Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Фальсификация, то есть подделка практикуется уже много столетий. Вместо одного вещества заменяют другое, чаще совсем неполезным, а иногда вредным. Мы живём во времена, когда благодаря науке и технологиям, упрощена проблема подделки питательных веществ из продуктов совсем не питательных. Когда умудряются готовить кофе без кофейных бобов, шоколад без какао, вино без винограда и молоко без участия какого-либо живого существа. Фальсификация проникла всюду и дошла даже до лекарственных средств и алкогольной продукции. Алкогольные напитки – это жидкие пищевые продукты, содержащие не менее 1,5% этилового спирта, образующегося при сбраживании сахаров, которые извлекаются из углеводсодержащего пищевого сырья. Однако многие изготовители контрафактного алкоголя часто заменяют его на метиловый спирт, так как стоит он в 5 раз дешевле и продаётся в свободном доступе. К тому же, он не отличается от этилового - ни цветом, ни запахом, ни вкусом. Но 30 мл этого вещества приводит к летальному исходу, а маленькое количество метилового спирта вызывает слепоту, нарушает центральную нервную систему, приводит к отказу почек и других внутренних органов.
Цель исследования – изучить и проанализировать идентификацию и решение проблем фальсификации пива.
Задачи исследования:
1) выполнить теоретическое обоснование идентификации и фальсификации пива;
2) проанализировать условия и методики проведения исследований на предприятии;
3) проанализировать результаты проведения исследований.
Объект исследования – ОАО "Пивзавод Волга".
Предмет исследования – идентификация и решение проблем фальсификации пива.
Методы исследования: изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПИВА
1.1 Виды и признаки идентификации пива
Каким бы скоротечным ни казалось нам время, прошло уже несколько тысячелетий с того момента, как человечество открыло для себя алкоголь. С развитием археологии учёные находят всё больше новых подтверждений того, что первые цивилизации не только умели изготавливать алкогольные напитки, но и использовали их в медицине, давали воинам и уделяли им особое место за трапезой. Так, по результатам раскопок и найденных артефактов можно заключить, что одним из древнейших алкогольных напитков является пиво. С 1 января 2017 года вступил в силу новый алкогольный закон, по которому была ограничена продажа пива в пластиковых бутылках, объём которых превышает полтора литра. Ужесточились требования закона и к производству алкогольной продукции, выдаче лицензий, объявлена новая градация штрафов. В качестве меры предотвращения развития теневого рынка алкогольной продукции была создана система ЕГАИС, позволяющая прослеживать перемещение сырья и готовой продукции в режиме реального времени.
Применение ЕГАИС позволяет отслеживать качество пива на каждом этапе реализации, а значит, увеличить налоговые поступления за счёт снижения «теневого» производства. При всех своих плюсах, переход на новую автоматизированную систему контроля принёс значительные трудности представителям пивных компаний, а так же способствовал фальсификации слабоалкогольных напитков, выдаваемых за пиво или медовуху «со вкусом». Таким образом, проблемы, касающиеся производства и реализации пива рассматриваются в новом русле, и тема данной работы представляется вполне актуальной. Оценкой качества пива занимаются с давних времён, существует целое множество неразрешённых вопросов в пивоваренной области, и ими, безусловно, необходимо заниматься, поскольку от качества произведённого пива зависит не только экономика государства, но и здоровье его населения.
Пиво – пенистый алкогольный напиток, получаемый из воды, солода, хмеля и хмелепродуктов (с применением/без применения зернопродуктов), сахаросодержащих продуктов, в составе которого содержится этиловый спирт, образовавшийся в процессе брожения сусла. К данному определению ГОСТ 31711-2012 «Пиво. Общие технические условия» добавляет примечание, что пиво должно изготавливаться без добавления этилового спирта. В готовом продукте этиловый спирт присутствует только за счёт того, что вырабатывается в процессе брожения пивного сусла. Благодаря содержанию незначительного количества этилового спирта, а также углекислого газа, при употреблении пиво повышает общий тонус человеческого организма, отлично удаляя жажду. Пиво является единственным напитком, в составе которого содержится хмель, за счёт горьких веществ которого пиво вызывает аппетит и оказывает общее успокаивающее действие на человека.
Взаимодействие субъектов товарно-денежных отношений начинается с оценки видовых количественных, качественных и стоимостных характеристик товара. С изменением социально экономических условий некоторые проблемы вновь становятся злободневными и требуют новых подходов. К таким проблемам относятся, в частности, идентификация товаров для обнаружения и/или предупреждения их фальсификации.
Идентификация - установление соответствия наименования товара указанного на маркировке и/или в сопроводительных документах, предъявляемым к ним требованиям.
Идентификация продукции - процедура посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду(типу) продукции(в нормативной технической документации, в информации о продукции) т.е. принадлежности к одной из 15 групп однородной продукции. Это определение дано в правилах по проведению сертификации пищевых продуктов в РФ.
Цель идентификации - выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определенным требованиям НТД или информация о нем, указанная на маркировке и/или в товаросопроводительных документах.
Конечный результат идентификации носит альтернативный характер: выявляется либо соответствие либо несоответствие определенным требования. Отрицательный результат при идентификации свидетельствует о фальсификации товара. Т.о. фальсификация - один из возможных результатов идентификации. Эти два понятия взаимосвязаны в обще проблеме качества товаров, актуальность которой возросла за последнее время по ряду причин:
- переход к рыночной экономике характеризующийся первичным накоплением капитала, для чего используются любые средства, в том числе и фальсификация.
- смена жесткой регламентации системы товарно-денежных отношений полнейшей экономической свободой временное ослабление деятельности органов Госконтроля(невозможность контроля в малых предприятиях, нет специалистов);
- несовершенство действующих законов и НД, в которых не устанавливается уголовной, административной ответственности за фальсификацию товаров.
- недостаточное исполнение действующих законов участниками производства;
- слабое информационное обеспечение продавцов и потребителей, что затрудняет компетентный выбор товаров определение их ассортиментной принадлежности, выявления фальсификаций разного рода с помощью надежных критериев идентификации.
Пиво очень популярный продукт пользующийся спросом, поэтому недобросовестные производители пользуясь этим производят недоброкачественный продукт - уменьшая сроки брожения и т.д. Фальсификация пива может быть такой.
Пиво – слабоалкогольный жаждоутоляющий напиток с хмелевым вкусом и ароматом, обладающий способностью вспениваться при наполнении бокала и долгое время удерживать на поверхности слой компактной пены. Вкус и аромат пива обуславливают экстрактивные вещества, извлеченные из зернового сырья, горькие и ароматические соединения хмеля. Насыщенность пива диоксидом углерода придает ему свойства утолять жажду. Этот солодовый напиток не только вкусный, но и полезный. При умеренном потреблении пиво не наносит здоровью вреда и повышает жизненный тонус. Польза пива для человека объясняется его химическим составом и воздействием этих составляющих на организм человека. Пиво на 86-91% состоит из воды; несброженного экстракта (3-10%), который состоит из питательных и биологически активных веществ (белков, углеводов, микроэлементов, органических кислот, витаминов); этилового спирта (до 9,4%) и углекислого газа (до 0,4%). Сырьем для получения пива является ячмень в виде солода, несоложенные материалы, ферментные препараты, хмель, пивные дрожжи и вода. Технология пива – сложный и длительный процесс, состоящий из нескольких циклов: производство солода из ячменя, приготовление пивного сусла, охлаждение сусла, брожение сусла, дображивание и выдержка (созревание) пива, фильтрация и розлив готового пива.
Классификация пива
В России вырабатывают пиво трех типов:
- светлое (для производства используют светлый или средней светлости солод)
- темное (используют темный или карамельный, или жженый солод).
В зависимости от экстрактивности начального сусла:
- светлое пиво подразделяют на 16 групп (8-23%)
- темное – на 13 групп (11-23%)
В отдельную группу выделяют пиво особое 12%-ное, которое выпускают двух типов: полутемное (безалкогольное) и темное. По способу обработки пиво подразделяют на:
- непастеризованное
- пастеризованное
- обеспложенное (холодная стерилизация).
Непастеризованное пиво имеет стойкость от 8 суток у светлого, до 30 суток у полутемного и темного. Обеспложивание и пастеризация увеличивают стойкость пива до 30 и 60 суток. Применение стабилизаторов белково-коллоидной стойкости увеличивает стойкость пива до трёх месяцев, применение консервантов – до одного года. Пивоваренные предприятия производят пиво местных и национальных сортов, требования к которым устанавливаются в технических условиях. В зависимости от рецептуры и продолжительности до-браживания местные и национальные сорта пива делятся на три вида:
- светлое и тёмное;
- светлое и темное специальное;
- светлое оригинальное.
Специальное пиво изготавливают с применением вкусовых и ароматических добавок. Оригинальное пиво – пиво с увеличенным сроком дображивания и повышенной нормой внесения хмеля. Также пивоваренная промышленность выпускает:
- безалкогольное пиво (содержание спирта не более 0,5 % об.)
- слабоалкогольное пиво (содержание спирта не более 1,5 % об.)
За рубежом пиво делят:
- по цвету на: светлое и темное;
- по экстрактивности начального сусла на: слабое – 5%, среднее – 12% и крепкое – 14%.
В зависимости от способа брожения и используемых дрожжей различают пиво:
- низового брожения («лагерное» пиво)
- верхового брожения (эли)
- спонтанного (самопроизвольного) брожения – (ламбик)
Различия между лагерным пивом и элем обуславливается типом дрожжей, используемых при брожении, и температурой брожения. Для элей используют дрожжи верхового брожения (во время брожения дрожжи поднимаются вверх), а для лагеров применяют дрожжи низового брожения (при брожении дрожжи оседают на дно). Эли сбраживаются быстро при относительно высоких температурах (13-210С), а лагеры сбраживаются более медленно и при низких температурах (6-9 0С). Абсолютно особым сортом является брюссельское пиво ламбик, которое варят только зимой и предварительно не сбраживают. Произвольное брожение вызывают дикие дрожжи, молочнокислые бактерии и дрожжи типа Brettanomyces. Перед выпуском вкус пива исправляют путем смешивания старых партий с молодыми.
Ассортимент пива на российском рынке представлен свыше 150 наименований. Около 70% производимого пива приходится на светлые сорта, так как эти сорта пользуются наибольшим спросом (Жигулевское, Балтика №№ 0 (безалкогольное), 1, 2, 3 классическое, 5, 8 (пшеничное, нефильтрованное), Невское классическое, Клинское светлое, Толстяк доброе, Бочкарев, Медовое, Админалтейское и др.). Среди темных сортов пива наиболее известны: Балтика темное №4 (оригинальное), Балтика №6 (Портер), Бархатное, Тверское темное и др. Полутемные сорта пива: Афанасий, Афанасий Доброе, Очаково полутемное и др. Импортное пиво в основном представлено чешским и немецким. Чешское пиво: Пльзенский Праздрой (мировой эталон светлого пива), Старопрамен, Гамбринус, Пильзнер Уорквелнь и др. Немецкое светлое пиво: Холстен, Моравия, Айнигер-Хефе-Белас и др.; темное пиво: Дортмундская колонна Классик, Аугустинское коричневое, Мюнхенское темное, Целебра-тор и др. Из Великобритании поступают различные сорта элей: Пайл Эль, Чемпион, Олд Эль, Скотч Эль и др. Пиво Роджер энд Аут – самое крепкое в мире (содержание спирта 16,9% об).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ (последняя редакция)
2. Гигиенические требование безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Текст] : СанПиН 2.3.2. 1078-01. – М. : НИКА, 2001.
3. Вода питьевая. Метод определения содержания сухого остатка [Текст] : ГОСТ 18164-72. – Введ. 1974-01-01. – М. : ИПК Издательство стандартов, 1973.
4. Пиво. Методы определения кислотности [Текст] : ГОСТ 12788-87. – Введ. 1989-01-01. – М. : Стандартинформ, 1988.
5. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования [Текст] : ГОСТ Р 51074-2003. – Введ. 2005-06-30. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2004
6. ГОСТ 31711-2012. Пиво. Общие технические условия.– М.: Стандартинформ, 2013. – 15c.
7. Технический регламент Таможенного союза ТР/ТС 005. О безопасности упаковки (с изменениями на 18 октября 2016 года). – Официальный сайт Комиссии таможенного союза www.tsouz.ru, 05.09.2011 – 35 с.
8. Алиева А.К. Сенсорный Анализ потребительских товаров. СПб, 2016. 36с.
9. Алиева, А. К. Товароведная характеристика, идентификация, фальсификация и оценка качества пива / А. К. Алиева, В. В. Кутузова // Инновационная наука в современном мире : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Минск, 14 июня 2018 года / Научно-издательский центр «Мир науки». – Минск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2018. – С. 70-75.
10. Алиева А.К. Безопасность товаров. /А.К. Алиева, М.И. Дмитриченко, СПб, 2017. 160с.
11. Блинникова, О. М. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : учебное пособие / О. М. Блинникова. – Мичуринск : Изд. Мич. ГАУ, 2011. – 234 с.
12. Виноградова, Г. Н. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учебник / Г. Н. Виноградова. – Ростов н/Д. : МарТ, 2015. – 445 с.
13. Герасимова В.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: учебник / В.А. Герасимова, Е.С. Белокурова, А.А. Вытовтов. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с.
14. Дмитриченко, М.И. Идентификация и выявление фальсификации продовольственных товаров: учеб. пособие / М.И. Дмитриченко, А.М. Мирзоев, – СПб.: СПбГЭУ, 2016. – 147с.
15. Елисеева Л. Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: учебник / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова, – М.: Дашков и К, 2013. – 930с
16. Ермолаева, Г. А. Справочник работника лаборатории пивоваренного предприятия [Текст] : справочное пособие / Г.А. Ермолаева. – СПб. : Профессия, 2011. – 536 с.
17. Кондрашова, Е. А. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учебное пособие / Е. А. Кондрашова, Н. В. Конник, Т. А. Пешкова. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. – 416 с.
18. Коник, Н. В. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учебное пособие / Н. В. Коник. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
19. Криштанович, В. И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Текст] : лабораторный практикум / В. И. Криштанович. – М. : Дашков и Ко , 2012. – 592 с.
20. Мазилкина, Е. И. Основы управления конкурентоспособностью [Текст] / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. – М. : Омега-Л, 2011. – 328 с.
21. Меледина, Т. В. Дегустационная оценка пива [Текст] : учебное пособие / Т. В. Меледина, Е. А. Нестеренко, А. Т. Дедегкаев. – СПб. : ИХиБТ, 2012. – 126 с.
22. Меледина, Т. В. Качество пива [Текст] / Т. В. Маледина, А. Т. Дедегкаева, А. В. Афонин. – М. : Профессия, 2011. – 224 с.
23. Меледина, Т. В. Сырье и вспомогателные материалы в пивоварении [Текст] / Т. В Меледина. – СПб. : Профессия, 2011. – 304 с.
24. Николаева, М. А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров [Текст] : учебное пособие / М. А. Николаева, М. А. Положишникова. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2012 – 464 с.
25. Оболенский Н. В. Развитие малого и среднего бизнеса в пивоваренной отрасли / Н. В. Оболенский, В. П. Агафонов, А. В. Мартьянычев // Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности: тенденции и перспективы развития : материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Тагил, 25 февраля 2016 года. – Нижний Тагил: Уральский государственный экономический университет, 2016. – С. 233-245.
26. Пашкевич, Л. А. Товароведение потребительских товаров [Текст] : учебное пособие / Л. А. Пашкевич, А. Д. Покусаева, А. В Павликова. – М. : ИД ФОРУМ, 2012. – 384 с.
27. Рукавишников, А. Пивная революция и маркетинг пива в России [Текст] / А. Рукавишников. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2011. – 372 с.
28. Сергеев, И. В. Экономика предприятия [Текст] : учебное пособие / И. В. Сергеев. – М. : Финансы и статистика, 2012. – 304 с.
29. Столярова, А. С. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : учебное пособие / А. С. Столярова. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2013. – 140 с.
30. Тимофеева, В. А. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учебник / В. А. Тимофеева. – изд. 5-е, доп. и перер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 416 с.
31. Тихомиров, В. Г. Пиво и его производство [Текст] / В. Г. Тихомиров, А. М. Хныкин. – М. : Экслибрис, 2011. – 157 с.
32. Третьяк, Л. Н. Проблемы контроля качества пива [Текст] / Вестник ОГУ (145). – 2012. – № 9. – С. 197-203.
33. Хныкин, А. М. Пиво. Технологический и химический контроль производства на мини-предприятиях [Текст] / А. М. Хныкин. – М. : Экслибрис, 2011. – 320 с
34. Чепурной, И. П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : учебник / И. П. Чепурной. – 2-е изд. – М. : ИТК «Дашков и Ко», 2012. – 404 с.
35. Чепурной, И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров [Текст] : учебник / И. П. Чепурной. – 4-е изд. – М. : ИТК «Дашков и Ко», 2011. – 460 с.
36. Чечеткина, Н.М. Товарная экспертиза: учебное пособие/ Н.М. Чечеткина. – Ростов, 2008. – 512с.
37. Шевченко, В. В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров [Текст] : учебник / В. В Шевченко. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 752 с.