Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Поступление ребенка в школу представляет собой начало нового этапа в жизни дошкольника, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Успешность обучения, формирования и развития личности ребенка во многом будут зависеть от того, как он подготовлен к этой новой жизненной ситуации в детском саду. Многолетний поиск ответа на обозначенную проблему привел отечественных и зарубежных исследователей к выводу, что одним из основных аспектов дошкольной жизни и подготовки к учебной деятельности в школе является формирование у детей коммуникативной готовности к обучению в условиях дошкольной организации.
Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе нашла свое отражение в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдова, Я.Л. Коломинского, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Н.И. Непомнящей, Н.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова, С.Л. Рубинштейна, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и других исследователей. Все они отмечают значимость педагога в подготовке ребенка к обучению в школе, необходимость на основе наблюдений за его развитием корректировки индивидуальных образовательных целей и задач. Это обеспечит психологическое здоровье, комфорт, успеваемость ребенка в новой для него школьной жизни.
В нынешних условиях пребывания ребенка в дошкольной организации следует руководствоваться требованиями ФГОС ДО, где обозначены достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования, которые представляют собой своеобразные целевые ориентиры: обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т.ч. чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Проблема тревожности с каждым годом приобретает все большую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. Реалии сегодняшнего дня характеризуются стойкой тенденцией к увеличению числа тревожных детей. Наибольшую актуальность, на наш взгляд, приобретает исследование тревожности в аспекте ее возникновения в период старшего дошкольного детства.
К решению проблемного вопроса, о школьной тревожности, привлечено внимание ряда психологов и педагогов, ей посвящено множество научных трудов (Р. В. Кисловская, Н. Е. Аракелов, В. И. Долгова, А. И. Захаров, Н. Н. Лаврентьева, Е. Е. Лысенко, И. П. Ордина, А. М. Прихожан, Е. И. Савина, З. Фрейд, и др.). Несмотря на довольно большую научную исследованность обозначенной проблемы, и предпринимаемых мер по её устранению, численность тревожных первоклассников не уменьшается, а в некоторых случаях — даже имеет тенденцию к увеличению.
Динамика социальной жизни обуславливает рост числа стрессовых ситуаций, а, значит, и увеличение уровня тревожности учащихся. Проблема усугубляется тем, что зачастую родители, педагоги и иные важные взрослые, зная о возникших сложностях, не придают этому особенного значения, предполагая, что с разрешением определенной ситуации исчезнет и тревожность первоклассника. Наряду с этим нахождение первоклассников в состоянии тревожности оказывать влияние и на их физическом и психическом здоровье, и на процессе формирования личности. Итогом этого является возникновение разных невротических расстройств у детей.
К сожалению, в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе существует недостаточно работ, посвященных специфике детской тревожности в процессе подготовки к обучению. А детей, склонных к переживанию тревожности, соматически ослабленных – становится все больше. Но среди существующих работ следует выделить труды таких авторов, как Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.
Цель исследования: выявить влияние тревожности на готовность к школе старших дошкольников к обучению в школе, для разработки рекомендаций по снижению тревожности и развитию личностного компонента готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: готовность старших дошкольников к обучению.
Предмет исследования: влияние тревожности на готовность детей к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ возрастно-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенности тревожности дошкольников в период подготовки к школьному обучению.
3. Провести эмпирическое исследование влияния тревожности детей дошкольного возраста на готовность к обучению в школе.
4. Разработать рекомендации по снижению тревожности и развитию готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования: - теоретический анализ; - проективный метод, опрос, беседа, наблюдение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ГОТОВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
1.1. Тревожность как психологический феномен
Исследованию состояния тревожности на сегодняшний день посвящено достаточно большое количество работ. Многие исследователи утверждают, что очень важно определять тревогу, как состояние тревожности. Многие авторы соотносят данное эмоциональное состояние с эмоцией страха. Однако наиболее, верно, рассматривать данное состояние ином ключе.
Связано это с тем, что данный возрастной этап рассматривается современной психологической наукой как период неустойчивости эмоциональных состояний и прогрессии тревожности. Характеризуя старшее дошкольное детство, можно определить его как кризисный период развития, характеризующийся наибольшей чувствительностью психики.
Неадекватный уровень тревожности оказывает негативное воздействие на различные сферы жизни, как на этапе старшего дошкольного детства, так и в рамках последующих возрастных этапов развития. «Эхо» тревожности весьма разнообразно в своих проявлениях. Как правило, нет ни одной психической функции, которая не претерпела бы изменения под влиянием тревожности. Несмотря на значимость тревожности в общем психологическом профиле личности старшего дошкольника, многие аспекты данной научной проблемы остаются фрагментарно и поверхностно изученными. Так, современные психологические исследования в недостаточной степени освещают возможности оптимизации тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Между тем, поиск наиболее оптимальных средств для психолого-педагогической коррекции тревожности в период старшего дошкольного возраста на сегодняшний день остается насущной проблемой прикладной науки[12].
Возникновение и закрепление тревожности в старшем дошкольном возрасте обусловлено полидетерминационной природой феномена. Первичным и основным фактором тревожности на данном возрастном этапе является семья, а именно: уровень психологической безопасности и доверия в детско-родительских отношениях, стили семейного воспитания, особенности внутрисемейного общения.
На фоне дисфункционального семейного воспитания у старших дошкольников закономерно возникают нарушения развития личности, выражающиеся во внутриличностных конфликтах, сопровождающихся тревожными состояниями и закреплением тревожности как устойчивого свойства личности 2, 4].
И.В. Пацявичус считает, что тревога играет роль мобилизатора резервов психики и индикатора нарушения состояния.
Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека, не смотря на возраст. Благодаря данному психологическому процессу люди воспринимают действительность. С помощью мимики и жестов дети объясняют взрослым, чем они огорчены, рассержены или же наоборот довольны.
Многие специалисты утверждают, что период человека в возрасте от 7 – до 12 лет наиболее чувствителен к различным возникающим неблагоприятным факторам. Негативные жизненные ситуации приводят к увеличению степени тревожности. В связи с этим возникает особый интерес к научным исследованиям, посвященным изучению проблемы влияния тревожности у детей в младшем школьном возрасте.
На сегодняшний день накоплено достаточно большое количество исследований и научных работ, посвященных протеканию изменений у ребенка при высоком уровне тревожности. Психологи утверждают, что уже в детстве можно четко определить развитие процессов возбуждения или торможения.
Н.Д. Левитов утверждает, что беспокойное состояние – это индикатор слабости нервной системы и беспорядочности протекания нервных процессов[6].
Немаловажным фактором в формировании темперамента может являться генетика. По мере того, в каких условиях растет ребенок, формируется его эмоциональный мир. В отличии от дошкольного возраста, семилетний ребенок контролирует свои эмоции и может управлять интерпретацией своих чувств [18].
Однако, не смотря на данную психологическую особенность детей школьного возраста, они все равно по-прежнему являются импульсивными и прямолинейными.
В качестве центральной причины возникновения тревожности выделяют взаимоотношения матери с ребенком. Вопрос о влиянии взрослых и особенностях воспитания на беспокойство детей встречает в малой части исследовательских работ. В целом результаты показывают, что, дети чувствуют себя более раскрепощенно и уверенно с нормальным уровнем тревожности.
Еще одним фактором, влияющим на развитие страха у ребенка, является успеваемость ребенка в школе. Тревожные дети в большинстве случаев не удовлетворены своей успеваемостью. Все это указывает на значимость прогрессирования в учебе, как фактора влияющего на уровень страха, но при этом влияющего опосредованно, а не прямо.
Третьим фактором в формировании тревожности у детей младшего школьного возраста выступают их межличностные отношения со сверстниками. Исследователи полагают, что итоги неблагоприятного общения со сверстниками оказывают влияние на закрепление внутренних страхов.
Во время общения с ребенком, педагог-психолог, анализируя поведение исследуемого, сможет достаточно точно рассказать о его внутреннем мире, психическом состоянии и благополучии.
Отрицательный эмоциональный фон говорит о плохом настроении и подавленности ребенка. Школьник почти не улыбается или выполняет это с растерянностью. Плечи и голова опущены вниз, выражение лица грустное. В данном случае очень сложно установить контакт с ребенком. Одной из причин проявления данных симптомов может свидетельствовать повышенный уровень тревожности.
Важнейшим источником тревожности, выделяемый многими психологами, является конфликт с самооценкой. Высокий уровень тревожности сообщает о том, что у него наблюдается неблагоприятный эмоциональный опыт. Влияние на накопление данного опыта оказывает оценка своих успехов и неудач. Тревожные дети в основном ориентируются на внешние аспекты.
У детей раннего школьного возраста тревога может порождаться, когда происходит разлука со взрослыми. В период 6 – 8 лет адаптация к образовательному учреждению играет главную роль. Субъективно неблагополучие ребенка в данной области, сочетается с его нервных процессов и может являться причиной формирования личностной тревожности у детей.
Тревожность – это склонность человека переживать эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенной опасности и возникает во время развития неблагополучных событий [39].
Дети с симптомами тревожности живут в ощущении постоянного беспричинного страха. Тревожное эмоциональное состояние школьника является одним из механизма развития невроза.
Детей с высоким уровнем беспокойства достаточно легко выделить среди своих сверстников. Они достаточно дисциплинированны, всегда убирают за собой игрушки, аккуратны, однако, все эти положительные качества носят защитный характер. Ребенок таким образом избегает неудач.
Причиной тревожности является повышенная сензитивность человека. Однако, большинство детей находятся в беспокойном состоянии не из-за повышенной чувствительности, а из-за взаимоотношений родителей с ним. К примеру, чрезмерная забота, постоянное одергивание и нравоучения приводят к выработке хронического эмоционального состояния тревожности.
Количество страхов у детей зависит от гиперопеки родителей. В данном случае во время общения со взрослым ребенок теряет уверенность в себе и постоянно боится отрицательной оценки в свой адрес.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психологи: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. – 2-е издание, перераб. и доп. – Москва: «Юрайит», 2014. – 811 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков.- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – с. 95.
3. Акимова М. К. Психофизиологические особенности индивидуализации школьников: учебное пособие для акад. бакалавриата / 2-е изд., испр. И доп. Москва: низкий уровень комфортности 33% уровень комфортности снижен 15% оптимальный уровень комфортности 52% Изд-во Юрайт, 2019. — 192с.
4. Акимова, Г. Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. - СПб. : Речь, 2012 – 245 с.
5. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание. – 2019 – №. 9. – С. 52-58.
6. Андриенко О. А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста [Текст] / Андриенко О. А. // Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — Т. 3. — № 2 (4). — С. 63‒65.
7. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В. М. Астапов // Прикладная психология, 2012. – № 1. – С. 41-47.
8. Багова Р.Х. Выбор действия в проблемной педагогической ситуации и личностное самоопределение будущих преподавателей. В книге: Профессиональное мастерство современного педагога. Ульяновск, 2016. С. 418-431.
9. Багова Р.Х. Особенности психологической готовности к обучению в школе первоклассников в национальном регионе (на примере Кабардино-Балкарской республики) / Воспитание и обучение детей младшего возраста. Материалы VIII Международной конференции. 2019, МГУ, Москва, С. 242-243
10. Багова Р.Х. Развитие педагогического мышления студентов на основе использования информационно-коммуникационных технологий / Ж-л «Вестник науки и образования», № 19-2 (73), 2019, С. 28-30
11. Багова Р.Х. Репрезентация школьниками собственных психозащитных стратегий в ситуациях учебного взаимодействия. /Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. Т. 13. № 4. С. 22-25.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер – 2018 – 400 с.
13. Буркова С.А. Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки: постановка проблемы / С.А. Буркова, М.Н. Полякова // Комплексные исследования детства. – 2020. – Т. 2, № 4. – С. 246–254.
14. Взаимосвязь временной перспективы с уровнем личностной и ситуативной тревожности личности [Текст] / Пантелеева В. В., Куприянов С. Н. // Научен вектор на Балканите. — 2019. — Т. 3. — № 1 (3). — С. 63‒65.
15. Грибкова О.В., Уколова Л.И., Афанасьев В.В. Основы учебноисследовательской деятельности. Учебное пособие. - М., 2019.
16. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Капитанец Е. Г. Инновационные психологопедагогические технологии в начальной школе [Текст]: монография. — М.: Издательство Перо, 2015. — 200 с.
17. Дружинин, В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В. Н. Дружинин. – М. : Персэ, 2012. – 224 с.
18. Жиенбаева, Н. Б., Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2018. – №11. – С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48818/
19. Заика, Д. А. Адаптация первоклассников к школе / Д. А. Заика. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2014. – №12. – С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12228/
20. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб : Союз – 2014 – 336 с.
21. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста [Текст] / Долгова В. И., Клочева Г. М., Бондарчук В. А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — С. 26–30.
22. Кислова И. В. Сущность и содержание процесса самосовершенствования // Социальные отношения. – 2010. – №. 1. – С. 96-101.
23. Лошкарева О. Причины возникновения повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2017. № 1. С. 51–53.
24. Нейрофизиология детской тревожности [Текст]: монография / А. Н. Нехорошкова, А. В. Грибанов, И. С. Кожевникова. — Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск: САФУ, 2015. — 108 с.
25. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 2015. – 576 с.
26. Печатнова Н.Б. Формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе / Н.Б. Печатнова // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17, № 3. – C.22–31.
27. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция [Текст] / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград: Учитель, 2015. — 143 с.
28. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. [Текст] / А. М. Прихожан. — М.: Знание, 2010. — 367 с.
29. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. / А. М. Прихожан. — СПб.: «Питер», 2009. — 211 с.
30. Прихожан А. М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования // Психологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 1-1.
31. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2009. 191 с.
32. Прихожан, A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж: Модэк, 2011. –289 с.
33. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / Прихожан А. М. // Психологическая наука и образование. 1998. — №2. — 29 с.
34. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов [Текст] / Амбалова С. А //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. — Т. 5. — № 3 (16). — С. 86‒89.
35. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация / Малер Маргарет С., Пайн Фред и Бергман Анни. Москва : Когито-Центр – 2021 – 413 с. 66
36. Солодянкина Е.Г. Психологическая коррекция страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии[Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 291–295. URL: http://e-koncept.ru/2015/95102.htm
37. Сорокоумова Е.А. Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению / Е.А. Сорокоумова, М.Г. Курносова // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 1. – С. 238–257.
38. Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. М.: Педагогика. Пресс, 2014.168 с.
39. Тихонова, Т. С. Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации / Т. С. Тихонова. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2019. – №23. – С. 198-200.
40. Тревога родителей и детства: теория, эмпирические данные и направления на будущее / Вуд Джеффри Дж., Маклеод Брайс Д. и Вэй Мариан Сигман // Журнал детской психологии и психиатрии. – Оксфорд : Блэквелл, Оксфорд, 2003 г. – 1 : Т. 44. - С. 134-151.
41. Тревожность // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. - Москва : ПЕР СЭ, 2007. - 416 с.
42. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. Москва-Воронеж. – 2016 – 512 с.
43. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. СПб.: Питер – 2019 – 240 с.
44. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 544.