Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Сегодня можно наблюдать две противоречивые тенденции в обществе: институты религии находятся в кризисе, при этом религиозность трансформируется в иные формы, актуализирующие ее в обществе [1]. Идет тенденция к снижению значимости нравственно-этических ценностей в различных культурах [35].
Разрушение сообществ приводит к «выдуманной идентичности», мы переходим от эпохи «референтных групп» к эпохе «одиночек».
Если нет сообщества, если для человека важнее индивидуализированные ценности, то он не может принять общие религиозные догматы [7].
В других исследованиях отмечается, что за последние годы не произошло никакого роста религиозности молодежи [19]. Там, где у человека утрачена рамка жизни, он сталкивается с «обществом текучей современности», «транзитивным» обществом, миром угрозы небытия. Вместе с тем осмысление жизни, кризисы могут приводить молодых людей к религии, которая возникает из переживания «иррациональности мира» и человеческой жизни. Зрелость внутренней религиозности человека определяется проявлением целостности взглядов, устойчивостью убеждений, осмысленностью жизненных целей [29].
В последние десятилетия доминирующий подход к психологии религии был эмпирическим [22]. Исследуются религиозный, мистический опыт в связи с возрастом и гендером , индивидуальные различия и типологии религиозного опыта, связь между психическим здоровьем и религией [45], развитие религиозности детей [40], нейропсихологическая основа религии, связь между религиозными установками и экономическим поведением [39], типами и процессами обращения в религиозную веру и харизматическими явлениями, такими как молитва, особенности религиозного сознания молодежи, развитие духовности и др.
Религия меняет свою функцию в обществе. «Видимые и невидимые религии» официально признанные конфессии борются с сектами. Наблюдается распространение радикальных религиозных течений [17].
В интернете активно продвигаются представления неверующих (игнорирование притязаний и проблем, связанных с Богом) и атеистов (отрицание концепции Бога или богов) [36]. Избегая стен церкви, молодые люди участвуют в различных тренингах, группах встреч, в сетевых сообществах, в которых они ищут смыслы жизни. В этом может выражаться «невидимая религия» [6]. Следовательно, сегодня религия приобретает новые формы. Происходит секуляризация религии в кризисе, отмечается новый подъем влияния религии на развитие общества [44].
Цель: определить степень и характер взаимосвязи между религиозностью как социально-психологическим свойством личности и психологической безопасностью личности.
Религиозность может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на жизнь людей, в зависимости от того, как она утверждается [42].
Религиозные люди отличаются от нерелигиозных людей тем, что придерживаются более строгих моральных установок и тратят больше времени на добровольную и неформальную помощь.
Существует проблема поиска оснований укоренения религии среди людей разных стран, культур, возрастов и пола, но мало представлен поколенческий подход, в котором акцентируются вопросы преемственности религиозности.
Новизна исследования – введение в тренировочный процесс упражнения, которые повлияли бы на развитие выносливости футболиста, переходя на полный формат игры.
Гипотеза исследования: разработанная методика должна будет помочь развивать специальную выносливость.
Цель исследования. Изучить структуру и содержание тренировочных нагрузок в системе подготовки футболистов учебно-тренировочных групп и на основе учёта индивидуальных особенностей различных сторон подготовленности игроков, экспериментально обосновать рациональное соотношение тренировочных нагрузок для 14-15 летних футболистов по развитию специальной выносливости.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть историю развития исследования психологии религии и религиозной психологии в трудах отечественных и зарубежных психологов
2. Изучить влияние особенностей религиозно-психологического комплекса верующих.
3. Определить роль религиозности и ее компонентов в обеспечении психологической защищенности.
Объект исследования: психология религиозного поведения.
Предмет исследования особенности взаимосвязи религиозности и психологической безопасности.
Теоретическая значимость исследования: уточнены, проанализированы и систематизированы основные понятия и определения по теме исследования: «религиозность», «религиозное поведение», «религиозные организации», определена совокупность психолого-педагогических условий эффективного формирования методики методика развития религиозного поведения.
Практическая значимость исследования: организовано и проведено диагностическое исследование формирования методики психологии религиозного поведения; произведен сравнительный анализ полученных в ходе проведения эксперимента данных и определена динамика религиозного поведения.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
База проведения эксперимента: экспериментальное исследование проходило на базе….
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из трех глав, разделенных на параграфы.
Первая глава (Современная психология религии и психоанализ) дает описание и общую характеристику особенностей становления психологии религии как научной дисциплины, которая приходится на конец XIX-начало ХХ веков. Психологические знания о религии накапливались в течение столетий.
Глава состоит из трех параграфов.
Во второй главе (Методологические основы исследования. Разработка психодиагностического инструментария для изучения религиозного поведения).
Глава состоит из двух параграфов.
В третьей главе (Результаты исследования религиозного поведения) рассматриваются результаты исследования на определение динамики методики психологии религиозного поведения. Проведен анализ и даны общие рекомендации.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы и делаются обобщающие выводы.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования дают практическое представление о значимости развития психологии религиозного поведения. Результаты проведённого исследования можно использовать для диагностических и исследовательских целей. Возможно применение теоретических и эмпирических результатов исследования в образовательных программах для подготовки психологов при дальнейшем исследовании психологи религиозного поведения.
Глава 1. Современная психология религии и психоанализ
1.1.Исследование исследования психологии религии и религиозной психологии в трудах отечественных и зарубежных психологов
Становление психологии религии как научной дисциплины приходится на конец XIX-начало ХХ веков. Хотя, следует заметить, что психологические знания о религии накапливались в течение столетий.
До оформления психологии в отдельную дисциплину (XIX в.) и до конституирования религиоведческого знания как комплекса наук о религии (вторая половина XIX в.) психологические аспекты феномена религии становились предметом изучения как в рамках философского, так и естественнонаучного знания.
Точкой отсчета истории психологии как науки традиционно считают открытие в 1879 году Вильгельмом Вундтом первой психологической лаборатории, то есть тот момент, когда философско-теоретические построения уступили место экспериментальным и практическим подходам. Однако уже спустя три десятилетия начинают раздаваться голоса, что психологическое знание находится в глубочайшем кризисе и что сама наука, как указывает Л.С. Выготский, под влиянием «психологов-практиков, разрабатывающих специальные области прикладной психологии, психиатров и психотехников, представителей наиболее точной и конкретной части» достигла некого пика в своем развитии, когда «простое продолжение все той же работы, постепенное накопление материала оказываются уже бесплодными или даже невозможными».
В отечественной литературе, вслед за Л.С. Выготским, кризис понимался как невозможность «большой психологической теории» в ситуации постоянных противоречий между стремительным накоплением экспериментального материала, с одной стороны, и дифференцированным «хаотическим накоплением новых терминов» и «крайним разнообразием психологических школ», с другой; при этом кризис продолжался практически до 70-х гг. XX века.
И действительно, история психологии в целом и психологии религии в частности представляется нам некой совокупностью разрозненных подходов и непрерывным бегством от теоретических построений. Это можно объяснить и настроениями эпохи, в которую появилась эта наука, и предметом самой науки, и традициями, которые доминируют в зарубежной академической среде. В данном очерке нам хотелось бы упорядочить этот «бурлящий поток», понять, что уже есть в багаже этой науки и что ожидать от ее развития в будущем.
Первым, кто затронул проблему «психология и религия», был немецкий психолог Вильгельм Вундт, который в своей работе «Психология народов» показал, что религия возникает из чувств принадлежности, страха и надежды, поскольку требующая осмысления окружающая нас реальность подчиняется сверхъестественной силе. Однако основателями науки следует все же считать американских ученых Грэнвилла Стэнли Холла и Уильяма Джеймса.
Именно Грэнвиллу Стэнли Холлу (1844–1924) принадлежит первая опубликованная работа по психологии религии — «Моральное и религиозное воспитание детей». В психологии религии детей Холл был сторонником эволюционной теории и на основании тезиса, согласно которому онтогенез повторяет филогенез, выдвинул тезис о том, что религия — естественная часть развития ребенка. Схожий биологизированный подход можно найти и в его работе «Иисус Христос в свете психологии», где он пытается анализировать мотивы Иисуса и его последователей.
Знаменитый немецкий психолог XIX-XX вв. Г. Эбингауз, известный своими исследованиями памяти, в учебнике по психологии (1908 г.) заметил, что психология имеет длинное прошлое, но краткую историю. Это высказывание можно отнести и к психологии религии. Религия сопровождала человека на протяжении всей его истории. Она оказывала влияние на формирование мировоззрения, культурных практик, выступала в качестве фундамента социальной жизни, определяла поведенческие сценарии, способствовала возникновению правовых, этических, эстетических и иных норм и ценностей.
Одним из самых ярких и известных учеников Холла был Джеймс Леуба (1867–1946), который полагал, что религия — это продукт человеческого сознания, которое стремится познать окружающую его реальность. Отсюда идея богов-творцов и вера в личного Бога. Страх лежит в основе религии, и чем выше социально-экономический уровень развития общества, тем меньше в нем распространена тревожность. В высокоразвитом обществе религия будет вытесняться гуманистическими представлениями. Учениками Джеймса и Холла были также Эдвин Диллер Старбак (1866– 1947), который первый назвал свою монографию «Психология религии»; Джордж Коу (1861–1951), исследовавший вопросы религиозного образования; Джеймс Биссетт Пратт (1875–1944), чьи научные интересы обращены к религиозным ценностям, оценкам и отношениям, а также к чувствам и аффектам.
В Европе в этот период бурно развивается французская школа и психоанализ, в основе которых лежали не столько эмпирические исследования, связанные с опросами и интервью, сколько описания тех или иных клинических случаев. Прежде всего, это исследования известного психиатра Жана-Мартена Шарко (1825– 1893), который исследовал проблему религиозной одержимости и истерии. Как и его коллеги Поль Рише (1849–1933), Шарль Бине-Сангле (1868–1941) и Пьер Жане (1859–1947), Шарко полагал, что религиозность связана с психопатологией. Особняком в европейской традиции стоят работы Теодора Флурнуа (1854–1920) который предложил различать религиозную психологию и психологию религии — эмпирическую дисциплину, основывающуюся на принципах исключения трансцендентного и биологической интерпретации. Психологи религии должны изучать «религиозную жизнь… такой, какой она раскрывается в личном сознании субъекта».
Теоретическое исследование религии с психоаналитической точки зрения начинается, несомненно, с Зигмунда Фрейда и продолжается Карлом Юнгом, Рональдом Фэйрбейрном, Гарри Гантрипом, Дональдом Винникоттом и рядом других ученых. Как указывает Якоб Бельзен, развитие психоанализа происходит в пяти направлениях. Они включают понимание того, как сам Фрейд трактовал феномен религии (в понятиях «невроза», «проекции», «переноса»); раскрытие исследовательского подхода психоанализа к проблемам религии (например, изучение символики, формирования образов и их наполнения); применение психоаналитического подхода в эмпирических исследованиях; взаимодействие психоанализа и других отраслей психологии религии (например, когнитивного религиоведения); осмысление роли психоанализа в современных науках о религии.
Научное изучение религиозного феномена начинается сравнительно поздно – на рубеже XIX-XX веков. Среди препятствий - неверифицируемость знания о религии; субъективность при оценке религиозных традиций; аисторизм, исключавший рассмотрение религии в контексте исторических и причинноследственных связей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Агеенкова, Е.К. Трансформация функции гуру в современных западных религиозных движениях индуистской направленности / Е.К. Агеенкова // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международной научно-практической Интернет-конференции) / редкол. В.Н. Сидорцов (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2011. – С. 125–129
2.Алишев Б.С. Вера как психологический феномен // Современная психология: многообразие научного поиска / Под ред. P.A. Ахмерова, С.П. Дырина, A.JI. Журавлева. М.: Изд-во «ИП РАН» Набережные Челны: Изд-во института управления, 2007. С. 23 37.
3.Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс,2005.
4.Аринин Е.И., Нефедова И.Д. Психология религии. Владимир, 2005. 108 с.
5.Артеменко О. М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии: в 6 т. Т. 3. Владимир, 2016
6.Афанасенко И. В. Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан и иудаистов) // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. Вып. 1. С. 10–11.
7.Будущее психологии религии // Религиоведческие исследования. 2012. Бельзен Я. № 7/8. С. 9–18
8.Балич Н. Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 234–243.
9.Богачев, М.И. К вопросу о формировании интегрального подхода к концептуализации религиозности // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института, №18, 2016. С. 9-26.
10.Буланова И.С., Чернов А.Ю. Классификация типов религиозного опыта//Вестник Волгогр. гос. ун-та. Серия 11: Естественные науки. 2011. № 2. С. 82–87
11.Буланова И. С. Религиозное обращение как повторная нарративизация жизни // Психология религии: между теорией и эмпирикой: сб. научных статей / К. М. Антонов, Т. В. Малевич, Т. В. Фолиева, ред.-сост. М., 2015. С. 107–120.
12.Воропай С.Ю. Социально – психологические особенности лидеров новых религиозных движений. С.Ю. Воропай // Педагогическая наука и образование. – 2015 – 2(11). – С. 92–96.
13.Густова Л. В. Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 62–67
14.Двойнин А.М. Смысложизненные ориентации религиозной личности//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. № 3(22). С. 137–151
15.Двойнин А.М. Вера как феномен сознания: к постановке проблемы//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 4(30). С. 57–64
16. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – 3-изд. – Нижний Новгород.: 2014. – 814 с. С. 589
17. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Дело, 2018. 736 с.
18.Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
19.Забияко, А.П. Психология религии / Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006.- 1256 с.
20. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 3-е изд. М.: Смысл; СПб., Питер, 2005.
21.Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
22.Кондратьев М. Ю. Психология и религия: параллельные проблемно-предметные плоскости // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 2. № 2. С. 65–73
23.Куликов JI.B. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб .: Питер, 2004.
24.Лазуткина М. А. Теоретический анализ структуры религиозной идентичности и способов ее измерения // Грамота. 2012. Вып. 67. № 12. Ч. I. C. 79–82.
25.Лебедев С.Д. Религиозность: что считать критерием? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.religare.ru/2_35080.html (дата обращения: 30.01.2016г.)
26.Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации / /Психология. Журнал высш. шк. Экономики, 2004 Т 1, № 3. С. 137 142
27.Магомед-Эминов М.Ш. Психологический феномен безопасности //Психология пред вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнемуюбилею. Факультета психологии МГУ. 23 24 ноября 2006 г. С. 457 - 459.
28.Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. – Минск.: МинДА, 2015 – 560 с. С. 369.
29.Мирошникова Е.М. Религиозное образование в современной России: Проблема дефиниции и тенденции развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, №24 (273), 2017. С.95-102.
30.Михельсон О.К. Подходы к изучению религии в современной эволюционной психологии//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 63–76
31.Орел Е.В. Принцип методологического объективизма и некоторые аспекты его применения в психологии религии // Психология религии: между теорией и эмпирикой: сборник научный статей. М.: ПСТГУ, 2015. С. 9–29
32.Основы религиоведения: учеб. / И.Н. Яблоков [ред.]. М.: Высшая школа, 2000. 480 с.
33.Павенков О.В., Шмелев И.М., Рубцова М.В. — Корреляционный анализ социального и «совладающего» поведения религиозных личностей: проблемы социальной и психологической диагностики // Социодинамика. – 2017. – № 6. – С. 30 – 40.
34. Б.Д. Социальная психология: Учеб. Пособие. СПб.: СПбГУП, 2003. (Серия «Библиотека гуманитарного университета». Выпуск 15)
35.Писманик М.Г., Бурко В.А., Жуланов С.С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие / /Социально-гуманитарные знания. 2003, №4. С. 140-146.
36.Пруцкова Е.В. Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях / Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №2, 2012. С.268-293.
37.Психологический словарь / авт.- сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смрнова, Н.О. Гордеева, JI.M. Балабанова; Под общ. редакцией Ю.Л. Неймера. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
38.Семёнов В. Е. Современные методологические проблемы в российской социальной психологии // Психологический журнал. 2007. №1, Т. 28. С. 38 -46.
39.Смирнова (Дубова) Е.Т. Введение в религиозную психологию: Учеб. Пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003.
40.Соснин В.А. Психология религии: американский опыт // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 2. С. 118-127.
41.Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2002.
42.Религиозность: способы операционализации и количественной оценки / Материалы семинара 2010–5. Серия: Количественные исследования религии. Международная практика. ПСТГУ, М, 2010. – 43 с.
43. Усова Н.В., Кашапова А.Ф. Возрастные особенности персональной религиозности и усвоение норм религии в процессе социализации // Психология, социология и педагогика. – 2013. – № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/08/2376 (дата обращения: 19.12.2016).
44.Федоренко М.И. Дефиниция религии и дискуссия о природе религиозности. // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2014. №5. С. 153-155
45.Фолиева Т., Малевич Т. Психология религии в ХХ в.: основные вехи развития // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4.С.68-91;
46.Фолиева Т. А. Религиозная социализация и воспитание в трактовке советских религиоведов // «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ – начала XXI в. / К. М. Антонов, сост., предисл., ред. М., 2014. С. 189–200.
47.Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды // Психоаналитический вестник. 2001. № 9. С. 4–5. 9. Фрейд З. Тотем и табу. М.: АСТ, 2012. 640 с.
48.Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 44–61.
49.Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.
50.Ясин М.И. Современные направления и следования в психологии религии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 76–79.