Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Товары, предназначенные для продажи, представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, наличие которых необходимо для обеспечения непрерывности и расширения деятельности предприятия. Оптимальная обеспеченность ведет к минимизации затрат, к ритмичности и слаженности работы предприятия, улучшению финансовых результатов. Завышение потребности в товарно-материальных запасах ведет к неэффективному использованию ресурсов, увеличению затрат на их содержание и управление, снижению эффективности деятельности. Оптимизация товарных запасов в большей части обеспечивается формированием своевременного достоверного учетного процесса.
Как показывает практика деятельности предприятий, эффективность во многом определяется целесообразностью и устойчивостью ассортимента предприятия. От состава и пополняемости ассортимента зависят рост товарооборота предприятия и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий или несоответствующий ассортимент создают неудовлетворенный спрос, что негативно сказывается на эффективности торговли. Формирование товарного ассортимента является одновременного и средством и методом управления ассортиментом. Правильно организованная система формирования товарного ассортимента предприятия оптовой торговли – это основа стабильности, рентабельности и, в конечном итоге, его конкурентоспособности на рынке.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что эффективно и правильно выстроенное управление запасами и товарным ассортиментов торгового предприятия способствует получение высокой доходности от осуществления деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование ассортиментной политики предприятия на примере торгового предприятия ООО «Каскад».
Задачи выпускной квалификационной работы:
- исследование взаимосвязи ассортимента с товарной политикой предприятия;
- изучение основных аспектов и понятий касательно ассортимента товаров: его классификация и свойства, управление ассортиментом товаров;
- изучение принципов и особенностей формирования и управления ассортимента товаров в торговом предприятии;
- изучение организационно-экономической характеристики предприятия ООО «Каскад»;
- приведение характеристики и проведение анализа товарного ассортимента торговой организации ООО «Каскад»;
- проведение анализа методов управления товарным ассортиментом в ООО «Каскад»;
- внедрение методов расширения и оптимизации ассортимента в торговом предприятии ООО «Каскад»;
- формирование рекомендации по совершенствованию методов управления ассортиментом товаров.
Объектом исследования является ассортимент торговой организации ООО «Каскад».
Предметом исследования являются методы формирования и управления товарным ассортиментом.
Практическая значимость:
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанный инновационный поход к формированию ассортиментной политики можно будет применить в реальной практике.
Степень разработанности проблемы: на сегодняшний день выбранной теме исследования посвящены многочисленные труды разных авторов, в частности таких авторов как Богуславский М.М., Вилкова Н.Г., Дроздов-Тихомиров А.А., Дьяконова А.А., Ерпылева Н.А., Канашевский В.А., Кириллова Н.А., Корепанова Н.Б., Кочергина Т.Е., Лебедев С.Н., Кабатова Е.В., Родионов А.А., Розенберг М.Г. и другие.
Методами исследования в данной работе являются анализ, синтез, финансовый анализ данных, графическое и табличное представление информации. В данной работе были использованы эмпирические методы исследования, такие как: наблюдение, сравнение, горизонтальный и вертикальный анализ финансовых показателей, анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности, а также прогнозирование финансовых показателей. В ходе работы так же были использованы следующие методы для предоставления результатов исследования: монографический, метод системного анализа и синтеза, экономико–статистический, графический.
Информационную основу исследования составили учебные и научные материалы, законодательство РФ, научные статье об РФ, а также сведения, содержащиеся в научных публикациях по иссле¬дуемой проблеме.
Целесообразность ее выполнения: повышение эффективности деятельности предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
1.1. Ассортимент товаров: его классификация и свойства, управление ассортиментом товаров
Приведем основные понятия по ГОСТ Р 51303-2013 Торговля:
- ассортимент товаров – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам), предназначенный для продажи населению;
- торговый ассортимент:- это ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или в торговой сети;
- структура ассортимента товаров – это соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.
В таблице 1 приведены понятия ассортимента товаров разных авторов.
Таблица 1 – Понятия ассортимента товаров разных авторов
Автор Понятие
Баев А.В. Определенная номенклатура товаров конкретной организации
Минько Э.В. Товарные группы в организации
Зотов В.В. Оптимальный перечень товаров для обеспечения доходности торговой организации
Алексеева А.И. Перечень товара торговой организации, сформированной на основании требования рынка
Торговый ассортимент - перечень товаров, подо¬бранных для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых предприятиями различных отрас¬лей промышленности и сельского хозяйства.
Эта огромная масса товаров доводится через рознич¬ную торговлю до конечных потребителей. В целях управ¬ления товарной массой все товары народного потребления группируются по отдельным признакам.
Ассортимент товарной группы - разновидности товаров с подразделением их на виды и сорта, но относящиеся к одной родственной группе товаров.
Простой ассортимент - набор товаров небольшого количества наименований, удовлетворяющий небольшое число потребностей (например, ассортимент сельского магазина).
Сложный ассортимент - набор товаров значительного количества видов, наименований товаров, удовлетворяющие самые разнообразные потребности (гипермаркеты, оптовые базы).
Групповой ассортимент – это набор однородных товаров для удовлетворения аналогичных потребностей и объединенных общими признаками, например, функциональное или социальное назначение (магазин спорттоваров).
Развернутый ассортимент набор товаров, включающий много разно-видностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (специализированные магазины).
Сопутствующий ассортимент - набор товаров для выполнения вспомогательных функций и не являющихся главными для данной торговой фирмы (обувной магазин предлагает сопутствующий товар - предметы ухода за обувью).
Смешанный ассортимент – это набор товаров различных видов, наименований большого разнообразия их функционального назначения. Фирма предлагает одновременно продовольственные и непродовольственные товары, удовлетворяя разнообразные потребности (универсам).
Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни. Учитывается степень соответствия, набора товаров торговой фирмы требованиям покупателей с учётом результатов достижений в области технологии.
Оптимальный ассортимент – это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для покупателя и торговой фирмы. Характерна высокая конкурентоспособность предлагаемых товаров, требование высокой эффективности ассортимента для торговой фирмы. Максимальный полезный эффект - максимум прибыли для торговой фирмы от данного ассортимента при минимуме затрат на его продажи.
Основные методы управления товарным ассортиментом в основном по следующим направлениям:
- общий анализ реализации товаров/ услуг;
- анализ реализации товаров/ услуг по виду (структура реализованных товаров);
- анализ выполнения плана продаж товаров/ услуг;
- анализ динамики продаж - реализации товаров/ услуг.
Все выше перечисленные направления анализа реализации товаров/ услуг собраны в ABC и XYZ анализах.
Для торговой организации ассортимент представляет собой товар, который закупается с целью реализации.
Товарные операции / продажи – представляют собой факт хозяйственной жизни предприятий, которые функционируют в сфере торговли.
Продажа – это документ, являющийся договором, согласно которому первое лицо - продавец осуществляет передачу в собственность предмет – товар второму лицу - покупателю за денежное возмещение (цену).
Виды товарной классификации приведены на рисунке 1.4.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей»;
2. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
3. ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. ФЗ от 28.11.2018 № 449-ФЗ);
4. ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 25.12.2018 № 488-ФЗ);
5. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» (с изменениями и дополнениями от 12.10.1999, 22.02.2001, 04.10.2012);
6. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» (с изменениями и дополнениями от 02.10.1999, 07.12.2000, 04.10.2012);
7. ГОСТ Р 51303-2013 Торговля
8. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования;
9. ГОСТ Р 51305-2009 Розничная торговля. Требования к персоналу;
10. ГОСТ Р 51773-2009 Розничная торговля. Классификация предприятий;
11. «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997);
12. ГОСТ 31460-2012 «Кремы косметические. Общие технические условия».
13. Брагина Л.А. Торговое дело: учебное пособие/Л.А. Брагина. - М.: Инфра-М, 2019 г. – 112 с.
14. Богатая, И. Н. Бухгалтерский учет : учебное пособие/ И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. –М.: - Ростов н/Д : Феникс, 2019 г. -185 с.
15. Виноградова С.Н. Организация и технологии торговли: учебное пособие/ С.Ню Виноградова. М.: - Минск: Высшая школа, 2018 г. – 328 с.
16. Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия: учебное пособие/ А.И. Гребнева. – М.: Экономика, 2021 г. – 362 с.
17. Голубенко О.А. Товароведение: учебное пособие/ О.А. Голубенко. – М.: Дашков и Ко, 2020 г. – 355 с
18. Дашков Л.П., Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц, - 12-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2018. - 456с.
19. Неверов А.Н. Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учебное пособие/ А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – М.: Академия. 2019 г. – 233 с.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2020 г. – 334 с.
21. Сышко В.Е. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие/ В.Е. Сыцко. М.: – Минск, Высшая школа, 2018 г. – 380 с.
22. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. : учебное пособие/Н.Н. Тренев. – М.: Приор, 2020 г. – 276 с.
23. Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия: учебное пособие/ А.И. Гребнева. – М.: Экономика, 2019 г. – 362 с
24. Голубенко О.А. Товароведение: учебное пособие/ О.А. Голубенко. – М.: Дашков и Ко, 2019 г. – 355 с
25. Сысоева С.В., Крок Г.А. Большая книга директора магазина 2.0. Новые технологии «Питер».-СПб.:, 2021.-455с
26. Брагин Л.А. Торговое дело: учебное пособие/Л.А. Брагина. - М.: Инфра-М, 2021 г. – 112 с
27. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебное пособие/К.А. Раицкий. – М.: Маркетинг, 2020 г. – 472 с
28. Неверов А.Н. Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учебное пособие/ А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – М.: Академия. 2020 г. – 233 с
29. СRM – система SugarCRM // Сущность продукта. [Электронный ресурс].URL: http://www.sugarcrm.com (дата обращения: 22.04.2022)