Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы чрезвычайно рельефно обозначилась важность переосмысления устоев глобального экологического мышления, снижением в обществе ценностных ориентиров на гармоничное совпадение с природой. В мире все ярче прослеживаются , обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с естественным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное, социальное и культурное окружение. Естественно-личностный взаимосвязь естественным образом повлияла и на внутренний мир человека, разрушая его ценностные ориентиры, установки, нужды. Проблемы экосистемы стали предметом изучения в теории разных наук – естественных, философских, педагогических, психологических, культурологических
Общетеоретические тенденции, сложившиеся в разных сферах науки, находят новое развитие в дошкольной педагогике. В теории дошкольного педагогики складывается системный подход к решению проблем экологического воспитание дошкольников, разрабатываются его содержание и технологии. Проблем экологического воспитания дошкольников посвящены исследования Г. Беленькой, Э. Залкинд, Л. Захаревич, Е. Золотовой, Л. Игнатадшой, С. Николаевой, Н. Рудовой, И. Хайдуровой, И. Цветковой, Л. Ахметшиной и др.
В настоящее время в области экологического воспитания просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитание на отменно новый уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность усилий приводит к выводу, что без внимания остается что-то существенное, без чего невозможно значительное повышение уровня экологической воспитанности дошкольников На повестку дня возникает необходимость глубокого
переосмысление опыта разработки проблем экологического воспитания и поиск принципиально новейших подходов к его организации.
Внимание ученых-педагогов к проблемам экологического воспитания в последние годы возросло. В концептуальных работах Г. Марочко, З. Плохий, З. Шевчев, В. Зверева, Н. Рыжовой, С. Николаевой, посвященных проблемам экологического воспитание дошкольников; педагогических условий формирования экологических знаний, убеждений, ответственного отношения дошкольников к природе; значимости практической природоохранной деятельности детей, реализации интегративного подхода к содержанию экологического образования. Исследования С. Дерябо, В. Панова, В. Левина освещают психологические аспекты взаимодействия дошкольников с природой.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке проекта экологического воспитания старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс экологического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования – проектная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить современную теоретическую, научно-методическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников.
2. Охарактеризовать проектную деятельность как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия организации экологического воспитания старших дошкольников.
4. Разработать и апробировать проект экологического воспитания старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
5. В ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность проектной деятельности, как средства формирования экологической воспитанности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Эмпирическая база исследования:
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В связи с современной гуманизацией образования и воспитания актуализируется роль среды, и в том числе природной.
Природа – совокупность природных условий существования человеческого общества. Наука выделяет следующие природные компоненты: живая природа, куда входят все живые существа и неживая природа, образующая среду обитание живой природы [11, с. 6].
Природно-развивающая среда представляет собой совокупность конкретных природных объектов и их комплексов, с которыми личность вступает в реальное или идеальное взаимодействие, обусловленное тем или иным субъективным отношением, а также комплекса возможностей для личного развития, который обеспечивается этим окружением [16, с. 5].
Взаимодействие со средой, в том числе природной – это любые формы контакта индивида (положительного или отрицательного) с окружающими его предметами, объектами природы, людьми в целях реализации своих потребностей.
Известный педагог В. Сухомлинский пропагандировал активное использование краеведческого материала, объясняя целесообразность воспитания через природу уникальной возможностью использования подсознательного в психике человека, а также опорой на наглядность и доступность возрастными возможностями детей. На мнение ученого, природа-богатый источник знаний об окружающем мире общество, эмоциональная основа формирования научного мировоззрения, морального, эстетического, трудового воспитания[59].
Тесная и неразрывная физическая и духовная связь человека и природы очевидно. Человек как природное существо для сохранения своей жизни находиться в тесном контакте с ней.
Положительное влияние природы на человека обусловлено соответствующим мировоззрением последней, однако требует не только знаний соответствующих специфике природы, но и обуславливаемых состоянием окружающего среды. Именно оно быстро меняется под влиянием технологических, общественных, экономических и других факторов деятельности человечества. Для гармоничного существования природы и человека знания последней имеют пополняться соответствующим содержанием и формировать у нее основы экологической культуры.
Необходимо формирование системы знаний об экологическом воспитании как важной составляющей развития экологической культуры дошкольника, которая в наиболее общем смысле может быть рассмотрена как новообразование в личности, основанное на развитии ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражается в экологически обоснованном взаимодействии человека с окружающей социоприродной средой.
Рассмотрение процесса экологического воспитания в рамках экологического образования, господствовавший в последние годы, сегодня явно недостаточно, так как ограничивает воспитание передачей экологических знаний, тем самым, поддерживая в сознания педагогов представления о вспомогательной роли воспитательного процесса экологического образования
В 1996 г. С. Николаева предложила «Концепцию экологического воспитание детей дошкольного возраста», которая во многом определяли содержание современной экологической работы с учетом компаративистского подхода образовании. Целью такой работы автор концепции определяет формирование у детей основ экологической культуры [43; 44].
Культура в общем определении является многоаспектным понятием. Чаще всего, она рассматривается учеными с позиций личностного, системного, ценностного, культурологического и деятельностного подходов.
Деятельностный подход ориентирует развитие личности в разных видах деятельности (О. Леонтьев, Л. Выготский, В. Сухомлинский, С. Рубинштейн), когда последняя является формой активности, целенаправленного взаимодействия человека с окружающей средой, ее разновидностями, из которых – с естественной.
Термин «культура экологии» был предложен в 1980 году. академиком Б. Лихачевым, определявшим его основой необходимость глубокого осмысления взаимодействия человечества (сообщества, общества) и природы. Ученый связывал между собой общее понятие «культура» и ту, которую определяет соответствующее бытие человека и его отношение к среде своей жизнь. нарушение основ культурной экологии неизбежно приводит к духовной, нравственной деградации общества [33, с. 61]. Однако, как естественна культура не могу существовать без взаимодействия с человеком, да и последняя не может определять свою жизнь без качественной природной среды.
Трактовка понятия «экологическая культура» продолжается и сейчас. Да, А. Галеева, А. Караченцова, М. Курок А. Фалеева к содержанию данного понятия включают:
1) предметные результаты освоения и преобразования природного среды человеком;
2) результаты духовного роста и обогащения человека в контексте его общение с окружающим;
3) природо рациональное поведение.
В. Крисаченко определяет экологическую культуру в соответствии с тем, как обогащаются и раскрываются сущностные силы личности, проявляющиеся в деятельности человека, то есть, отмечается на практическом (прагматичном) отношении к природе[29]. Этой же точке зрения придерживается также А. Маслеев и А. Скрипка.
В. Игнатова, подчеркивая значимость экологии для жизни и здоровья человека, введшего в научные оборот термин «эколого-валеологическая культура», под которой следует понимать осознанную человеком систему действий в природе и отношение к ее объектам, что определяет рациональное отношение к ней и здоровью и определ ожидается на основе исторически сложившихся идей, приемов экологической и валеологической деятельности, производимых человечеством [23, с. 15].
Экологическое воспитание является системой воздействия на членов общества для формирование экологической культуры, гуманности, научно обоснованного отношение к природе на основе национальных и общечеловеческих ценностей [27, с. 55].
В исследованиях Н. Виноградовой, Е. Водовозовой, Т. Земцова, Я.- А. Коменского, Л. Маневцевой, Й.-Г. Песталоцци, В. Сухомлинского,
Е. Тихеевой, А. Чистяковой, Н. Ярышевой природа определяется как первичный средство ознакомления детей с окружающим миром.
Следует констатировать, что в последние годы стало больше появляться научных наук исследований, раскрывающих особенности экологического воспитания дошкольников в среде родной природы (Г. Гусева, Т. Климова, Н. Сурина, О. Черная и др.). При этом объекты и явления природы родного края определяются как педагогическое средство воспитания основ экологической культуры детей в контексте личностно ориентированного подхода, раскрывая как самоценность природы, да и ее значимость для человека.
Исследователи В. Зебзеева [20] и А. Михеева [40] исследовали особенности формирования экологической субкультуры дошкольников Под ней понимается совокупность двух образов (образ мира и образ жизни), образующего в сознании ребенка своеобразное внутреннее ядро, которое под влиянием целенаправленной работы по экологическому воспитанию формирует нравственные ценности и представления, экологический идеал, эмоциональные переживания и т.д. [40, с. 7].
Процесс становления экологической субкультуры детей старшего дошкольного возраста происходит в контексте общей субкультуры ребенка.
Первым ее этапом определяется первичное самостоятельное взаимодействие детского сообщества с природой, связанная с попыткой последнего до самоутверждение, самостоятельность в действиях с объектами природы. Второй этап характеризуется содержательным наполнением экологической субкультуры ребенка.
Третий, заключительный этап, связанный с обогащением и расширением экологических практики детей и установлением широких контактов с экологическими практиками других людей возрастных категорий [40, с. 8].
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является процессом формирования детей основ экологической культуры, главным компонентом которой выступает экологическое сознание [43, с. 22]. Содержание экологического воспитания состоит в передачи детям экологических представлений и трансформации его в отношение личности к природе.
Основные вопросы дошкольного экологического воспитания рассмотрены в трудах Е. Бондаревской, О. Гончаровой, В. Зебзеевой, Н. Кондратьевой, В. Марочко, С. Николаевой, Н. Рыжовой, Н. Фокиной и др.
В современной культуре все более отчетливо очерчиваются контуры нового взгляда на мир, становление которого вносит существенный вклад в гармонические отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое ценностное образование. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как властителя; развивающиеся идеи приоритетности содружества перед конкуренцией
Следует преодолеть техногенный подход к потребностям общества. отношение к экосистеме, которые привели к отчуждению человека от природы и культуры, естественнонаучного и гуманитарного знания. Экологическая картина мира, ведущие мировоззренческие идеи создают контуры новой образовательной парадигмы, призванной разрешить противоречие современных образовательных систем. Данные категории должны найти отражение в экологическом воспитании на начальном ступени образования.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Таким образом, экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным и природоохранным отношением.
Особенно ярко вся прелесть родного края открывается перед человек в детстве. И эта красота сопровождает человека всю его жизнь.
«Встают перед глазами картины родной природы, и чаще бьется сердце, потому что родная природа входит в нашу душу, как колыбель бытия, как чистый источник, с которого мы впервые напились воды живой...», - писал В. Сухомлинский [59, с. 114].
Одним из множества преимуществ природы является ее динамичность, делающая природу более доступной и интересной, привлекательной для дошкольников. Положение академика И. Павлова о том, что однообразные раздражители усыпляют человека, стоит сделать воспитательный процесс увлекательным и динамичным помогает природа – изменчива и непредсказуема.
Экологическое образование – термин, определяющий несколько трактовок за разными авторами. Так, по Н. Реймерсу, это образование определяется как система обучение, которое предопределяет усвоение теории и практики экологии как фундаментальных основ природопользования[51].
В концепции общего и среднего экологического образования (И. Зверев, И. Суравегина) под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучение и приобретение человеком соответствующих знаний, умений и ценностных ориентаций, поведения и деятельности, что направлена на формирование ответственного отношения к окружающей среде и собственному здоровью [32, с. 72].
Н. Рыжова определяет цель экологического образования как формирование морально - ценностного отношения к природе и людям, воспитание у детей и молодежи чувство личной ответственности за состояние природной среды, а также сформированность действий природоохранного направления по возрождению нарушенного баланса между природой и человеком[57].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 245 с.
2. Ахметшина, Л.Р. Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста: диссс. канд. пед. наук / Л.Р. Ахметшина. – Казань: Каз. пед. ин-т, 2003. – 83 с.
3. Бабунова, Т.М. Создание предметно-развивающей среды // Сб. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Готовимся к аттестации: Метод. пособие для педагогов ДОУ. – Пб.: Детство-ПРЕСС, 2009. – С. 23-27.
4. Безрукова, В.С. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. – М.: Владос, 2009. – 344 с.
5. Белая, К.Ю. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться // Дошкольное образование. 2009. – No3. – С.13-14.
6. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2009. – 227 с.
7. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры / Г.В. Буковская. – М.: Просвещение, 2010. – 312 с.
8. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 194 с.
9. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкол. Учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика Синтез, 2013. –112 с.
10. Вишнякова, С.М. Экология и охрана окружающей среды / С.М.Вишнякова и др. – М.: Всемирный следопыт, 2011. – 112 с.
11. Гончарова, Е.В. Современная технология экологического образования периода дошкольного детства / Е.В. Гончарова. – Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского государственного пед. университета, 2008. – 288 с.
12. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
13. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приѐма до философии / В. В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 224 с.
14. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно- методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 242 с.
15. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 245 с.
16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 2014. –239 с.
17. Егоренко, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренко. – М.: Просвещение, 2009. – 126 с.
18. Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
19. 3ахлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 1998. – 216 с.
20. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1983. – 245 с.
21. Зебзеева, В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. – No 7. – С.45-49.
22. Зебзеева, В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования / В.А. Зебзеева// Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). –Челябинск: Два комсомольца, 2012. –С. 50-52.
23. Иванова, А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 112 с.
24. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 143 с.
25. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 127 с.
26. История зарубежной дошкольной педагогики / Авт.-сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. –М.: Владос, 2009.– 345 с.
27. Кларин, М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. – М.: Академический проект, 2010. – 244 с.
28. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 2011. – 326 с.
29. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб пособие для пед. училищ / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. М.: Детство-Пресс, 2009. 319 с.
30. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод.пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2011. – 187 с.
31. Машкова, С.В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 145 с.
32. Межуев, В.М. Культурология, философия культуры и экология / В.М. Межуев// Общественные науки и современность. – 2010. – No4. – С. 23 28.
33. Моисеева, Л.В.Диагностические методики в системе экологического образования: [Кн. для учителя] / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 166 с.; 20 см.; ISBN 5-7488-0244-9 : Б. ц.
34. Моисеева, Л.В. Альтернативные модели экологического образования / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 156 с.
35. Национальная доктрина образования в Российской Федерации одобр. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. No 751, с изм. от 25.11.2003 // http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
36. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
37. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. –128 с.
38. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. –304 с.
39. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Редакционная коллегия: О. А. Акулова, Т. А. Березина, М. Н. Полякова. Ч. 2. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 214 с.
40. Печко, Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П. Печко // Советская педагогика. – 1987. – No3. – С.29-32.
41. Попова, Т.И. Мир вокруг нас: матер.комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.И. Попова. – М.: Линка- Пресс, 2008. – 189 с.
42. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева и др. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
43. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа: программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2012. – 23 с.
44. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. 2002. NoNo 3, 7, 10.
45. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2009. – 227 с.
46. Сагадеева, А.А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А.А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 94-96.
47. Серебрякова, Т.Д. Значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников // Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 2009. – С. 113-115.
48. Соломенникова, О.А Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада / О.А.Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
49. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 227 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
51. Федоров, В.Д. Экология / В.Д. Федоров, Т.Г. Гильманов. – М.: Академия, 2009. – 463 с.
52. Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П.Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
53. Федотова, А.М. Экологический подход в воспитании детей дошкольного возраста // Проблемы гуманизации воспитательно- образовательного процесса в детском саду / А.М. Федотова. – Пермь, 2008. 57 – С. 192-206.
54. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. – No 4. – С.34-37.
55. Экологическая доктрина Российской Федерации, утв. Правительством РФ от 31 августа 2002 г. No 1225-р // http://www.scrf.gov.ru/documents/24.html
56. Экологическое образование / Авт.-сост. Н.В. Гороховатская и др.. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 321 с.
57. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. – М.:
Смысл, 2005. – 186 с