Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В настоящее время в связи с многими общецивилизационными процессами, такими как: глобальность, обострившегося антропологического кризиса, популяризация ценностей рационализма, эгоцентризма, индивидуализма и эпикуреизма, а также в связи с процессами, происходящих внутри государства: продолжительным социально-экономическим кризисом, отражающимся в социальной, политической и экономической областях, и самой ситуации перемен, происходящих в нашем государстве, семья и сама ценность семьи в России испытывает немалые метаморфозы. За последние полвека прослеживаются перемена ценностных ориентаций в нынешней российской семье, трансформация брачно-семейной и репродуктивной деятельностей по шаблонам западной культуры, рост числа нефункциональных и дезорганизованных семей, отрицание частью населения семейного образа жизни. В итоге стал образовываться современный стиль жизни, что, в общем, оказало воздействие на развитие новых трендов российской семьи в текущий период. Можно констатировать изменение отношения в целом к семье как социальному институту за временной период: от распада СССР и по настоящие дни[45].
Наиболее заметными негативными проявлениями этих изменений, связанные с семьей, является тенденция роста неполных семей и, соответственно, падение качества условий для воспитания и взращивания психологически здорового и гармонично развитого нового поколения. В связи с этим является актуальным изучение неполной семьи, на которую возлагаются конкретные ожидания в плане воспитания гармоничной личности. Необходимо учитывать, что по данным статистики около 30% семей являются неполными. Следует признать, что неполная семья является для современного общества ресурсом воспитания части современного поколения. В связи, с чем возникает необходимость во всестороннем психологическом изучении неполной семьи.
Для психологии неполная семья представляет острый интерес благодаря своему своеобразию внутрисемейных отношений, а также наличием особых психологических характеристик ее членов. Практика зарубежных государств выявила, что помощь неполным семьям лишь в виде материальной помощи не приносит ожидаемого итога, она должна быть направлена, в частности, на поиск ориентиров работы по формированию и развитию психического благополучия неполной семьи.
Нужно сказать, что термин неполная семья существует довольно давно, но смысл, вложенный в определение «неполная семья» видоизменяется со временем. Известный педагог А.Макаренко трактовал термин «неполная семья» как семья, имеющая только одного ребенка. Другим же примером неполной семьи именовал он семьи, где супруги разошлись. В литературе можно найти и такое определение неполной семьи - «супружеская пара, не имеющая детей». Мы остановимся на понятии неполной семьи, как семьи с одним и более несовершеннолетним ребенком, который воспитывается одним родителем.
Неполная семья объектом исследований в области психологии становится не так давно. Необходимо учитывать, что в нашей стране понятие «одинокая мать» впервые упоминается в Указе Президиума Верховного Сoвета СССР oт 8.07.1944 года. Обратим внимание что, как только общество стало воспринимать желание женщины родить ребенка для себя, и создать маленькую, но семью, в этот период в научный оборот входит понятие «неполная семья». А объектом исследования такой феномен как «неполная семья» становиться ближе к нулевым.
Изучению особенностей жизнедеятельности неполной семьи посвящены труды М.Ю.Арутюнян, А.М.Демидова, Э. Ивер-Жалю, О.И. Ключко, И.С. Кона, Дж. Коулмана, Л.Г. Луняковой, Н.М. Римашевской, В.Титаренко; об отрицательных факторах воспитания детей в неполных семьях и их негативных последствиях говорят итоги исследовательских работ И.Ф.Дементьевой, В.М. Закировой, С.А.Фролова, С.К.Нартовой - Бочавер. и других. Феномен психического благополучия раскрыт в работах: А.Я. Данилюк, В.А.Ковалева, Фирсовой С. В., Н. Брэдберн, К. Рифф, П.П.Фесенко, Т.Д. Шевеленкова и др.
Цель исследования: разобрать индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях.
Объект исследования –подростки в неполных семьях.
Предмет исследования – особенности подростков в неполных семьях.
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотеза исследования - в неполной семье обеспечивается психологическое благополучие, если модель по ее формированию будет включать следующие направления:
• целевое, предполагающее становление и развитие психологического благополучия неполной семьи.
• содержательное, включающее в себя структуру, компоненты, критерии и показатели психологического благополучия неполной семьи.
• практическое, включающее программу формирования психологического благополучия неполной семьи,
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогический портрет подростка из неполной семьи;
2.Выявить психологические особенности детей из неполных семей;
3.Выявить специфику совершенстствования процесса воспитания детей в неполных семьях
Теоретико-методологической базой исследования являются концепции психологического благополучия Н. Брэдберна, Э Динера, К. Рифф, П.П.Фесенко, Т.Д. Шевеленковой; теории специфики жизнедеятельности неполной семьи М.П. Ган, И.Ф.Дементьевой , , Э. Ивер-Жалю, О.И. Ключко, И.С. Кона, Л.Г. Луняковой; идеи моделирования в научном исследовании, выдвинутые В.В. Никандровым, И.Б. Новиком и А.И. Уемовым.
Методическая основа исследования: теоретический анализ и обобщение психологической литературы и источников по проблеме исследования.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов при просветительской и консультационной работе; при разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение психического благополучия неполной семьи.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, трех глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
ГЛАВА 1. «НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ» И ЕЕ ТИПЫ
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
Для психологии личности и психологии в общем, особо значимо то, что ощущение благополучия является важнейшим элементом главенствующего настроения личности. Собственно путем настроения субъективное благополучие, как интегративное, очень ценное ощущение, оказывает постоянное влияние на разные параметры психического состояния индивида и, как следствие, на успешность деятельности, продуктивность функционирования, результативность межличностного взаимодействия и многие иные области внешней и внутренней активности человека. В данном непрерывном влиянии и содержится регулятивная роль субъективного благополучия индивида.
Благополучие личности состоит из ряда элементов:
Первый компонент - это социальный. Социализация человека в современных условиях развития общества влияет на всю последующую жизнь индивида, определяя ее вектор, систему ценностей, отношений. В процессе социализации развиваются и внутренние критерии самооценки, системы отношений, функционирования и других объектов того общественного поля, в котором располагается сам индивид и в котором проявляется его набор поступков и деятельность.
Структура внутренних связей личности развивается, полагаясь на ее представления, которые и задают специфичную систему векторов, В эту систему индивид помещает все более важные для него события; эта структура включает внешние и внутренние инстанции, активных во времени и образующие общности, в которых они могут иметь возможное соотношение, противоречить или соответствовать [50].
Социальное благополучие - это удовлетворенность индивида собственным социальным статусом и настоящим состоянием общества, к которому он относиться. Сюда включена и удовлетворенность межличностными отношениями и статусом в социуме и семье. В качестве основных факторов, которые являются компонентами социального благополучия, выступают: общественная зависимость, личностные характеристики, принципиальная ориентированность жизни (оптимизма - пессимизма), жизненная уверенность и эмоциональное самочувствие, удовлетворенность своей реализованностью в учебе, удовлетворенность государством, интуитивно-созерцательное отношение к действительности, общественная комфортность, идейность, ценностное отношение к перспективному.
Второй компонент - материальный. Материальное благополучие - удовлетворенность финансовой стороной собственного бытия, насколько индивид обеспечен, стабильностью заработка. Именно от возможностей в основе своей и зависит степень финансового благополучия. При трансформации благосостояния - трансформируются и возможности компонент с точки зрения ценности для ребенка в подростковом возрасте.
Ведь именно эта ценность-материальная или финансовая предлагается детям как основа бытия в настоящий дни в России в семьях, чей достаток средний. Где родители все свое время тратят на зарабатывание денег. Среди подростков ценность приобретѐнной вещи растет с рыночной стоимостью данной вещи. Данный аспект выступает как жест любви, когда родитель дарит дорогую вещь. Как способ утверждения среди сверстников. Дети, чьи родители имеют больше материального достатка могут дать своему ребенку больше шансов на успешную дальнейшую жизнь(подготовка к ЕГЭ, кружки, тренинги, путешествия и т.д.)
Третий компонент - религиозный. Духовное благополучие – чувство причастности к духовной культуре социума, возможность приобщения к истокам духовных ценностей (насыщать духовный голод); понимание и ощущение смысла собственного бытия; наличие веры - во что- либо или в кого -либо возможность свободно проявлять причастность к выбранной вере и т.д. [5].
В данном компоненте существует дефицит у многих подростков. Ценность семьи утеряна, вера в бога (божеств) встречается редко среди подростков, отсюда потеря ориентиров не с точки зрения веры как таковой, а с точки зрения того, что в многие конфессии давали четкий набор правил что можно и что нет (некий набор правил морали и этики), традиции также забыты или обесценены.
Четвертый компонент - физический. Здесь мы рассматриваем физическое или телесное благополучие: отличное физическое самоощущение, телесный комфорт, чувство здоровья, благоприятный для человека физический тонус.
Тенденция в этом аспекте такова, что физиологическое состояние детей с каждым поколением ниже, чаще рождаются дети с отклонениями и травмами, которые оставляют отпечаток на всю жизнь. На семинарах и программах обучения по сопровождению детей с ОВЗ все чаще говорят о проблеме нахождения выборки нормотипичных детей. Причем проблемы в когнитивной сфере не так сильно отражаются на самовосприятии как физический дефект. Подростки оценивают себя и окружения по наличию всех частей тела и его относительной симметрии.
Пятый компонент – психологический. В рамках компонента психологического уделяют внимание следующим аспектам.
Душевный комфорт или психологическое благополучие – это согласованность психической деятельности и психических процессов, чувствование общности, внутреннего баланса.[38]
Психологическое благополучие более стабильно у гармоничной личности. Гармоничная личность имеет упорядоченность большого количества процессов ее становления и самореализации, адекватность поставленных целей и возможностей. Определение гармонии показана через понятия согласованности и стройности. Стройный здесь - это тот, кто имеет верное соотношение между всеми своими составляющими. Гармония личности это также соразмерность фундаментальных сторон жизнедеятельности индивида: пространства индивида, времени и энергии индивида(потенциальной и реализуемой). Психологическое благосостояние созависимо с системой мышления индивида, от восприятия мира и ориентации в этом самом мире.
Также оно взаимосвязано с навыком определять личное нахождение в окружающей среде, собственные отношения к обществу, предметному миру, знаниям и другим аспектам жизни. Психологическое здоровье (благосостояние) достигается умением прибывать в постоянном в солидарности с собой, с родными, друзьями и иными индивидами, умение прогнозировать разнообразные случаи и придумывать модели личностного
В настоящие дни в психологической науке имеется неоднозначность соотношения терминов «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие». Одни ученые субъективное благополучие интерпретируют и воспринимают как элемент психологического, иные исследователи - считают данные понятия синонимичными. Иностранные же исследователи в области психологии условно делят на гедонистические и эвдемонистические.
При этом исследователи говорят, что основным минусом гедонистического направления является его академическая не разработанность, а эвдемонистического - сложность практической оценки психологического благополучия.
Портрет тревожного подростка можно представить следующим образом: он пристально всматривается во все вокруг, застенчиво, почти беззвучно здоровается, неуклюже присаживаясь на краешек ближайшего стула. Похоже, он ждет каких-то неприятностей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Авруцкий Г. Я. Влияние семьи на формирование девиантного поведения. М.: Компас, 2011. 128 с.
2.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: научно-методическое пособие.- М.: НИИ семьи, 2018.- 112 с.
3.Араканцева Т.А. Исследование восприятия подростками внутрисемейной ситуации/Познание. Общество. Развитие.- М., 2016.- 158 с.
4.Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций/В сб. Семья, как объект социальной политики. М., 2016.-211 с.
5.Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М.'МИРТ, 2015.- 448 с.
6.Бардин К.В. Чтобы ребенок у спешно учился. М., 2018. - 170с
7.Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2012. № 2. С. 48–56.
8.Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10-15 лет из полных и неполных семей. Дис. канд. психол. наук. М., 2016.- 187 с.
9.Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., 2017. - С. З1-34.
10.Варга А .Я. Системная семейная психотерапия. Самара, 2016 – 114с.
11.Васильева Э.К. Семья и ее функции. Демографический анализ. М., 2015. -181 с.
12.Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. — 6-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2014. 440 с.
13.Витек Карел. Проблемы супружеского благополучия./ Пер с чеш. М.С. Мацковского М., 2018,- 138с
14.Воронцова М.Г. Участвуют ли отцы в обеспечении детей? // Социс. 2017. -№П.-с.145-148
15.Вроно Е.М. Несчастливые дети трудные родители. Наблюдения детского психиатра. - М.: Семья и школа, 2017. - 203 с.
16.Горюнов А.В., Камаев И.А., Позднякова М.А., Умилин О.В. //Некоторые особенности образа и условий жизни детей из семей социального неблагополучия//Нижегородский медицинский журнал. -2017.- №5. с.53-55
17.Давыдова М.Е., Капичникова О.Б. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. В сборнике: Психология и педагогика семьи Материалы III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 112-115
18.Дементьева, И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели / И. Ф. Дементьева.- М.: Генезис, 2014. - 232 с.
19.Демидов A.M. Особенности жизнедеятельности неполных семей/В сб. Семья и социальная структура. М.,2017. - с. 154-166.
20.Демидов A.M. Семья с одним родителем: Автореф. дис. канд. философ, наук -М., 2017.-23с
21.Джабраилова М. М., Далгатов М. М. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных семей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2018. Т. 12. № 4. С. 21-25.
22.Дикусар Я. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 4. С. 28–33.
23.Дружинина, Н. Педагогическая поддержка подростков из неполных семей [Текст] / Н. Дружинина // Социальная педагогика. - 2017. - №1. - С. 45-50.
24.Елизаров, А. Н. Введение в психологическое консультирование / А. Н. Елизаров. - М. : Ось - 89, 2014. - 208 с.
25.Зицер Д., Зицер Н. Азбука НО: Практическая педагогика//Изд. Просвещение, С-Пб.филиал,2017, -287с.
26.Канарейкина, Т. А. Особенности личностного развития и агрессивного поведения девочек- подростков из неполных семей / Т. А. Канарейкина, Е. М. Сорокина // Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 4. – С. 5–9.
27.Капичникова О.Б., Белянчикова И.А. Проблемы воспитания в современной молодой семье. Мир педагогики и психологии. 2018. № 3 (20). С. 23-26.
28.Карцева Психология и педагогика социальной работы с семьѐй: Учебное пособие.-М.: Изд. «Дашков и К», 2017.-224с.
29.Копыл, О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка [Текст] /О. А. Копыл, Л. Л. Баз, О. В. Баженова // Синапс.- 2013.- № 4 - С. 35 - 42.
30.Кузьмина Л. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения у подростка // Столица науки. 2020. № 6 (23). С. 331–340.
31.Ланцбург, М. Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей / М. Е. Ланцбург // Журнал практического психолога. - 2013. - № 4-5 - С. 22 - 37.
32.Лебедев, П. А. Семейное воспитание / П. А. Лебедев. - М. : Академия, 2011. - 408 с.
33.Лефевр, В. А. Рефлексия / В. А. Лефевр. - М. : Когито-Центр, 2013.-496 с. Левко, А.И. Социальная педагогика / А.И. Левко. – Мн. : УП «ИВЦ Минфина», 2013. – 341 с.
34.Лидере, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидере.- М.: Академия, 2014. - 256 с.
35.Макаренко А.С. Книга для родителей// Пед.соч.: В 8 т.- Т.5.-М. Педагогика, 2015-331с.
36.Махачек Л. Социально-профессиональная ориентация юношества и семья /Семья и социальная структура. М., 2017. - с. 122-13
37.Милюкова Е.В. Личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях/ Е.В. Милюкова // Весн. Курганского ун-та. Сер. Психология. - 2012. № С.18.
38.Митичева, Т.И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т.И. Митичева // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 739–742.
39.Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2014. – 239с
40.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: ACADEMIA, 2016. – 606 с
41.Наруск А. Отец и мать: семейные и общественные роли //Сб. ст. Отец в современной семье. Вильнюс, 2018. - 251с.
42.Пинаев П. В., Некрасов Д. Ю. Влияние семьи на формирование девиантности подростка // Вестник Пермского университета. Серия «Философия. Психология. Социология». 2013. Вып. 1 (13). С. 142–149.
43.Поликаркин, М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «образа я» в подростковом возрасте / М.С. Поликаркин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – С. 296 – 301.
44.Постникова О.А., Капичникова О.Б. Детско-родительские отношения в неполных семьях. В сборнике: Инновационные стратегии развития педагогического образования сборник научных трудов Тринадцатой Международной очно-заочной научно-методической конференции: в 2 частях. 2017. С. 100-102
45.Постникова О.А., Капичникова О.Б. Проблема психолого-педагогических рисков в условиях неполной семьи. В сборнике: Психология и педагогика семьи Материалы III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 97-100
46.Сиврикова, Н.В. Технологии социальной защиты и обслуживания семей и детей / Н.В. Сиврикова. – Челябинск 2017. – 56 с.
47.Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе. Социальная педагогика: учеб. пособие / Жеребкина В.Ф., Пташко Т.Г., Рослякова С.В., Черникова Е.Г и др.; под ред. Н.А. Соколовой. – Челябинск: Изд–во Челяб. гос. пед. ун–та, 2014. – 350 с
48.Фирсов, М.В. Технология социальной работы / М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова. – М. : КНОРУС, 2016. – 344 с.
49.Фомина, О.О. Факторы и возможные типы психологического благополучия личности / О.О. Флмина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – C. 168 – 173.
50.Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко.– М. : У–Фактория, 2017. – 496 с.
51.Черняк, Е. М. Социология семьи / Е.М. Черняк. – М. : Дашков и К, 2014. – 67 с.
52.Шнейдер, Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктивности / Л.Б. Шнейдер– М. : Эксмо, 2015. – 315 с
53.Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей / Т.И. Шульга. – М. : Дрофа, 2015. – 254.