Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье людей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье уже со школьного возраста, заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самими собой и миром.
События, которые происходят в нашем современном обществе, резко обострили вопросы безопасности жизнедеятельности и приняли характерные черты проблемы выживания человека, особенно гражданина нашей страны.
Дети должны быть подготовлены к тому, что в любой момент каждый из них или их родственники могут оказаться в опасности. Готовность к таким ситуациям является основной задачей учителя ОБЖ. Именно на его плечи ложится такая ответственность. Учитель ОБЖ должен дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания во всяческих жизненных ситуациях. Ученик, оказавшись в сложной ситуации, когда он видит, как страдает его близкий человек или он сам, может растеряться. В этом проявляется актуальность нашей темы. Учитель ОБЖ должен помочь развить умение правильно и вовремя оказать медицинскую помощь пострадавшему. А у того, кто обладает умением, риск растерянности становится гораздо меньше, появляется внутренняя уверенность в себе.
Проблема исследования: сегодня в системе школьного образования предусмотрена подготовка детей к опасностям, подстерегающим нас в повседневной жизни, на природе и ЧС, обучение правилам поведения в экстренных ситуациях в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Практически после каждой темы в учебнике, отдельно в рамочке есть «Медицинская страничка», где содержится информация об оказании первой помощи в той или иной проблемной ситуации. Но, к сожалению, прочитанная информация не всегда остается в памяти учащихся. За частую, не хватает времени на практические навыки, хотя бы в тех ситуация, которые предусмотрены приказом МЗ РФ от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». Я считаю, что данную проблему, отчасти можно восполнять не только в рамках уроков ОБЖ, так как время ограничено, но и при организации внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения доврачебной помощи в образовательной организации.
Целью освоения доврачебной помощи: является повышение уровня сохранения жизни самих обучаемых и пострадавших, путем приобретения основ медицинских знаний и практических навыков оказания первой помощи на месте происшествия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
–ознакомление с правовыми аспектами оказания доврачебной помощи;
–формирование у учащихся понятие о неотложных состояниях и факторах их вызывающих;
–овладение стандартами и алгоритмами первой помощи при неотложных состояниях и отработке практических навыков;
– обеспечение формирование у учащихся первоначальных умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи при травматизме.
В результате освоения обучающийся должен знать:
−основные понятия и нормативно - правовые акты, определяющие оказание доврачебной помощи пострадавшим;
−важность оказания доврачебной помощи;
−необходимые меры собственной защиты при оказании первой помощи;
−первую помощь при отсутствии сознания;
− первую помощь при остановке дыхания и кровообращения;
− первую помощь при наружных кровотечениях;
− первую помощь при попадании инородные тела в верхние дыхательные пути;
− первую помощь при травмах различных областей тела;
− первую помощь при ожогах, эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения;
− первую помощь при отморожении и другие эффекты воздействия низких температур;
− первую помощь при отравлении.
В результате освоения обучающийся должен уметь:
− оказывать помощь пострадавшим со всеми правилами асептики и антисептики;
− обработать раны и ожоги;
− налаживать различные виды повязок;
− останавливать любой вид кровотечения;
− проводит простейшие реанимационные мероприятия;
− обеспечивать правильную транспортировку в лечебное учреждение.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
− теорией и практикой оказания первой медицинской помощи в различных жизненных ситуациях;
− способностью распознать угрожающие жизни состояния и выбирать соответствующий алгоритм помощи и средства поддержания жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
1.1 Нормативно правовая база по оказанию первой помощи
На сегодняшний день в Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, оказание первой помощи пострадавшим и лицам с острыми заболеваниями, не имеющим медицинского образования, определяется законом. Спасатели, сотрудники полиции, работники опасных производственных объектов или любые другие лица должны владеть правовыми основами оказания первой помощи. Важно отметить, что понимание своих прав и обязанностей в сфере оказания первой помощи позволяет быть уверенным не только в своих действиях, но и в их правовых последствиях.
Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в Основной закон Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты» (принят Государственной Думой Российской Федерации 13 ноября 2009 г.). 2009 г., утвержденный Советом Федерации 18 ноября 2009 г.) [4] уточнены, разграничивающие понятия «первая помощь» и «первая неотложная помощь».
Первая помощь:
1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастном случае, травме, отравлении и ином состоянии и заболевании, угрожающем их жизни и здоровью, лицом, на котором в соответствии с федеральным законом или постановлением особого правила и имеющего соответствующую подготовку, в том числе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.
2. Перечень условий, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченными федеральным органом исполнительной власти [14].
3. «Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой медицинской помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [4].
Подчеркнем, что в связи с высокой степенью потенциального риска участники оказания первой помощи являются очевидцами происшествия. Несовершеннолетние тоже могут быть свидетелями. Следует отметить, что законодательное закрепление первой медицинской помощи, как особого вида помощи, подчеркивает социальную значимость ее оказания.
Немедленное оказание первой помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи часто имеет решающее значение для спасения жизни пострадавшего и тяжелобольного, минимизации последствий травмы или острого заболевания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамов, М. Г. Неотложная терапевтическая помощь / М.Г. Абрамов. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2018. - 236 c.
2.А.Т.Смирнова комплексная учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 10-11 классов [Электронный ресурс]. – URL: https://yandex.ru (дата обращения: 05.04.2022).
3.Богоявленский, И. Ф. Доврачебная помощь при неотложных, критических состояниях: моногр. / И.Ф. Богоявленский. - М.: Гиппократ, 2017. - 736 c.
4.Буянов, В. М. Первая медицинская помощь / В.М. Буянов. - М.: Медицина, 2015. - 192 c.
5. Вялов, С. С. Неотложная помощь. Практическое руководство / С.С. Вялов. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 192 c
6.Демичев, С. В. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях / С.В. Демичев. - М.: Медицина, 2018. - 112 c..
7.Г.И.Турнер Руководство к перевязке ран / Г.И.Турнер. - Москва: ИЛ, 2017. - 200 c.
8.Зелинская, Д. И. Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях у детей. Учебное пособие / Д.И. Зелинская, Р.Н. Терлецкая. - Москва: Высшая школа, 2016. - 148 c
9.Конституция Российской Федерации (ст. 31) и ФЗ от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» о праве граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Статья 31. Первая помощь, а 60 также в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) статья 31. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_94107/ (дата обращения: 03.04.2022).
.
10.Лужников, Е.А. Первая неотложная помощь при острых отравлениях / Е.А. Лужников. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018. - 932 c.
11. Неговский, В. А. Восстановление жизненных функций организма / В.А. Неговский. - М.: Правда, 2014. - 484 c.
12.Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы: проект. – 2 - е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017. – 47с.
13. Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Издательство: Дрофа,2017 – 126с.
14.Смирнов А.Т. ОБЖ» Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс - Смирнов А.Т., Хренников Б.О.: Просвящение 2017 – 211 с.
15.Скорая помощь. Домашний справочник неотложных состояний. - М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2017. - 286 c.