Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующими положениями. Во-первых, развитие современной организаци непродуктивно и неэффективно без понимания вектора развития, без стратегии и четко определенных приоритетов, футбольный клуб в данном случае не исключение и нуждается в профессиональном управлении, как и любая организация. Во-вторых, это возросший интерес к футболу, после проведения Чемпионата Мира 2018 в России, и открывшиеся в связи с этим возможности, как перед отдельными клубами, так и перед лигами, системой детско-юношеского футбола, массовым любительским футболом.
Современная система оценивания футбольных арбитров выстроена на основе анализа ключевых решений, произошедших в игре. Футболист может неоднократно грубо ошибаться в ходе матча, но достигнув в итоге победы, об этих ошибках быстро забудут. У судьи же каждая ключевая ошибка автоматически приводит к неудовлетворительной оценке, а в дальнейшем и к сокращению количества назначений, отстранения на определенный срок и чаще всего несет негативные последствия для его карьеры, независимо от того, повлияла эта ошибка на результат игры или нет. Вместе с этим создаётся негативный образ арбитра среди болельщиков, руководителей клубов и средств массовой информации .
Не самый яркий имидж арбитра, общественное порицание, систематический стресс и негативный социальный статус – все это отталкивающие для молодого поколения причины, которые порождают недостаточный приток потенциальных судей и большой отсев слушателей уже на начальном этапе после столкновения с первыми серьезными трудностями. Современные специалисты указывают на отсутствие научно-обоснованной системы всесторонней подготовки судей (за исключением теоретической и физической), несовершенство системы отбора и диагностики на всех этапах также являются сдерживающими факторами для качественного прогресса судей в России.
В настоящее время в спортивном судействе по футболу проведено недостаточное количество научных исследований. Проблема качественного отбора судей является одной из ключевых. Исследователи отмечают, что прорывной областью в данном направлении может послужить психофизиология, но в то же время наблюдается нехватка научно-обоснованных программ подготовки и методик диагностики.
Основной идеей исследования было определение теоретических и организационно-методических основ подготовки футбольных арбитров.
Объект исследования: судейство в футболе.
Предмет исследования: теоретические и организационно-методические основы подготовки футбольных арбитров.
Цель: изучить теоретические и организационно методические основы процесса подготовки футбольных арбитров
Задачи работы:
1. Определить сущность и содержание готовности футбольного арбитра к судейской деятельности.
2. Исследовать формы, методы и средства подготовки футбольного арбитра к судейской деятельности.
3. Дать оценку дистанционной форме подготовки футбольных арбитров.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, экспертных оценок.
Теоретическая база представлена конгломератом научной литературы таких ученых, как М.В. Воробьева, и других ученых, занимающихся исследованием.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были обобщены сведения о теоретические и организационно-методические основы подготовки футбольных арбитров.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные сведения могут быть использованы в практической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.
Структура работы является весьма традиционной и состоит из: введения, двух глав, включающих в себя несколько параграфов, заключения и списка использованных источников. В заключении отражены итоги проведенного исследования и выводы по выявленным проблемам.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме теоретические и организационно-методические основы подготовки футбольных арбитров
1.1. Концепция развития судейства
1.1.1. Цели и задачи Концепции развития судейства
Комплексная программа обучения футбольных судей представляет собой систему взаимоувязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели – формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной практической деятельности и личной ответственности будущего футбольного арбитра .
Проблемы определения задач Концепции и формированиях мероприятий по их исполнению осуществляются, учитывая мировой опыт, мониторинг достижений и значимых успехов в мировом футболе и на основе всестороннего и тщательного анализа состояния и динамики развития футбола.
Целью Концепции является совершенствования судейства и инспектирования футбольных российских соревнований разного уровня посредством качественного и количественного изменения системы набора, подготовки и удержания судей.
С целью успешной реализации данного направления необходимо решить следующие задачи:
-усовершенствование существующей методики по по привлечению и удержанию в судействе молодых арбитров.
- значительное увеличение количественного и качественного состава ь судейского корпуса, в том числе судей, которые обслуживают массовые соревнования.
- осуществление слияния (объединения) судейского комитета и инспекторского комитета в единую структуру, как на всероссийском уровне, так и на региональном уровне. Образовать при РФС (КФА) единый современный учебный и -методический Центр по обучению судей.
-создание в каждом МРО Межрегиональные Центры судейской и инспекторской подготовки по футболу.
Принять за правило – рекомендовать к обслуживанию соревнований только тех судей, которые прошли подготовку по программе, соответствующей уровню рекомендации.
Адаптировать к условиям Российской Федерации и внедрить в практику Программу по судейско-кадровой работе ФИФА и УЕФА «Таланты и наставники».
- Разработать и утвердить региональные современные программы развития судейства и инспектирования каждого МРО Федераций футбола с единой методикой подготовки и обучения судей.
-Организовывать пропагандистскую, культурно-просветительскую в сфере деятельность судейства и инспектирования с целью создания положительного образа судьи в среде общественности, а также болельщиков и т. д. .
1.1.2. Основные разделы Концепции развития судейства
Концепция состоит из следующих основных разделов:
Во введении раскрываются актуальность Концепции развития судейства, проблемы и основные направления. Далее Разделы Концепции представлены на рисунке 1.1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
2. Алшувайли Х. Х. Подготовка футбольных судей / Х. Х. Алшувайли, М. Д. Кудрявцев // Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к Универсиаде 2019: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной Универсиаде 2019 в г. Красноярске, Красноярск, 02–03 ноября 2017 года. – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2017. – С. 118-120.
3. Алшувайли Хассун Хашим Обоснование научного понятийного аппарата диссертациионного исследования сравнительного анализа программы подготовки футбольных арбитров в России и Ираке /Алшувайли Хассун Хашим //Проблемы современного педагогического образования.2019. №62-2. С.9.
4. Болотин А. Э., Караван А. В. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 36-38
5. Ветлугин А. О. Взаимосвязь показателей специальных физических качеств и индивидуальных психологических особенностей футбольных арбитров на этапе начальной подготовки / А. О. Ветлугин, А. С. Гареева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3(181). – С. 71-74.
6. Воробьев, М.Е. Теоретико-методическое обоснование формирования судейского корпуса для обслуживания матчей по футболу /М.Е. Воробьев [и др.] //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.2020. №5.С.77.
7. Гаджиметов В.Э., Прокопенко Т.И., Кудря А.Д. Причины ухудшения здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи. В сборнике: Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2017
8. Ильясов Р. Э. Профессиональная подготовка будущих арбитров по футболу в условиях самоизоляции и карантина / Р. Э. Ильясов // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 18–19 февраля 2021 года. – Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2021. – С. 275-278.
9. Масленников, А. В. Двигательная активность футбольных арбитров различной квалификации / А.В. Масленников, М.М. Соловьев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 135-138
10. Правила игры 2018/2019 / Издание Международной федерации футбола. - Введ. 01.06.18. - Цюрих : ИФАБ, 2018 - 213 с.
11. Раминг С. А. Мотивационная сфера подготовки спортивных арбитров с целью ее проявления в спортивной деятельности / С. А. Раминг, Л. А. Рапопорт // Социально-экономические и гуманитарные науки : сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 25 февраля 2021 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. – С. 41-46.
12. Рыков, А.В. Система подготовки футбольных арбитров /А.В. Рыков //Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+.2017. С.180.
13. Смагин, Н. И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпидемиологического карантина / Н. И. Смагин. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 31-35.
14. Стриханов М. Н. Физическая культура и спорт в вузах: учебное пособие / М. Н. Стриханов, В. И. Савинков. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 160 с
15. Шумилов А. Ю. Физическая подготовка футбольных арбитров в межсезонье / А. Ю. Шумилов // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях : Сборник материалов X Юбилейной Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 65-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. В 2-х частях, Белгород, 16 ноября 2018 года / Под редакцией С.А. Михайличенко, Ю.Ю. Буряка. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2018. – С. 333-338.
16. Концепция развития судейства и инспектирования в российском футболе [Электронный ресурс] https://pandia.ru/text/78/263/75813.php (Дата обращения: 06.04.2022.
17. Стратегия развития футбольного судейства в РФ (Стратегия «Футбол 2020») [Электронный ресурс]. https://footballufo.ru/football/strategiya-razvitiya-futbolnogo-sudejstva-na-2013-2018.html. (Дата обращения: 06.04.2022)