Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Не будет преувеличением сказать, что Ахмадхади Максуди (1868-1941) можно назвать одной из самых важных фигур татарского просвещения первой четверти XX века. За свою плодотворную жизнь он смог проявить себя во всех сферах жизни: общественной, политической, издательской и т.д. Но самое главное в его жизни – это лингвистика.
Именно благодаря своей работе по совершенствованию татарской письменности, а также письменности других тюркских народов он завоевал большое уважение и репутацию. Кроме того, он является признанным многоязычным экспертом и полностью владеет шестью языками: татарским, турецким, арабским, персидским, русским и французским.
Ахмадхади родился 28 сентября 1868 года в семье муллы Низамутдина в селе Ташсу Казанского уезда Казанской губернии (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Эта семья подарила татарам двух замечательных сыновей – Хади и Садри Максуди.
Всю жизнь Максуди посвятил развитию образования и культуры татарского народа. Будучи умеренным либералом, он не впадал в крайности революционного нигилизма и консервативной учености, стремясь сделать достижения мировой культуры достоянием своего народа, чтобы татарская нация могла приступить к самостоятельному развитию. Деятельность Максуди получила признание не только среди татар, но и во всем тюркском мире.-Мусульманский мир. Также признан.
За свою долгую и плодотворную творческую карьеру Хади Максуди успел проявить себя во многих сферах деятельности, особенно: общественной, политической, издательской. Однако лингвистика всегда была его главным делом в жизни. Именно в этой области он завоевал наибольшее уважение и заслуженную репутацию. Максуди является признанным многоязычным специалистом, полностью владеющим шестью языками: татарским, турецким, арабским, персидским, русским и французским. По словам некоторых из них, Максуди составил подробные учебники и пособия, которые не потеряли своей актуальности и в наше время.
Наиболее известными работами в области лингвистики являются: «Первый учитель», «Второй учитель», «Этимология татарского языка», «Курс грамматики арабского языка» и «Курс разговорного арабского языка».
Ахмадхади Максуди (1868-1941) широко известен в тюркском мире как редактор газеты «Йолдыз», издатель первой татарской азбуки «Могаллим аваль», азбуки арабского языка «Могаллим сани», мусульманского молитвенного сборника «Гыйбадате исламия» и многих других трудов.
За свою жизнь Ахмадхади Максуди дважды подвергался репрессиям. Оба они произошли в последние несколько лет жизни ученого. Первый раз это было в 1933 году, а второй - в 1938 году. В 1939 году Максуди был освобожден, но годы, проведенные в тюремном застенке, не прошли бесследно, в конечном итоге подорвав его здоровье, и он был освобожден как больной и измученный человек... Спустя два года великого ученого не стало.
Несмотря на то, что основные вехи жизни и творчества Х.Максуди нашли достаточно широкое освещение в работах Г.Баттала-Таймаса, Г.Забирова, Ф.Ю.Гаффаровой, Р.Сабирзянова, С.Рахимова, малоизученным до сих пор остается его философское наследие.
Цель исследования – изучить жизнь и наследие Ахмадхади Максуди.
Задачи исследования:
– изучить биографию Ахмадхади Максуди,
– определить взгляды и мнения Ахмадхади Максуди,
– рассмотреть деятельность Ахмадхади Максуди, как основателя и символа религиозной традиции,
– рассмотреть деятельность Ахмадхади Максуди, как журналиста и издателя,
– определить значение наследие Ахмадхади Максуди в современное время.
Объект исследования – Ахмадхади Максуди.
Предмет исследования – жизнь и наследие Ахмадхади Максуди.
Методологической основой исследования служат положения научной теории познания и главные принципы исторического исследования: историзм, научность, объективность, целостность изучения. В основе данной работы лежит сравнительно-исторический метод, позволяющий раскрыть общие закономерности в общественно-политических взглядах и деятельности видного татарского ученого и деятеля А.Максуди.
Ис¬точ¬ни¬ковая база исследования (Коран, Сунна, богословские труды, исламская литература)
Теоретическая основа исследования и степень изученности темы.
Изучению становления и эволюции деятельности и творчества С.Максуди турецкого периода посвящено немало работ таких авторов, как Ахсанов К.Г., Габаши Х.-Г.М., Вагапова Ф., Ганкевич В.Ю., Гафарова Ф., Малов Е., Насыри К., Сальникова А.А., Галиуллина Д.М., Бигиев М., Гаспарлы И., Нуруллина Р., Салихов Р., Сенюткина О. Н., Тукай Г., Харитонов И.Н., Юсупов М.Х.
Научная новизна исследования. Рассматриваемая в диссертации тема в научном отношении обладает новизной, так как, несмотря на то, что отдельные стороны жизни и деятельности А.Максуди довольно обстоятельно изучены татарскими и турецкими учеными, до сих пор не существует какого-либо комплексного исследования общественно-политических взглядов А.Максуди с учетом современных, объективных методологических позиций.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость заключается в комплексном исследовании общественно-политических взглядов А.Максуди с учетом современных, объективных методологических позиций.
Материалы данной работы могут быть использованы при изучении истории жизни татарских деятелей, истории тюркских народов, при разработке лекционных курсов, написании монографий. Результаты исследования являются важными данными для развития татаро-турецких отношений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1.ЖИЗНЬ И БИОГРАФИЯ АХМАДХАДИ МАКСУДИ
1.1.Биография Ахмадхади Максуди
У каждого, если его судьба складывается удачно, есть первый учитель в его жизни, мудрый наставник, который учит его читать и писать. Он открыл глаза и увидел множество явлений в огромном и удивительном мире. Для российских мусульманских детей в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков молодой казанский учитель стал таким уважаемым и любимым учителем, как Ахмадхади Максуди, со смелыми идеями и инновационными учебниками.
Жизненный путь Максуди можно разделить на два основных этапа. Первую из них можно охарактеризовать как образовательную и общественно-политическую деятельность, то есть его становление как общественного деятеля и политика. Этот этап продолжался до тех пор, пока он не эмигрировал из большевистской России. С 1918 года начался второй этап его биографии. Из-за изоляции от родины Максуди начал изучать тюркскую историю, преподавал в университете Сорбонны, а затем вместе с семьей переехал в Турецкую Республику.
Огромная и древняя семья Максудовых происходила из рода мурз в горах Казанского ханства и всегда была известна как знаменитые богословы и миссионеры, которые веками служили мусульманской общине ордена. Один из ярчайших представителей династии - Максуд бин Махмуд бин Мансур бин Курбангали бин Атнагол бин Булат бин Маскау, происходивший из деревни Кирби (ныне Лаишевский район РТ), долгое время был имамом в деревне Кульбаш, где держал большое медресе. Он считался одним из самых авторитетных богословов казанского края и пользовался серьезным влиянием среди местного населения. Пять сыновей хазрета также посвятили себя религиозной деятельности, причем двое из них стали казиями Оренбургского магометанского духовного собрания.
Не будет преувеличением сказать, что Ахмадхади Максуди (1868-1941) можно назвать одной из самых важных фигур татарского просвещения первой четверти XX века. За свою плодотворную жизнь он смог проявить себя во всех сферах жизни: общественной, политической, издательской и т.д. Но самое главное в его жизни – это лингвистика.
Именно благодаря своей работе по совершенствованию татарской письменности, а также письменности других тюркских народов он завоевал большое уважение и репутацию. Кроме того, он является признанным многоязычным экспертом и полностью владеет шестью языками: татарским, турецким, арабским, персидским, русским и французским.
Ахмадхади Максуди родился 28 сентября 1868 года в семье муллы Низамутдина в селе Ташсу Казанского уезда Казанской губернии (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Эта семья подарила татарам двух замечательных сыновей - Хади и Садри Максуди.
Ахмадхади получил свое первое образование в медресе, деревне Ташсу, принадлежащей его отцу. После этого, в 1881 году, он приехал в Казань, где поступил в знаменитое «Приозерное медресе» (медресе «Касимия») Апанаевской мечети. Окончив школу в 1890 году, Ахмадхади Максуди остался в своей альма-матер, где в течение двух лет преподавал с учениками начальной школы.
В 1893 году он отправился в Турцию, где познакомился с новой системой образования Ахмадхади Максуди, который увлекается изданием газет в Турции и изучением секретов газетного дела там. Здесь он познакомился с турецким писателем Ж. Мидхат, подружился с редактором газеты «Икдам» и даже некоторое время работал в этой газете. После возвращения из Турции я должен был бы.По приглашению Гаспринского он остановился в Крыму в Бахчисарае, где преподавал в медресе Джажырлы и работал в газете «Газан». В этот период Ахмадхади Максуди часто встречался с И. Гасплински, у них была бурная дискуссия о новом образовании, языковых проблемах и тюркском объединении. По языковым вопросам оба горячо отстаивали свои взгляды. Гасплински считает, что для всех тюркских народов, проживающих в России, необходим единый литературный язык, а А.Максуди считает, что закаспийская речь должна стать литературным языком татарского народа.
Близкое знакомство с И. Гаспринским вызвало у Ахмадхади Максуди глубокое уважение к этому националисту, и он на протяжении всей жизни сохранял большое уважение к И. Гаспринскому. И Г. Максуди 21 марта 1908 года в своей газете «Йолдыз» по случаю 25-летия газеты «Йолдыз» писал: «газета «Йолдыз» - первая из национальных газет, а И. Гаспринский – один из тех, кто создал, пробудил, развил в татарах национальное чувство».
В 1896 году Максуди вернулся в Казань и получил диплом учителя, сдав экзамены экстерном в Казанской учительской школе. В 1897 году преподавал татарский язык, историю и этнографию в мусульманском детском приюте «братья Юнусовы». В эти годы он занимался написанием и преподаванием новых учебников.
В 1899 году в жизни Ахмадхади состоялось очень важное событие: он женился на Зайнаббану Сулеймановне Мишкиной. Эта шестнадцатилетняя девушка была дочерью одного из саратовских суконных фабрикантов, а по материнской линии – внучкой богатого коммерсанта и промышленника Исхака Юсуповича Апанаева. Удачный брак ввел Максуди в круг крупнейших представителей торгово-промышленной элиты мусульманской Казани. Он переехал в дом жены на Большой Мещанской улице (ныне ул.Нариманова, д.131, снесен), где и прожил всю свою жизнь. Его близкими родственниками теперь стали миллионер Бадретдин Апанаев, имам Габдулла Апанаев, купцы Ибрагим Исхакович Апанаев, Габдулкарим Исхакович Юнусов и многие другие.
Впрочем, для Ахмадхади Максуди, привыкшего самостоятельно строить свою жизнь и следовать лишь собственным принципам и убеждениям, мало что изменилось. Он по-прежнему горел новыми идеями и не мыслил себя без самоотверженного служения национальному прогрессу и просвещению.
У них было пятеро детей. Дочь Шафика уже в четыре года умела читать Коран. Все получили высшее образование: Фатимаи-Галия, Шафика, Гарун, Гашим, Бахрамия. После смерти Бахрама его сыновья присоединили его владения к своим дочерям.
Дочери Максуди также занимали почетное место в большой истории. Начнем с старшей дочери Фатимы-Галии. Девочка 1898 года рождения, сначала вместе со своей сестрой Шафикой, училась в школе известного просветителя и почитателя Фатимы Аитовой, а позже в гимназии Котовой. Фатимаи-Галия окончила медицинский факультет Казанского университета в 1923 году и осталась в ординатуре. Успешно пройдя его, начал работать на кафедре диагностики. Защитил диссертацию, твердо решил заняться наукой. Но не будем забывать, в какой стране мы живем...
В 1925 году она вышла замуж за сына аспиранта Казанского сельскохозяйственного института Ходжаева Кадира Ади (Хаджи). Как выяснилось, у Ахмадхади Максудова был дин гали, работавший в Астраханской мечети. Его сын Кадир был выпускником сельскохозяйственного института в Москве. Была создана красивая семья, родилась дочь Диляра. Но человеческое счастье не может длиться долго.
В 1923 году он вместе с группой интеллигенции – Ахметгареем Хасани, Шигабутдином Ахметовым, Ибрагимом Биккуловым, Махмудом Будайли, Насихом Мухтаровым и др.-принял участие в организации товарищества «новая книга». Подобные товарищества, целью которых было печатное распространение произведений писателей, с разрешения властей создавались не только в Казани, но и во многих других крупных городах России. Жизнь общества «Новая книга», которое успешно работало, была очень короткой. В 1929 году его дело было прекращено по обвинению в публикации и распространении произведений «врагов народа». Все члены были арестованы. Известно, что в 1925 году у Шафика и Ибрагима родилась дочь Нилуфар.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Гафарова Ф. «Йолдыз» кабызган Максуди. Казан: Алма-Лит, 2006. ‒ 186 б.
2. Гаффарова Ф. Әхмәтһади Максуди (1868–1941) // Татар зыялылары: тарихи портретлар / төз. Р.М. Мөхәммәтшин. Казан: Мәгариф, 2003. – Б. 130–136.
3. Әхмәров Г. Әлифба китапларына тәнкыйт. Казан: Үрнәк, 1909. ‒ 64 б.
4. Базарда сәясәт // Йолдыз. – 1906. – № 2. – 3 б.
5. Баруди Г. Хөсн әл-гыйбадә. Казан: Добмровский, 1903. – 23 б.
6. Бигиев М. 1906 сәнә 16–21 августта иҗтимаг итмеш русия мөселманнарының нәдвәсе. Казан: Кәримовлар, 1908. – 170 б.
7. Гаспарлы И. Хавәҗәи-сыйбиян. Баһчисарай: Тәрҗеман басмаханәсе, 1890. ‒ 80 б.
8. Дар ул-мөгаллимин // Йолдыз. – 1906. – № 30. – 2–3 бб. 5. Дидактика // Йолдыз. – 1906. – № 12. – 5–6 бб.
9. Җәмгыять гыйльмия дәресханәләре // Йолдыз. – 1906. – № 17. – 2 б.
10. Йолдыз // Йолдыз. – 1906. – № 13. – 8 б.
11. Йолдыз // Йолдыз. – 1906. – № 16. – 3 б.
12. Казан хәбәрләре // Йолдыз. – 1906. – № 2. – 3 б.
13. Кешегә һич ярап булмас // Йолдыз. – 1906. – №44. – 2–3 бб.
14. Максуди А. Ибадат аль-исламия. Казан: Идель-Пресс, 2013. – 112 б.
15. Максуди А.Х. Введение в практику ислама (Ибадат-и исламиййа). СПб.: Диля, 2018. – 112 б.
16. Максуди Ә. Гыйбадәте исламия. Казан, 2018. – 143 б.
17. Максуди Ә. Гыйбадәте исламия. Казан: Хозур, 2017. – 176 б.
18. Максуди Ә. Җәмагать («Гыйбадәт исламия» мәҗмугасының дүртенче җөз). Казан: Харитонов, 1915. – 32 б.
19. Максуди Ә. Намаз («Гыйбадәт исламия» мәҗмугасының өченче җөз). Казан: Харитонов, 1906. – 30 б
20. Максуди Һ. Мөгаллим әүвәл. Казан: Типо-литог. Импер. универ, 1898. ‒ 64 б.
21. Максуди Һ. Мөгаллим әүвәл. Казан: Лито-типог. И.Н. Харитонова, 1903. ‒ 56 б.
22. Максуди Һ. Рәсемле мөгаллим әүвәл. Казан: Типо-литог. Т-ва «Умид», е.ю. ‒ 47 б.
23. Максуди Һ. Мөгаллим әүвәл. Казан: Лито-типог. И.Н. Харитонова, 1914. ‒ 64 б.
24. Максуди Ә. Тәһарәт («Гыйбадәт исламия» мәҗмугасының икенче җөз). Казан: Харитонов, 1917. – 24 б.
25. Максуди Әхмәтһади. Галимҗан хәзрәт Баруди // Йолдыз. – 1907. – № 81. 2 б.
26. Таһири Ш. Фнетизм ысулы белән тәртип ителмеш рәсемле әлифба. Казан: Лито-типог. И.Н. Харитонова, 1914. ‒ 48 б.
27. Тукай Г. Мияубикә. Казан: Лито-типог. И.Н. Харитонова, 1911. ‒ 23 б. 16. ТРДА (элекке ТРМА), 420 ф., 1 тасв., 150 эш, 106 б.
28. Фәхретдинов Р. Балаларга нәсыйхәт. Казан, 2006.
Список литературы
29. Ахмет-Хади Максуди. «Я ближе всех был связан с И. Гаспринским» // Публ. С. Рахимова // Эхо веков. 1995. № 5. С. 177—195.
30. Ахметхади Максуди. 1868—1941: К 130-летию со дня рождения ученого-просветителя, журналиста, педагога: Метод. пособие // НБ РТ; Сост. З. А. Замалиева; Гл.ред. Р. И. Валеев.— Казань: Милли китап, 1997.— 19с.
31. Ахсанов К.Г. Введение в историю тюркских народов. 4.1. Древность и раннее средневековье / К.Г. Ахсанов. Казань: Изд-во «ДАС», 2001.-56 с.
32. Габаши Х.-Г.М. Всеобщая история тюркских народов / Х.-Г. Габаши. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. - 248 с.
33. Вагапова Ф. Оформление татарских печатных букварей XIX–ХХ веков // Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов: Материалы международной научно-практической конференции, посвящ. 150- летию со дня рождения педагога-просветителя, художника Ш.А. Тагирова. Казань, 2008. ‒ С. 135–139.
34. Ганкевич. В.Ю. На службе правде и просвещению. Симферополь: Доля, 2000. ‒ 327 с.
35. МАКСУДОВ (Максуди), Ахмедхади Низамутдинович // в сб.: Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991). — С.-Пб.: Петербургское Востоковедение. Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. 2003.
36. Малов Е. Мухаммеданское учение о кончине мира. Ахры заман китабы. Казань: Типо-литог. Импер. Универ., 1897. ‒ 96 с.
37. Насыри К. Избранные произведения. Казань: Тат. книж. издат., 1977. ‒ 254 б.
38. Сальникова А.А., Галиуллина Д.М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX – начало ХХ вв.) М.: НБП им. К. Ушинского, 2014. ‒ 260 с.
39. Ибраhимов Ф.И. Белем әлтфбадан башлана (татарча уку-язуга өйрәнү методикасы hәм татар әлифбалары тарихы). Казан: Мәгариф, 1994. ‒ 255 б.
40. Методика (Тәгълим кыйраат ысулы) // Йолдыз. – 1906. – № 20. – 3– 4 бб.
41. Нуруллина Р. Беренчеләрнең берсе // Тарих яза каләмем... Казан: Казан дәүләт университеты, 2009. – Б. 216–221
42. Салихов Р. Звезда Максуди // Вреям и деньги, Выпуск: за 08 2003 года
43. Сенюткина О. Н. Третий съезд мусульман России: к 100-летию становления парламентаризма в России : к 100-летию проведения — Изд-во Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2006 — с.45
44. Тукай Г. Мияубикә. Казан: Лито-типог. И.Н. Харитонова, 1911. ‒ 23 б. 16. ТРДА (элекке ТРМА), 420 ф., 1 тасв., 150 эш, 106 б.
45. Харитонов. И.Н. Бүләк. Казан: Лито-типог. И.Н. Харитонова, 1912. ‒ 10 б.
46. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани. Казань: Гасыр, 2005. ‒ 112 с.