Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В 90-е гг. ХХ в. П. Ласлетт предложил классификацию периодов жизненного цикла человека, выделив «третий возраст» (от 55–60 лет до 70–75 лет) и «четвертый возраст» (старше 75 лет). Особенность представителей «третьего возраста», по мнению ученого, сохранение функциональной независимости, в то время как представители «четвертого возраста» являются уже людьми реально пожилыми и социальной активностью, как правило, не отличаются. Этой позиции стали придерживаться многие исследователи, в том числе и отечественные ученые. Разделяя указанную точку зрения, авторы статьи соглашаются, что «россияне вступают в старость, не защищенные «подушкой материальной безопасности», – у большинства нет возможности сделать накопления, которые помогли бы обеспечить старость.
Когда наступает третий возраст, они оказываются полностью зависимыми от поддержки государства и/или родственников. Отсюда чувство беспомощности и заниженные оценки статуса.
Ситуация осложняется в случае отсутствия у пожилого человека супруга, друзей, любимого дела (хобби) и появившейся потребностью в силу возраста (а иногда здоровья) в заботе, помощи. Беспокоит изменение привычного образа жизни, ощущение «социальной изоляции», снижение способности к социальной адаптации. Справиться с психологическим дискомфортом становится самостоятельно достаточно трудно. На помощь могут прийти родственники, друзья или представители организаций, предоставляющие социальные услуги.
Стационарное обслуживание граждан пожилого возраста объединяет организации, которые помогают людям преклонных лет. Эта услуга необходима в том случае, если человек не может заботиться о себе сам или ему необходимы постоянный уход и контроль здоровья. В учреждениях, занимающихся данным видом социальной помощи, можно находиться круглосуточно.
Программа по обслуживанию пожилых людей дает им возможность сохранять привычный образ жизни и необходимый комфорт. Поддержка населения в этом контексте не только адаптирует пожилых граждан в социуме, но и заботится об их интересах и правах.
Социальное обслуживание регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» .
Такими услугами занимаются специальные организации обеспечения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти или субъекта Российской Федерации.
Объект исследований представляет собой реально существующие общественные отношения, возникающие в ходе социального обслуживания в Российской Федерации пожилых граждан.
Предметом исследования послужат нормативные правовые акты, регулирующие социальное обслуживание в Российской Федерации пожилых граждан, комментарии к ним, помогающие понять содержание законодательных норм относящихся к теме настоящего исследования.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и глубоко проанализировать организацию и содержание социального обслуживания в Российской Федерации пожилых граждан в стационарных учреждениях.
В связи с поставленной целью в работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Рассмотреть понятие социального обслуживания.
2. Провести анализ состояния социального обслуживания пожилых граждан в РФ.
3. Исследовать нормативно-правовую базу социального обслуживания пожилых граждан в РФ.
4. Раскрыть порядок принятия пожилых граждан на проживание в стационарное учреждение.
5. Исследовать медико-социальное обслуживание пожилых граждан в условиях проживания в стационарных учреждениях.
6. Рассмотреть организацию свободного времени пожилых граждан проживающих в стационарных учреждениях.
В отношении выбранной для исследования темы следует отметить, что в после перестроечные и в последние годы вопросам социального обслуживания различных слоев граждан уделялось достаточно внимания со стороны научной общественности. И это вполне объяснимо, поскольку уровень социальной защищенности остро нуждающихся в ней категорий лиц в Российской Федерации был далек от существующих в развитых странах стандартов.
Так, в процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Нормативной базой являются: Конституция РФ , нормативно-правовые акты, в части регламентации отношений, связанных с предметом настоящего исследования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
Научная новизна. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам оптимизации механизмов правового регулирования социального обслуживания в Российской Федерации пожилых граждан в стационарных учреждениях. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1. Общая характеристика социального обслуживания в РФ пожилых граждан в стационарных учреждениях
1.1 Понятие социального обслуживания
Развитие рыночных отношений, которое интенсивно происходит в Российской Федерации, воздействует не только на правовую систему страны, но и на некоторые институты и отрасли. Так как Россия, это социальное государство, то законодательство поставило перед собой в качестве основных целей защиту прав, а также интересов каждого гражданина.
На основании того, что право социального обеспечения, это самостоятельная отрасль права, то именно оно является эффективным средством обновления социальной отрасли России, а помимо этого помогает предотвращать развитие разных негативных последствий для граждан, которые сформированы условиями рынка.
Международными силами создали свод международных социальных стандартов в области социального обеспечения, и их содержание является концентрированным отражением опыта различных государств . В урегулировании социального обеспечения в Российской Федерации, в частности, социального обслуживания, Российская Федерация опирается на мировой опыт.
В ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» определена правовая основа для урегулирования сферы социального обслуживания. Им определяется социальное обслуживание, в качестве «деятельности в области предоставления социальных услуг гражданам».
Во время развития права социального обеспечения неоднократно предпринимали попытку обобщения современного опыта и конкретизации сути социального обслуживания отдельной категории граждан. Для формирования эффективной системы социального обслуживания, нужно создать собственный инструментарий с целью познания разных условий окружающей действительности и самих людей, которые нуждаются в социальных услугах.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» именно социальную работу призвал обеспечивать эффективность социального обслуживания. Но, сама такая эффективность чаще всего будет зависеть от степени профессионализма специалиста, а помимо этого от умения трудиться в сфере граждан. На основании этого многие специалисты указывают на то, что ее определяют как на основании общих, так и специфических критериев.
Источник определения данных критериев, это цели и задачи, на основании которых предоставляют социальные услуги, а помимо этого уровень их реализации.
Критерий эффективности социального обслуживания, это действенность каждого вида, формы и метода социального обслуживания разных категорий граждан, деятельность социальных служб, а помимо этого руководство и управление всем процессом социальной работы с гражданами и отдельными людьми, которые нуждаются в социальном обслуживании.
С целью разрешения разных организационных и практических задач социально-экономические структуры отделяют определенные системные функции:
оказание помощи слабым, неимущим, больным, а помимо этого оказывающимся в трудных жизненных ситуациях людям. Если граждане по каким-либо причинам попадают в трудное положение, то гуманное отношение к ни со стороны остальных членов общества позволяет сохранять им жизнь, возвращая способность к трудовой деятельности. Помимо этого, «общественному организму» могут быть полезны не только здоровые и сильные граждане обеспечение стабильной разработки в «общественном организме» так называемого «энергетического излишка». Сущность этой функции будет состоять в том, ресурс, необходимый для выживания общества, может резко измениться, допустим, при природных катаклизмах либо войне.
Основная задача системы социального обслуживания в области удовлетворения потребностей общества, это изменение и корректировки поведения граждан по отношению к интересам самого «общественного организма». Социальным институтом, который решает такую задачу, будет выступать школа, церковь, семья и так далее.
В настоящее время социальное обслуживание приобрело роль стимулятора развития общества. Функционирование системы дает возможности для поддержания в обществе «уровня правильного потребления», что будет проявляться в том, что социально неблагополучная группа населения будет снижать степень потребления разных социальных благ и спустя время привыкать к относительно низкому стандарту жизни. Именно на основании этого социальное обслуживание, поддерживая такую группу граждан, одновременно будет удовлетворять системные потребности общества в целом, и способствовать повышению степени потребления .
Изучая социальное обслуживания в узком смысле слова, некоторые исследователи понимают под ним оказание разных социальных бытовых услуг. В широком понятии социальное обслуживание, это различные типы социального обеспечения, помимо денежной выплаты.
Так, оказание консультации, разрешение вопроса перевоспитания, принятие мер в области охраны материнства, детства, пожилых людей и инвалидов.
Таким образом, все условия связанные с жизнедеятельностью граждан (здравоохранение, медицина, образование, наем жилья), будут являться объектами социального сервиса .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "О ветеранах" // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 168.
7. Федеральный закон от 07.11.2000 N 136-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" // "Собрание законодательства РФ", 13.11.2000, N 46, ст. 4538.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
9. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2007, N 50, ст. 6242.
10. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 08.12.2020) "О вынужденных переселенцах" // "Собрание законодательства РФ", 25.12.1995, N 52, ст. 5110.
11. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 06.12.2021, с изм. от 23.12.2021) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 21, ст. 699.
12. Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 306 (ред. от 31.10.2018) "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2000, N 7, ст. 795.
13. ГОСТ Р 52143-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2021 N 531-ст) // М.: Стандартинформ, 2021.
14. Закон Тюменской области от 02.12.2014 N 102 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" (принят Тюменской областной Думой 20.11.2014) // "Вестник Тюменской областной Думы", N 12, 2014.
15. Закон Белгородской области от 05.12.2014 N 321 "О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области" (принят Белгородской областной Думой 27.11.2014) // "Белгородские известия", N 237, 09.12.2014.
16. Областной закон Ростовской области от 03.09.2014 N 222-ЗС "О социальном обслуживании граждан в Ростовской области" (принят ЗС РО 29.08.2014) // "Собрание правовых актов Ростовской области", N 9 (часть I), подписано в печать 30.10.2014, ст. 1562.
17. Адриановская Т.Л., Карданова И.В. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат. Учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» Москва, 2019. С. 43.
18. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России. Учеб. пособие. - Томск, 2019. – С. 291.
19. Андреева О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей // Социальное и пенсионное право. 2019. № 4. С. 38
20. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. - 2019. - №3.- С. 21.
21. Блинова М.Г. Новые подходы к социальному обслуживанию населения: Проблемы и решения /// Современные научные исследования и разработки. 2019. № 3 (3). С. 167.
22. Быкова Т. А. Социальная политика в отношении граждан: опыт и перспективы развития / Т. А. Быкова // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (7-8 декабря 2017 г.) / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2017. – С. 3.
23. Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации / Н. Ф. Дементьева, Модестов А. А. – М.: Изд-во Москва, 2018. – С.59.
24. Евсеева Я. В. Актуальные вопросы социологии старения: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. - 2016. - № 2. - С. 5.
25. Карпова Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2020. № 35. С. 228.
26. Кабанова Е.Е., Ветрова Е.А. Актуальные проблемы социально-экономической интеграции людей «третьего возраста» в современное российское общество // Социальноэкономические явления и процессы. 2018. Т. 13, № 1. С. 31.
27. Курбатов В.И. Социальная работа: для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2019. С.49.
28. Макарова Е. Ю. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2017. Т. 6. № 1-1. C. 192.
29. Погорелов Я. Д. Здоровая старость: медико-социальные аспекты // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени H. A. Семашко. - 2020. - Вып. 1. - С. 133.
30. Пашкова Г. Г. К вопросу о социальном обслуживании граждан // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2019. Ч. 64. С. 46.
31. Савинов А.Н., ЗарембоТ.Ф. Организация работы органов социальной защиты. - М., 2019. – С. 51.
32. Холостова Е. И., Шайдукова Л. Д. Социальная работа с пожилыми людьми. Новаторский Российский и зарубежный подход // Инновационная наука. 2019. № 9(21). С. 355.
33. Цапко М. С. Качество жизни российского пенсионера // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 3 (9). С. 60.
34. Шитова К. Ю. Демографическое постарение общества / К. Ю. Шитова, З. Э. Кудашева, Л. А. Павлова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2019. – Т. 5. – № 5. – С. 568.
35. Шляфер С.И. Деятельность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации, Журнал «Медицина» 2017. № 3. С 8.