Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Рост российской экономики, приход на рынок западных компаний и усиливающаяся тенденция к созданию единого финансово-информационного пространства требуют от российских предприятий быстрого реагирования на изменения рыночной среды. В сложной и быстро меняющейся деловой среде конкурентоспособными оказываются гибкие и динамично развивающиеся компании, которым удалось сократить затраты и повысить эффективность бизнеса, обеспечивая рост стоимости предприятия. Достичь такого комплексного экономического эффекта можно только за счет внедрения прогрессивных управленческих технологий, поэтому любая новая технология сегодня пристально рассматривается сквозь призму ее способности эффективно решать конкретные задачи бизнеса.
В современных экономических условиях возникает необходимость формирования действенной системы управления предприятиями, которая способна обеспечить их стабильное и динамичное развитие.
Стоит отметить, чем больше рыночные требования, тем более остро встает проблема поиска внутреннего совершенства, что включает в себя выбор самых эффективных систем и методов управления, которые могу принимать грамотные решения, обеспечивающие высокую результативность функционирования современного предприятия.
Решение современных технологий управления предпринимательской деятельностью требует объемного исследования реальных процессов управления и разработки соответствующих практических рекомендаций, позволяющих исследовать, моделировать управленческие процессы, выделять направления повышения эффективности управления как в оперативном, так и в перспективном аспектах.
Объект исследования – ООО «Новые технологии».
Предмет исследования – система управления на предприятии.
Цель работы – разработка предложений по совершенствованию системы управления на предприятии ООО «Новые технологии».
Для достижения указанной цели необходима постановка следующих задач:
1. раскрыть теоретические основы системы управления на предприятии;
2. дать характеристику деятельности ООО «Новые технологии» и проанализировать систему управления;
3. разработать мероприятия по совершенствованию системы управления для ООО «Новые технологии».
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы послужили федеральные законы, статьи периодической печати и труды российских экономистов.
Данная работа опирается на классические и современные труды отечественных и зарубежных экономистов в области управления предприятием – Вершигора Е.Е., Герчикова Л.Н., Иванова А.П., Подлесных В.И. и других.
В настоящей работе применялись такие методы, как описание, группировка, анализ и синтез теоретического и практического материала, структурно-динамический анализ, индексный метод, графический, статистический и ряд других.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию системы управления предприятием.
Предлагаемые практические подходы к совершенствованию методов управления предпринимательской деятельностью будут способствовать созданию эффективных систем управления, своевременно и гибко реагирующих на быстро изменяющуюся внешнюю среду, оказывающих все более активное воздействие на развитие предприятия.
Данная работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность рассматриваемой темы, определены цель, задачи работы, объект и предмет исследования, теоретико-методическая база написания работы, ее информационная основа, практическая значимость.
В первой главе рассмотрены сущность, содержание и методы системы управления на предприятии.
Вторая глава содержит характеристику деятельности ООО «Новые технологии», анализ системы управления данным предприятием.
В третьей главе на основе проведенного анализа разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления на предприятии.
В заключении подведены итоги и определены перспективы развития системы управления на предприятии.
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и составляющие системы управления на предприятии
Система управления предприятием представляет собой деятельность, которая направлена на достижение в рыночных условиях хозяйствования поставленных целей посредством наиболее рационального использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов на основе применения определенных принципов, функций и способов экономического механизма менеджмента предприятия [24, c. 189].
Управление предприятием в рыночных условиях хозяйствования прежде всего ориентировано на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов товаров (услуг), пользующихся наибольшим спросом и способным принести предприятию запланированную прибыль; также управление предполагает постоянное стремление предприятия к росту эффективности деятельности, к получению оптимальных финансовых и производственных результатов с минимальными издержками; хозяйственную самостоятельность, которая обеспечивала бы свободу принятия управленческих решений лицами, несущими ответственность за результаты функционирования предприятия или его отдельных подразделений; кроме того, управление предполагает периодически осуществляемую корректировку целей и программ развития в зависимости от конъюнктуры рынка; при этом выявляется конечный результат деятельности предприятия (его филиалов или отдельных структурных подразделений) в рыночных условиях в процессе предпринимательской деятельности; в рамках осуществления менеджмента предприятия необходимо использовать современную информационную базу с компьютерной техникой для многовариантных расчетов, которые послужат базой для принятия оптимальных управленческих решений.
Сущность управления наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях.
Функция управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента, который характеризуется некоторой однородностью, сложностью, а также стабильностью воздействий на объект со стороны лица, принимающего решения [13, c. 164].
Выделяют следующие общие функции управления предприятия: организация, планирование, финансирование, мотивация, анализ и контроль.
Современное предприятие – это собой сложный комплекс, его динамизм и слаженность функционирования зависят от механизма управления, которые устанавливает внутрен¬ние связи, а также учитывает деятельность всех структурных единиц и сотрудников конкретного предприятия.
Управление предприятием, как правило, состоит из ряда функциональных подсистем, к которым можно отнести: стратегический и оперативный менеджмент; планирование; кадровый менеджмент; производственный менеджмент; управление маркетингом; финансовый менеджмент; инвестиционный менеджмент.
Задачами стратегического менеджмента являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.
Среди основных задач текущего управления компанией можно выделить следующие: обеспечение постоянства, а также синхронности функционирования всех структурных подразделений компании, которые нацелены на выполнение текущих заданий.
В задачи управления человеческими ресурсами, согласно базовой стратегии развития бизнеса и текущим потребностями фирмы, входят: обеспечение компании трудовыми ресурсами требуемого уровня квалификации и определенного численного состава; обучение кадров, согласно разработанной в компании технологии и организации производственной деятельности; управление фондом оплаты труда и его стимулированием; обеспечение безопасных условий труда.
Управление маркетингом выступает важнейшей подсистемой управления в организации. От эффективности маркетинговой деятельности зависит правильность определения того, какой товар производить, в каком количестве, а также в какие сроки; также эффективность снабжения фирмы факторами производства по ценам, не ведущим к повышению производственных затрат, развитие рынка сбыта товаров в необходимом объеме и по ценам, обеспечивающим рентабельность деятельности компании [14, c. 43].
Управление финансами заключается в организации и контроле денежных притоков в результате производства и продажи товаров, а также от финансовой и инвестиционной деятельности.
Управление инвестициями, в свою очередь, заключается в следующем: непрерывное совершенствование организации производственной и трудовой деятельности посредством осуществления поиска, отбора, формирования и внедрения инновационных предложений; образование банка инновационных идей, а также альтернативных вариантов их решения; организация процесса определения проблем развития и их успешное разрешение; образование в компании климата новаторства [3, c. 224].
Чтобы организация работы компании была эффективной, следует применять на практике различные методы управления. При этом следует отметить, что необходимо грамотно сочетать методы управления, необходим их тщательный выбор.
Административные методы управления опираются не документооборот компании, на внутрифирменные регламенты.
К документам внутри предприятия можно отнести следующие: устав, положение о различных структурных подразделениях, приказы, распоряжения, штатное расписание, кодекс корпоративной этики.
Стоит сказать, что большую роль в управлении компанией играет формирование целей и разработка планов развития для различных структурных подразделений. Вместе они должны составлять одно целое и должны работать слаженно. А это недостижимо без эффективной организации процесса управления компанией.
Существует большое количество примеров применения административных методов в управлении компанией. Основными из них являются следующие: приказ – приказы отдают руководящие работники в пределах своих полномочий, как правило, в письменном виде. Все приказы обязательны к исполнению соответствующими работниками; консультация представляет собой определенную форму разъяснения по конкретным вопросам с тем, чтобы задание было выполнено максимально эффективно. Руководителю, как правило, осуществляют непосредственную консультацию своих подчиненных; совет представляет собой рекомендацию, как лучше выполнить полученное задание или работу.
Административные методы управления рассматривают нормирование деятельности предприятия с точки зрения общего процесса руководства, но более мягкую и податливую. В данном случает подлежат установлению, как правило, нормы краткосрочного характера. Указанные нормы способны меняться под действием некоторых факторов внешней и внутренней среды компании. Причины, которые требуют изменений в условиях непрерывной работы, активно обсуждаются, а затем принимаются во внимание. Решение указанных проблем полностью зависит от используемого экономического метода управления компанией. Так, определяя норму по выработке часов, численность работников и прочее, следует руководствоваться экономическими показателями развития и результатами проведенных маркетинговых исследований компании [37, c. 217].
Социально-психологические методы управления могут быть направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.
Социологические методы управления дают возможность провести оценку назначения конкретного работника в трудовом в коллективе, выделить формальных и неформальных лидеров, а также обеспечить им поддержку, в рамках данных методов возможно использование системы мотивации труда для достижения поставленных целей, роста производительности труда, обеспечить эффективные коммуникации.
Мотивация кадров осуществляется по определенным этапам. Прежде всего разрабатывается идея мотивации кадров, на последнем этапе осуществляется оценка достижения поставленной цели. При этом также должен быть получен некий социальный результат, проявляющийся в том, что участники мотивационного процесса являются удовлетворенными в результате его осуществления. Это улучшает морально-психологический климат в компании, ведет к росту качества и уровня жизни. Получение финансового результата в результате мотивации персонала приносит дополнительную прибыль компании, что называется стоимостным подходом к мотивации. Получение социального результата отражает ценностный подход к
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) ст. 113 от 30.11.1994 (ред. от 28.03.2017) // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 3.07.2017 №265-ФЗ). - Доступ из справ.-прав. системы «Гарант».
Печатные источники
3. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев. - М.: Дашков и К, 2016. - 400 c.
4. Алещенко, В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики / В.В. Алещенко // ЭКО. - 2014. - № 11. - С.132-141.
5. Басарева, В.Г. Государственное управление малым бизнесом: от задач до реализации / В.Г. Басарева // ЭКО. - 2014. - №11. - С.126-136.
6. Блинов, А. О. Малое предпринимательство: теория и практика: учеб. пособие / А. О. Блинов. - М.: «Дашков и Ко», 2014. - 356 с.
7. Бурко, Р. А., Соколкова В. Д. Выбор и обоснование организационной структуры предприятия / Р.А. Бурко, В.Д. Соколкова // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 313-315.
8. Вервишко И. С. Роль решения в системе управления предприятием // Молодой ученый. - 2016. - №18. - С. 235-238.
9. Ветлужских, Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика / Е. Ветлужских. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 149с.
10. Гапоненко, А. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций / А.Гапоненко, М.Савельева // Проблемы прогнозирования. - 2014. - №5. - С.88-95.
11. Демкович, В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы / В.И. Димкович // Деньги и кредит. - 2015. - №11. - С.26-31.
12. Ден, В. А. Особенности менеджмента и экономики малого предприятия / В.А. Ден, А.О. Шевченко // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 345-351.
13. Кальницкая, И.В. Подходы к оценке эффективности управления организацией / И.В. Кальницкая // Актуальные вопросы экономических наук: Материалы ХII Междунар. науч.-прак. конф. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2014. С. 163-167.
14. Киселев, В.А. С чего начинается эффективное управление предприятием? / В.А. Киселев // Управление персоналом. - 2014. - №5. - С.42-44.
15. Клименко, К.А. Оценка результативности управления персоналом / К.А. Клименко // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 736-739.
16. Кондратьев Э. О причинах неэффективности современного менеджмента // Проблемы теории и практики управления - 2016. - №3. - С.96-104.
17. Кононкова, Н. Малый бизнес как источник экономического роста / Н.Кононкова, С.Ширяева // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 9. - С.114-119.
18. Королев В. Перспективы российского менеджмента: переход к новому качеству / В.Королев, Е.Королева // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №4. - С.103-109.
19. Кузнецова, С.А. Малый и средний бизнес: инновационные приоритеты и проблемы развития / С.А. Кузнецова // Регион: экономика и социология. - 2016. - №2. - С.201-221.
20. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 254 с.
21. Маршев В. О кризисе менеджмента и подготовке менеджеров // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №9. - С.103-109.
22. Мельникова, Т. Ф. Оценка эффективности организационной структуры торгового предприятия / Т.Ф. Мельникова, А.В. Мельникова // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 282-284.
23. Мехдиев, Ш.З. Инновационные подходы к управлению персоналом организации. В сборнике: Инновационное развитие – от Шумпетера до наших дней: Экономика и образование. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. ООО «Научный консультант», Москва. -2015. – С.276-278.
24. Мирзалиева, С. С. Совершенствование системы управления организацией в условиях изменений / С.С. Мирзалиева, А.С. Садбекова // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Зебра, 2015. - С. 188-192.
25. Михайленко, Е. А., Панова В. А., Месропян М. А. Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной структуры предприятия // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 502-505.
26. Новокупова, И.Н. Современные тенденции в инновационном развитии социально-экономических систем / И.Н. Новокупова // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: Материалы III Международной научно-практической конференции – 2015. – С. 190-194.
27. Платоненко, В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития / В.Е. Платоненко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 365 с.
28. Попов Е. Мотивация менеджеров по ключевым бизнес-процессам и показателям / Е.Попов, Р.Ческидов // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №3. - С.78-85.
29. Потеев А.Т. Кадровый потенциал малого предприятия: методология анализа эффективности использования / А.Т.Потеев, М.А.Потеева, Н.Маслова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Научный журнал РИНЦ. №7, 2015 – С. 156 – 160.
30. Тавер Е.И. Менеджмент на основе процессного подхода // Методы менеджмента качества. - 2014. - №2. - С.22-26.
31. Тарасенко В.Ф. Взгляд на развитие менеджмента / В.Ф.Тарасенко, О.В.Козлова, А.В.Тарасенко // Проблемы управления в социальных системах. - 2015. - Т.8, вып.12. - С.172-181.
32. Ташлыков, В. Н. Специфика управления малым предприятием в современных условиях: особенности и риски / В.Н. Ташлыков // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1019-1020.
33. Тезяева, А. С. Построение и оценка организационной структуры предприятия / А.С. Тезяева // Молодой ученый. - 2017. - №17. - С. 383-386.
34. Ширяев, В.И. Управление предприятием: Моделирование, анализ, управление / В.И. Ширяев, И.А. Баев, Е.В. Ширяев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272 c.
35. Шляпникова, Е. В. Инновационное управление сотрудниками малого предприятия / Е.В. Шляпникова // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 122-124.
36. Шулаева, О. В. Обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса человеческим капиталом: роль государства и меры поддержки / О.В. Шулаева // Креативная экономика. - 2014. - № 9 (93). - С. 54-69
37. Экономика предприятия: Учебник для вуза / А. М. Магомедов. – 2-е изд., доп. – М.: Экзамен, 2015. – 352 с.
38. Эскиев, М. А. Эффективность системы управления организацией. Основные факторы, влияющие на эффективность / М.А. Эскиев, С.А. Аслаханова// Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 689-692.
39. Юнусов, Л. Функционирование малого предпринимательства в условиях санкционного давления на экономику РФ / Л. Юнусов, Д. Кузин, И. Юусов // Предпринимательство. - 2016. - №1. - С.126-140.
Интернет-ресурсы
40. Глинова, Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России / Т.А. Глинова // Концепт. - 2015. - № 08 (август). Web: http://e-koncept.ru/2015/15266.htm.
41. Гончаренко, К. В. Особенности управления инновациями в малом бизнесе [Текст] / К.В. Гончаренко // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). - Самара: Вектор, 2017. - С. 97-100. - URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12676/ (дата обращения: 18.03.2018).
42. Козырь, Н.С. Классификация организационных структур управления предприятий / Н.С, Козырь // Экономика и менеджмент инновационных технологий.- 2015. - № 3. Web: http://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7493
43. Лымарева, О.А. Инновационный менеджмент на малых предприятиях / О.А. Лымарева, У.А. Смирнова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 12 [Электронный ресурс]. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13161 (дата обращения: 17.03.2018).
44. Протасова, А. А. Совершенствование организационной структуры: причины, этапы изменений, последствия / А.А. Протасова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S1. – С. 42–49. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470008.htm. (дата обращения: 17.03.2018).
45. Токаева, Б.Б. Инновации в среднем и малом предпринимательстве / Б.Б. Токарева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-4. – С. 820-823. -
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39515 (дата обращения: 18.03.2018).
46. Федина, К.В. Особенности управления персоналом на малом предприятии / К.В. Федина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. - № 8 [Электронный ресурс]. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/08/15180 (дата обращения: 18.03.2018).