Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные подходы к активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии на уровне основного общего образования
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной ситуации стремительно меняется уровень общих знаний, темпы общественного и информационного прогресса. Современные проблемы, требуют современных решений. Для повышения уровня технологический знаний школьников, необходимы различные методы обучения, стремление к продуктивному результату. Важно, что бы обучающийся не только запоминал и воспроизводил полученные знания, но и умел применять их на практической деятельности: чем интенсивнее будет практический учебно-познавательный процесс, тем больше будут результаты. Именно потому, активизация познавательной деятельности учащихся имеет особое значение в учебном процессе.
В условиях реализации в российской системе образования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приоритетными становятся методы и приёмы обучения, направленные на повышение мотивации, а также активизацию познавательной деятельности учащихся. Считается, что именно они являются фундаментом личностного роста обучающегося в зоне его деятельности по саморазвитию и открытию нового, необходимого для формирования теоретического и практического опыта.
Реализация принципа активности в познавательной деятельности учащихся позволяет педагогам улучшить результаты обучения во всех предметных областях, включая технологическое образование.
Требования, отражённые во ФГОС, предполагают создание таких условий обучения, при которых формируемая в рамках школьного образования личность получает возможность активно использовать в познавательной деятельности свои способности и опыт для приобретения новых знаний. Согласно образовательному стандарту, реализация принципа активности в познавательной деятельности учащихся позволяет педагогам улучшить результаты обучения во всех предметных областях, включая технологическое образование.
Основные подходы к современному пониманию предметной области «Технология» основываются не только на необходимости вхождения ребенка на научных основах в мир технологий, материалов, информации, но и на умении выстраивать предпрофессиональные коммуникации, познавательные и социальные связи.
В рамках развития области «Технология» обучающимися осваиваются базовые навыки использования современных технологий и оборудования, познания мира профессий, самоопределения и ориентации на деятельность в различных социальных областях. Также обеспечивается непрерывность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и последующей работе. Для современной инновационной экономики крайне важен высокий уровень знаний выпускников школ о современных технологиях, как технических, так и социальных.
Накопленный в нашей стране опыт преподавания предметной области технология является базой для ее модернизации.
Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания.
Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии.
Ключевой проблемой повышения активности познавательной деятельности учащихся является отсутствие авторитета знаний и индивидуальной ответственности учащихся за результаты учебного труда.
Одним из решений данной проблемы является повышение активности познавательной деятельности учащихся через внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных методов обучения, а также деятельностного подхода.
Из выше сказанного вытекает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы «Современные подходы к активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии на уровне основного общего образования».
Цель данной работы разработать учебно-методические материалы, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках «Технологии».
Объектом исследования является процесс технологической подготовки обучающихся на уровне основного общего образования.
Предметом исследования - современные подходы к активизации познавательной деятельности в технологической подготовки обучающихся.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность активизации познавательной деятельности обучающихся;
2. Рассмотреть подходы к активизации познавательной деятельности обучающихся;
3. Рассмотреть цели и задачи современной технологической подготовки обучающихся;
4. Проанализировать рекомендации по активизации познавательной деятельности на уроках «Технологии» на основе общего образования;
5. Разработать учебно-методические материалы для применения на уроках «Технологии» с применением различных современных подходов к активизации познавательной деятельности.
Методологическую основу научные труды по активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, Ф.И. Харламов, С.Н. Уткина и др.); исследования, рассматривающие методические рекомендации по активизации познавательной деятельности на уроках предмета «Технология» (В.З. Минлиахметов, Т.Ф. Басалаева, В.Д. Симоненко и др.).
В работе использовались следующие методы:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение
• практические: разработка учебно-методических материалов для проведения уроков «Технологии».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть внедрены в образовательный процесс предмета «Технология» для активизации познавательной деятельности обучающихся 7 классов.
Структура работы - соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты активизации познавательной деятельности обучающихся
1.1 Понятие и сущность познавательной деятельности обучающихся
Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед учреждениями образования, является развитие познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у школьников познавательные процессы и стремление к самореализации.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности является важной стороной деятельности человека, осуществляемой в течение всей его жизни.
Познавательная деятельность является значимой частью деятельности человека, ориентированной на все большее погружение в окружающий мир. В современной ситуации стремительно меняется уровень общих знаний, темпы общественного и информационного прогресса. Ведущим в процессе познавательной деятельности является процесс самообразования человека.
Таким образом, феномен познавательной деятельности, приобретая особую значимость, заставляет задуматься об актуальности созидания регламентов и условий для дальнейшего роста этой деятельности.
Тема поступательной эволюции познавательной деятельности как общего феномена в современных исследованиях раскрыта не полностью и явно отсутствует четкий вектор движения. «Поступательная эволюция в философии понимается как обязательная, управляемая, необходимая метаморфоза физических и духовных объектов» [38]. Присутствие перечисленных признаков необходимо и достаточно для выявления действий в направлении развития среди прочих замен. Л.С. Выготский объясняет это понимание как «развитие означает в первую очередь возникновение чего-то нового» [4]. «Стоит ли подвергать испытаниям утверждение, что развитие наступает в результате и процессе деятельности. И все же, чтобы деятельность выполняла развивающую функцию, она должна быть развивающейся» [8].
В теоретических изысканиях приоткрыты проблемы «формирования познавательных интересов» (Л.В. Аристова, Е.Н. Морозова, Г.И. Шукина), «развития познавательной самостоятельности» (Е.Я. Голанд, П.И. Пидкаситый, Т.Ю. Шамова) и «познавательных потребностей» (Ю.К. Бабанскии, К.Ф. Талызина, Г.И. Шукина), «активизации учебного процесса» (И.Т. Огоротников, М.Н. Скатикин), «активизации познавательной деятельности» (И.Ф. Худолеев), «формирования познавательной активности» (Б.Д. Ананиев, М.А. Данилова, Б.И. Есиповский, И.Я. Лернерр, Н.О. Половникова). С проблемой развития познавательной деятельности связаны исследования М.Я. Алексеевной, О.В. Даутовой, Т.В. Звираника, Т.Б. Кандауровой, В.Ю. Макарова и др.
Теоретический анализ исследований самого понятия «познавательная деятельность» позволил констатировать, что не существует какого-то одного конкретного определения, которое было бы использовано для его характеристики, как в педагогике, так и в науке, что свидетельствует о вариативности, валидности и многоступенчатости этого понятия. Для лучшего понимания сущности данного понятия, мы разделим его на отдельные элементы «познание», «деятельность» и «развитие», как его составляющие.
Столь дифференцированный взгляд поможет разглядеть самое понятие познавательной деятельности и доказать действительность ее развития.
Под познанием мы понимаем процесс, который будет осуществляться между «познающим субъектом и познаваемым объектом, результатом которого становится знание».
«Деятельность – процесс (процессы) сознательного активного взаимодействия субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цел» [38].
Основываясь на исследованиях и точке зрения А.Н. Леонтьева и Г.П. Шедровицкого, которые относятся к оформлению и алгоритмам развития деятельности, дает нам возможность понять, что же такое развитие познавательной деятельности. Полноценное и всестороннее изучение структурных составляющих деятельности.
Всестороннее изучение составляющих моментов деятельности «мотивы, целеустремленные усилия, оперативные действия, психологические особенности», между собой зависимые, неотделимые и дополняющие, дает основание полагать и обнаружить те квалифицированные и неотъемлемые метаморфозы в деятельности, которые являются подтверждением ее прогресса.
Познавательную деятельность мы будем связывать с творческой активностью субъекта, направленной на получение, систематизацию и классификацию знаний. Развитие познавательной деятельности прослеживается в гарантированных изменениях взаимодействующих элементов внутри ее системы, благодаря чему зарождаются свежие объекты (обновленные познавательные способности, мотивы, цели, задачи, методы достижения результата и пр.)
В исследованиях О.С. Анисинова, В.П. Гуляева, В.В. Давыдова, В.П. Зиненко, Г.П. Шедровицкого в процессе развития познавательной деятельности ведущую роль занимает рефлексия. Познавательная деятельность получает ход и запускается в строго назначенных условиях образовательного процесса. В случае, когда составляющие дают возможность действовать деятельности с использованием находящихся инструментов в арсенале субъекта, основанных в полученном продуктивном эмпирическом знании, а также сформировавшейся до этого гармоничных составляющих психологических мотивов, в этом случае деятельность взаимодействует как модель, которая сама себя регулирует и в фундаменте ее заложен динамический стереотип. Этот уровень познавательной деятельности является примером репродуктивного подхода и вырабатывает эмпирические знания осуществления познавательных целей, между тем являя собой аддитивную форму увеличения объема закрепленной информации у обучающегося.
Поэтому в нашем исследовании целью познавательной деятельности обучающегося являются: знание; понимание; применение; обобщение и систематизация; оценка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акунова, А. Р. Характеристика и сущность понятия "самостоятельная познавательная деятельность" / А. Р. Акунова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 9-1(63). – С. 73-75.
2. Алексеева М.Я. Развитие познавательной деятельности старшеклассников в процессе обучения истории на основе индивидуально-диагностической модели: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004.
3. Беккер, Н. А. Понятие познавательной деятельности и её сущность / Н. А. Беккер, Я. А. Колмыкова // Научно-технический прогресс: информация, технологии, механизм: сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 25 апреля 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2022. – С. 208-210.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М. : Педагогика, 1982. Т. 1.
5. Грибова, Е. П. Феномен познавательной активности в аспекте философских и психолого-педагогических исследований / Е. П. Грибова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 9.
6. Гуляев В.Н. Методологические аспекты проблемно-деятельностного обучения в высшей школе. - М., 2008
7. Запорожченко, Л.И. Педагогическая модель развития познавательной активности / Л.И. Запорожченко // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 8. – С. 241-246.
8. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образова-ния: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2010.
9. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
10. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. – 2000. – №9. – С.75-80.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
12. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. – М.: Просвещение, 2008. –237 с.
13. Кувалдина, Е.А. Исследование познавательных интересов кировских школьников / Е.А. Кувалдина // Вестник ВятГГУ. 2007. – №19.– С.127-132.
14. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности /В.Г. Кузьмина // Начальная школа. – 2006. – №4. – С. 181-183.
15. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
16. Лаура, А. А. Активизация учебно-познавательной деятельности вербальными методами обучения технологии / А. А. Лаура, А. А. Луиза // Современные тенденции развития науки : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нур-Султан, 14 февраля 2020 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нур-Султан: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. – С. 87-91.
17. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2008. – 355 с.
18. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 5-17.
19. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. – 2003. – №9. – С. 45-47.
20. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. – М.: Наука, 2007. –278 с.
21. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. –Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 808 с.
22. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред.А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
23. Ожегов, Т.И. Толковый словарь русского языка / Т.И. Ожегов,Н.Ю. Шведова. – М.: ООО «ИПИ Технологии»,2003. – 944 с.
24. Пегушина, Л.П. Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций на уроках технологии /Л.П. Пегушина // Концепт. 2012. №3. С.32-36.
25. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: ШкольнаяПресса, 2002. – 336 с.
26. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:Педагогическое общество России, 2005. – 640 с.
27. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. – М.:Академия, 2008. – 352 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.:Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
29. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред.М.М. Безруких, В.А. Болотова, Л.С. Глебовой. – М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 2003. – 528 с.
30. Петрусинский, В.В. Игры для интенсивного обучения / В.В. Петрусинский. – М.: Прометей, 2005. – 285 с.
31. Романова, Е. Б. Сущность понятия "познавательная деятельность" в современной школе / Е. Б. Романова // News of Science and Education. – 2019. – Т. 6. – № 3. – С. 64-67.
32. Рубинштейн, С.И. Основы общей психологии / С.И. Рубинштейн. – СПб.:Питер, 2002. – 720 с.
33. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. – М.: Просвещение2007. – 133 с.
34. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.:Инфра-М, 2000. – 687 с.
35. Софронова, А. Н. Активизация познавательной деятельности посредством применения кейс-технологии на уроке биологии / А. Н. Софронова, И. И. Павлов // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии : Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции, Смоленск, 11 марта 2019 года. – Смоленск: Международный научно-информационный центр "НАУКОСФЕРА", 2019. – С. 51-55.
36. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Л. Столяренко –Ростов- н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
37. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 2003. – 93 с.
38. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983.
39. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Юрист,2007. – 512 с.
40. Харченко, Ю. С. Инновационные образовательные технологи в современном образовании / Ю. С. Харченко, Т. В. Кульневич // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения : Межвузовский сборник научных трудов / Науч. редактор М. В. Шакурова. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – С. 163-167.
41. Шамова, Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова.– М.: Педагогика, 2009. – 355 с.
42. Щедровицкий Г.П. Развитие, учение, игра. - М. : Путь, 2004
43. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2007. –160 с.