Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день, практически во всех развитых странах госу-дарство становится ответственным за проблемы, возникающие у граждан вследствие нетрудоспособности или же наступления пожилого и преклонного возраста. Все страны используют разнообразные формы и методы решения указанных проблем, обеспечивая построение эффек¬тивной пенсионной системы и пенсионного обеспечения в частности.
На данный момент инвалидность среди трудоспособного населения является отрицательным моментом в демографическом развитии Российской Федерации. Неблагоприятной чертой служит ухудшение состояния здоровья и рост инвалидности трудоспособного населения, представляющий реальную угрозу национальной безопасности. Сохранение и восстановление трудоспособности человека является важной задачей государства. При проведении экспертизы трудоспособности выделяются медицинские и социальные критерии.
Медицинские критерии включают своевременно установленный, правильный и полный клинический диагноз с учётом выраженности морфологических изменений, степени функциональных нарушений, тяжести и характера течения заболевания, наличия стадии декомпенсации, осложнений. Социальные критерии определяют трудовой прогноз при определенном заболевании и конкретных условиях труда пациентов, отражают всё, что связано с его профессиональной деятельностью (напряжение, профессиональные вредности и др.).
С экономической точки зрения, каждый случай инвалидности приводит к денежным затратам не только самих граждан, но и государства. Для расчета экономических затрат возможно оценить расходы государства на социальное обеспечение инвалидов, в частности пенсии по инвалидности и другие социальные пособия и выплаты.
Данная тема довольно актуальна в наше время, поскольку в государ-ство, позиционирующее себя как социальное, обязано обеспечить защи¬ту уязвимым слоям населения, в частности, инвалидам. Из этого следует цель исследования: дать общее представление о системе пенсионного обеспечения инвалидов в Российской Федерации.
Состояние пенсионное обеспечение инвалидов рассматривали в своих работах: В.М.Батий, С.А.Берташ, В.М.Васильчиков. Н.Г.Ковалева и Э.К.Наберушкина в своих работах выделили специфику существующих инноваций в сфере обеспечения инвалидов.
На сегодняшний день на территории России создано достаточно большое количество организаций, целью которых является организация социальной работы с пожилыми и инвалидами. Их приоритетные формы работы нуждаются в изучении в связи с возможностями дальнейшего развития и повышения качества обслуживания.
Объект исследования – инвалиды, как социальная группа.
Предмет исследования – пенсионное обеспечение инвалидов.
Цель исследования – на основе анализа проблем пенсионного обеспечения инвалидов выработать рекомендации по совершенствованию реализации мер при назначении страховых песий по инвалидности в России.
В процессе достижения цели были решены следующие задач:
1. Рассмотреть пенсии по инвалидности: понятие, порядок назначения.
2. Выделить нормативно правовые основы назначения страховых пенсий по инвалидности.
3. Изучит индивидуальный пенсионный коэффициент и размер пенсии по инвалидности.
4. Рассмотреть обзор практики отделения пенсионного фонда по республике Башкортостан.
5. Выделить проблемы, возникающие при назначении страховых пенсий по инвалидности в России.
6. Предложить пути решения проблемы, возникающие при назначении страховых пенсий по инвалидности в России.
В основе методологии исследования лежит социально – культурный подход, принцип гуманизма, системности, антропологический подход.
В процессе исследования использованы следующие методы: метод логического анализа процесса социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами; структурно - функциональный метод, позволяющий изучить положение пожилых людей и инвалидов в специфических условиях; метод анализа нормативно – правовых документов и научных публикаций; анкетирование, анализ документов.
Глава 1. Теоретические основы назначения страховых пенсий по инвалидности в российской федерации
1.1 Пенсии по инвалидности: понятие, порядок назначения
Право каждого гражданина РФ на социальное обеспечение закреплено в 39 статье Конституции Российской Федерации [1]. Согласно этой статье каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Одним из основных видов социального обеспечения являются социальные пенсии. Право на социальную пенсию, порядок назначения, размер и выплата социальной пенсии определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"[2].
Институт социальных пенсий является новым для отечественного законодательства. Впервые они были введены Законом от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР"[3]. Социальные пенсии – это, пожалуй, один из основных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению в системе государственного пенсионного обеспечения РФ (пп. 5 п. 1 ст. 5 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Главенство социальных пенсий в системе пенсионного обеспечения проявляется в помощи, самым нуждающимся слоям населения, которые не могут самостоятельно обеспечить себе финансовое благосостояние в силу своего возраста, инвалидности или отсутствия дееспособности. Социальные пенсии включает следующие виды пенсий:
• пенсия по старости
• пенсия по инвалидности
• пенсия по случаю потери кормильца.
Право на социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане. Пенсионное обеспечение в РФ осуществляет совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, направленных на обеспечение граждан материальной поддержкой в виде пенсии. В последние годы проводится анализ пенсионной системы, поскольку у государства и населения появился интерес к проблемам, связанным с социальным обеспечением пенсионеров и лиц с социальным пенсионным статусом. В настоящее время можно рассмотреть наиболее важные проблемы, касающиеся пенсионного обеспечения в РФ: Первой и, на мой взгляд, самой важной проблемой является невысокая ставка пенсии, которая равна прожиточному уровню или того меньше. Эта проблема заключается в том, что средняя заработная плата по России низкая, из-за этого и отчисления в пенсионный фонд будут маленькими.
Эта проблема на данный момент очень актуальна, так как цены растут, все дорожает, а средний доход населения в виде пенсий стоит практически на месте. И отсюда складывается вопрос, а на что и как жить населению нашей страны в такое время? Но государство не может однозначно дать ответа на этот вопрос, но старается проводить индексацию социальных пенсий хотя бы раз в год. Второй проблемой является рост количества пенсионеров. Низкая рождаемость приводит к тому, что трудоспособное население уменьшается, а люди пенсионного возраста растут. Из-за этого возникает проблема финансовых ресурсов для обеспечения действующих пенсионеров. Государство старается стимулировать рождаемость в стране.
Также государство проводит различные пенсионные реформы по социальному обеспечению в стране. Например, одна из таких, это реформа повышения пенсионного возраста. Так, до 2018 года в стране пенсионный возраст для выхода на пенсию составлял: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. На данный момент возраст выхода на пенсию повышен: 70 лет для мужчин и 65 лет для женщин. Ну и, пожалуй, третья, хоть и не весомая, но тоже не мало важная проблема это, низкий уровень финансовой грамотности населения в области пенсионного обеспечения. Во многом от общего уровня финансовой грамотности населения зависит экономическое развитие страны. Низкий уровень грамотности приводит к негативным последствиям как для государства, так и для самого общества в целом. Для социальной стабильности в обществе нужна устойчивая пенсионная система.
Решение этих проблем просто необходимо для обеспечения социально-экономического развития России. Если решение этих проблем не последует в ближайшие годы, то что может произойти с населением, с экономикой страны, да и с самой страной вообще? Ведь уже сейчас в такой большой и, казалось бы, богатой стране, процветает нищета. И большую часть этой нищеты составляют как раз пенсионеры, дети, потерявшие одного или двух родителей. Ну а кто, как не государство может позаботиться о жизни и будущем данного населения страны. И в первую очередь, для этого государство должно постараться решить проблемы возникающие с обеспечением населения социальными пенсиями.
В Российской Федерации по состоянию на 2021 год проживает около 12 млн лиц, имеющих инвалидность (табл. 1). Согласно статическим данным, в последние годы наблюдается тенденция к снижению численности инвалидов.
В то же время в большей степени снижение за последние пять лет произошло среди инвалидов, имеющих II группу — на 17,2%, но при этом наблюдается тенден¬ция к увеличению числа детей-инвалидов — на 10,7%.
Тенденция к увеличению числа детей-инвалидов, указывает на негативные из¬менения в показателях здоровья населения страны, на которые влияют: неблаго¬приятная экология, снижение качества продуктов питания, неэффективная борьба с вредными привычками граждан. Данные факторы влияют в итоге на здоровье бу¬дущих родителей и на качество генофонда в целом.
Как показывает практика, наличие инвалидности в нашей стране часто бывает достаточно сложно подтвердить. Человек, имеющий необратимые изменения в ор¬ганизме, должен постоянно проходить медико-социальную экспертизу (МСЭ) для того чтобы установить группу инвалидности. Первая группа устанавливается сроком на 2 года, а вторая и третья группы — сроком на 1 год, а ведь от группы инва¬лидности зависит размер финансовых выплат.
Таблица 1.Общая численность инвалидов по группам инвалидности
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
общая численность, лиц имеющих инва¬лидность (тыс. чел.) 12924 12751 12261 12111 11947
в том числе: 1 группа 1355 1283 1283 1466 1433
2 группа 6472 6250 6250 5552 5356
3 группа 4492 4601 4601 4442 4488
Дети-инвалиды 605 617 617 651 670
Общая численность лиц, имеющих инвалид¬ность и приходящаяся на 1000 человек жителей 88,4 87,0 87,0 82,5 81,4
Источник: [10].
Согласно федеральным законам ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1], ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» [2], ФЗ № 166 «О го¬сударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [3], ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [4], лица, имеющие инвалидность, имеют право на получение трех различных видов пенсий (табл. 2).
Таблица 2. Виды пенсий для лиц, имеющих инвалидность
Виды пенсий Основания Категория получате¬лей пенсии Размер пенсии
Страховая
пенсия инвалидность 1,2,3 группы;
страховой стаж; если стаж мал, то возмож¬на альтернатива — минимальная соци-альная пенсия инвалиды 1,2,3 групп страховая пенсия + фикси¬рованная выплата
Социальная
пенсия инвалидность 1,2,3 группы, независимо от ее причины и момента наступления инвалиды с детства;
дети-инвалиды;
неработающие ин-валиды 1, 2 или 3 группы дети-инвалиды 12681,09 руб.;
инвалиды 1 группы 10567,73 руб.;
инвалиды 1 группы с детства 12681,09 руб.;
инвалиды 2 группы 5283,84 руб.;
инвалиды 2 группы с детства 10567,73 руб.;
инвалиды 3 группы 4491,30 руб.
Государственная пен¬сия, участники ВОВ;
военнослужащие срочной службы;
ликвидаторы ава-рии ЧАЭС;
«блокадники»;
космонавты. в % от размера социаль-ной пенсии:
военнослужащие сроч¬ной службы, получив¬шие военную травму, — 250%;
военнослужащие сроч¬ной службы, ставшие инвалидами на службе из-за болезни или трав¬мы, — 200%;
пострадавшие в техно-генных и радиацион¬ных происшествиях — 250%;
участники ВОВ — 200%;
«блокадники» — 150%;
в % от денежного доволь-ствия:
85% — контрактники и силовики, получившие военную травму;
75% — военные кон-трактники и силовики, ставшие инвалидами из- за болезни или травмы;
85% — космонавты.
Источник: составлено автором на основе: [11]; [12].
Как представлено в таблице, самый большой размер социальной пенсии при¬ходится на детей-инвалидов и инвалидов первой группы с детства. На долю ин¬валидов первой группы и инвалидов второй группы с детства приходится не¬много меньше. При этом необходимо подчеркнуть, что данные категории лиц, имеющие инвалидность, получают социальные выплаты, превышающие размер величины прожиточного минимума, почти во всех субъектах Российской Феде¬рации, причем всего лишь лица, имеющие инвалидность третьей группы, полу¬чают выплаты ниже величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.
Социальные пенсии индексируются 1 апреля. Коэффициент индексации утверж¬дается Правительством РФ [9]. Заместитель председателя Правительства РФ Татья¬на Голикова в сентябре 2021 года подчеркнула, что в 2020 году социальные пенсии будут проиндексированы на 7%, а социальные выплаты лицам, имеющим инвалид¬ность — на 3,8%.
Если говорить об отличии страховой пенсии по инвалидности от социальной, то их получение зависит от места проживания. То есть если социальная будет от¬менена сразу, как только гражданин пересечет границу, то лицо, имеющее инвалид¬ность и переехавшее жить в другую страну, будет продолжать получать страховую пенсию.
Некоторым гражданам, имеющим инвалидность, предоставляется право на од¬новременное получение двух пенсий. Таким правом могут воспользоваться, следу¬ющие категории получателей (табл. 3).
Таблица 3. Категории получателей, имеющих право на одновременное получение двух пенсий
Категории получателей Виды пенсий
инвалид по причине боевой травмы;
участник Великой Отечественной войны, получив¬ший инвалидность;
инвалиды любой группы, отмеченные знаком «Жи¬телю блокадного Ленинграда страховая + социальная
- нетрудоспособные члены семьи гражданина, полу¬чившего инвалидность из-за катастрофы на ЧАЭС социальная + государственная или страховая + государственная
Граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы
Инвалиды-родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы
Источник: составлено автором на основе: [13].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения 22.02.2022)
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.02.2022)
3. Албогачиева Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения / Б.М. Алюогачиева // Аллея науки. - 2017. - Т. 1. - № 11. - С. 271-274.
4. Алеева А.Х. Пенсионный фонд в современной экономике России / Алеева А.Х., Селезнева О.А. // Аллея науки. - 2018. - Т. 3, № 4 (20). - С. 443¬446.
5. Амосов А.И. Экономическая и социальная эволюция России. - М.: ИЭ РАН, 2019.
6. Балынин И. В. Новая пенсионная реформа в Российской Федерации: базовые принципы, этапы и ключевые мероприятия // Финансы и кредит. - 2017. - № 16 (736). - С. 927-948.
7. Бобков В. Н. Пенсионная реформа: простота тактических решений чревата стратегическим провалом // Российский экономический журнал. - 2019. - № 1. - С. 31-40.
8. Веровая С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая // Студенческий форум: электрон. научи. жури. 2018. № 27(48). - С. 75-76.
9. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». - 2018. - С. 96-107.
10. Гурвич Е. Т. Развилки пенсионной реформы: российский и международный опыт // Вопросы экономики. - 2019. - № 9. - С. 5-39
11. Гимпельсон В.Е. и др. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / В.Е. Еимпельсон, А.А. Зудина, Р.И. Капелюшников, А.Л. Лукьянова, А.Ю. Ощепков, С.Ю. Рощин, Л.И. Смирных, П.В. Травкин, А.В. Шарунина [Электронный ресурс]. - 2017. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/ Doklad_trud.pdf (дата обращения: 12.04.2022).
12. Горлин Ю., Ляшок В., Малева Т. Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски // Экономическая политика. 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 148-179.
13. Грищенко Н.Б. Реформы социального страхования: поиск баланса. (Social Insurance Reforms: Searching a Balance) // SSRN. - 2019. - 152 c.
14. Дедова О.В. Анализ бюджета и проблемы функционирования Пенсионного фонда России / О.В. Дедова, В.С. Чебыкина // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса : сб. ст. IX Междунар. науч. -практ. конф. В 4 ч. Ч. 4. - Брянск, 2018. - С. 220-225.
15. Жукова Т. В. Глобальные трансформации пенсионных систем на рубеже веков - 1994-2008 гг. // Банковские услуги. - 2019. - № 8. - С. 32-39.
16. Иванов А.Н. Пенсионный фонд России : проблемы
17. функционирования на современном этапе / Иванов А.Н., Безуглова М.Н. // Kant. - 2018. - № 1 (26). - С. 172-175
18. Ибрагимова З.Ф., Япарова-Абдулхаликова, Г.И. Структурный анализ безработицы в РФ / З.Ф. Ибрагимова, Г.И. Япарова - Абдулхаликова // Статистика и Экономика. - 2019. - Т. 14. - № 4. - С. 33-40.
19. Иванова Е.В. Рынок труда: стандартные и нестандартные формы занятости // World Science: Problems and innovations : сб. ст. XVIII междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2018. - Ч. 2. - С. 49-52.
20. Казанцев В. А. Виды и формы проявления безработицы. Специфика и проблемы занятости в России / Синергия Наук. - 2017. - № 13. - С. 111-117.
21. Кортенко Л .В. Изменения на рынке труда под влиянием внедрения компьютерных технологий / Л.В. Кортенко, А.В. Кононович // Достойный труд - основа стабильного общества : материалы XI междунар. науч. -практ. конф. - Екатеринбург, 2019. - С. 39-42.
22. Коршунов В. В. Экономическая теория : учебник для вузов / В. В. Коршунов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 219 с.
23. Кубланов А.М. Занятость и заработная плата населения как показатели социального качества жизни / А.М. Кубланов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 33-40.
24. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб.пособие. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 51 с
25. Кураков Л.П. Трудовые ресурсы и занятость населения: учебное пособие /Л.П. Кураков - М.: Пресс-сервис, 2017. - 420 с.
26. Казова 3. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки» - №14. - 2017. - С. 2
27. Катковская М.А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения / М.А. Катковская // Национальный исследовательский Томский государственный университет. - 2018. - С. 140-142
28. Капелюшников Р.И. Неформальная занятость в России: что говорят альтернативные определения? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. -№ 4. - С. 52-83.
29. Кравченко Е.В. Современные пенсионные системы: вызовы, тенденции, перспективы // Государственное и муниципальное управление. - 2018. - № 2. - С. 83-91.
30. Михайлова С. С. Концептуальные основы актуарного моделирования пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2021. - № 6. - С. 41-46.
31. Мхитарян В.С., Михайлова С.С. Статистическое исследование факторов, определяющих доходы пенсионной системы Российской Федерации // Вопросы статистики. - 2019. - № 6. - С. 37-42
32. Любинин А. Б. Пенсионная реформа: из «тени» в «тень»... // Российский экономический журнал. - 2018. - № 5. - С. 26-42.
33. Лагутина Е.А. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации // Science Time. - 2021. - № 5. - С. 385-389.
34. Морозов С.А. Сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, проблемы функционирования // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 93-100.
35. Маркина Ю. В. Пенсионная реформа: всегда ли новые изменения носят положительный характер? / Ю. В. Маркина, А. А. Соломенны // Вестник Уральского ин-та экономики, управления и права. - 2018. - № 4 (45). - С. 48-50.
36. Напсо М. Б. Социально-экономические и правовые основы реформирования пенсионной системы // Журнал российского права. - 2019. - № 5. - С. 80-89.
37. Протасова А.В. Пенсионный фонд России и его деятельность // Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 162-163.
38. Роик В. Д. Пенсионный возраст: критерии и механизмы
39. оптимизации // Российский экономический журнал. - 2018. - № 4. - С. 69-94.
40. Рязанцева Т.Е. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации / Т.Е. Рязанцева // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2017. - № 14. - С. 151-154.
41. Соловьев А. К. Пенсионное обеспечение в России // Народонаселение. - 2017. - № 1. - С. 14-21.
42. Соловьев А. К. Страховая пенсионная реформа: стратегические вызовы и тактические риски // Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 4. - С. 82-94.
43. Сочивко, С. А. Пенсионная реформа / С. А. Сочивко // [Электронный ресурс] - URL: https://svpressa.ru/society/article/230347/7cbaM (дата обращения 06.01.2022)
44. Степанченко, О.А. Пенсионная реформа и демографическая ситуация в РФ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч. -практ. конф. № 1(12). - URL: https://nauchforam.m/archive/SNF_sodal/1(12).pdf (дата обращения 06.01.2022)
45. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (теоретико - правовой аспект) // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. - 2014. - № 1. - С. 222-230.
46. Ткаченко А. А. Станут ли российские пенсионеры богаче? // Власть. - 2019. - № 1. - С. 29-41.
47. Управление экономическими системами: стратегическое планирование развития региона : междунар. науч.-практ. конф., 23 аир. 2015 г. - Чита : Забайкал. гос. ун-т, 2015. - 211 с.
48. Цхададзе Н.В. Особенности Пенсионного фонда в России / Н.В. Цхададзе, Э.К. Володарский // Поиск новой модели социально-экономического развития в условиях глобальных и локальных трансформаций : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 122-125.
49. Шушпанникова М.Ю. Основные источники формирования и направления использования бюджета Пенсионного фонда // Трансформация современной науки в условиях цифровизации : сб. ст. Междунар. науч. -практ. конф. - Оренбург, 2019. - С. 38-41.
50. Шитова Ю. Реформа пенсионной системы РФ: итоги десятилетия / Ю. Шитова, Ю. Шитов // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - № 7. - С. 42-53.
51. Центр МАСО по повышению стандартов. Актуарная работа по социальному обеспечению: методич. рекомендации [Электронный ресурс]. URL: https://ww1.issa.int/ru/guidelines/act (дата обращения: 07.03.2022). Центр МАСО по повышению стандартов. Руководство ISSA [Электронный ресурс]. URL: https://ww1.issa.int/ru/guidelines (дата обращения: 11.03.2022).
52. Чичканов В.П., Чистова Е.В. Реформирование пенсионной системы России: направления развития и критерии оценки // Журнал экономической теории. 2019. - Т. 16. - № 4. - С. 606-616.
53. Яруллин Р.Р. Проблемы Пенсионного фонда РФ и пути их решения / Р.Р. Яруллин // Инновационное развитие. - 2017. - № 12 (17). - С. 152-154.
54. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. 895 с.
55. Виды пенсий в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2017/04/17/134109(дата обращения 22.02.2022)
56. Колесникова Г. И. Медико-социальная экспертиза : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. - М.: Юрайт, 2019. 179 с.
57. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации: открытые данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/opendata/.(дата обращения 22.02.2022)
58. Пенсия по инвалидности в России в 2021году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vesbiz.ru/pensya/pensya-po-invalidnosti.html(дата обращения 22.02.2022)
59. Похвощев В. А. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Похвощев. - М. : МИР, 2017. - Т. 8, № 2. - С. 330-336.
60. Федеральная служба государственной статистики РФ: положение инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13964(дата обращения 22.02.2022)
61. 9 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы « Консул ьта нтПлюс».
62. 10 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
63. Аракчеев В.А. Пенсионное право в России / В. А. Аракчеев. – М.: Юридический центр, 2021. – 435 с.
64. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2020. 895 с.
65. Виды пенсий в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2017/04/17/134109 (дата обращения 22.02.2022)
66. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Похвощев. – М. : МИР, 2017. – Т. 8, № 2. – С. 330-336.