Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное самоопределение - это осознание себя в отношении профессиональной деятельности, вследствие которого и совершается определенный профессиональный выбор; процесс самостоятельного и осознанного нахождения смыслов профессионального выбора и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения.
Об активном профессиональном самоопределении молодого человека можно говорить тогда, когда в его деятельности преобладает стремление к достижению поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуются и учитываются в соответствии с поставленными целями. Высокий уровень активности в процессе профессионального самоопределения проявляется в том, что молодой человек способен преодолевать неблагоприятные условия в ходе осуществления своих намерений.
Значительный вклад в изучение проблем, связанных с профессиональным самоопределением внесли военные психологи. Так, изучению сущностных характеристик и методик исследования выбора военной профессии посвящены работы В.Н. Батищева (2003), Л.Ф. Железняка (1982), И.Г. Ожерельевой (2006), Р.Р. Шарипова (2002), А.В. Яренко (2000), А.Н. Янюк (2001).
Профессиональное самоопределение, отражая особенности сформированности личности, выполняет ряд функций, определяющих перспективы развития человека в профессиональной сфере:
- гармонизация смыслов жизненного пути со смыслами профессионального развития, реализация на этой основе адекватного выбора профессии (Е. Климов, 2004);
- координирование личных потребностей, интересов в зависимости от профессиональных ценностей, соотнесение собственных возможностей с профессиональными требованиями (Э.Ф. Зеер, 2003), разработка на этой базе планов карьерного роста, определение стратегий, путей и способов их осуществления, формирование собственного стиля поведения (Г.В. Мухаметзянова, 2010; И.М. Айтуганов, 2010; Е.А. Корчагин, 2010; Е.Л. Матухин, 2010; Л.Н. Самолди- на, 2010; Р.С. Сафин, 2010 и др.);
- достижение определенности в самоотношении (Л.Я. Олиференко, 2002; Г.Н. Ольховикова, 2010 и др.), гомеостатичности многообразных его элементов (внутренняя равновесие), развитие безупречного образа профессионала посредством объективации самооценки (Н.В. Самоукина, 2000), осознание своего места в социальном и профессиональном пространстве, межличностных трудовых взаимодействий субъектов труда (А.К. Маркова, 1996; И.И. Чеснокова, 1977), уточнение и стабилизация Я-образа, профессиональной идентичности и самооценки (С.Л. Петер, И.Б. Субботин).
Уроки английского языка могут внести большой вклад в решение задач профессионального воспитания и образования. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для этого весьма эффективные средства.
На уроках иностранного языка ведется определенная работа по профориентации учащихся. Знакомство с миром профессий начинается во втором классе, (как и обучение иностранному языку), где дети знакомятся с такими общеизвестными профессиями, как учитель, врач, инженер, строитель, шофер, летчик, медсестра, ветеринар, певец, актер и др.
Цель исследования: на основе анализа теоретических источников и практического исследования выявить особенности организации профессиональной ориентации школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности по иностранному языку.
Объект исследования: профессиональная ориентация школьников.
Предмет исследования: проектно-исследовательская деятельность по иностранному языку, как средство профессиональной ориентации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности профессиональной ориентации: понятие, типы и уровни профессионального самоопределения школьников.
2. Выделить основные цели, задачи и методы профориентации школьников.
3. Рассмотреть проектно-исследовательскую деятельность школьников в контексте ФГОС последнего поколения и профориентационного потенциала такой деятельности.
4. Исследовать возможности применения проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках иностранного языка для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.
5. Выявить профориентационные установки старшеклассников сельской школы.
6. Разработать методические рекомендации по проведению уроков иностранного языка и организации проектно-исследовательской деятельности по иностранному языку с целью профориентации.
В данной работе применялись следующие методы и методики исследования: анализ психолого-педагогической литературы; метод эмпирического исследования: наблюдение, тестирование.
Практическая значимость темы исследования заключена в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего исследования проблемы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСЕКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Профессиональная ориентация: понятие, типы и уровни профессионального самоопределения школьников
Существуют и другие основания типизации самоопределения, которые связаны с масштабностью данного процесса. В этом случае рассматриваются одной стороны значимость, а с другой - влияние самоопределения на мирово зрение человека, его отношение к различным сторонам действительности (в т.ч. профессиональной деятельности), область выбора альтернатив. В данном контексте выделяют стратегическое самоопределение (с преобладанием ценностно-смыслового аспекта) и ситуативное (функциональное), дающее возможность выбора конкретного варианта действий в том случае, если отсутствует борьба конкурирующих ценностей.
Следуя данному основанию, психологи В.А. Бодров (2003) и Л.Д. Сыркин (2003), в зависимости от потенциальной возможности свободы самореализации, выделяют следующие типы самоопределения (Табл. 1) 1.
Таблица 1
Типы самоопределения (по В.А. Бодрову и Л.Д. Сыркину)
№ Тип
самоопределения Характеристика типа самоопределения
1 трудовое самоопределение ограничение творчества технологией производства
2 жизненное самоопределение определение жизненной концепции
3 личностное самоопределение установка личностных целей
4 самоопределение в культуре уровень социализации личности
Указывая на взаимосвязь выделенных типов самоопределения, ученые подчеркивают, что «смысл выбора конкретной профессии всегда должен определяться в контексте всех жизненных самоопределений, вследствие чего самоопределения может не случиться» .
Рассматривая профессиональное самоопределение как динамичный процесс, учеными принято выделять первичное и вторичное. Суть первичного самоопределения в профессии заключается в выборе профессии, нахождение в направленности и выбранной профессии.
Вторичное профессиональное самоопределение предполагает уточнение первоначального выбора, его коррекцию, выражающуюся, например, в изменении вида деятельности, профессиональных планов, переориентацию на другую профессию. Для лиц осуществляющих вторичный выбор профессии характерно несоответствие типа профессиональной Специфичность самоопределения зависит (как уже было сказано), только от внешних обстоятельств, но и внутренних условий, т.е. особенностей самого субъекта самоопределения. В данном случае мы подразумеваем стратегии выбора профессии, которые могут лежать в основе группировки самоопределяющихся подростков по однородным кластерам. По мнению ученых, существенными различиями у самоопределяющихся подростков будут стратегии достижения успеха в профессии, которые обусловлены креативными либо адаптивными акцентуированными характеристиками личности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 2011. - С.50.
2. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. – 2020. - №2. – С. 28-33.
3. Бондаровская Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра. Автореф. дис. ... канд. пед. наук - Омск, 2010. - 24 с.
4. Вайсбурд М. Л. Преподавание иностранного языка в свете основных направлений реформы школы // Иностранные языки в школе, 2018, №2.
5. Вольтер Э.Г. Психолого-педагогический аспект перевода и самоперевода на уроке иностранного языка. Иностранные языки в школе(ИЯШ) №1/1995.
6. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 2004. - № 3.
7. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. - 2021. - № 9.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2013.- 336 с. С. 105.
10. Карнозова Л. М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психосемиотическое исследование на материале организационно-деятельностных игр: Автореф. Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 22 с.
11. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004. - С.47.
12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Рос-тов н/Д.: Феникс, 1996. - 509 с.
13. Кузнецов И. Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - С.32.
14. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - С. 14.
15. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 2016 г. - С.58.
16. Окунева Н.К. Актуальность проблемы профессионального самооп-ределения школьников в современных условиях // Теория и практика профориентационной работы в современных условиях: Тез. докл. и выступл. реги¬он, науч.-практ. конф . - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - С. 18-21.
17. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – Киев. 2021. 143 с.
18. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж.: НПО «МОДЭК», 2016.
19. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб., Речь, 2003. - С.53.
20. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам (актуальные вопросы): учебное пособие для студентов языковых специальностей педагогических вузов и преподавателей иностранных языков средних и высших образовательных учреждений различного типа. — Алматы: Эверо, 2015. - 208 с.
21. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2007. - 168 с.
22. Нурахметов Н.Н., К. Бекишев. Химия: учебник для 10 кл. обществ.- гуманит. направления общеобразоват. шк. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Алматы: Мектеп, 2014. — 160 с.
23. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. - Изд. 3-е., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
24. Пидкасистый П.И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
25. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
26. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Нар. образование, 2001. - 126 с.
27. Викулина М.А., Обдалова О.А. Технологии как способ реализации целей иноязычного образования в высшей школе // Язык и культура. Народное образование и педагогика. - 2017. - С. 171-189.
28. Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. - Минск: АВЕРСЭВ, 2003. - 336 с.
29. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Минск: Белорусский верасень, 2005. - 196 с.
30. Петренко М.А. Интерактивная технология развития творческой активности личности на самоорганизационной основе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- 2008. - №5. - С. 68-73.
31. Скорина М.С. Интерактивные методы обучения иностранному языку. «RusNauka» http://www.rusnauka.com 15.03.2019.