоРо, 2014. – 4600 с
22. Клевенец Н.Д. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы. // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. –
С. 85-88.
23. Клевенец Н.Д. Развитие эмоциональной отзывчивости
дошкольников с помощью художественной литературы. // Педагогическое
мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. –
С. 85-88.
24. Клевенец Н.Д. Развитие эмоциональной отзывчивости
дошкольников с помощью художественной литературы. // Педагогическое
мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. –
С. 85-88.
25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2010. –428 с
26. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников/А.Д. Кошелева. – М., 2013. – 176 с. 12. Крутой К.Л. Развиваем у ребенка речь, интеллект, способности/К.Л. Крутой. – Запорожье: ООО «Липс» ЛТД, 2019. – 201 с.
27. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2013. – 120 с
28. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программа эмоционального развития детей. Практическое пособие. /
С.В. Крюкова, Н.П. Слабодняк. – М.: Педагогика, 2019. – 203 с.
29. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей. – М.: Академия развития, 2018. – 210 с
30. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2015. – 105 с. 14. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды / С.Л. Рубинштейн. – М.: Образование, 2017. – 127 с.
31. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ, 2018. – 451 с.
32. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: Знание, 2013. – 80 с
33. Ребенок: Программа воспитания и обучения детей от двух до семи лет/науч. кер. проекта О.В. Огневьюк, К.И. Волынец; наук. кер. программой: О.В. Проскура, Л.П. Кочина, В.У. Кузьменко, Н.В. Кудыкина; авт. цв.: Г.В. Беленькая, Е.В. Белкина, О.Л. Богинич, Н.И. Богданец-Белоскаленко, С.А. Васильева, М.С. Вашуленко [и др.] / Мин. осв. и науч., мол. и спорта Украины, Главн. упр. осв. и науч. испол. орг. Киевгорсовета (КГГА), Киев. ун-т им. Б. Гринченко. – 3-е изд., доопр. и доп. – К.: Киев. ун-т им. Б. Гринченко, 2012. – 492с.
34. Русова С.Ф. Избранные педагогические произведения/С.Ф. Русова. – К.: Образование, 2016. – 304с. 16. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников [Электронный ресурс] / Л.П. Стрелковая. – 2010. – Режим доступа // http://www.slovopedia.com/
35. Развитие социальной уверенности у дошкольников. / Науч. ред.
М.М. Безруких. – М.: Владос, 2013. – 260 с.
36. Сидорова С. Н. Игры-драматизации на основе сказок в содержании занятий по синтезу искусств. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 85-88.
37. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педвузов и
педучилищ. – М.: Школа-Пресс, 2017. – 430 с.
38. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. – СПБ.: Речь, 2010. –
240 с.
39. Сологуб Л.А. Воспитание доброжелательных отношений младших подростков у внеклассной работе: дис... канд. пед. наук: 13.00.01. К., 2015. 210 с.
40. Тофтул М. Г. Современный словарь по этике: Словарь. Житомир: Изд-во ЖГУ
41. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2018. – 620 с
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. // режим доступа http://oo-kalina.ru/fgos
43. Щетинина, А.М. Формирование эмоционально-перцептивных
способностей у детей дошкольного возраста: монография. – Великий
Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. – 124 с
44. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности
дошкольников и дошкольников [Текст] : программа и репертуар / Э.
Г. Чурилова. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 123 с.
45. Ширкова, Г.А. Справочник педагога – психолога ДОУ [Текст] / Г.А. Ширкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 446 с