Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Актуальность рассматриваемой темы данной работы заключается в том, что проблема состояния и формирования навыков образной речи у детей считается одной из самых сложных и неоднозначных для диагностирования в современной дошкольной педагогике. Как отмечает А. М. Щетинина, именно развитие образной речи является основой его успешного развития и личностной социализации, формирования творческих и креативных способностей [42]. С восприятия образов предметов и явлений действительности начинается творческое познание.
Под образностью речи понимается способность формировать визуально-эмоциональные образы или картины окружающих предметов или явлений действительности. Формирование образности речи происходит благодаря использованию понятий в переносном значении. Одной из основных проблем в этой связи является работа над развитием данных способностей и их реализации в социуме, так как детям нередко трудно правильно трактовать и выразить заложенные в образах смыслы. Большую роль в этом оказывают игровые технологии, а игровые подходы к воспитанию становятся мощным стимулом развития когнитивных способностей и познавательной сферы детей в целом [1].
Проблему формирования образной речи, а также особенности ее развития у детей дошкольного возраста изучали такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л.А. Венгер, А.Д. Виноградова, Н. Н. Авдеева, Г. М. Андреева, Л. Н. Галигузова, В. В. Давыдов, Н. В. Клюева, Л. П. Колчина, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Романин, С. Е. Рощин, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов и многие другие.
Практически все вышеназванные исследователи считают интеллектуальное и образное развитие определяющим условием формирования индивидуально-психологических особенностей и развития всех процессов психики детей старшего дошкольного возраста.
Кроме того, данным вопросом занимались представители многих психолого-педагогических направлений как в теоретическом, так и прикладном аспекте. В последнем случае мы имеем выбор самых разнообразных форматов игровых технологий и жанров по формированию навыков образного и коммуникативного мышления дошкольников: семинары, упражнения, игры, тренинги, эксперименты, загадки.
Как показывают исследования, трудности в развитии образной речи у воспитанников связаны со сложностями понимания слов с переносными значениями, выделением характерных признаков или особенностей предметов и явлений, а также названием их и оперированием ими в разговоре, что указывает на необходимость проведения работы, направленной на исправление данной проблемы. Известно, что из всех средств выразительности речи наиболее успешно дети этого возраста осваивают сравнения, эпитеты и метафоры.
Несмотря на существующее количество исследований и разнообразных упражнений, проблематика вопросов эффективности применения и разработки наиболее целесообразных методов для развития образной речи остается недостаточно изученной.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития образной речи у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью педагогических методов и технологий для воспитания и развития умений и навыков образной речи и образного мышления [30].
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развития образной речи у детей 6-7 лет? Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие образности речи у детей 6-7 лет посредством загадок».
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка наиболее эффективных технологий формирования образной речи посредством загадок у детей 6-7 лет.
Объект исследования: образная речь детей 6-7 лет.
Предмет исследования: загадка как эффективный способ развития образности речи детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: развитие образности речи у детей 6-7 лет посредством загадок возможно, если:
– осуществляется систематическая работа, направленная на развитие образности речи у детей 6-7 лет;
– подобран комплекс игровых заданий для развития образности речи у детей 6-7 лет;
– организовано игровое взаимодействие детей 6-7 лет с применением загадок.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующую психолого-педагогическую литературу по проблематике исследования.
2. Определить особенности формирования навыков формирования образности речи посредством загадок у детей 6-7 лет.
3. Определить особенности формирования навыков формирования образности речи посредством загадок у детей 6-7 лет.
4. Найти средства образности загадок и других ребусов.
5. Выявить уровень развития образности речи у детей 6-7 лет.
6. Сформировать комплекс упражнений, приводящих к формированию образности речи посредством загадок.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
– исследования форматов формирования образности речи в рамках изучения закономерностей формирования и развития в целом когнитивных умений, навыков, действий у детей, а также вопросов образного мышления и воображения (С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Галигузова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский);
– исследование роли игр в формировании концепта образности речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, О. В. Кузеванова, Л. Н. Башлакова, З. М. Богуславская, Т. И. Ерофеева, М. И. Лисина, А. Г. Рузская);
– особенности восприятия образов и творчества дошкольников (О. С. Ушакова, Л.Т. Туэт, Р. П. Бош, Н. В. Гавриш, О. Н. Сомкова, Ю. Г. Илларионова и т.д.). Авторы предполагали развитие у детей старшего дошкольного возраста так называемое «осмысленное познание», которое можно определить как способность и навыки рефлексировать и отражать художественное восприятие действительности;
– особенности формирования образности мышления посредством малых фольклорных жанров, в том числе загадок (Ю. Г. Илларионова, О. В. Кузеванова, С. В. Проняева, Д. Б. Ольховиков, В. П. Аникин, И. А. Зимняя).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по названному вопросу; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Эмпирическая база исследования: воспитанники Центра развития детей - детского сада № 5 г. Тольятти (так называемой контрольной группы) – 32 человека и воспитанники Центра развития детей - детского сада № 2 г. Тольятти (так называемой экспериментальной группы) – 31 человек. Общая величина участников эксперимента – 63 человека, из которых 30 являются мальчиками и 33 девочками.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей систематической работы (комплекса игровых заданий) как средства развития образности речи у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизированы и описаны этапы развития образности у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игровых заданий для систематической работы по развитию образности речи может быть использован воспитателями учителем- и родителями в домашних условиях с детьми 6-7 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы (43 источника), 3 приложений. Работа проиллюстрирована ??? таблицами. Основной текст работы изложен на ??? страницах.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития у детей 6-7 лет образной речи посредством загадок
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет образной речи
Отечественная психология и педагогика предлагают много точек зрения на роль развития образной речи в системе жизнедеятельности индивидов. Развитие образов С. Л. Рубинштейн относил к необходимым факторам воспроизведения реальности с применением новых языковых средств: «Необходимо иметь в виду, что сам термин образ имеет множество самых различных значений, особенно когда он сопровождается такими эпитетами, как поэтический, художественный, творческий» [31, с. 175].
Проблеме становления и развития образности в процессе формирования личности дошкольников уделялось большое внимание в отечественной педагогической и психологической науке. Этой теме посвящены экспериментальные и теоретические исследования В. К. Корытло, Я. Л. Коломенский, Т. А. Ретина, В. Дэмон, К. Рубинштейн и другие.
Важными этапами на пути развития образной речи у дошкольников выступают культурные и художественные произведения, приоритетная роль принадлежит в данном случае фольклорным жанрам. Тем не менее, многие специалисты подчеркивают, что недостаточно просто знакомить детей с этими произведениями. Большинство демонстрирует отсутствие навыков выразительно говорить, осознавать смысл прочитанного или услышанного, сочинять собственные литературные формы, имеющие несложный характер. Среди причин такого положения вещей называют слабую или неравномерную сформированность важных психических процессов, таких, как мышление, восприятие, фантазия; неразвитыми коммуникационными и языковыми навыками; коротким опытом жизни; невозможностью опереться на визуальные образы и т.п.
Образное мышление дошкольников старшего возраста отличается специфическими чертами, к которым относятся:
- присутствие понятия о выразительных средствах;
- осознание семантического разнообразия лексем, понимание устойчивых выражений и словосочетаний в переносном значении;
- осознание существования и смысла многозначных понятий;
- возможность понимать, осознавать, определять выразительные средства художественной направленности;
- применение в реальной речевой практике разных образных приемов и способов (эпитеты, метафоры, сравнения);
- использование имеющегося багажа грамматических форм, навыки ощущать построение и семантику словоформы;
- навыки грамотного использования приемов грамматики (инверсия, разные предлоги);
- использование синонимов и антонимов;
- осознание семантических связей в предложении.
Как известно, малые фольклорные формы способны формировать особенности образного восприятия, особенно детей дошкольников старшего возраста. Загадки при этом имеют собственную специфику, выражающуюся в придании сжатой или образной формы структуре тех или иных предметов или явлений. Разгадка ребусных заданий стимулирует способности анализирования, синтезирования, обобщения, самостоятельного умения формулировать выводы, выделения наиболее ярких характеристик предметов, повышения навыков вопросы, формировать задавать образы предметов.
Специалисты в сфере дошкольного образования подчеркивают важное разностороннее влияние на детскую психику и образную речь подобных упражнений. С одной стороны, это заключается в эффективной тренировке ума, в развитии интеллектуальных способностей, углублении знаний о предметах и явлениях. С другой стороны, именно загадки способствуют тому, что дети познают образный строй родного языка и усваивают его выразительные средства.
Загадка выступает как один из приемов традиционной игровой технологии осознания и освоение окружающего мира. В психолого-педагогическом сообществе отмечают: потенциал игровой деятельности может способствовать преодолению недостатков образования. Несмотря на то, что специалисты на протяжение уже многих лет успешно применяют игровую деятельность в собственной деятельности, игровые педагогические технологии еще не получили достаточного уровня развития в системе отечественного образования. Во многом это продолжение традиций советской школы образования, которая хотя и была признана одной из лучших в мире, тем не менее игровые технологии являлись несправедливо отвергаемыми, использовались редко и в целом недооценивались. С помощью игровых технологий интересно обучаться даже взрослым обучающимся, а для дошкольников игра всегда была и есть сейчас наиболее важным и продуктивным методическим приёмом воспитания и обучения. Игровые задания, объединяя в себе функции развлекательные и практические, делают учебный процесс разнообразным и повышают его привлекательность для обучающихся.
Отечественный выдающийся педагог А. С. Макаренко считал способность игры обеспечивать эффективность практически любой деятельности и гармонично развивать личность. Этому способствует условие, при котором совершается усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), которое несет участникам радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и воспитывает ответственность в ее участниках [35].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения русскому языку дошкольников. М.: Академия, 1998. 34 с.
2. Аммосова В. В. Игра как средство активности коммуникационной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В. В. Аммосова // Начальная школа плюс до и после: журнал. 2012. №3. С. 74-78.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных учреждений. М.: Аспект Пресс, 2018. 376 с.
4. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учебник для студ. высш. пед. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. 3-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 638 с.
5. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и юношеский фольклор. М., 1997. 16 с.
6. Волков Б. С., Волкова Н. В., Гурбанов А. В. Методология и методы психологического изучения / Науч. редактор Б.С. Волков: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2005. 352 с.
7. Воробьева И. Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 54. С. 60-263.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. М., Педагогика, 1982.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество у детей. М., 1967.
10. Гавриш Н.В. Некоторые пути формирования образной речи старших дошкольников/ Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте// собрание научных трудов. М., 1990.
11. Гавриш Н.В., Осика О.В. О формировании образности речи дошкольников/ Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992.
12. Григорьева И.Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через формирование активной роли родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. 2015. № 1 (30). С. 62—65.
13. Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2007. 468 с.
14. Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. РАО, М., 1997.
15. Ермакова И. А. Психологические игры и задания / И.А. Ермакова. - Санкт- Петербург: Корона-принт, 2020. 365 с.
16. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Пособие для воспитателей детского сада. М., Просвещение, 1985.
17. Кон И.С. Психология раннего возраста. М.: Просвещение, 1989. 55 с.
18. Кон И. С. Как они себя видят? / Кон И. С. // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1988. 45 56 с.
19. Крысанова О. А. Методология психологических исследований: учеб. Пособие. - Самара: Изд-во Самарский университет, 2006. 312с.
20. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникационной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика. 2012. № 6. С. 45-49.
21. Культура русской речи: Энциклопедический словарь - справочник/ под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова. М., Флинта: Наука, 003.
22. Лосев А.Ф. Проблемы художественного языка. Киев, 1994.
23. Лурия А.Р. Речь и мышление. МГУ, 1969.
24. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987.
25. Мухина В. С. Детская психология/ под ред. Л.А. Венгера. М., Просвещение, 1985.
26. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.
27. Ольховиков Д. Б. Образность как категория лингвистического описания текста// Сб. статей к 60-летию пр-ра В.П. Нерознака. М., 1999.
28. Полозова А.И. Приемы формирования выразительности детской речи // Пути повышения эффективности педагогического процесса в детском саду: Межвуз. Сб. научн. тр. Ростов -на - Дону, 1982.
29. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ под ред. О.С. Ушаковой. М., 2001.
30. Проняева С. В. Формирование коммуникационных умений у детей дошкольного возраста. Екатеринбург, 1999. 167 с.
31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Просвещение, 1973.
32. Руденский Е. В. Социальная психология. М.: Академия, 2010. 13 с.
33. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 2008. 800 с.
34. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: ВЛАДОС, 2013. 143 с.
35. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2001.
36. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.
37. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 004.
38. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики обследования развития речи дошкольников/ Пособие для воспитателей детского сада. М., 1997.
39. Ушинский К.Д. Родное слово/ Избранные педагогические сочинения. М.,1975.
40. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000.
41. Шмелёв Д.Н. Слово и образ. М., 1964.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения русскому языку дошкольников. М.: Академия, 1998. 34 с.
2. Аммосова В. В. Игра как средство активности коммуникационной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В. В. Аммосова // Начальная школа плюс до и после: журнал. 2012. №3. С. 74-78.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных учреждений. М.: Аспект Пресс, 2018. 376 с.
4. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учебник для студ. высш. пед. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. 3-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 638 с.
5. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и юношеский фольклор. М., 1997. 16 с.
6. Волков Б. С., Волкова Н. В., Гурбанов А. В. Методология и методы психологического изучения / Науч. редактор Б.С. Волков: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2005. 352 с.
7. Воробьева И. Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 54. С. 60-263.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. М., Педагогика, 1982.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество у детей. М., 1967.
10. Гавриш Н.В. Некоторые пути формирования образной речи старших дошкольников/ Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте// собрание научных трудов. М., 1990.
11. Гавриш Н.В., Осика О.В. О формировании образности речи дошкольников/ Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992.
12. Григорьева И.Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через формирование активной роли родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. 2015. № 1 (30). С. 62—65.
13. Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2007. 468 с.
14. Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. РАО, М., 1997.
15. Ермакова И. А. Психологические игры и задания / И.А. Ермакова. - Санкт- Петербург: Корона-принт, 2020. 365 с.
16. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Пособие для воспитателей детского сада. М., Просвещение, 1985.
17. Кон И.С. Психология раннего возраста. М.: Просвещение, 1989. 55 с.
18. Кон И. С. Как они себя видят? / Кон И. С. // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1988. 45 56 с.
19. Крысанова О. А. Методология психологических исследований: учеб. Пособие. - Самара: Изд-во Самарский университет, 2006. 312с.
20. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникационной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика. 2012. № 6. С. 45-49.
21. Культура русской речи: Энциклопедический словарь - справочник/ под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова. М., Флинта: Наука, 003.
22. Лосев А.Ф. Проблемы художественного языка. Киев, 1994.
23. Лурия А.Р. Речь и мышление. МГУ, 1969.
24. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987.
25. Мухина В. С. Детская психология/ под ред. Л.А. Венгера. М., Просвещение, 1985.
26. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.
27. Ольховиков Д. Б. Образность как категория лингвистического описания текста// Сб. статей к 60-летию пр-ра В.П. Нерознака. М., 1999.
28. Полозова А.И. Приемы формирования выразительности детской речи // Пути повышения эффективности педагогического процесса в детском саду: Межвуз. Сб. научн. тр. Ростов -на - Дону, 1982.
29. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ под ред. О.С. Ушаковой. М., 2001.
30. Проняева С. В. Формирование коммуникационных умений у детей дошкольного возраста. Екатеринбург, 1999. 167 с.
31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Просвещение, 1973.
32. Руденский Е. В. Социальная психология. М.: Академия, 2010. 13 с.
33. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 2008. 800 с.
34. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: ВЛАДОС, 2013. 143 с.
35. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2001.
36. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.
37. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 004.
38. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики обследования развития речи дошкольников/ Пособие для воспитателей детского сада. М., 1997.
39. Ушинский К.Д. Родное слово/ Избранные педагогические сочинения. М.,1975.
40. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000.
41. Шмелёв Д.Н. Слово и образ. М., 1964.
42. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.
42. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.