Фрагмент для ознакомления
1
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Анализ понятия «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности организации игровой деятельности с младшими школьниками 12
1.3 Роль игровой деятельности в формировании коммуникативных умений младших школьников при изучении окружающего мира 17
2 ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 23
2.1 Определение первоначального уровня коммуникативных умений младших школьников 23
2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 29
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы коммуникативных умений 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А “ Методы исследования коммуникативных умений”
ПРИЛОЖЕНИЕ Б “ Результаты исследования младших школьников ”
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена современными подходами к обучению. Сегодня в педагогике главными являются те формы и методы обучения, которые сосредотачивают внимание на ученике и учитывают его интересы, творческие способности.
Коммуникативная компетентность – это способность человека свободно общаться, находить контакты с другими людьми, это знания, умения и навыки для обеспечения эффективного общения. А.Пометун отмечает, что «компетентность» составляет комплекс жизненных требований к результатам образовательной деятельности, ориентирует на практические достижения в процессе обучения» [6]. То есть задача современной педагогики не просто предоставлять детям информацию, а научить детей пользоваться ею в той или иной ситуации, обогащать словарный запас, развивать культуру речи, умение составлять высказывания и стилистически его оформлять, придавать ему «радужную» окраску.
Невозможно представить себе современного человека вне общения с другими людьми. Так и дети младшего школьного возраста, попадая в школьный коллектив, стремятся найти свое место среди товарищей, попадают в новый мир отношений и интересов. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью взаимопонимания[1]. И именно в этом задача современной школы - формирование у учащихся коммуникативной компетентности, базой которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе речевых умений и навыков.Проблема исследования заключается в необходимости развития коммуникативных умений младших школьников посредством игровой деятельности и недостаточной разработанности практических путей их реализации.
Цель исследования – разработать и апробировать занятия с использованием игровой деятельности, направленного на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Объект исследования – коммуникативные умения младших школьников.
Предмет исследования - процесс развития коммуникативных умений младших школьников посредством игровой деятельности на уроках окружающего мира
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития коммуникативных умений младших школьников будет эффективным если:
организовать игровую деятельность младших школьников с целью развития коммуникативных умений;
научить младших школьников вступать в процесс общения, соотносить средства вербального и невербального общения, согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями участников общения и др.
Задачи исследования
Теоретически обосновать проблему развития коммуникативных умений младших школьников посредством игровой деятельности
Выявить уровень развития коммуникативных умений младших школьников
Разработать и реализовать, занятий для младших школьников с использованием игровой деятельности, направленный на развитие коммуникативных умений и доказать его эффективность
Проанализировать и описать результаты опытно-экспериментальной работы
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической, методической литературы;
тестирование
База исследования: МОУ-ООШ № 2 города Аткарска Саратовской области
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы специалистами образовательных учреждений в работе с детьми младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, списка использованных источников, приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Анализ понятия «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе
Проблему формирования коммуникативных умений дошкольников как один из аспектов социально-речевого развития исследовали: психологи (Л.Калмикова, О.Кононко, В.Котирло, Н.Лисина, Т.Пироженко и др.) педагоги (А.Гончаренко, В.Захарченко, А.Зрожевська, Е.Тихеева и т.д.), лингвисты (В.Бабич, Ф.Бацевич) лингводидакты (О.Аматьева, А.Богуш, Н.Гавриш, К.Крутий, Н.Луцан, М.Пентилюк, О.Трифонова, О.Ушакова, Г.Чулкова и др.).
Вклад в исследование коммуникативных умений имели труды таких исследователей А.Н.Леонтьев, О.Р.Лурия, А. А. Леонтьева, Т.В.Ахутиной и др. На органическую связь обучения и воспитания с общением, как одним из видов человеческой деятельности и на творческую природу общения указывают работы Л.П.Буевой, М.С.Кагана; анализ культуры общения рассматривается И.А.Ильясовым; этческие основы общения выделяются А.И.Титаренко. [11, с. 278 ].
Новые приоритеты современного дошкольного образования в свете требований Закона «О дошкольном образовании», Базового компонента дошкольного образования, направленных на обновление содержания и совершенствования форм, методов и технологий развития гармоничной личности ребенка, обусловливают важность решения проблемы формирования коммуникативных умений старших дошкольников, как важной составляющей их социальной и жизненной компетентности. [19, с. 1].
Коммуникативные умения старших дошкольников это такой уровень овладения вербальными и невербальными средствами общения, позволяет реализовывать соответствующее возрастным психологическим нормам в единстве взаимопонимания, обмена действиями, эмоциональными впечатлениями и переживаниями. Формируются коммуникативные умения на основе коммуникативной потребности, которая удовлетворяется в поведении и становится причиной развития таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия, способность к совместной деятельности, партнерства, необходимо для социализации ребенка [1, c .4].
Возрастными особенностями коммуникативных умений старших дошкольников (данный возрастной период наиболее благоприятен для формирования феномена) являются: представление детей о мире взрослых, их взаимоотношения, правила поведения; воспроизводства социальных отношений в сюжетно-ролевой игре; осознание необходимости строить общение в соответствии с задачами коммуникативной ситуации; анализ и оценка коммуникативных контактов со сверстниками и взрослыми; (Л.Выготский, О.Кононко, Н.Лисина).) [1, c.6].
В иностранной лингводидактике термин «коммуникативная компетенция» был впервые введен в научного обращения в 1976 году на III Конгрессе Международной Ассоциации преподавателей иностранного языка и литературы. Рассматривая содержание этого понятия, В. Звегинцев [12, с. 315] исходил из того, что «самая языковая компетенция не способна обеспечить нормальное общение между людьми посредством языка. Необходимы еще какие-то дополнительные знания, проявившие «правильность» поведения человека в обществе. Это социальные знание или же социолингвистическая компетенция, имеющая вне лингвистический характер и так же, как и языковая компетенция может быть представлена в идеализированном и абстрагированном виде».
Более основательное определение коммуникативной компетенции было представлено М. Вятютневым [4, с.41], который рассматривал ее как «выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной ситуации в общении».
В 80-х годах ХХ ст. лингвист О. Василевич [3, с. 120] интерпретирует сущность коммуникативной компетенции как совокупность конкретных умений, необходимых члену речевого сообщества для речевых контактов с целью овладения языком как учебной дисциплиной.
Коммуникативные умения– это совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного общение[2].
С точки зрения психологии коммуникативные уменияявляется целостным структурным образованием олицетворяет в себе когнитивные и поведенческие элементы. К первым относят знания соответствующих средств и их адекватное использование, ко вторым – психологическую адаптацию к ситуации. [1].
А. Б. Добрович [6] характеризует коммуникативную компетентность как постоянную готовность человека к контакту. Автор объясняет это с точки зрения сознания, мышления. Способность человека к мышлению предполагает некую диалогичность его бытия, которое заставляет его принимать во внимание любое изменение ситуации с
позиции своих подсознательных ожиданий и ожиданий своего партнера по общению Существенными признаками коммуникативных умений Ф. И. Шарков считает «способность к обобщению и систематизации многомерного восприятия окружающего; способность к адекватной оценке «статуса языка», способность к пониманию значимой и оценочной информации» [18, с. 101].
Коммуникативные умения включает владение вербальным и невербальным языками, умением использовать в процессе коммуникации коммуникативные средства и строить высказывания в соответствии с нормами из-за важности коммуникативного кода и правила речевого этикета [18, с. 100]. Коммуникативные умения – составляющий компонент для того, чтобы ребенок стал активным участником процесса, ее нужно погрузить в него, что возможно лишь при условиях возникновения интереса и содержание его в течение определенного периода. Важно сформировать у ребенка не столько желание, сколько потребность во взаимодействии с другими людьми, которая и побуждать ее к общению. Соответствие содержания музыкально-игрового произведения потребностям личности, может превратить поверхностные переживания в глубоко личностные. Знание педагогом каждой из вышерассмотренных звеньев, понимание и осознание их значимости для образовательного процесса и местонахождение [21, с. 1].
Таким образом, С. А. Езова, как и многие другие авторы, считают, что основным фактором коммуникативных умений являются коммуникативные способности.
Особенности организации игровой деятельности с младшими школьниками
В рамках модернизации системы образования Российской Федерации практикуют введение в процесс обучения в начальной школе игровой деятельности. В этой связи роль и место игры в педагогическом процессе кардинально меняется. В данном контексте игра становится средством уточнения, расширения и закрепления полученных на уроке знаний. Так как детей младшего школьного возраста привлекает присутствие игровой ситуации на занятиях, то процесс обучения детей будет более эффективным.
В настоящее время большинство детей, поступающие на обучение в начальную школу испытывают затруднения при обучении.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одним из условий являетс
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамович, С.Д. (2013). Речевая коммуникация: учебник. К.: Изд. дом Д.Бураго, 460
Ананьев, Б.Г. (2008). Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 213.
Бабич, Н.Д. (2000). Лингво-психологические основы обучения и изучение языка. Черновцы: Рута, 174.
Бабич Н. Д. (1990). Основы культуры речи: учебник. Львов Мир, 232.
Бадер, В.И., Василиса, С.В. (1999). Редактирование как средство развития речи. Начальная школа, 8, 24-27.
Бахтын, М.М. (2001). Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 424.
Бернс, Р. (2002). Развитие Я-концепции и воспитания. М.: Прогресс, 414.
Бех, И. Д. (2003). Воспитание личности. Личностно- ориентированный подход: теоретико-технологические основы. К.: Лыбидь, 280.
Бех, И. Д. (1998). Личностно ориентированное воспитание: науч.-метод. пособие. М.: ИОМН, 204.
Бехтерев, В. М. (2000). Проблемы развития и воспитания человека. М., 416.
Богдан, С. К. (1989). Языковой этикет украинцев: традиции современность. К.: Родной язык, 476.
Бодалев, А. А. (2001). Психология общения. М.: Институт практической психологии, 256.
Буева, Л.П. (1988). Социальная среда и сознание личности. М., 412.
Варзацкая, Л.А., Шевченко, Л.М. (2001). Методика развития связной речи младших школьников. Каменец-Подольский, 204. 82
Варзацкая, Л. О. (2003). Активизация речевой деятельности учащихся. Начальная школа, 2, 28-31.
Вашуленко, М.С. (2011). Методика обучения украинскому языку в начальной школе: учеб.-метод. пособие. М.: Литера ЛТД, 364.
Выготский, Л.С. (2000). Мышление и речь. М.: Лабиринт, 352.
Вовчук, И.С. (2012). Речевой этикет и культура общения младших школьников. Х.: Изд. группа "Основа", 447.
Волкова, Н.П. (2006). Профессионально педагогическая коммуникация. К.: Академия, 256.
Гавриш, Н.В. (2006). Развитие связной речи дошкольников: учеб.-метод. пособие. К., 119.
Голованова, Н.Ф. (2004) Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие. СПб.: Язык, 272.
Гончар, Т.И. (2001). Коммуникативная компетентность: суть, структура, развитие. Вестник КНУКиМ. Педагогика, 5, 9-17.
Гончар, Т.И. (2003). Коммуникативная культура в контексте психологических теорий личности Вестник книжной палаты, 5, 42-44.
Гончаренко, С.У. (1997). Украинский педагогический словарь. К.: Лыбидь, 376.
Грехнев, В.С. (1990). Культура педагогического общения: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 144.
Двадцать шестой Давыдов, В. В. (2004). трудности развивающего обучения. М.: Педагогика, 240\
Даниленко, О. И. (1989). Культура общения и ее воспитание. Учеб. пособие. Л.: ЛГИК, 102.
Добрович, А. Б. (1996). Общение: наука и искусство. М.: Яуза, 254.
Эльконин, Д.Б. (1999). Психология обучения младшего школьника. М.,198.
Епишин, Л.В. (2008). Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. Начальная школа, 11, 14-16. 83
Заброцкий, М.М. (2005). Коммуникативная компетентность учителя как проявление его педагогической позиции Научные записки Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины. К.: Главник, Вып. 26. Т.2. 85–89.
Тридцать второй Зязюн, И.А. (2000). Педагогика добра: идеалы и реалии. К., 325.
Калашникова, Л.М., Слесик, К.М. (2001). Совершенствование навыков общение младших школьников во внеклассной работе Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и изыскания, 19, 134- 138.
Тридцать четвертый Карпенчук, С.Г. (1997). Теория и методика воспитания: учеб. пособие. К.: Энергоатомиздат, 304.
Киричук, О. В. (2006). Основы психологии: учебник. К.: Лыбидь, 632.
Клименко, В.В. (2001). Механизм творчества: можно ли его развивать: Научно-популярное издание. М.: Школьный мир, 96. Кондратюк О., Кравчина О. (2006). Часы общения в начальной школе. К.: Школьный мир, 120.
Корнияка, О.М. (2005). Определение содержательной структуры коммуникативной культуры личности Теоретико-методологические проблемы развития личности в системе непрерывного образования: Материалы методологического семинара К., 368-374.
Корнияка, О.М. (2001). Оптимальное педагогическое общение и ег культура как предпосылка личного и коммуникативного развития школьников
Психология: Сборник научных трудов. К.: Национальный педагогический Университет им. М.П. Драгоманова. Вып. 12. 316–322.
Корнияка, О.М. (2000). Речевое развитие школьников с разной сформированностью коммуникативной культуры. Педагогика и психология, 4, 14-21.
Корнияка, О.М. (2006). Психология коммуникативной культуры школьника: Монография. М.: Миллениум, 336.
Корнияка, О.М. (2004). Развитие речевой способности школьников в составе коммуникативной культуры. Практическая психология и социальная работа 6, 62-81
Костюк, Г. С. (1989). Учебно-воспитательный процесс и психический развитие личности: учеб. пособие. К.: Сов. школа, 379.
Кочерган, М. П. (2008). Общее языкознание: учебник. К.: Академия, 464.
Кудыкина, Н.В. (2003). Игровая деятельность младших школьников в внеурочном учебно-воспитательном процессе: Монография. К.: КМПУ им. Б.Д.Гринченко.
Леон Технология группового взаимодействия: из опыта работы учителей начальных классов Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. - СПб., 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Энциклопедии и словари /https HYPERLINK "https://dic.academic.ru/":// HYPERLINK "https://dic.academic.ru/"dic HYPERLINK "https://dic.academic.ru/". HYPERLINK "https://dic.academic.ru/"academic HYPERLINK "https://dic.academic.ru/". HYPERLINK "https://dic.academic.ru/"ru HYPERLINK "https://dic.academic.ru/" откр 10.04.2022